Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в мир природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Содержание конспекта посвящено ознакомлению детей старшего дошкольного возраста дифференциации окружающего мира на природу и рукотворный  мир, выделению факторов неживой природы. Автор активно использует приём замещения, то есть прием обозначения обобщающих абстрактных  понятий (вода, почва, тепло, свет) значками-заместителями. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Путешествие в мир природы.

(конспект занятия по познавательному развитию для старшей группы).

  1.   Задачи. Уточнение представлений о дифференциальном устройстве планеты Земля: природа и рукотворный мир. Обучать различать живую и неживую природу, выделяя отличительные признаки.

Формирование познавательной активности в опытно-экспериментальной деятельности, приобретение опыта экспериментальной деятельности.

Способствовать развитию умений рассуждать, выявлять   причинно-следственные связи, делать выводы.

Демонстрационный материал:

  • глобус;
  • ноутбук; цифровое изображение различных объектов неживой природы;
  • схемы «Планета: природа и рукотворный мир» и «Природа: живая, неживая»;
  • заместители «Факторы неживой природы»;
  • для опыта: банка, мелкие игрушки, емкость с водой, стаканчики;
  • образцы почвы;
  • картинки с изображением объектов живой и неживой природы.

Индивидуальная работа.

  • Воспитывать выдержку у Вани Н. (давать возможность высказаться и другим детям).
  • Развивать умение отвечать полным ответом у Наташи И.

Ход занятия. 

  1.  Воспитатель приглашает детей на занятие. Дети здороваются с гостями и подходят к столу, на котором стоит глобус.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, существует множество планет: Солнце, Луна, Сатурн, Марс. Но удивительнее, чем наша планета Земля нет! (читает стихотворение)

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц, скликая перелетных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивленно….

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей нету!

ВОСПИТАТЕЛЬ. Что же такое у меня в руках?

ДЕТИ  дают предположительные ответы ….. (глобус, планета)

ВОСПИТАТЕЛЬ. Конечно же это глобус – модель нашей планеты. А на что похожа наша планета?

ДЕТИ  дают предположительные ответы ….. (шар, мячик, яблоко).

Правильно, наша планета круглая, похожа на разноцветный шар. А как вы считаете, что означает голубой цвет на глобусе? …………. предположительные ответы …..

- А зелёный? ………… предположительные ответы …..

ВОСПИТАТЕЛЬ. Как сегодня вы смело и обдуманно отвечаете, молодцы! Так держать!

- А скажите, что есть на нашей планете Земля?

ДЕТИ  дают предположительные ответы ….. (трава, здания, люди, машины) ……

ВОСПИТАТЕЛЬ обобщает ответы. Всё верно, и животные, и дома, и машины нашли себе место на нашей огромной планете!

- А сейчас давайте поразмыслим: вот вы назвали дома, машины. Скажите, а это всё сделал своими руками человек или оно возникло и без помощи человека? Само по себе.

ДЕТИ  дают предположительные ответы …..

ВОСПИТАТЕЛЬ. А деревья, камни, горы, животных…. Это, наверное, тоже сделал человек своими руками.

ДЕТИ  дают предположительные ответы …..

ВОСПИТАТЕЛЬ обобщает ответы. Конечно же, это всё сотворила природа. И если бы мы все улетели в космос, то всё равно цвели цветы, в озерах плавали рыбы…. Всё, что сотворила матушка – природа будет жить и без нас.

ВОСПИТАТЕЛЬ предлагает обратить внимание на схему: «Мир Природы и Рукотворный мир»

- Ну вот мы с вами и узнали самую удивительную тайну нашей планеты: На земле есть Мир Природы и есть ещё Рукотворный мир.

  1.  ВОСПИТАТЕЛЬ предлагает присесть.

- Ребята, давайте и дальше раскрывать тайны Природы. Внимание на экран, вам надо рассмотреть фотографии и назвать их одним словом.

ФОТО «ЗЕМЛЯ»

ДЕТИ  дают предположительные ответы ….. земля, горы, песок…..

ВОСПИТАТЕЛЬ. Совершенно верно – почва!

- А ещё я приготовила для вас разную почву. Подойдем к следующему столу и рассмотрим её.

ВОСПИТАТЕЛЬ и ДЕТИ рассматривают все образцы почвы, обсуждают её свойства.

- Чем отличается песок от камня? .....

- А как вы думаете, где будет удобнее расти маленькому растению? Среди камней, или там, где глина?

ДЕТИ  дают предположительные ответы …..

