КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКОМЫЕ КРИСТАЛЛЫ"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Организационная образовательная деятельность
по экспериментальной деятельности в старшей группе с ТНР
«Удивительные знакомые кристаллы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 20.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Организационная образовательная деятельность
по экспериментальной деятельности в старшей группе с ТНР
«Удивительные знакомые кристаллы»
Цель: знакомство детей с веществами (соль, сахар) и их свойствами.
Задачи:
1. Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства со свойствами сахара и соли (запах, вкус, цвет, форма кристаллов).
2. Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
3. Воспитывать усидчивость, бережное отношение к своему здоровью, интерес и способность работать в группах, коллективе.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Словарная работа: кристаллы, стебли, сахарный тростник, корнеплод, вагонетка.
Предварительная работа:
1. Чтение пословиц, поговорок про сахар и соль.
2. Рассматривание энциклопедий, иллюстраций.
3. Дидактическая игра «Свойства предметов»
4. Беседы о том, как люди используют качества и свойства материалов при изготовлении разных предметов.
5. Беседы по технике безопасности.
6. Проведение исследований, опытов.
Методы и приемы:
Наглядные: презентация, мнемотаблица;
Словесные: вопросы, рассказ педагога, положительная мотивация, художественное слово; Практические действия: проведение опытов.
Оборудование: герой Незнайка; емкости с сахаром и солью; черный картон, лупы, по 2 стаканчика, мерные ложечки, емкости под сахар, соль, соль (крупного и мелкого помолов, сахарный песок, тростниковый песок, сахар-рафинад, сахарная пудра).
Ход образовательной деятельности:
I ч. Вводная. Психотренинг «Какой чудесный день» (дети стоят около воспитателя)
1) - Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
- Ребята, какой сегодня чудесный день. У меня прекрасное настроение. Хотелось бы узнать, с каким настроением вы зашли в группу:
- Кто пришел с хорошим настроением – улыбнитесь!
- Кому нравится общаться с ребятами – поднимите руки!
- Кто не любит ссориться - хлопните в ладоши!
- Кто уважительно относиться к товарищам, умеете выслушивать ответы – пожмите друг другу руки.
Я вижу, что у вас тоже хорошее настроение.
2) Сюрпризный момент. Мотивация - появление героя «Незнайка»
Незнайка: Здравствуйте ребята! Я знаю, что вы добрые, отзывчивые, умные. Я купил соль и сахарный песок, пересыпал их в одинаковые баночки и теперь не знаю, что где лежит, помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель: Поможем Незнайке?
Дети: Да.
IIч. Основная
1) Рассказ детей и педагога о происхождении соли и сахара.
Воспитатель: Давайте расскажем и покажем, Незнайке, откуда берутся соль и сахар.
Один из способов добычи соли – соляные шахты. В этих шахтах туннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда. Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят их в вагонетки и на специальных поездах вывозят наверх. (Показ слайдов).
Другой способ добычи соли. На морском берегу строят специальные неглубокие бассейны — соляные прессы. По специальному каналу в них напускают морскую воду. Жаркое солнце нагревает воду, и она быстро испаряется, а принесенная ею соль остается в бассейне. (Показ слайдов).
Воспитатель: Какая соль бывает?
Дети: Мелкая и крупная соль (показ образцов).
Воспитатель: А теперь расскажем, как добывают сахар.
Родина сахара – жаркие тропические страны. В тех местах на земле, где не бывает холодных зим, растет высокая трава со сладковатыми стеблями – сахарный тростник. Из сахарного тростника отжимают сок, варят сладкий сироп до образования кристаллов. В результате получается коричневый сахар. (Показ слайдов).
В северных странах, где не растет сахарный тростник, сахар делают из белой свеклы. Комбайн отделяет вершки от корешков, и корнеплоды везут на сахарный завод. Там свеклу моют и нарезают стружкой. Затем ее помещают в котлы с водой и варят. Вода становится сладким сиропом. Затем ее очищают и процеживают. Полученный сироп варят до получения кристаллов. Это и есть сахар! (Показ слайдов).
Воспитатель: Какие виды сахара вы знаете?
Дети: сахарный песок, сахар-рафинад, сахарная пудра, тростниковый сахар (показ образцов).
2) Физкультминутка: «Дружные ребята» (дети врассыпную встают)
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали. ( Шагаем на месте)
На носочках потянулись (Встать на носочки)
И друг к другу повернулись. ( Повернулись лицом друг к другу)
Как пружинки мы присели, (Присели на корточки)
А потом тихонько сели. ( Сели на стульчики)
3) Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам ребята пройти в мини – лабораторию. А кто знает, что такое лаборатория? Как правильно надо себя вести в лаборатории?
