экологическая тропа
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Мухаметгалиева Нурия Хазиевна

Создание экологической тропы на территории детского сада способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_tropa_1.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:  обобщить знания детей об объектах экологической тропы в весенний период.                                                                                                                                   Задачи: закреплять умение детей узнавать и называть деревья на экологической тропинке детского сада. Систематизировать знания о некоторых особенностях строения дерева. Закрепить знания о сезонных изменениях объектов экологической тропы. Развивать у детей память, внимание. Развивать умение сосредотачивать свое внимание на рассматриваемых объектах. Воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия. Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.

Ход занятия – прогулки.

Воспитатель собирает детей на участке и задает вопросы:

-Дети, какое сейчас время года? (Весна.)

-Расскажите, какая сегодня погода? ( )

-Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май.)

-Какие  изменения произошли в природе в мае месяце? Прилетели птицы, на деревьях набухли почки, светит солнце, появились первые цветы.…

-Дети, правильно деревья на нашем участке проснулись с приходом весны. Назовите деревья, которые растут на нашем участке. (Яблоня, ель)

-Но кроме деревьев, что у нас растет на участке? (Кустарник.) Назовите их? (Боярышник, шиповник, рябина)

Приглашаю вас ребята, совершить  прогулку по экологической тропе. Мы будем останавливаться, чтобы наблюдать за объектами живой природы, за их изменениями весной.  Ну, а теперь нам пора отправляться в путь. ( Идем к березе). Вот наша первая остановка.

– Ребята, а вы помните, как называется это дерево? (Ответы детей)

-Правильно, это берёза. Посмотрите, ребята, у берёзы есть гладкий, белый ствол с тёмными чёрточками.  Сегодня я  вам открою один секрет – через эти чёрточки берёзка дышит, а называются они «чечевички». Дети,  запомнили, как называются черные чёрточки на берёзе? Повторите, пожалуйста «чечевички».

 - Детки, посмотрите и скажите, какой ствол у берёзы? (Ответы детей)

-Правильно. Внизу ствол более тёмный и кора шершавая, а наверху белая, гладкая. Тонкие веточки опускаются красиво к земле.

-А, что есть на веточках? (Ответы детей)

- Маленькие, клейкие, зелёненькие листочки и длинные серёжки.

 - Девушки носят серёжки, и у берёзки тоже есть длинные, красивые серёжки.  Ребята, подойдите поближе к берёзке и давайте рассмотрим берёзовые серёжки. (рассматривают)   Осенью эти серёжки рассыпаются на маленькие семена.

-Дети, давайте представим, что мы маленькие семена берёзы. Дует ветер, семена летают в воздухе (дети кружатся). Ветер стих, семена тихо падают на землю (дети приседают).

-Ребята. Как вы думаете, берёза любит солнышко? (Ответы детей)

 - Берёза растёт в лесах, на полянках, лесных опушках. Очень     любит солнечный свет, простор, не боится трескучих морозов. Живёт берёза долго до180 лет.
- Берёзка украшает наши леса. Это красивое дерево. Про берёзку написано много стихотворений, песен, загадок. Послушайте, какое стихотворение о берёзе выучила наша  Аделя. (дети читают стихотворение А. Прокофьева «Берёзка»)

Люблю берёзку русскую,                                                                                                      То, светлую, то грустную,                                                                                                          В светлом сарафанчике,                                                                                                                                   С платочками в карманчиках,                                                                                                               С красными застёжками,                                                                                                                              С зелёными серёжками.                                                                                                                                  Люблю, её нарядную,                                                                                                                         Родную, ненаглядную,                                                                                                                              То, юную, кипучую,                                                                                                                            То, грустную, плакучую.                                                                                                               Люблю берёзку русскую,                                                                                                                           Она всегда с подружками.                                                                                                         Под ветром низко клонится                                                                                                                                               И гнётся, да не ломится!

- В лесу берёза приносит много пользы человеку, животным и другим растениям.  А вы знаете, как люди могут использовать берёзу? (Ответы детей)

Воспитатель обобщает ответы детей:

- Люди заготавливают берёзовые дрова, чтобы топить печи; делают из коры- бересты- красивые изделия, туески, хлебницы, шкатулки, из древесины делают мебель и посуду.

- Ребята, а вы пробовали берёзовый сок?  Очень вкусный и полезный сок дарит нам это дерево. Даже птицы и животные любят берёзовый сок. Птицы устраивают гнёзда на берёзах, а внизу  под берёзой можно найти грибы. Они так и называются – подберёзовики. Много пользы приносит нам берёза. В детском саду деревья украшают участки. Деревьев саду не много, поэтому их нужно беречь.

-Ребята, как вы думаете, что значит беречь деревья? (Ответы детей)

Воспитатель обобщает ответы детей:

-Берёзкой нужно любоваться, поливать её, не топтать землю около корня, и не ломать веточки. Тогда берёзка будет долго радовать нас своей красотой.

Воспитатель: - Мы идём дальше. Посмотрите, вот висит кормушка для птиц, но где же птицы? Почему сегодня мы не видим здесь птиц? (Ответы детей)

-Правильно, стало тепло, и птицы теперь сами могут найти себе пищу в лесу, на земле, в траве.

