нод по экологии
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Районный смотр - конкурс методических разработок «Красная книга Поветлужья»
Номинация: «Лучшее образовательное мероприятие по экологии».
Тематическое направление: «Деревья и кустарники нашего леса».
НОД: «Путешествие в лес (деревья Красной книги Краснобаковского района)».
Ф.И.О. Катютина Елена Владимировна
Образовательное учреждение:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад
«Теремок» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением
деятельности по направлению
социально – личностного развития детей
р.п. Ветлужский.
Должность: воспитатель.
Педагогический стаж: 6 лет
Квалификационная категория: первая
2017 г.
Цель: Формировать представления детей о деревьях, их строении, как растут, о пользе деревьев. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, заботливое отношение детей к природе.
Предварительная работа: Наблюдение за деревьями на прогулке сравнение их внешнего вида, чтение художественной литературы(С. Маршак «Праздник леса», К.И. Чуковский «Чудо дерево», И Токмакова «Деревья») рассматривание репродукций картин известных художников( Шишкин «Утро в сосновом бору», Шишкин «Хвойный лес. Солнечный день», Остроухов «Золотая осень», Шишкин «Сосны освещённые солнцем», Шищкин «Дубовая роща», Вельц «Берёзы на берегу реки»). Рисование (Деревья осенью, Верба).
Материалы: мультимедийная установка, мольберт, игрушка медведь, искусственные деревья, листья с различных деревьев.
Ход НОД:
- Организационный момент
Воспитатель: Ребята нам с вами пришла телеграмма (Большой красочный конверт с изображением леса, показываю, читаю)
«Очень вас друзья люблю,
Приходите в гости жду. Лес».
Лес нас приглашает в гости! Вы хотите отправиться в гости в лес?
Дети: Хотим!
Воспитатель: Но чтобы попасть в лес нам нужно отгадать загадку.
«Нам в дождь и зной поможет друг,
Зелёный и хороший –
Протянет нам десятки рук.
И тысячи ладошек.
Его весной и летом мы видели одетым,
А осень наступает –
И листья облетают».
Дети: Дерево.
Воспитатель: Правильно угадали. Но существует одно очень важное правило безопасного поведения:
Всерьёз должны все уяснить:
Без взрослых в лес нельзя ходить!
Ведь заблудиться там легко:
Уйти от дома далеко
И не найти назад пути…
И больше к маме не дойти.
Воспитатель: Запомнили вы правило, что нельзя без взрослых в лес ходить?
Дети: Да запомнили. Мы не будем одни ходить в лес.
Воспитатель: А на чём можно добраться до леса?
Дети: (на машине, автобусе, пешком).
Воспитатель: мы с вами отправимся пешком. Для того чтобы можно было любоваться красотой природы. Готовы вы идти, встаём за мной.( игра – песенка Железнова: «Мы пойдём сначала вправо». Вот мы и в лесу!
- Основная часть.
(звучит шум деревьев, пение птиц) макеты деревьев.
Воспитатель: Вот мы и пришли. Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес.Ребята, а что такое лес?
Дети: Много деревьев.
(под деревом сидит грустный медведь)
Воспитатель: Посмотрите ребята медведь сидит. Здравствуй медведь. (дети здороваются с медведем). Что случилось? Почему ты грустный?
Медведь: Здравствуйте. Я грустный, потому что кто-то сломал у дерева ветку.
Воспитатель: Кто же это сделал? Ребята скажите можно ли ломать у деревьев ветки.
Дети: Нет, нельзя ломать ветки у деревьев.
Воспитатель: Конечно, нет. А почему как вы думаете нельзя ломать?
Дети: Потому что дерево может погибнуть, оно живое, дереву больно.
Воспитатель: Да деревья живые существа. Они растут, дышат, питаются. Растения дают нам кислород. Очищают воздух. Если веточку сломать дерево может высохнуть и погибнуть. Поэтому нельзя ломать ветки на деревьях. Забинтуем веточку и поставим в лесу знак. Кто его увидит сразу поймёт, что ломать ветки деревьев нельзя.(ставим схему означающую, что нельзя ломать ветви деревьев) приложение №1
Медведь: Спасибо дети за помощь. За вашу помощь я расскажу вам о деревьях в нашем лесу. Хотите сначала поиграть со мной. Тогда вставайте в круг.
Физкультминутка.
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она. (дети стоят на двух ногах и тянутся вверх)
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. (тянуться вверх)
На поляне дуб зелёный
Потянулся к небу кроной (наклоны корпуса вперёд-назад)
Он на ветках среди леса
Щедро жёлуди развешал.
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (потягивание, руки в стороны, наклоны вперёд).
Медведь: Ребята, а вы знаете, что деревья это ещё дома для некоторых лесных жителей. Вчера в лесу был сильный дождь и дул сильный ветер. Дерево, на котором жила белка сломалось и теперь белке негде жить. (изображение белки на мольберте и рядом на столе лежать части дерева).
