ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цель занятия: расширить и уточнить знания детей о хлебе.
Задачи:
Образовательные:
· Познакомить детей с зерновой культурой пшеница, рассказать об особенностях ее выращивания и уборки, о профессиях, задействованных в этом процессе.
· Познакомить с специализированной сельскохозяйственной техникой, используемой в полевых работах.
· Познакомить с трудом мельника и пекаря, пекаря.
· Расширить знания о различных хлебобулочных изделиях.
· Учить образовывать однокоренные слова.
· Расширить и уточнить пассивный и активный словарь.
Развивающие:
· Развивать мышление, через постановку проблемных вопросов, учить последовательно рассуждать.
· Учить искать различные варианты решения поставленной задачи.
· Развивать воображение.
· Обогащая словарный запас давая новые знания развивать память.
Воспитывающие:
· Воспитывать уважение к людям выращивающим зерно и принимающим участие в изготовлении хлеба.
· Воспитывать бережное отношение к хлебу и хлебобулочным изделиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkuda_hleb_prishel.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №1комбинированного вида городского округа Власиха
Конспект тематического познавательно-речевого занятия в старшей логопедической группе
на тему:
«Откуда хлеб пришел?»
Составила учитель-логопед
Проклова Наталья Александровна
Власиха 2017
Цель занятия: расширить и уточнить знания детей о хлебе.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с зерновой культурой пшеница, рассказать об особенностях ее выращивания и уборки, о профессиях, задействованных в этом процессе.
- Познакомить с специализированной сельскохозяйственной техникой, используемой в полевых работах.
- Познакомить с трудом мельника и пекаря, пекаря.
- Расширить знания о различных хлебобулочных изделиях.
- Учить образовывать однокоренные слова.
- Расширить и уточнить пассивный и активный словарь.
Развивающие:
- Развивать мышление, через постановку проблемных вопросов, учить последовательно рассуждать.
- Учить искать различные варианты решения поставленной задачи.
- Развивать воображение.
- Обогащая словарный запас давая новые знания развивать память.
Воспитывающие:
- Воспитывать уважение к людям выращивающим зерно и принимающим участие в изготовлении хлеба.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу и хлебобулочным изделиям.
Словарная работа:
Пассивный словарь: хлебопечка, агроном, хлебороб, сеялки, комбайн, комбайнер, сноп, зернохранилище, обмолотить, мельница, перемалывать мукомольный, пекарня, пекарь,дрожжи, пшеничный, ржаной.
Активный словарь: мягкий, ароматный, душистый, колос, корочка, трактор, тракторист, зерно, мука, булки, пироги, сухари, мучные изделия, печь, месить.
Подготовительный этап: подготовка выставки в группе с иллюстрациями полевых работ, работы пекарей, мучными изделиями, принесенными детьми, чтение художественной литературы (Сказки: «Легкий хлеб», «Колосок»; И. Токмакова «Что такое хлеб»), заранее испеченный хлеб в хлебопечке.
Оборудование: хлебопечка, продукты, иллюстрации полевых работ, колосья пшеницы, сноп, поднос, минимельница или ступка, картинки с различными мучными изделиями, чай, варенье.
Ход занятия:
Педагог:Здравствуйте ребята. Посмотрите, что у меня в руках. Кто знает, что это? (Возможные ответы детей: колоски, зерно, трава, сено, хлеб…). Это колоски пшеницы. Они выросли в поле, и когда они созрели, их срезали и связали вот в такой букет. Он называется сноп. Повторите это слово. Наш сноп совсем маленький и его можно назвать снопик – как назовем маленький сноп? А в поле бывают огромные снопы, в них помещается гораздо больше колосков. Как вы думаете, а для чего люди вырастили эти колоски? (Чтобы делать хлеб, чтобы делать муку…) Сейчас я вам расскажу.
