Конспект НОД в старшей группе по познанию « Пищевые цепочки в лесу.»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
- формировать представления о пищевой зависимости обитателей леса.
- развивать умение выстраивать «пищевые цепочки» в лесу.
- воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pishchevye_tsepochki_v_lesu_2018.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе по познанию
« Пищевые цепочки в лесу.»
Цели: Закрепить знания детей о взаимодействии в экосистеме «Лес» растений, животных и факторов неживой природы.
Задачи:
- формировать представления о пищевой зависимости обитателей леса.
- развивать умение выстраивать «пищевые цепочки» в лесу.
- воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.
Материал: Карточки с изображением животных, растений, птиц, насекомых, живущих в лесу, натуральные предметы и муляжи: ягоды, орехи, грибы, мед, щавель, желуди; бечевки для игры «Пищевые цепочки», стрелки для составления «цепочек», пособие «Напоминающие знаки», модели неживой природы (солнце, воздух, вода).
Предварительная работа: Чтение В. Танасийчук «Цепочки в лесу», «Невидимые весы». Л. Толстой «На что нужны мыши?». Проведение бесед по теме «Некоторые сведения из жизни животных» (материалы из книги
Л. П. Молодовой «Игровые экологические занятия с детьми»).
Ход занятия.
Пальчиковая гимнастика «Едет белка на тележке…»
Педагог говорит о том, что как раз сегодня Домовичок собрался в гости. Обращает внимание детей на «лесную полянку». Там Лесовичок накрывает стол для гостя- раскладывает шишки, орехи, ягоды, желуди, грибы, щавель, мед.
Лесовичок
Красит спозаранку солнце край небес,
Скатерть – самобранку расстилает лес.
Хватит угощенья у него для всех:
Сладкие коренья, мед, грибы, орех.
В это время входит Домовичок. Он идет неуверенно, озирается по сторонам.
Лесовечок. Здравствуй Домовичок! Я очень рад тебя видеть! Хорошо, что ты выбрался ко мне в гости! Проходи, располагайся, я сейчас буду тебя угощать.
Домовичок. Здравствуй, Лесовичок… Ой, как мне страшно! Я пока шел, чуть не умер от страха… Темно у тебя в лесу, фонарей нет, все шуршит, шевелится. Съест меня кто- нибудь в твоем лесу! Попаду на обед к какому нибудь хищному зверю!
Лесовичок. Да не бойся ты, трусишка! Смотри, как тебя лесные жители встречают, сколько вкусного принесли!
Домовичок. ( Рассматривает стол, удивляется, кто же это принес такое угощение.)
Лесовичок предлагает детям определить, кто из лесных жителей что принес.
Домовичок. А я все равно боюсь! Вот сейчас только за стол сяду- из-за куста кто-нибудь выскочит!
Лесовичок. Не бойся! У меня в лесу все живут по правилам, и никто ни на кого просто так не кидается. Ты посиди, послушай и посмотри, а мы тебе все объясним.
Педагог предлагает детям посмотреть на разложенные картинки с изображениями растений, животных, птиц, насекомых, живущих в лесу. Дает первое задание: «Выбрать все карточки с изображением растений и поместить их на доску» ( растения должны быть изображены с плодами и семенами ). Проверив правильность выполнения задания, педагог дает второе задание: «Найти животных, которые питаются этими растениями, и поместить их ниже на доске» (к этой группе относятся гусеницы, жуки, пчелы, бабочки, травоядные животные- мыши, зайцы, олени, лоси, кабаны и т.д. Третье задание: «Найти животных, которые питаются теми, кто расположен на доске ниже растений». Здесь: насекомоядные птицы, ежи, лисы, другие мелкие хищники. Четвертое задание. «Поместить на доску изображения животных- хищников, которые охотятся на более мелких зверей и птиц». Это: волки, рыси, медведи, хищные птицы.
Педагог делает вывод: растения «кормят» насекомых и мелких животных, насекомые и мелкие животные «кормят» более крупных животных, а они в свою очередь кормят хищников. Все сыты? А кто же накормит растения? Дети вспоминают, что нужно для роста и развития растениям. Помещают на доске модели солнца, воды, воздуха.
Педагог говорит о том, что можно составить маленькие «цепочки питания» для отдельных животных. (показывает образец).
Цветок- бабочка- синица- сова;
Дуб, желуди- мыши- лисица.
физкультминутка «Добрый лес»
Работа в тетради.
Педагог предлагает каждому ребенку составить свою «цепочку». После выполнения задания он вместе с детьми проверяет правильность выполнения, дети объясняют пищевую зависимость животных друг от друга.
Вопросы детям:
- Кто останется голодным, если пропадут все насекомые?
- Если исчезнут деревья?
- Если пропадут цветы?
Дети объясняют к чему приведет нарушение «цепочек».
Педагог предлагает детям подумать, можно ли включить в «пищевые цепочки» человека. Дети выдвигают свои версии.
Затем педагог говорит о том, что человек- самый сильный, он может попасть в любую часть «цепочки». Но человек не только самый сильный, но и самый умный. Он никогда не будет просто так нарушать жизнь растений и животных.
Закрепление.
- Как может человек использовать растения леса?
- А что он будет делать, чтобы не навредить растениям? Какие напоминающие знаки нам подскажут? (дети выбирают соответствующие знаки: не руби деревья, не ломай ветки, не повреждай кору, не вырывай ягодные кустики с корнем, не сбивай ногами ядовитые грибы, не жги костры, не мусор в лесу.)
- А как человек может использовать животных леса?
Педагог. Заниматься охотой на зверей и птиц могут только охотники или лесничие. Это люди, которые знают правила охоты и имеют на это разрешение. Те, кто занимается охотой без разрешения, называется браконьерами. Таких людей наказывают. Давайте найдем напоминающие знаки, которые подсказывают нам правила общения с животными.
Итог занятия
Далее педагог обращается к Домовичку, спрашивая его, понял ли он, что в лесу все живут по правилам и правила эти никто не нарушает; что в лесу все друг другу нужны, все полезны. Домовичок соглашается. Педагог предлагает детям спеть песенку, которая называется «Про Всех На Свете».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе по познанию "ВЕсенние хлопоты садоводов"
Труд - посадка гладиолусов...
Конспект НОД в старшей группе по познанию на тему " Природный материал - камни, песок и глина".
Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня.Формировать умение исследовать свойства природных материалов.Уточнять знание о том, что песок, глина, камень – неживая приро...
Конспект НОД в старшей группе по познанию на тему "Подземные богатства".
Расширять знания о природе; познакомить с полезными ископаемыми региона (уголь, нефть, газ); дать первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов в быту (воды, энергии, г...
Конспект НОД в старшей группе по познанию на тему «Зимующие птицы»
Цель: Закрепить, расширить и обобщить знания о зимующих птицах, изучить их особенности....
Конспект НОД в старшей группе по познанию на тему «Мебельная фабрика»
Закрепить знания о мебели, о различных материалах, из которых изготавливают мебель. Учить фантазировать, придумывать свои оригинальные проекты, закрепить навыки работы со строительным материалом, испо...
Конспект занятия в старшей группе по познанию «Продукты питания» воспитатель Аксарина Елена Александровна МБДОУ "№5 "Теремок"
ель: формирование представлений детей о продуктах питания.Задачи:1. Познакомить детей с продуктами питания;2. Развивать словарный запас, речевую активность, память, мышление, воображение;3. ...
Конспект занятия в старшей группе по познанию "Осень".
материал предназначен для обобщения знаний об осенней поре года, развития познавательного интереса....