Проект в старшей группе детского сада "Родился хлеб душистый из зерен золотистых»
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме
Цель: расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
Задачи:
- расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
- показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;
- формировать представления о разнообразии хлебобулочных изделий;
- познакомить со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;
- расширять кругозор детей на основе исторического материала, доступного их пониманию;
- воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 22.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект в старшей группе детского сада
«Хлеб – всему голова!»
Авторы: Клесун Т.В., Шульгина О.В. воспитатели ГБОУ Школа 384 ДО №2
Вид проекта: информационно – исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Сроки реализации проекта: октябрь – ноябрь.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Пашут каждую весну,
Поднимают целину,
Сеют, жнут, ночей не спят,
С детства знай, как хлеб растят.
Хлеб ржаной, батоны, булки.
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют.
Сил для хлеба не жалеют.
( Я. Аким)
Актуальность.
Хлеб – это основа жизни, дар матушки - земли с одной стороны и огромный труд человека - с другой.
О хлебе сложено много песен, легенд, пословиц и поговорок. Представить жизнь даже современного человека, который может приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. Хлеб всему – голова. На Руси хлеб был главным блюдом и в повседневной жизни, и за праздничным столом. Дорогих и уважаемых гостей встречали хлебом – солью. Традиция сохранилась и до наших дней.
Хлеб – это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. В мире существуют понятия, которые для нас, людей, не потеряют своей ценности никогда. Тем более, когда речь заходит о таких важных вещах, как воздух, вода, солнце, земля. Сюда же можно отнести и хлеб. Этот продукт никогда не потеряет своей ценности и будет вечно древним, и в то же время, молодым творением человеческих рук. Человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни тем более, праздничные столы. Этот продукт сопровождает нас до глубокой старости. Все народы воспевают хлеб в своих произведениях, воздавая ему почет и уважение. Хлеб - являет собой надежную защиту людей от голода. К хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку. С детских лет нас учили, бережно относится к куску хлеба, как к самому большому богатству.
Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Цель: расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
Задачи:
- расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
- показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;
- формировать представления о разнообразии хлебобулочных изделий;
- познакомить со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;
- расширять кругозор детей на основе исторического материала, доступного их пониманию;
- воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.
Предварительная работа:
- Сбор информации: о злаковых растениях, о сельскохозяйственной технике, о хлеборобах, о народных традициях;
- Подбор демонстрационного материала: картинки, иллюстрации, видео материал, злаковые растения, крупы, мука из разных злаков, предметы быта;
- Подбор литературного материала: пословицы, рассказы, сказки, загадки, стихи.
Разработка проекта:
Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.
Ожидаемые результаты:
• сформировать у детей представления о ценности хлеба;
• получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
• воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
• воспитывать бережное отношение к хлебу.
Методы исследования:
• сбор информации;
• беседы;
• наблюдения;
• опытно – экспериментальная деятельность
• анализ.
Реализация проекта:
Октябрь – ноябрь
Познавательное развитие
Беседы с детьми: « Берегите хлеб», «Как выращивают хлеб», «Какой бывает хлеб»;
Опытно - экспериментальная деятельность:
- Превращение зерен в муку.
- Рассматривание и сравнение зерен (пшеницы, овса, ржи, ячменя).
- Выращивание семян (пшеницы, овса).
- Замешивание теста и выпечка хлебобулочных изделий в домашних условиях.
НОД с детьми на тему: «Когда и где родился хлеб», «Берегите хлеб», «Хлеб – великое чудо земли;
Мультимедийные презентации: «Как же пекли хлеб и относились к нему в древности?», «Как колосок на стол хлебом пришёл», «Традиции русского гостеприимства»;
Обогащение предметно - развивающей среды в группе: мини - музей хлеба.
Социально – коммуникативное развитие:
П/и: «Пахари и жнецы», «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»;
С/р игры: «Магазин -булочная», «Семья», «Пекари», «Кулинария»;
Д/и: «Что из какой муки испекли»
«А какой он, хлеб»
«Назови профессию»
«Назови какой, какая, какое?»
«Что сначала, что потом»
« Кто больше назовет хлебобулочных изделий»
Речевое развитие
Заучивание стихотворения П. Каганова «Хлеб – наше богатство!»;
Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба», «Как наши предки выращивали хлеб», «Откуда что берется».
