Конспект НОД в старшей группе по познанию на тему "Подземные богатства".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Дроздова Людмила Олеговна

 

Расширять знания о природе; познакомить с полезными ископаемыми региона (уголь, нефть, газ); дать первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов в быту (воды, энергии, газа); формировать экологически грамотное поведение в быту и природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podzemnye_bogatstva_2018.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе

«ПОДЗЕМНЫЕ БОГАТСТВА ЗЕМЛИ.»

Цели: расширять знания о природе; познакомить с полезными ископаемыми региона (уголь, нефть, газ); дать первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов в быту (воды, энергии, газа); формировать экологически грамотное поведение в быту и природе.

Планируемые результаты: знает понятие «полезные ископаемые», умеет перечислять их названия и определять, к какой группе относятся; знает правила экологически грамотного поведения в природе и соблюдает их.

Содержание
организованной деятельности детей

1. Введение игрового момента.

– Отгадайте загадку:

Всё изрыл – и луг, и сад –

Землеройный аппарат,

В темноте в часы прогулки

Рыл под полем переулки.

                        (Крот.)

– Где живет крот? (Под землей.)

– Крот расскажет вам, какие богатства находятся под землей. А потом мы пригласим его потанцевать с нами.

2. Беседа на тему «Подземные богатства земли».

– Горные породы и минералы человек использует в хозяйстве. Полезные ископаемые бывают твёрдые, газообразные и жидкие. Большинство полезных ископаемых твердые. Места, где в глубинах залегают полезные ископаемые, называют месторождениями. А зачем добывают полезные ископаемые? Можно ли построить здание без кирпича, бетона? Для изготовления кирпича и бетона людям приходится добывать песок, глину, известняк.

3. Презентация «Подземные богатства земли».

(использование  ИКТ)

Твёрдые полезные ископаемые. К ним относятся: каменный уголь, гранит, железная руда и многие другие полезные ископаемые. Может ли экономика обойтись, например, без железной руды? Не может. Из железной руды получают металл, который используется для изготовления станков, рельсов, ножниц, столовых приборов и т. д.

Жидкие полезные ископаемые. Одним из представителей является нефть. Например, бензин, керосин получают из нефти. Это отличное топливо для всех типов машин и самолетов.

Газообразные полезные ископаемые. Природный газ является отличным топливом. Его широко используют в промышленности, в быту и как топливо для транспорта.

Гранит возникает из глинистых сланцев и песчаников. Большая часть древних кристаллических щитов сложена из гранитов, отчего верхняя часть земной коры получила название гранитного слоя земли. Гранит издавна использовался при строительстве и сооружении памятников. Свойства: зернистый, твёрдый, прочный.

Известняк бывает белого, серого или жёлтого цвета. Если капнуть на него каплю кислоты – шипит, выделяя газ.

Глина широко применяется при строительстве. Кирпич делают из глины. Кроме того, из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы. Глина – осадочная порода. Она, как и песок, образуется в результате выветривания различных горных пород, но переотлагается, осаждается на дне водоёмов.

Каменный уголь чёрного цвета, твёрдый, но хрупкий.

Железная руда чёрного цвета, твёрдое, плотное вещество, притягивает металлические предметы.

Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером 0,05–2 мм, различного цвета (жёлтый, чёрный, белый, красноватый и др.). Это продукт разрушения горных пород под воздействием солнца, воды, ветра. Чаще всего песок образуется из кварца. Благодаря его присутствию, песок незаменим в стекольном производстве. Миллионы тон песка используют в литейном производстве. Да и кирпич не сделаешь без песка. Песок имеет вид крупинок, он сыпучий.

– Отгадайте загадки:

Он очень нужен детворе,

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже.

                               (Песок.)

Не зря она варилась

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи.

                       (Руда.)

Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны.

                               (Гранит.)

Без нее не побежит

Ни автобус, ни такси,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это.

                       (Нефть.)

Росли на болоте растения –

Стали топливом и удобрением.

                        (Торф.)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

Чтоб сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу.

                               (Глина.)

Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе,

Сам он удобрение.

                    (Известняк.)

Он несет в дома тепло,

От него кругом светло.

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Черный, блестящий –

Труженик настоящий.

                               (Уголь.)

Белый камушек растаял,

На доске он след оставил.

                       (Мел.)

По трубе течет –

Пироги печет.

                       (Газ.)

4. Итог занятия.

– Ребята рассказывают о чем сегодня узнали на НОД.

Найди закономерность и подбери пару к слову.

 Птица - перья. Рыба - ... (чешуя)

 Огурец - овощ . Ромашка -...

 Учитель -школа . Врач -...

 Стол -скатерть . Пол -...

 Утро -завтрак .Вечер -...

 Человек -руки . Кошка -...

 Рыба -вода . Птица -...

 Красный -стоять . Зеленый - ...

 Осень -дождь . Зима -...

Кто это ? Что это ? Догадайся ,о ком или о чем говориться .

 Зеленый ,длинный ,сочный . (огурец)

 Бурый ,косолапый ,неуклюжий . (медведь)

 Холодный ,белый ,пушистый . (снег)

 Новая ,интересная ,библиотечная . (книга)

 Маленькая ,серенькая ,пугливая . (мышка)

 Белоствольная ,высокая ,стройная . (береза)

Подбери слова противоположные по смыслу.

