Один день из жизни космонавта
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Кондратьева Ольга Владимировна

Конспект НОД на тему "Один день из жизни космонавта"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_integrirovannoe.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной НОД по окружающему миру с использованием

ИКТ  - старшая группа.

Подготовила воспитатель: Кондратьева О.В.

Тема: Один день из жизни космонавта на орбите.

Цели:

Развивать познавательную активность, познавательно-исследовательскую    деятельность, кругозор, с помощью поддержки  инициативы, любознательности и интереса детей на примере изучения Космоса.

Задачи:

  1. Уточнять и расширять знания детей о космосе, продолжать формировать представление о Земле, как о планете жизни и других планетах солнечной системы.
  2. Познакомить детей с образом жизни космонавтов на орбите, подчеркивая важность выполняемой ими работы.
  3. Продолжать учить использовать действия экспериментального характера, проводя опыты, устанавливать причинно-следственные связи.
  4. Расширять словарь детей за счет новых слов (космос, орбита,  планета, солнечная система, метеорит, комета, космонавт, ракета, космический корабль, скафандр, шлем и т.д.)
  5. Развивать конструктивную деятельность,  учить строить коллективную постройку из мягких модулей, используя алгоритм-схему.
  6. Развивать физическую культуру и желание заниматься физкультурой.

Оборудование:

ПК устройство для просмотра презентации о космосе,  глобус, фонарь, лампы настольные, песок.  Мягкие модули.

Предварительная работа:

Беседа о космосе, о планетах солнечной системы, об освоении космоса человеком, о первом космонавте земли. Рассматривание слайдов с изображением вселенной, планет, космонавтов, скафандров. Сюжетно-ролевая игра «Космонавты», рисование на тему «Космос».

Ход

Давайте поприветствуем гостей и со всеми поздороваемся.

(Дети садятся на стульчики, показ 1-го слайда – Звездное небо).

Давным-давно, люди, жившие на нашей планете, мечтали оправиться в путешествие к звездам. Неизвестные дали манили их к себе, и прошло не мало лет, прежде чем свершилось первое космическое путешествие.

Как вы думаете, почему человек захотел полететь в космос? (Ответы детей).

Он смотрел на звездное небо и ему хотелось узнать, что это за звезды, почему они такие яркие.

Наблюдая за звездным небом ученые узнали, что кроме Земли есть и другие планеты – одни меньше, другие – больше.  

Ребята, а вы знаете, как называют ученых, которые изучают звезды? (Астрономы).

Давайте вспомним имя человека, который первым из людей совершил полет к звездам? (Показ портрета).

 В космической ракете, с названием «Восток»                                                            Он первым на планете, подняться к звездам смог.

А вы, ребята хотели бы побывать в космическом путешествии и узнать, как живут космонавты в Космосе, чем они там занимаются, прожить один день жизни космонавта в космосе? Давайте представим, что мы космонавты.

На чем мы можем полететь в наше космическое путешествие?

Но нам нужна ракета. Предлагаю построить ее. А из чего мы можем ее построить?

(Конструктивная деятельность из мягких модулей  с использованием  алгоритма-схемы).

(Полет – надеваем шлемы, выбор капитана экипажа – считалка – 1,2,3,4,5 в космос мы летим опять – начинаешь ты считать. По команде «Экипаж к полету готов» – делаешь обратный отсчет.

Пристегнули ремни.

Экипаж к полету готов? (Готов).

Обратный отсчет (Порядковый счет 10,9,8…)

(Просмотр презентации с беседой).

Ребята, смотрим в иллюминаторы скорее. Что это мы пролетаем? (Солнце).

Солнце – расположено в центре нашей солнечной системы.  Вокруг Солнца вращаются планеты и множество более мелких  небесных тел – астероидов и комет.

Как вы думаете возможна ли жизнь на солнце? Солнце – это огромный, раскаленный шар, темп. поверхности солнца очень высокая. Целый день Солнце выполняет свою работу, а к вечеру,  спускается все ниже и ниже и, наконец, скрывается из виду. Небо темнеет, наступает ночь и появляются звезды. Звезды – это огромные, раскаленные газовые шары, похожие на Солнце.