Дети: Высказывают свои предположения и проводят опыты. Не шуметь, не толкаться, громко не разговаривать.
Воспитатель: Правильно, это там, где ученые высказывают свои предположения и проводят опыты. Давайте, как настоящие ученые наденем с вами шапочки и халаты.
Предлагаю сесть за столы. Перед вами две баночки Незнайки. Давайте посмотрим и определим где соль и сахар.
Дети пробуют определить.
Опыт 1.
Воспитатель: Высыплем кристаллики в емкости.
Что вы заметили, когда я выполняла это действие? Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?
Дети: сахар и соль – сыпучие вещества.
Воспитатель помещает карту-схему на магнитную доску.
Опыт 2.
Воспитатель: Насыплем в стаканчики каждое вещество и определим цвет.
Дети: одно – с желтоватым оттенком, другое – белое.
Воспитатель помещает карту-схему на магнитную доску.
Опыт 3.
Воспитатель: Дети, имеют ли соль и сахар запах? Попробуйте осторожно их понюхать. Почему осторожно?
Дети: Сахар и соль – сыпучие вещества, Их нельзя подносить близко к носу.
Дети: Одно вещество пахнет карамелью, ванилью, другое не имеет запаха.
Воспитатель помещает карту-схему на магнитную доску.
Опыт 4.
Воспитатель: Соль и сахар – очень мелкие кристаллы, нам их трудно рассмотреть. Что нам поможет?
Дети: Лупа.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: Лупа увеличивает предметы в несколько раз.
Воспитатель: На один край черного картона положите кристаллики одного вещества, на другой – кристаллики другого. На что похожи кристаллики?
Дети: одно вещество имеет форму кирпичиков, другое – форму горошины.
Воспитатель помещает карту-схему на магнитную доску.
Опыт 5.
Воспитатель: Что мы можем сказать о вкусе? Предлагаю попробовать воду и определить вкус сахара и соли.
Дети: Соль – соленая, сахар – сладкий.
Воспитатель помещает карту-схему на магнитную доску.
Воспитатель: Вот мы и провели исследования этих полезных кристаллов. Расскажите, в чем сходство и различие соли и сахарного песка?
Дети: Соль и сахарный песок одинаковые по цвету, но разные по запаху и вкусу, к тому же у них разная величина.
Воспитатель: Ребята, где еще используется соль и сахар? Чудесные кристаллы соли мы использовать в медицине, пищевой промышленности, дорожном хозяйстве. А сахар в приготовление тортов, варенье варим,
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, Незнайка понял, как определять соль и сахар? Кто думает, что он понял, возьмите картинку с конфетой, кто думает, что не совсем понял – картинку с соленым огурчиком.
IIIч. Заключительная. Итог ООД.
Незнайка: Ребята, спасибо вам большое за рассказ. Я хочу подарить вам медаль « Юный исследователь.»
Воспитатель:
Давайте вспомним и расскажем гостям.
- Что мы сегодня узнали в нашей мини - лаборатории? (дети отвечают, используя карты-схемы)
- Что больше всего вам сегодня понравилось?
- Что было полезным для вас?
- Уважаемые гости, что вам понравилось?
- Как вы думаете, мы научились различать свойства сахара и соли?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Кристалл здоровья"
Данное занятие направлено на закрепление культурно-гигиенические навыков, привычку к аккуратности, чистоте у детей старшего дошкольного возраста....
Конспект НОД "Путешествие в струну Кристаллию"
Логопедическое развлечение для детей старшей группы по теме "Новый год".Цель:1) подбор однокоренных слов;2) расширение словаря прилагательных;3) развити...
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Удивительные кристаллы соли»
Автором предлагается конспект познавательно - исследовательской деятельности....
Конспект квест- игры " Кристаллы здоровья"
Развернутый конспект сучетом ФГОС по сохранению и укреплению здоровья детей...
Конспект НОД: «Выращивание кристаллов соли»
Задачи: 1.Познакомить детей с понятием кристалл.2.Изучить условия образования кристаллов.3.Учить детей в бытовых условиях выращивать кристаллы....
Конспект проектно-исследовательской работы "Выращивание кристалла соли"
Конспект проектно-исследовательской работы "Выращивание кристалла соли"...
"Магия кристаллов" Эксперимент по выращиванию кристаллов сахара и соли в старшей группе для детей с овз.
Кристаллы - удивительные явления природы. Они поражают своей необычностью: размерами, цветом, формой.Выращивать кристаллы можно не только в химических и промышленных лабораториях, но и в домашних усло...