 - Как вы думаете, ребята, чем сейчас питаются птицы? (Ответы детей) Ребята, а какие птицы прилетали к нам на кормушку? (ответы детей). Как мы их называем? (зимующие) А какие  птицы прилетели из теплых краев?

Дети. Грачи, скворцы, ласточки, жаворонки, журавли, лебеди, соловьи, кукушка.

Воспитатель. Этих птиц называют перелетными, потому что они весной прилетают к нам, а осенью улетают в теплые края.

- А как называется это дерево? (ответы) Правильно, это яблоня. Ребята, посмотрите, а что это на ветках яблони, куда пропали почки? (ответы)

- Правильно, ребята, внутри каждой почки находился листочек, маленький зеленый листок. Зимой он спал, а с наступлением весны листок проснулся и появился на веточке.

- Ребята, яблоня – плодовое дерево.  Как вы думаете, почему?       (ответы)

- Правильно, ребята, на яблони растут яблоки – плоды .

Воспитатель: ребята, следующая остановка ждет нас, идемте. Ребята, посмотрите внимательно. Как называется дерево? Она похожа на другие деревья и кустарники или нет? Чем она похожа? (ответы детей). Как вы считаете, рябина это дерево или куст?                                                                           Дети. Это кустарник.

Воспитатель. Правильно, кустарник. Почему? (ответы) Правильно, у нее несколько тонких стволов, рябина может расти как кустарник и как небольшое дерево. А давайте мы потрогаем рябину. Что вы ощутили? (ответы детей). Чем покрыт ствол рябины?

Дети. Ствол рябины покрыт корой.

Воспитатель.  Какого цвета кора рябины? Зачем вообще нужна кора дереву и кусту?

Дети. Кора нужна для того, чтобы защищать ствол.

Воспитатель. Как вы думаете, можно сравнить кору с кожей человека?

Дети. Можно, потому что кожа человека тоже защищает.

Воспитатель. Как вы считаете, что рябине нужно, чтобы она хорошо росла?

Дети. Солнце, вода, птицы.

Воспитатель. Для чего ей нужно солнце, вода, птицы? (Ответы детей.)

Воспитатель предлагает  отгадать загадку :

Кто и летом, и зимой                                                                                                                                    В колкой шубке смоляной?                                                                                                                         В дождь осенний и в капель                                                                                                                                    Не снимает шубку. (ель)

Дети  находят елку, подходят к ней, здороваются .

Воспитатель. Чем отличается ель от других деревьев?

Дети. Ель стоит зеленая круглый год. У нее вместо листьев – иголки.

Воспитатель. Как называются ее иголки?

Дети. Хвоинки. Елка – это хвойное дерево.

Воспитатель. Как вы думаете, почему ель всегда зеленая? ( ответы детей)

- Ребята, осенью все деревья сбрасывают свою листву, а лесная красавица, елка, так и стоит всю зиму зеленая и нарядная.  На самом деле,  зеленые хвоинки-иголки – это видоизмененные листья. Хвоинки такие маленькие и на ели их так много, что если елка сбросит свой колючий наряд, ей не хватит весны, чтобы вновь одеться в густую хвою. И все же елка, как и все хвойные деревья, меняет свой зеленый наряд, но делает это очень медленно -  опадают хвоинки  не все вместе, а по очереди в течение года,  поэтому, мы этого не замечаем.

Воспитатель. А вы знаете, что ель тоже «цветет», в мае, примерно в то время, когда и черемуха. «Цветение» у нее красочное, заметное. На концах ветвей в верхней части кроны появляются ярко – красные, величиной с наперсток шишечки. Это «младенческая» стадия той самой большой и бурой еловой шишки, которую мы видим осенью.

Воспитатель. Ребята, наша экскурсия по экологической тропе закончилась. Вам понравилось?  А как вы думаете, при каких условиях могут расти деревья? (ответы)

Воспитатель. А сейчас, мы вместе дадим  обещание деревьям заботиться о них и быть им друзьями. 

1.Обещаем вам, деревья, тонких веток – не ломать!
2.Обещаем вам, деревья, землю лейкой -  поливать!
3.Обещаем вам, деревья нежных листиков – не рвать!
4.Обещаем вам, деревья кору вашу – не сдирать!
5.Обещаем вам, деревья, землю твердую – рыхлить!
6.Ствол могучий или тонкий вам весною – побелить!
7.Острым ножиком блестящим свежих ран  - не ковырять!
8.Обещаем вам, деревья, птиц певучих – не пугать!
9.Обещаем вам, деревья, стать к вам чуточку – добрее!
10.Обещаем вам, деревья, стать вам ближе и роднее!
Вместе.  Чтобы жить нам вместе с вами настоящими друзьями.

Воспитатель. Большая просьба, ребята,  всегда помнить эти правила, выполнять их, и учить этому других. А сейчас идем в свою игровую площадку и организуем там подвижную игру.

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Шеморданский детский сад общеразвивающего вида№3 «Салават купере» с.Шемордан Сабинского муниципального района РТ»

Конспект занятия-прогулки «Экологическая тропа. Весна» в старшей группе

Воспитатель Мухаметгалиева Н.Х.

  Май -2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)

ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...

Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"

Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...

МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»

Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»

Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....