А что это за планета? Конечно, это наша планета Земля. Почему на ней так много голубого цвета? А что означает зеленый, коричневый цвет? А посмотрите, что вращается вокруг нее?

Ярче всех сияет красавица Луна. Чем она является для Земли? Земля притягивает к себе Луну, не дает ей удаляться и она движется вокруг Земли по своей орбите. За это Луну и прозвали спутником Земли. На Луне нет ни воздуха, ни воды. А как выдумаете жизнь на Луне есть?  Почему? Луна не защищена от метеоритов – больших космических камней из космоса,  они, нападая на нее образуют большие, глубокие ямы.

Посмотрите, несколько планет приблизились друг к другу и выстроились в ряд – такое явление называется парад планет. Оно бывает очень редко, но иногда мы можем его наблюдать.

Смотрим в иллюминатор – Яркие звезды, расположенные недалеко друг от друга образуют различные фигуры, напоминающие птиц, зверей и людей. Эти фигуры называются созвездия и имеют свои имена. Самое известное созвездие  . «Большая медведица» (похожа на ковш с длинной ручкой),  зодиакальные созвездия (близнецы, скорпион, рак, весы и т.д.)

Сморите, ребята, Комета – это космическое тело, состоящее из газа и льда. Обычно они пролетают за пределами нашей солнечной системы. Если они приближаются к солнцу, то тают и остается только длинный хвост газов(след), который можно увидеть в ночном небе.

А вот мы с вами и в космосе – на космической станции.

Как вы думаете, с чего начинается день космонавта? (С зарядки)

Начинаем подготовку! Выходи на тренировку! (Ходьба, бег, комплекс ОРУ с гимнастической палкой – «Пульт управления», «Взлет – посадка», «Полет между звезд», «Болтанка»).

Зарядка….

А что дальше делают космонавты? (Завтрак)

А чем питаются космонавты?

(Рассказ воспитателя…….)

А потом наверное космонавты отдыхают, или работают?

Поскольку мы с вами сегодня космонавты, давайте пройдем и попробуем поработать в космической лаборатории.

ОПЫТ №1

Ребята, вы уже знаете, почему  день сменяется ночью, а потом снова приходит день.  Куда исчезает солнце ночью? Земной шар как волчок, все время крутится вокруг своей оси, поворачиваясь к солнцу то одним боком, то другим. Мы вертимся вместе с землей и наблюдаем, как день сменяет ночь, а ночь сменяет день. (Показ глобуса с подсветкой).

Глобус (уменьшенная модель Земли) и источник света (например – фонарь) и создадим модель вращения Земли вокруг своей оси и солнца.

 На глобусе сидит бабочка, все видят? Поверну  глобус так, что бы свет попадал на бабочку. Итак, бабочка находится на освещенной стороне и для нее это день.

Теперь я поверну  глобус так, что бы бабочка оказалась в тени. Теперь бабочке не видно солнца и у нее ночь.

ВЫВОД: Следовательно, вращаясь вокруг оси, Земля освещается солнцем то с одной стороны, то с другой. В результате этого на планете наступает то день, то ночь.

А теперь, давайте лампы Солнце, а вы Земля посмотрите на Солнце и начинайте поворачиваться…….

Молодцы, вы замечательно проделали опыт!

Опыт №2

« Дневные звезды».

Цель: - Показать, что звезды светят постоянно.

Оборудование: дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик.

ПРОЦЕСС: Пробейте дыроколом в картонке несколько отверстий. Вложите картонку в конверт. Находясь в хорошо освещенной комнате, возьмите в одну руку конверт с картонкой, а в другую — фонарик. Включите фонарик и с 5 см посветите им на обращенную к вам сторону конверта, а потом на другую сторону. ИТОГИ: Дырки в картонке не видны через конверт, когда вы светите фонариком на обращенную к вам сторону конверта, но становятся хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта прямо на вас. ПОЧЕМУ? В освещенной комнате свет проходит через дырочки в картонке независимо от того, где находится зажженный фонарик, но видно их становится только тогда, когда дырка, благодаря проходящему через нее свету, начинает выделяться на более темном фоне. Со звездами происходит то же самое. Днем они светят тоже, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет звезд затмевается. Лучше всего смотреть на звезды в безлунные ночи и подальше от городских огней.