Когда вы вошли сегодня в группу, какой запах вы почувствовали? (Хлеба, булки, теста…)Правильно, это запах хлеба. Сегодня утром я пришла в группу и решила приготовить для вас сюрприз – испекла хлеб. В этом мне помог специальныйприбор ХЛЕБОПЕЧКА. Она и тесто месит и хлеб печет. Вот посмотрите на него, он получился мягкий, душистый, ароматный, мягкий, аппетитный, с румяной крепкой корочкой. Посмотришь на него, и сразу хочется его съесть. Вы хотите узнать, как из колосков получается хлебушек, и кто ему помогает. Сейчас я вам расскажу.
Итак, весной выходят в поле люди, сейчас их они называют агрономы, а раньше их называли хлебороб. Агрономы садятся в специальные машины, они называются сеялки и трактора и сажают в поле семена пшеницы, вот такие зернышки.(Педагог показывает детям зерна пшеницы).Как вы думаете, как называется профессия людей, которые работают на тракторе? (Тракторист). Повторите, как его называют. Всю весну и лето зернышки растут в поле, пьют водичку от дождика, греются на солнышке и все время растут. А когда они становятся совсем большие, они начинают сохнуть и желтеть и все поле становится красивого золотого цвета. И вот тогда снова приходят в поле люди и на огромных машинах, которые называются комбайны, начинают быстро и аккуратно срезать колоски. Как называются машины, которые убирают колоски в поле? А люди, которые работают на комбайнах? (Комбайнеры). Повторите это сложное слово.
Итак, комбайнеры на комбайнах срезают колоски и прямо в комбайне в поле колоски отделяются от стебельков, вот так. (Воспитатель снимает у одного колоска зернышки со стебля). Стебельки выкидывают, а зернышки, собирают и везут в зернохранилище. Это такой большой дом для хранения зернышек. Там зернышки нужно очистить. Их очищают вот так. (Воспитатель растирает в руках зерна, отделяя шелуху). Это называется обмолотить зерно. Получается зернышки и шелуха, мусор. Как же убрать этот мусор? Как вы думаете? (Ответы детей). В этом деле людям помогает ветер! Зерно подбрасывают, а ветер выдувает из зерна легкий мусор, а тяжелые зернышки падают на землю. Сейчас мы с вами попробуем очистить наши зернышки. (Педагог кладет зерна на поднос, слегка подкидывает его, дети по 2-3 человека подходят и дуют на зерно, выдувая мусор).
Вот так у людей остается чистое зерно. Но в старину у людей не было специальных машин, и они все делали своими руками. Давайте покажем, как это было,
ФИЗМИНУТКА.
Дети идут по кругу за педагогом и выполняют движения по тексту.
Сеем, сеем посеваем
Зерно в пашенку бросаем
В землю теплую уйдите
К солнцу колосом взойдите.
А мы жнецы молодые ,
У нас серпы золотые.
Мы пшеничку посрезали
И снопами завязали.
Молотили, колотили
Было много всюду пыли.
А потом зерно собрали,
Ветерочком обдували.
Зернышко к зернышку,
Все блестят на солнышке.
И что же дальше? Как вы думаете? (Ответы детей: делают хлеб, муку и т.д.). Дальше зерно везут на мельницу. Раньше мельницы были вот такие(демонстрирует изображение ветряной и водяной мельниц), а теперь это большие мукомольные заводы, на них зерно перемалывают, т.е. растирают в муку. (Воспитатель в ступке растирает зерна до состояния грубой муки).Хотите и вы попробовать? (Дети по очереди пробуют измельчать зерно). Вот что такое мука, это зернышки, которые очень сильно измельчили, растерли. Муку мельники засыпают в мешки и везут куда?
Часть муки везут в магазин, чтобы мы с вами могли из нее что-нибудь испечь. А другую часть - в пекарню. Там пекарь берет муку, добавляет в нее яйца, соль, сахар, воду или молоко и самое главное дрожжи. Это вот такой порошок. Они нужны, чтобы тесто стало воздушным, пушистым и начало расти. Да-да тесто, как и вы умеет расти. И вот когда тесто готово, его кладут в формы и ставят в печь. А через некоторое время достают пекари вот такой душистый, ароматный хлебушек. Давайте вспомним, кто помогал хлебу появиться на нашем столе. В поле работают кто? (АГРОНОМ, ТРАКТОРИСТ, КОМБАЙНЕР). Кто работает на мельнице? (МЕЛЬНИК, МУКОМОЛ). Кто выпекает хлеб? (ПЕКАРЬ).
