Открытое занятие в старшей группе "Удивительные свойства магнита"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Дейнега Оксана Петровна

На занятии у детей расширяются и закрепляются представления о магнитах и их свойствах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon magnit_4.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:  развитие познавательной активности детей в процессе знакомства с магнитом и его свойствами на основе опытно - исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные:

Сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит.

Развивающие: 

Развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, выбирать способ действия. Развивать у детей  внимание, мышление, связную речь умение отвечать на вопросы полным предложением.

Воспитательные:

Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов; способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств.

Интеграция ОО: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой.

Словарная работа: магнит, магнетизм, примагничивать, пастух  Магнис.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: магнит, картон с приклеенным магнитом, ключик металлический, волшебная палочка, сундук, яблоки и  стойка для фокуса, карточки-символы, маркер.

Раздаточный:  магниты на каждого ребенка;  металлические, пластмассовые, деревянные, бумажные предметы в тарелочках; стеклянные  стаканы с водой; картонные карточки с «лабиринтом»; скрепки; тканевые платочки; металлические монетки.

Ход образовательной деятельности

  1. Организационный момент

Воспитатель приглашает детей в группу.

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, сегодня у нас много гостей. Давайте поприветствуем их.

А теперь повернитесь и посмотрите на меня. У нас сегодня с вами необычный день. Мы не будем проводить занятие, а отправимся в страну волшебства.

 - Ребята, а вы любите фокусы?

В круг быстрее становитесь

И друг другу улыбнитесь.

Глазки вниз, глазки вверх.

Вокруг себя вы повернитесь

И в стране фокусов окажитесь!

Звучит волшебная музыка. Воспитатель подходит к сундуку, достает и  надевает шляпу, накидку, берет волшебную палочку и превращается в фокусника. Воспитатель достает волшебные колпачки для детей.

Добро пожаловать в страну фокусов! Хотите, я научу вас некоторым фокусам?  Ребята, у меня в руках волшебная палочка. Я буду главным фокусником, а вы моими помощниками.

Воспитатель показывает детям лист картона, подзывает одного помощника, просит его взять ключик и прикрепить к листу картона, куда воспитатель покажет волшебной палочкой (ключик падает).

Воспитатель: Вот какой непослушный ключ. Наверно, нужно нарисовать крючок.

Помощник маркером рисует крючок, и воспитатель  произносит волшебное заклинание

«Ключик, ключик, не ленись и к крючку прикрепись!» 

(помощник прикрепляет ключ к нарисованному крючку).

Воспитатель: В чем же секрет этого фокуса? (высказывания детей ).

А разгадать мой фокус, поможет загадка:

Бывает маленьким, большим.

Железо очень дружит с ним.

С ним и незрячий, непременно,

Найдет иголку в стоге сена (магнит)

Воспитатель: Верно, с задней стороны листа прикреплен магнит, который притягивает к себе  ключ:

Вот перед нами обычный магнит.

                          Много секретов в себе он хранит (звучит музыка).

-  Ребята,  я расскажу вам одну старинную легенду.  В давние – давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые гвоздями, и деревянная палка с железным наконечником прилипают к черным камням, которые валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные камни (черные по цвету) не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух взял несколько камней, принес их в деревню и очень удивил своих соседей. От имени пастуха «Магнис» - появилось название «магнит».

Вам понравилась легенда?

Вот сейчас мы проверим, прав был пастух? Действительно ли магнит притягивает к себе только железные предметы?

 - Сейчас мы с вами отправимся в волшебную лабораторию.

Но прежде чем начать, вспомним правила поведения в лаборатории.

Дети: Не шуметь. Не бегать. Не толкать друг друга, неизвестные предметы не трогать руками и т.д. 

Опыт №1. « Какие предметы притягивает магнит?»

Воспитатель: ребята у  нас на столе, в тарелочках, находятся предметы из разных материалов: железа, дерева, пластмассы, бумаги и ткани. Возьмите в руки магнит и проведите им над предметами.

(Дети выполняют)

Воспитатель: - Ребята, что же у вас получилось, какие предметы магнит

притянул

Ответы детей: Магнит притянул скрепку и болтик (т. е. железные предметы)

- Какие же предметы магнит не притянул

Ответы детей: Магнит не притянул: пластмассовую пуговицу, кусок бумаги, деревянная пуговица.

 Вывод: магнит притягивает только железные предметы (воспитатель устанавливает символ)

По-научному, такое явление называется – магнетизмом.

Давайте все вместе повторим: магнетизм.

Воспитатель: Ну что, ребята продолжаем наше путешествие по волшебной лаборатории? 

По тропинке, по дорожке

Зашагали наши ножки

По тропинке мы пойдем

Свойство новое найдем.

Дети переходят к следующему столу

 Опыт №2 «Волшебный лабиринт»

- Странно, мы шли, шли и карточки с разными дорожками нашли, это какие то волшебные лабиринты? Попробуем по ним провести  монетку. Для этого монетку положите сверху картона, на дорожку, а снизу, магнитом ее поймайте. Нужно двигать монетку с помощью магнита аккуратно, не сходить с намеченного пути.