Опыт №3

А теперь приглашаю перейти к следующему столу. Ребята, обратите внимание на фото перед собой. Что это? Перед вами спутник нашей планеты – Луна. Давайте внимательно рассмотрим ее поверхность. Луна покрыта мельчайшим песком и лунной пылью. И на этом песке разные следы. Вспомните, мы с вами говорили, когда летели, что это следы от метеоритов и других космических объектов.

Как вы думаете, почему ветер не замел эти следы? Потому что на Луне нет воздуха, а мы с вами знаем, что ветер это движение воздуха. Ребята, а на нашей планете, где лучше всего мы можем наблюдать, как ветер заносит следы? (В пустыне, где кругом песок и камни). Итак, ребята, разделим стол ящиками песка на 2 половины.  

1 половина – это поверхность Луны, 2 половина – это поверхность Земли. Давайте оставим пальчиками свои следы. Теперь попробуем создать ветер. Как можно это сделать? Верно подуем. Возьмите пожалуйста трубочки и осторожно подуйте на поверхность Земли. Ну что исчезли следы? А на Луне нет воздуха, значит нет и ветра. Что будет со следами? Они навсегда  останутся на поверхности Луны.

Ребята, хорошо мы с вами поработали. Так усердно трудятся космонавты (рассказ воспитателя о том, что делают космонавты на орбите).

Астрономы  называют нашу планету «Голубой жемчужиной Вселенной». А как вы думаете, почему? Только на земле есть жизнь и все многообразие, которое мы видим: небо, облака, вода, горы, реки, моря, трава, деревья, птицы, звери и конечно люди, т.е. мы с вами. Мы должны беречь нашу планету. А как мы с вами можем беречь ее?

Ну а нам с вами пора возвращаться домой.

1,2,3 Пристегнись

Вот ракета летит в высь

Звук ракеты…

В полете - Рефлексия: Понравилось вам наше космическое путешествие,

Почувствовали вы себя космонавтами, пережили один день в космосе? Что больше всего понравилось? А что вы чувствовали?.......

А теперь наше путешествие заканчивается, вы все были молодцы, вы много знаете о космосе и об этой сложной профессии – космонавта.

Вот мы и прилетели? А мне в нашем космическом путешествии больше всего понравились вы, как вы хорошо поработали в космической лаборатории и узнали много нового, давайте теперь посмотрим на экран и не много отдохнем, пусть наши  глазки тоже отдохнут.

Гимнастика для глаз.

Вы теперь можете рассказать родителям о своих новых знаниях и впечатлениях и продолжайте изучать новое, еще очень много интересного. Спасибо всем!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Один день из жизни детского сада"

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание является одним из факторов, обеспечив...

Один день из жизни моей группы:радужный день в детском саду

Материал подготовила: Насибулина Эльвира Абдулахатовна, воспитатель 1 категории...

Один день из жизни моей группы: день клоунады в ясельной группе

Автор репортажа: Прокопьева А.А., воспитатель, высшая категория; Махорина М.Л., воспитатель; Изюмина Н.М., младший воспитатель...

Один день из жизни моей группы: день причесок

Автор материала: Собкалова Светлана Григорьевна, воспитатель, первая категория...

Один день из жизни детского сада. Тематический день:"Цветной мир".

В работе представлен один день из жизни детского сада. Это тематический день:"Цветной мир", рассчитан на старшую группу 5-6 лет. Воспитатель встречает детей в образе "Художника&quo...

«День открытых дверей» «Один день из жизни малышей»

Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в вопросах образовательной деятельности и здоровьесбережения детей в ДОО. Сплочение детско-родительского коллектива. Создан...

Презентация "Один день из жизни детского сада: день детской инициативы!»

Один день из жизни детского сада: день детской инициативы!»...