Что делает тракторист? – сеет зерно.
Что делает комбайнер? – убирает зерно.
Что делает мельник? – перемалывает зерно.
Что делает пекарь? – выпекает хлеб.
Вот сколько труда нужно вложить разным людям, чтобы на вашем столе каждый день лежал свежий хлеб. Поэтому его нужно беречь, и ни в коем случае не играть им и не выкидывать его. Ведь не даром в народе говорят : Хлеб всему голова. Как вы понимаете эти слова. Это значит что хлеб, это главный продукт, очень важный и ценный, и его нужно беречь.
Но вы знаете, дети зернышки бывают разные. Вот пшеничные зернышки – из них вырастет пшеница, и хлеб будет белый, как снег. А это зерна ржаные – из них вырастет рожь, и хлебушек получится ржаной, он темный плотный. А если смешать муку пшеничную и ржаную, то получится вот такой серый хлеб.
Но ведь не только хлеб можно приготовить и муки. Как вы думаете, что еще можно испечь? (Пирожки, ватрушки, печенье, булки …) Правильно, все это называется МУЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ. Почему они так называются? (Потому, что сделаны из муки). А теперь попробуйте отгадать мои загадки про мучные изделия.
Загадки,(после того как дети отгадают, педагог демонстрирует картинку с правильным ответом).
Если хлеб ножом измельчить,
Эти кусочки в печи подсушить,
Смело в поход их с собою бери,
Ведь получаешь всегда …. (сухари).
Тесто заварено прямо на печке.
Белый пшеничный хлебец колечком,
Ешь ты и вечером, и спозаранку
Сытную, сладкую чудо…. (баранку).
Маленькая, тонкая, сухая,
Саша в кулачке ее сжимает,
По шоссе идет, сережки в ушках,
В кулачке все точно знают….. (сушка).
Без выходных из года в год
Работает хлебозавод.
Ванилью пахнет улочка
Когда печется… (булочка).
На подбор се эти братцы,
Жалко с ними расставаться,
Все с начинкою дружки –
Что же это ….. (пирожки).
Как можно назвать все эти продукты? Какое у вас самое любимое мучное изделие? Почему?
А теперь пойдемте, скорее, попробуем наш хлебушек, он уже достаточно остыл!
Педагог разрезает хлеб и раздает его детям с чаем и вареньем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи на тему: « Откуда хлеб пришел».
I. Чтение стихотворения А. Балина «Хлеб» II....
Презентация " Откуда хлеб пришел?"
Презентация к конспекту И.А. Морозова Ознакомление с окружающим миром 5-6 лет....
Конспект занятия в подготовительной группе для детей с тяжелым нарушением речи ОНР по лексической теме: «Откуда хлеб пришел?»
Уточнение и закрепление представление детей о выращивании хлеба, развитии связной речи....
Проект "Откуда хлеб пришел"
Продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы в рамках детского экспериментирования; находить характерные признаки субъектов природы, дать представление о выращив...
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему "Откуда хлеб пришел""
Задачи занятия:-уточнять знания детей о хлеборобах, хлебе и его пути к нашему столу;-продолжать обогащение словаря, формирование грамматического строя, развитие связной речи;-воспитывать бережное отно...
Презентация "Как хлеб на стол попал"(приложение к конспекту занятия "Откуда хлеб пришел")
Презентация состоит из 18 слайдов, последовательно рассказывающих о долгом пути хлеба от поля до нашего стола....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных представлений о хлебе у детей старшего дошкольного возраста "Откуда хлеб пришел на стол".
Итоговое занятие по формированию целостной картины мира о хлебе у детей старшегог дошкошьного возраста "Откуда хлеб пришел на стол".....