Конспект НОД в старшей группе по познанию на тему "Подземные богатства".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Расширять знания о природе; познакомить с полезными ископаемыми региона (уголь, нефть, газ); дать первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов в быту (воды, энергии, газа); формировать экологически грамотное поведение в быту и природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podzemnye_bogatstva_2018.docx | 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе
«ПОДЗЕМНЫЕ БОГАТСТВА ЗЕМЛИ.»
Цели: расширять знания о природе; познакомить с полезными ископаемыми региона (уголь, нефть, газ); дать первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов в быту (воды, энергии, газа); формировать экологически грамотное поведение в быту и природе.
Планируемые результаты: знает понятие «полезные ископаемые», умеет перечислять их названия и определять, к какой группе относятся; знает правила экологически грамотного поведения в природе и соблюдает их.
Содержание
организованной деятельности детей
1. Введение игрового момента.
– Отгадайте загадку:
Всё изрыл – и луг, и сад –
Землеройный аппарат,
В темноте в часы прогулки
Рыл под полем переулки.
(Крот.)
– Где живет крот? (Под землей.)
– Крот расскажет вам, какие богатства находятся под землей. А потом мы пригласим его потанцевать с нами.
2. Беседа на тему «Подземные богатства земли».
– Горные породы и минералы человек использует в хозяйстве. Полезные ископаемые бывают твёрдые, газообразные и жидкие. Большинство полезных ископаемых твердые. Места, где в глубинах залегают полезные ископаемые, называют месторождениями. А зачем добывают полезные ископаемые? Можно ли построить здание без кирпича, бетона? Для изготовления кирпича и бетона людям приходится добывать песок, глину, известняк.
3. Презентация «Подземные богатства земли».
(использование ИКТ)
Твёрдые полезные ископаемые. К ним относятся: каменный уголь, гранит, железная руда и многие другие полезные ископаемые. Может ли экономика обойтись, например, без железной руды? Не может. Из железной руды получают металл, который используется для изготовления станков, рельсов, ножниц, столовых приборов и т. д.
Жидкие полезные ископаемые. Одним из представителей является нефть. Например, бензин, керосин получают из нефти. Это отличное топливо для всех типов машин и самолетов.
Газообразные полезные ископаемые. Природный газ является отличным топливом. Его широко используют в промышленности, в быту и как топливо для транспорта.
Гранит возникает из глинистых сланцев и песчаников. Большая часть древних кристаллических щитов сложена из гранитов, отчего верхняя часть земной коры получила название гранитного слоя земли. Гранит издавна использовался при строительстве и сооружении памятников. Свойства: зернистый, твёрдый, прочный.
Известняк бывает белого, серого или жёлтого цвета. Если капнуть на него каплю кислоты – шипит, выделяя газ.
Глина широко применяется при строительстве. Кирпич делают из глины. Кроме того, из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы. Глина – осадочная порода. Она, как и песок, образуется в результате выветривания различных горных пород, но переотлагается, осаждается на дне водоёмов.
Каменный уголь чёрного цвета, твёрдый, но хрупкий.
Железная руда чёрного цвета, твёрдое, плотное вещество, притягивает металлические предметы.
Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером 0,05–2 мм, различного цвета (жёлтый, чёрный, белый, красноватый и др.). Это продукт разрушения горных пород под воздействием солнца, воды, ветра. Чаще всего песок образуется из кварца. Благодаря его присутствию, песок незаменим в стекольном производстве. Миллионы тон песка используют в литейном производстве. Да и кирпич не сделаешь без песка. Песок имеет вид крупинок, он сыпучий.
– Отгадайте загадки:
Он очень нужен детворе, Он на дорожке во дворе, Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже. (Песок.) | Не зря она варилась В доменной печи, На славу получились Ножницы, ключи. (Руда.) |
Очень прочен и упруг, Строителям надежный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. (Гранит.) | Без нее не побежит Ни автобус, ни такси, Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это. (Нефть.) |
Росли на болоте растения –
Стали топливом и удобрением.
(Торф.)
Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. Чтоб сделать миску или вазу, Она понадобится сразу. (Глина.) | Покрывают им дороги, Улицы в селениях. А еще он есть в цементе, Сам он удобрение. (Известняк.) |
Он несет в дома тепло, От него кругом светло. Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. Черный, блестящий – Труженик настоящий. (Уголь.) | Белый камушек растаял, На доске он след оставил. (Мел.) По трубе течет – Пироги печет. (Газ.) |
4. Итог занятия.
– Ребята рассказывают о чем сегодня узнали на НОД.
Найди закономерность и подбери пару к слову.
Птица - перья. Рыба - ... (чешуя)
Огурец - овощ . Ромашка -...
Учитель -школа . Врач -...
Стол -скатерть . Пол -...
Утро -завтрак .Вечер -...
Человек -руки . Кошка -...
Рыба -вода . Птица -...
Красный -стоять . Зеленый - ...
Осень -дождь . Зима -...
Кто это ? Что это ? Догадайся ,о ком или о чем говориться .
Зеленый ,длинный ,сочный . (огурец)
Бурый ,косолапый ,неуклюжий . (медведь)
Холодный ,белый ,пушистый . (снег)
Новая ,интересная ,библиотечная . (книга)
Маленькая ,серенькая ,пугливая . (мышка)
Белоствольная ,высокая ,стройная . (береза)
Подбери слова противоположные по смыслу.