Воспитатель: Что же нам делать, как помочь белке? (дети предлагают помочь белке находят части повреждённого дерева).
Игра «Собери части дерева и назови их».(работа у мольберта, дети собирают из частей дерево). Приложение №2
Воспитатель: А сейчас мы проверим правильно ли вы собрали дерево. ( Затем рядом на мольберт выставляется схема дерева) Приложение №2
Воспитатель: Как называются части дерева?
Дети: Корни, ствол, ветки, крона, листья.
Воспитатель: Для чего дереву корни?
Дети: Через них деревья питаются.
Воспитатель: А чем покрыто дерево?
Дети: Корой.
Воспитатель: Для чего нужна кора дереву?
Дети: Она защищает дерево от солнца, ветра и мороза.
Медведь: Молодцы ребята помогли белке. Вы не только собрали дерево, но и назвали его. А вы только дуб знаете или другие деревья тоже знаете. Сейчас мы это проверим.
(Презентация деревья. Детям загадывают загадки о деревьях) Приложение №3
Медведь: Ребята вы знаете, что есть деревья, которые занесены в красную книгу. Их осталось так мало. Что они могут исчезнуть совсем. Эти деревья нужно беречь ещё сильнее.
( Презентация деревья. Детям рассказывают о деревьях, занесённых в Красную книгу Краснобаковского района). Приложение №3
Медведь: Спасибо дети за помощь. Вы молодцы много знаете о деревьях. А мне пора с вами прощаться до свидания.
(дети прощаются с медведем)
Воспитатель: За то, что мы так много знаем о деревьях лес нам подарил листочки с деревьев. Посмотрите на них, какие они?
Дети: Разные. Они с разных деревьев. Маленькие, большие. Зелёные, жёлтые и тд.
Воспитатель: А с какого дерева листок нам нужно угадать.
(Проводиться интерактивная игра «С какого дерева лист» Составлена в виде презентации с элементами анимации, звуковыми эффектами) Приложение №4
На экране автоматически появляется падающий лист с дерева. Ребёнок выбирает дерево. При неправильном выборе слышится неприятный звук. При правильном осуществляется переход на следующий файл, где листик летит к своему дереву. При этом проводиться беседа с ребёнком:
- С какого дерева этот лист? (Это лист с берёзы, дуба и тд.)
- Лист с берёзы какой? (берёзовый, зелёный) и так далее.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Пришло нам время возвращаться в группу. Где мы с вами побывали?
Дети: В гостях у леса, у деревьев
Воспитатель: Чем запомнилось наше путешествие?
Дети: Мы встретили медведя. Помогли белке собрать дерево. Узнали о деревьях, которые нужно беречь. Искали листья какое и с какого дерева.
Воспитатель: Как вы будете беречь лес?
Дети: Не ломать ветки и другим об этом скажем.
Список литературы.
1. Алена Ард, 2010
Свидетельство о публикации №110011403677 Книга о деревьях в стихах и картинках.
2.Валягина-Малютина Е. Т. Ивы европейской части России. Иллюстрированное пособие для работников лесного хозяйства. — М.: Т-во научных изданий КМК, 2004. — 217 с. — (Определители по флоре и фауне России. Вып. 5). — ISBN 5-87317-145-9.
3.Губанов, И. А. и др. 422. Salix myrtilloides L. — Ива черничная // Иллюстрированный определитель растений Средней России. В 3 т. — М.: Т-во науч. изд. КМК, Ин-т технолог. иссл., 2003. — Т. 2. Покрытосеменные (двудольные: раздельнолепестные). — С. 20. — ISBN 9-87317-128-9.
4.Коваль В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. – М.: ВАКО, 2005.
5.Мороз Виктор. Расскажи детям о деревьях. – Мозайка-синтез. 2012
5. http://24warez.ru/main/1157435637-oboi-na-rabochiy-stol-natura-wallpapers-129-by-famdoc.html
6.http://dm-let.moy.su/forum/21-633-1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с элементами ОБЖ на тему: «Посвящение в юные экологи» (подготовительная группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с элементами ОБЖ...
Семинар - практикум для педагогов по экологии "Экология и мы!"
На неделе экологической культуры у нас в Центре был проведен семинар для педагогов «Экология и мы!». Целью проведения семинара было повышение профессионального мастерства педагогов. Формой прове...
Семинар - практикум по экологии "Расширение знаний взрослых об экологии и окружающем мире"
Данный материал будет актуален для педагогов дошкольного образования...
Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)
Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...
Статья в сборнике материалов по экологическому образованию в ДОО РБ: "От экологии природы к экологии души: путь в длиною в 20 лет", посвященный Году экологии и особо охраняемых природных территорий Республики Башкортостан. Уфа 2017.
Статья в сборнике методических материалов по экологическому образованию в ДОО РБ....
Выступление на межмуниципальных экологических чтениях «Экология природы – экология культуры» «Реализация индивидуальных запросов воспитанников детского сада через участие в экологическом проекте «Экология природы – экология души»
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек» - это образовательное учреждение, в котором экологическ...