 Черный -белый .

 Большой -...

 Веселый -...

 Широкий -...

 Высокий -...

 Добрый -...

 Холодный -...

 Хороший -...

 Толстый -...

 Твердый -...

 Умный -...

 Быстрый -...

 Здоровый -...

 Горький -...

Подбери слова противоположные по смыслу :

 День - ночь .

 Зима - ...

 Север - ...

 Холод - ...

 Много - ...

 Начало - ...

 Первый - ...

 Добро - ...

 Радость - ...

 Далеко - ...

Ответь на вопросы . Назови разные профессии .

 Кто варит обед ?

 Кто строит дома ?

 Кто пишет стихи ?

 Кто поет песни ?

 Кто лечит детей ?

 Кто шьет одежду ?

 Кто пишет картины ?

 Кто красит стены ?

 Кто летает в космос ?

 Кто водит машину ?

Подумай и реши логические задачи.

 1) Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа ?

 2) Что дольше длится: год или 12 месяцев ?

 3) Марина и Таня пили разные соки -виноградный и яблочный . Марина не пила яблочный сок . Какой сок пила Таня ?

 4) Костя и Артем были одеты в куртки разного цвета: синюю и зеленую .Костя был одет не в синюю куртку . В куртку какого цвета был одет Артем ?

Подумай и реши логические задачи. Объясни свои ответы.

 1) Кто быстрее доплывет до берега - утята или цыплята ?

 2) Кто быстрее долетит до цветка - бабочка или гусеница ?

 3) У мамы есть кот Пушок ,дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы ?

 4) Четыре яйца варятся четыре минуты. Сколько минут варится одно яйцо ?

 5) Кто громче замычит ,петух или корова ?

 6) Сколько грибов можно вырастить из семян ели ?

 7) Сели на воду три воробья ,один улетел . Сколько осталось ?

 8) Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева ?

Послушай рассказы и ответь на вопросы.

 1) Вова проснулся утром ,подбежал к окну и удивленно воскликнул: "Мама, на улице ночью шел дождь !" Как Вова догадался, что шел дождь, ведь он в это время крепко спал ?

 2) Выглянув в окно, Вера сказала маме: "Мама, одеваться надо теплее, на улице такой сильный ветер !" Как Вера догадалась, что на улице сильный ветер ?

 3) Спускается муравей с горы, а на встечу ему - осел. Осел спрашивает муравья: "Скажи, пожалуйста, муравей, какая на горе трава ?" "Такая высокая, густая" ,- ответил муравей. Обрадовался осел ,поднялся на гору ,но как ни пытался щипать траву губами - никак не мог. "Обманул меня муравей", - подумал осел. А вы как думаете ,обманул ли муравей осла ?

 4) Сидят в лодке кот Васька и его хозяин. Хозяин закидывает удочку и приговаривает:

 -Ловись, рыбка, большая-пребольшая !

 А Васька потихоньку бормочет:

 - Маленькая ловись, маленькая !

 Почему он так говорит ?

Подумай и реши задачи .

 1) У Насти было 4 ленты. Одну из них она разрезала на две равные части. Сколько лент стало у Насти ?

 2) По двору ходили гуси . У всех гусей Саша насчитал 6 лап. Сколько гусей гуляло во дворе ?

 3) На ветке сидело несколько птичек. У них всего 8 крыльев. Сколько птиц сидело на ветке ?

 4) Два друга играли в шахматы 3 часа. Сколько времени играл каждый из них ?

Прочитай веселые стихи .

 Всем ребятам нужно знать:

 Два плюс два ,конечно ,....(пять ?)

 Всем известно в целом мире :

 Пальцев на руке ... (четыре ?)

 Все ребята точно знают :

 Кошки очень громко ...(лают ?)

 Скачет наш котенок ловко ,

 Очень любит он ...(морковку ?)

 Наш Сережа очень шустрый ,

 Он всегда смеется ...(грустно ?)

 У кота забрали рыбу ,

 Должен он сказать ... (спасибо?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе по познанию на тему " Природный материал - камни, песок и глина".

Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня.Формировать умение исследовать свойства природных материалов.Уточнять знание о том, что песок, глина, камень – неживая приро...

Конспект НОД в старшей группе по познанию « Пищевые цепочки в лесу.»

- формировать представления о пищевой зависимости обитателей леса.     - развивать умение  выстраивать «пищевые цепочки» в лесу.- воспитывать гуманное, эколо...

Конспект НОД в старшей группе по познанию на тему «Зимующие птицы»

Цель: Закрепить, расширить и обобщить знания о зимующих птицах, изучить их особенности....

Конспект НОД в старшей группе по ФЦКМ «Лес — наше богатство»

Данный конспект поможет воспитателю пробудить у детей интерес к лесу и его обитателям; познакомить с правилами поведения в лесу; вызвать стремление охранять лес и бороться с нарушителями правил поведе...

Конспект НОД в старшей группе по познанию на тему «Мебельная фабрика»

Закрепить знания о мебели, о различных материалах, из которых изготавливают мебель. Учить фантазировать, придумывать свои оригинальные проекты, закрепить навыки работы со строительным материалом, испо...