Словесные игры: «Образуй словечко, «Продолжи пословицу»;
Беседы: «Кто такой хлебороб», «Что у нас на столе бывает ежедневно»;
Составление рассказов по иллюстрации «Как выращивают хлеб»;
Рассматривание картин И. Шишкина «Рожь», С.А. Куприянова «Вспашка».
Проговаривание скороговорок о хлебе.
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.
Хорош пирожок – внутри творожок.
Саша любит сушки, Соня – ватрушки.
Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.
Чтение художественной литературы о хлебе.
Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; В. Дацкевич «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова «Что такое хлеб», Н. Самкова «О хлебе», П. Коганов «Хлеб - наше богатство;
Заучивание стихов и песенок о хлебе: «Отличные пшеничные», «Пеку, пеку хлебушек», П.Каганов «Хлеб — наше богатство»;
Разгадывание загадок;
Слушание музыки: песня в исполнении О.Воронец «Хлеб - всему голова», песня в исполнении Л.Зыкиной «Песня о хлебе», песня- загадка «Бываю я чёрным, бываю я белым»;
Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация):
- Рисование хлебных полей,
- рассматривание картин и иллюстраций о хлебе;
- Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий;
- Рисование хлебных колосков;
- Мельница (аппликация);
- Колоски в вазе (аппликация);
Презентация проекта «Чудо земли - хлеб».
Познание
- подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;
- репродукции картин русских художников на заданную тему;
- знакомство с профессиями: агроном, комбайнер, мукомол, пекарь.
- составление рассказов по серии картин «Как люди выращивают хлеб»;
Взаимодействие с родителями
1. Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.
2. Кулинарная книга «Рецепты наших бабушек и мам». ( фото)
3. Чаепитие с родителями (с хлебобулочными изделиями).
Список использованной литературы
Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: Мозаика- Синтез», 2004. - 40с.
Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 144с.
От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах): Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л.А. Владимирская. - Волгоград: учитель, 2004. - 160с.
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-состав.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова. - 4-е изд., - М.:АРКТИ, 2006. - 96С.
Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: . - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.
Соломенникава О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - Мозаика-Синтез, 2006. - 104с.
Тамбиев А.Х. Экологическая азбука для детей: Растения. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 32с.
Шорыгина Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. - м.: ТЦ Сфера, 2012. - 80с.
Емельянова Э.Л. - Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет
Рыжова Н.А. Почва — живая земля. М.: Карапуз-Дидактика, 2005.
Т.А. Шорыгина. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2012. – 41 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в старшей группе детского сада "Хлеб- всему голова"
дать детям понять, что хлеб является ежедневным продуктом питания, познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий, закрепить знания о долгом пути хлеба от поля до стола, воспитывать ува...
Проект «Родился хлеб душистый из зерен золотистых»
Проект «Родился хлеб душистый из зерен золотистых» в группе старшего дошкольного возрастаВ каждом зёрнышке пшеницыЛетом и зимойСила солнышка хранитсяИ земли родной.И расти под небом светлым,Строе...
Проект в старшей группе "Вот он, Хлебушек душистый..."
Проектв старшей группе Тема: «Вот он, Хлебушек душистый…»Тип проекта: Познавательно – исследовательский.Цель:Создание условий для формирования предпосылок поисковой деятельности. Расшир...
Отчет о работе над проектом "Родился хлеб душистый из зерен золотистых"
В группе № 1 «Почемучки» закончилась работа по проекту «Хлеб – всему голова», где ребята на занятиях и в самостоятельных видах деятельности познакомились с разнообразием...
Методический материал "Родился хлеб душистый из зерен золотистых"
Хлеб – это основа жизни, дар матушки - земли с одной стороны и огромный труд человека - с другой.О хлебе сложено много песен, легенд, пословиц и поговорок. Представить жизнь даже современн...
Долгосрочный проект в старшей группе на тему: «Хлеб-всему голова»
Тема: «Хлеб-всему голова».Вид проекта: познавательно-исследовательский.Состав участников: групповой и родители, воспитатели.Срок реализации: долгосрочный (с 2 февраля по 2 марта ).Актуальн...
Проект в старшей группе "Да здравствует мыло, душистое!"
Проект в старшей группе "Да здравствует мыло, душистое!"...