Черный -белый .
Большой -...
Веселый -...
Широкий -...
Высокий -...
Добрый -...
Холодный -...
Хороший -...
Толстый -...
Твердый -...
Умный -...
Быстрый -...
Здоровый -...
Горький -...
Подбери слова противоположные по смыслу :
День - ночь .
Зима - ...
Север - ...
Холод - ...
Много - ...
Начало - ...
Первый - ...
Добро - ...
Радость - ...
Далеко - ...
Ответь на вопросы . Назови разные профессии .
Кто варит обед ?
Кто строит дома ?
Кто пишет стихи ?
Кто поет песни ?
Кто лечит детей ?
Кто шьет одежду ?
Кто пишет картины ?
Кто красит стены ?
Кто летает в космос ?
Кто водит машину ?
Подумай и реши логические задачи.
1) Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа ?
2) Что дольше длится: год или 12 месяцев ?
3) Марина и Таня пили разные соки -виноградный и яблочный . Марина не пила яблочный сок . Какой сок пила Таня ?
4) Костя и Артем были одеты в куртки разного цвета: синюю и зеленую .Костя был одет не в синюю куртку . В куртку какого цвета был одет Артем ?
Подумай и реши логические задачи. Объясни свои ответы.
1) Кто быстрее доплывет до берега - утята или цыплята ?
2) Кто быстрее долетит до цветка - бабочка или гусеница ?
3) У мамы есть кот Пушок ,дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы ?
4) Четыре яйца варятся четыре минуты. Сколько минут варится одно яйцо ?
5) Кто громче замычит ,петух или корова ?
6) Сколько грибов можно вырастить из семян ели ?
7) Сели на воду три воробья ,один улетел . Сколько осталось ?
8) Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева ?
Послушай рассказы и ответь на вопросы.
1) Вова проснулся утром ,подбежал к окну и удивленно воскликнул: "Мама, на улице ночью шел дождь !" Как Вова догадался, что шел дождь, ведь он в это время крепко спал ?
2) Выглянув в окно, Вера сказала маме: "Мама, одеваться надо теплее, на улице такой сильный ветер !" Как Вера догадалась, что на улице сильный ветер ?
3) Спускается муравей с горы, а на встечу ему - осел. Осел спрашивает муравья: "Скажи, пожалуйста, муравей, какая на горе трава ?" "Такая высокая, густая" ,- ответил муравей. Обрадовался осел ,поднялся на гору ,но как ни пытался щипать траву губами - никак не мог. "Обманул меня муравей", - подумал осел. А вы как думаете ,обманул ли муравей осла ?
4) Сидят в лодке кот Васька и его хозяин. Хозяин закидывает удочку и приговаривает:
-Ловись, рыбка, большая-пребольшая !
А Васька потихоньку бормочет:
- Маленькая ловись, маленькая !
Почему он так говорит ?
Подумай и реши задачи .
1) У Насти было 4 ленты. Одну из них она разрезала на две равные части. Сколько лент стало у Насти ?
2) По двору ходили гуси . У всех гусей Саша насчитал 6 лап. Сколько гусей гуляло во дворе ?
3) На ветке сидело несколько птичек. У них всего 8 крыльев. Сколько птиц сидело на ветке ?
4) Два друга играли в шахматы 3 часа. Сколько времени играл каждый из них ?
Прочитай веселые стихи .
Всем ребятам нужно знать:
Два плюс два ,конечно ,....(пять ?)
Всем известно в целом мире :
Пальцев на руке ... (четыре ?)
Все ребята точно знают :
Кошки очень громко ...(лают ?)
Скачет наш котенок ловко ,
Очень любит он ...(морковку ?)
Наш Сережа очень шустрый ,
Он всегда смеется ...(грустно ?)
У кота забрали рыбу ,
Должен он сказать ... (спасибо?)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе по познанию "ВЕсенние хлопоты садоводов"
Труд - посадка гладиолусов...
Конспект НОД в старшей группе по познанию на тему " Природный материал - камни, песок и глина".
Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня.Формировать умение исследовать свойства природных материалов.Уточнять знание о том, что песок, глина, камень – неживая приро...
Конспект НОД в старшей группе по познанию « Пищевые цепочки в лесу.»
- формировать представления о пищевой зависимости обитателей леса. - развивать умение выстраивать «пищевые цепочки» в лесу.- воспитывать гуманное, эколо...
Конспект НОД в старшей группе по познанию на тему «Зимующие птицы»
Цель: Закрепить, расширить и обобщить знания о зимующих птицах, изучить их особенности....
Конспект НОД в старшей группе по ФЦКМ «Лес — наше богатство»
Данный конспект поможет воспитателю пробудить у детей интерес к лесу и его обитателям; познакомить с правилами поведения в лесу; вызвать стремление охранять лес и бороться с нарушителями правил поведе...
Конспект НОД в старшей группе по познанию на тему «Мебельная фабрика»
Закрепить знания о мебели, о различных материалах, из которых изготавливают мебель. Учить фантазировать, придумывать свои оригинальные проекты, закрепить навыки работы со строительным материалом, испо...
Конспект занятия в старшей группе на тему «Лес – наше богатство»
laquo;Лес – наше богатство»...