ВОСПИТАТЕЛЬ. А какой значок вы выберите для почвы. Дима ….Правильно, но только посмотри, здесь два значка: побольше и поменьше…. Почему?

ВОСПИТАТЕЛЬ. Совершенно верно……. Обобщает ответы детей.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Быстренько присядьте, и ….. внимание на экран!

                      ФОТО «ВОДА»

          Что мы с вами увидели, назовите, одним словом?

ДЕТИ  дают предположительные ответы …..

ВОСПИТАТЕЛЬ. Вода есть везде: в помидорах, в цветах и даже в нас. Если быть смекалистым, то вода может стать нашей помощницей. Давайте, проверим. Вот, например, достаньте из банки предметы, не прикасаясь к ним руками (на столе - банка с мелкими легкими предметами на поверхности, емкость с водой, стаканчики).

- У кого, какие предложения? А давайте попробуем при помощи воды……….  (вливать воду,  • пока она не польется через край).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Как это произошло?

ДЕТИ  дают предположительные ответы ….. вода, заполняя емкость, выталкивает находящиеся внутри нее предметы.

         ВОСПИТАТЕЛЬ. А какой значок вы выберите для воды? Оля ……? …. Правильно, но только посмотри, здесь два значка: побольше и поменьше…. Может, вы поясните, что это значит.

         ВОСПИТАТЕЛЬ. Быстренько присядьте, снова, внимание на экран:

                      ФОТО «СВЕТ и ТЕПЛО»

              

Аналогично разбираются  и данные понятия.

ВОСПИТАТЕЛЬ.  Итак, вы подобрали значки для ……………..? Молодцы! Но, скажите мне: вода, свет, тепло, земля – это природа.    А роза, ромашка, тигрёнок, кошка- это ведь тоже природа? Но в чем же, разница? (задумчиво)

ВОСПИТАТЕЛЬ. Вот подскажите, у кошки есть детки? А у ромашки?   ( …………) А воды, земли, тепла и света? И это первая разница!

- Кошка дышит? Растения тоже дышат. А вот вода, свет, тепло, земля? ……… Правильно.

- Тигрёнок растёт? А роза? Хорошо. А вот   вода, свет, тепло, земля бывают маленькими – взрослыми?

- Итак,   вода, свет, тепло, земля не растут, деток у них нет, и даже не дышат. Но может тогда они       питаются чем-либо? ……………..

- Значит   вода, свет, тепло, земля это природа, да только неживая. А вот растения, животные – это живая природа.

ПОКАЗ СХЕМЫ

ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, вот вам картинки, разложите их к своим значкам, если вы считаете, что это живая природа, то к какому значку ? А если неживая….?

ДЕТИ раскладывают картинки.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята! Мы сегодня узнали тайну нашей планеты: на ней есть и рукотворный мир и мир Природы. А мир природы может быть живым и неживым. Но я бы, ни за что не смогла раскрыть эти тайны без вашей помощи! Как замечательно мне помогали  ……………  А вот  ……… Кристина сегодня слушала очень внимательно, наверное, она на следующем занятии будет активно мне помогать. 

ВОСПИТАТЕЛЬ. А на следующем занятии нас ждет вот этот волшебный круг неживой природы, мы его покрутим и узнаем новые тайны. Например, что случится с маленьким растением, если оно будет расти, там, где мало воды – в пустыне. А сейчас идем на прогулку, разведаем, много ли света и тепла на улице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию «Рекордсмены живой природы»

Цель: узнать о том, каких животных, птиц, насекомых можно назвать рекордсменами....

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "природа-волшебница"

конспект занятия по познавательному развитию "природа-волшебница" для детей старшего дошкольного возраста...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ Направление – исследование объектов живой и неживой природы общеразвивающей направленности 6 – 7 лет №2

Программное содержание:1.Обобщить и систематизировать знания об осени. Закреплять умения составлять описательные рассказы о явлениях природы, точно и правильно подбирать слова, характеризующие ос...

Конспект занятия по познавательному развитию ФЦКМ " Взаимосвязи в природе"

Материал этого занятия научит детей различать объекты живой и неживой природы, поможет увидеть, какие связи существут между ними....

Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с природой) в подготовительной группе «Тайны птичьего мира» с использованием моделирования.

Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеют типичное строение...

Конспект занятия по познавательному развитию "Вулкан - загадка природы!"

Конспект занятияв старшей группе по познавательному развитию(экспериментально – опытническая деятельность ) Автор: Лобова М.В., воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № ...

Конспект занятия по познавательному развитию (экология) "Защитим природу"

Конспект занятия по познавательному развитию (экология) "Защитим природу"...