Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в мир природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему
Содержание конспекта посвящено ознакомлению детей старшего дошкольного возраста дифференциации окружающего мира на природу и рукотворный мир, выделению факторов неживой природы. Автор активно использует приём замещения, то есть прием обозначения обобщающих абстрактных понятий (вода, почва, тепло, свет) значками-заместителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в мир природы" М.В. Аитовой | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Путешествие в мир природы.
(конспект занятия по познавательному развитию для старшей группы).
- Задачи. Уточнение представлений о дифференциальном устройстве планеты Земля: природа и рукотворный мир. Обучать различать живую и неживую природу, выделяя отличительные признаки.
Формирование познавательной активности в опытно-экспериментальной деятельности, приобретение опыта экспериментальной деятельности.
Способствовать развитию умений рассуждать, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы.
Демонстрационный материал:
- глобус;
- ноутбук; цифровое изображение различных объектов неживой природы;
- схемы «Планета: природа и рукотворный мир» и «Природа: живая, неживая»;
- заместители «Факторы неживой природы»;
- для опыта: банка, мелкие игрушки, емкость с водой, стаканчики;
- образцы почвы;
- картинки с изображением объектов живой и неживой природы.
Индивидуальная работа.
- Воспитывать выдержку у Вани Н. (давать возможность высказаться и другим детям).
- Развивать умение отвечать полным ответом у Наташи И.
Ход занятия.
- Воспитатель приглашает детей на занятие. Дети здороваются с гостями и подходят к столу, на котором стоит глобус.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, существует множество планет: Солнце, Луна, Сатурн, Марс. Но удивительнее, чем наша планета Земля нет! (читает стихотворение)
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно….
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей нету!
ВОСПИТАТЕЛЬ. Что же такое у меня в руках?
ДЕТИ дают предположительные ответы ….. (глобус, планета)
ВОСПИТАТЕЛЬ. Конечно же это глобус – модель нашей планеты. А на что похожа наша планета?
ДЕТИ дают предположительные ответы ….. (шар, мячик, яблоко).
Правильно, наша планета круглая, похожа на разноцветный шар. А как вы считаете, что означает голубой цвет на глобусе? …………. предположительные ответы …..
- А зелёный? ………… предположительные ответы …..
ВОСПИТАТЕЛЬ. Как сегодня вы смело и обдуманно отвечаете, молодцы! Так держать!
- А скажите, что есть на нашей планете Земля?
ДЕТИ дают предположительные ответы ….. (трава, здания, люди, машины) ……
ВОСПИТАТЕЛЬ обобщает ответы. Всё верно, и животные, и дома, и машины нашли себе место на нашей огромной планете!
- А сейчас давайте поразмыслим: вот вы назвали дома, машины. Скажите, а это всё сделал своими руками человек или оно возникло и без помощи человека? Само по себе.
ДЕТИ дают предположительные ответы …..
ВОСПИТАТЕЛЬ. А деревья, камни, горы, животных…. Это, наверное, тоже сделал человек своими руками.
ДЕТИ дают предположительные ответы …..
ВОСПИТАТЕЛЬ обобщает ответы. Конечно же, это всё сотворила природа. И если бы мы все улетели в космос, то всё равно цвели цветы, в озерах плавали рыбы…. Всё, что сотворила матушка – природа будет жить и без нас.
ВОСПИТАТЕЛЬ предлагает обратить внимание на схему: «Мир Природы и Рукотворный мир»
- Ну вот мы с вами и узнали самую удивительную тайну нашей планеты: На земле есть Мир Природы и есть ещё Рукотворный мир.
- ВОСПИТАТЕЛЬ предлагает присесть.
- Ребята, давайте и дальше раскрывать тайны Природы. Внимание на экран, вам надо рассмотреть фотографии и назвать их одним словом.
ФОТО «ЗЕМЛЯ»
ДЕТИ дают предположительные ответы ….. земля, горы, песок…..
ВОСПИТАТЕЛЬ. Совершенно верно – почва!
- А ещё я приготовила для вас разную почву. Подойдем к следующему столу и рассмотрим её.
ВОСПИТАТЕЛЬ и ДЕТИ рассматривают все образцы почвы, обсуждают её свойства.
- Чем отличается песок от камня? .....
- А как вы думаете, где будет удобнее расти маленькому растению? Среди камней, или там, где глина?
ДЕТИ дают предположительные ответы …..