Ты иди моя монетка, не сворачивай с пути

Все преграды обойди

И до финиша дойди!

Воспитатель:  Молодцы! У всех получилось!

Ребята, какой вывод мы можем сделать? (ответы детей)

Вывод:  Магнит может притягивать металлические предметы через картон

(Воспитатель просит кого-то из детей найти соответствующий символ и установить)

Опыт №3 «Волшебный платок»

- Положите на монетку платочек, а сверху на платочек магнит. Что происходит? Наш платочек вдруг ожил, словно по небу поплыл!

Вывод: Магнит может притягивать железные предметы через ткань.  (Воспитатель просит кого-то из детей принести соответствующий символ)

Ну что, ребята продолжим наши фокусы?

Дружно все за мной пойдем

Новые свойства магнитов найдем!

Мы к плечам прижали руки, начинаем их вращать.

Прочь усталость, лень и скука,

Будем мышцы разминать.

(руки к плечам, вращение вперед и назад)

А теперь покрутим шеей, это мы легко сумеем.(вращение головой)

А теперь мы приседаем и колени разминаем.

Ноги до конца сгибать, раз, два, три, четыре, пять.(приседания)

Напоследок пошагаем, выше ноги поднимаем!(ходьба на месте).

(Дети переходят к следующему столу )

Опыт №4 «Достань скрепку»

Воспитатель: Ну что же  ребята, давайте посмотрим, что еще может наш волшебный магнит?

         Уронила скрепку в воду, что же делать, как же быть?

           А  беде моей поможет удивительный магнит.

           Мой магнит я беру, скрепку я достать смогу.

Воспитатель: - Что же мы видим? (ответы детей) Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: магнит сохраняет свои свойства в воде.  (ребенок находит символ)

Опыт №5 «Волшебная змейка»

Воспитатель: - Вот вам задачка посложнее. Как достать скрепку из стакана с водой, не замочив ни рук, ни магнита. (Ответы детей)

Волшебная змейка в воде очутилась

А как же ей выбраться? Она огорчилась.

Поможем ребята выбраться змейке?

Возьмем наш магнит и дотронемся к стеклянной стенке.

Тяни магнитом по стенке волшебную змейку.

Воспитатель: -  Мы сейчас узнали, что магнит может  притягивать предметы через преграду.  

Вывод: магнит воздействует на металлические предметы через стекло.

Воспитатель:  Молодцы! ( ребенок находит символ)

Воспитатель: Да ребята, хорошо мы потрудились, и чему- то научились, много нового узнали и чуть - чуть мудрее стали.

(Подходят вместе с воспитателем к следующему  столу)

Так, что у нас дальше? Яблочки…, может, подкрепимся?

Нет, нет, сейчас я вам  один фокус покажу.

(Воспитатель показывает фокус с яблоками.)

Воспитатель: - Как вы думаете, в чем секрет этого фокуса?

(Предположения детей)

Воспитатель:

Мне сказали: 
«Яблоко – полезно,
Потому что много в нем железа!»
Ну, не знаю… ,
Я три штуки съела –
Ничего внутри не загремело!

— Ну, дорогие мои фокусники, вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие, сегодня у нас с вами был трудный, но интересный день. Мы изучали свойства магнита. Какими свойствами обладает магнит?

Дети называют свойства:

1. Магнит притягивает только металлические предметы.

2. Магнит действует через стекло, воду, картон, ткань

3. Магнит не боится препятствий.

- Вот какие чудесные магниты – сколько можно сделать волшебства с ними.

Но нам уже пора возвращаться в детский сад

В круг быстрее становитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Вокруг себя вы повернитесь,

В детском саду окажитесь.

— Дорогие ребята, мне очень было интересно с вами заниматься. Вы все очень умные, находчивые. И на память о нашем занятии я бы хотела подарить вам вот такие смайлики-магниты. И яблоки я вам тоже дарю, ешьте их на здоровье, в них много железа, а откуда оно там…вы узнаете, когда подрастете и пойдете в школу!

Конспект  занятия по

опытно-исследовательской деятельности

 «Удивительные свойства магнита»

( старшая группа)

Подготовила:

воспитатель МБДОУ

«Детский сад №5 «Непоседа»

Дейнега Оксана Петровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Удивительные свойства воздуха»

         Задачи:       Дать детям представления о том, что наличие воздуха — одно из условий существование живых организмов.      ...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Свойства магнита"

Конспект по экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы детского сада....

Непосредственно - образовательная деятельность в старшей группе «Свойства магнита»

Непосредственно - образовательная деятельность «Свойства магнита»в старшей  группепо образовательным областям   «Познавательное развитие»       ...

Конспект ННОД познавательное развитие для детей старшей группы "Свойства Магнита"

Закреплять и обобщать знания детей о свойствах магнита...

Свидетельство о публикации методического материала «Конспект занятия на тему «Волшебное свойство магнита» электронный журнал Академия развития творчества «АРТ-талант», 07.04.2022

Свидетельство о публикации методического материала «Конспект занятия на тему «Волшебное свойство магнита» электронный журнал Академия развития творчества «АРТ-талант», 07...

Открытое занятие в старшей группе "Свойства снега"

Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со льдом и снегом.    ...