ВОСПИТАТЕЛЬ. А какой значок вы выберите для почвы. Дима ….Правильно, но только посмотри, здесь два значка: побольше и поменьше…. Почему?
ВОСПИТАТЕЛЬ. Совершенно верно……. Обобщает ответы детей.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Быстренько присядьте, и ….. внимание на экран!
ФОТО «ВОДА»
Что мы с вами увидели, назовите, одним словом?
ДЕТИ дают предположительные ответы …..
ВОСПИТАТЕЛЬ. Вода есть везде: в помидорах, в цветах и даже в нас. Если быть смекалистым, то вода может стать нашей помощницей. Давайте, проверим. Вот, например, достаньте из банки предметы, не прикасаясь к ним руками (на столе - банка с мелкими легкими предметами на поверхности, емкость с водой, стаканчики).
- У кого, какие предложения? А давайте попробуем при помощи воды………. (вливать воду, • пока она не польется через край).
ВОСПИТАТЕЛЬ. Как это произошло?
ДЕТИ дают предположительные ответы ….. вода, заполняя емкость, выталкивает находящиеся внутри нее предметы.
ВОСПИТАТЕЛЬ. А какой значок вы выберите для воды? Оля ……? …. Правильно, но только посмотри, здесь два значка: побольше и поменьше…. Может, вы поясните, что это значит.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Быстренько присядьте, снова, внимание на экран:
ФОТО «СВЕТ и ТЕПЛО»
Аналогично разбираются и данные понятия.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Итак, вы подобрали значки для ……………..? Молодцы! Но, скажите мне: вода, свет, тепло, земля – это природа. А роза, ромашка, тигрёнок, кошка- это ведь тоже природа? Но в чем же, разница? (задумчиво)
ВОСПИТАТЕЛЬ. Вот подскажите, у кошки есть детки? А у ромашки? ( …………) А воды, земли, тепла и света? И это первая разница!
- Кошка дышит? Растения тоже дышат. А вот вода, свет, тепло, земля? ……… Правильно.
- Тигрёнок растёт? А роза? Хорошо. А вот вода, свет, тепло, земля бывают маленькими – взрослыми?
- Итак, вода, свет, тепло, земля не растут, деток у них нет, и даже не дышат. Но может тогда они питаются чем-либо? ……………..
- Значит вода, свет, тепло, земля это природа, да только неживая. А вот растения, животные – это живая природа.
ПОКАЗ СХЕМЫ
ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, вот вам картинки, разложите их к своим значкам, если вы считаете, что это живая природа, то к какому значку ? А если неживая….?
ДЕТИ раскладывают картинки.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята! Мы сегодня узнали тайну нашей планеты: на ней есть и рукотворный мир и мир Природы. А мир природы может быть живым и неживым. Но я бы, ни за что не смогла раскрыть эти тайны без вашей помощи! Как замечательно мне помогали …………… А вот ……… Кристина сегодня слушала очень внимательно, наверное, она на следующем занятии будет активно мне помогать.
ВОСПИТАТЕЛЬ. А на следующем занятии нас ждет вот этот волшебный круг неживой природы, мы его покрутим и узнаем новые тайны. Например, что случится с маленьким растением, если оно будет расти, там, где мало воды – в пустыне. А сейчас идем на прогулку, разведаем, много ли света и тепла на улице.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию «Рекордсмены живой природы»
Цель: узнать о том, каких животных, птиц, насекомых можно назвать рекордсменами....
конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "природа-волшебница"
конспект занятия по познавательному развитию "природа-волшебница" для детей старшего дошкольного возраста...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ Направление – исследование объектов живой и неживой природы общеразвивающей направленности 6 – 7 лет №2
Программное содержание:1.Обобщить и систематизировать знания об осени. Закреплять умения составлять описательные рассказы о явлениях природы, точно и правильно подбирать слова, характеризующие ос...
Конспект занятия по познавательному развитию ФЦКМ " Взаимосвязи в природе"
Материал этого занятия научит детей различать объекты живой и неживой природы, поможет увидеть, какие связи существут между ними....
Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с природой) в подготовительной группе «Тайны птичьего мира» с использованием моделирования.
Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеют типичное строение...
Конспект занятия по познавательному развитию "Вулкан - загадка природы!"
Конспект занятияв старшей группе по познавательному развитию(экспериментально – опытническая деятельность ) Автор: Лобова М.В., воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № ...
Конспект занятия по познавательному развитию (экология) "Защитим природу"
Конспект занятия по познавательному развитию (экология) "Защитим природу"...