Конспект занятия «Зима в лесу» в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Воробьева Наталья Владимировна

Закрепить знания детей о том, как обитатели леса проводят долгие и холодные зимние месяцы, названия зимующих птиц, уметь различать их по размеру, окраске. Заложить основы экологического воспитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zima_v_lesu.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Зима в лесу» в старшей группе

Программные задачи:

Воспитательные: Воспитывать  бережное  отношение  к  природе,  чувство
доброты,  сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас
окружает,
 патриотизм через гуманное отношение к родной природе,  чувство гордости за свою Родину.

Образовательные: Закрепить знания детей о том, как обитатели леса проводят долгие и холодные зимние месяцы, названия зимующих птиц, уметь различать их по размеру, окраске. Заложить основы экологического воспитания. Закреплять знания о малой Родине. Дать представление о том, что такое большая и малая Родина. Систематизировать представления детей о характерных признаках зимы. Способствовать закреплению умения, устанавливать связь между признаками в природе, использовать объекты живой и неживой природы, формированию отстаивать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения; углублению представлений о лесе, о жизни диких животных и птиц в зимний период.

Развивающие: развивать связную речь детей, развивать воображение, внимание, память, пространственную ориентацию, логическое мышление, фантазийное мышление.

Ход занятия

     С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла... (зима)

Белым пледом лес укрыт,

И медведь в берлоге спит.

Снег, как белая кайма.

Кто хозяйничал? (зима)

Во дворе замерзли лужи,

Целый день поземка кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла... (зима)

        Предлагаю вниманию детей игру на развитие логики, мышления, воображения «А что потом?».

- Где мы сейчас находимся? (в группе).

- А где находится наша группа?  (в детском саду).

- Где находится детский сад?  (на улице Пролетарская 85).

- Где находится эта улица?  (в городе Колпино.

- А где находится город Колпино? (в России).

- Где находится Россия? (на планете Земля).

В. – Все мы – люди, звери, птицы, растения живем на планете Земля.

 «Словно крыша над землею,

                                           Голубые  небеса.

                                            А под крышей голубою

                                            Реки, горы и леса.

                                            Океаны, пароходы,

                                            И поляны , и цветы.

Страны все и все народы.

                                             И, конечно, я и вы!»

      Наша страна Россия – большая и прекрасная. Для каждого человека она начинается с родительского дома. В каком бы её уголке ты ни родился, ты можешь с гордостью сказать: «Это моя Родина! » Наша Россия – очень богатая страна. Она богата красивыми реками, старыми и новыми городами, лесами, полями, лугами. Но самое главное её богатство – люди, наши с вами соотечественники. Каждый из них по своему воспевает свою Родину, строители возводят дома, композиторы пишут песни, поэты посвящают стихи (слайды).

В. – Ребята, а как вы понимаете, что такое Родина?

       Дети размышляют и предлагают свои ответы. Обобщая детские ответы, воспитатель продолжает разговор.

Ответов на это вопрос может быть много:

- Родина – это страна, в которой мы родились и живём.

- Это земля, на которой жили, трудились наши предки.

- Земля, которую наши предки защищали от врагов.

- Родина – это место, где живут близкие и дорогие вам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.

- Это место, где стоит наш детский сад.

- Это место,  по которому люди скучают, находясь в далёком краю, на чужой стороне.

- Наша Родина – это русские поля, моря, реки, леса.

В. – И вот сегодня я хочу предложить вам путешествие в один из уголков нашей Родины -  зимний  лес.  Но это путешествие будет необычным. Предлагаю вниманию детей картину «Жизнь животных зимой».

В. – Хотелось бы вам попасть в эту картину?  Обращаю внимание детей на то, что в левом нижнем углу картины находится волшебная дверца.  Предлагаю пофантазировать: представить, что дверца потихоньку открывается, мы входим в нее и остаемся внутри картины.

В. – Куда мы попали? (На поляну зимнего леса).   Звучит фонограмма звуки леса.

«Здравствуй лес, дремучий лес,

                                         Полный сказок и чудес.

                                         Кто  в глуши твоей таиться?

                                         Что за зверь? Какая птица?

                                         Все открой не утаи:

                                         Ты же видишь – мы – свои!»

- Какое время года изображено на картине?  (Зима)

- Что вы видите вокруг? (Чистой белой скатертью покрылась земля. Тяжелыми белыми шапками накрылись деревья. Но в лесу много зверей, которые выходят из нор в поисках пищи).

- Что делают белки? ( Они сидят на ветке и грызут шишки.  Белочки  переоделись в шубку серую, им меньше приходится прыгать, скакать,

силы надо беречь, сохранять).

- Что делает медведь? (Медведь на зиму устраивается в берлогу под вывороченным деревом или упавшей елью, и спит он всю зиму - сосёт лапу. Если его разбудить, он может напасть на человека, рассердится, что его разбудили.  Он самый сильный в лесу).

- Кто еще спит всю зиму? (Ежик, барсук).

 - Как готовятся к зиме зайцы?  (Зайцы к зиме меняют шубку, она становится белой.  Белый цвет не заметен на снегу, и зайцу легче скрыться от хищников: волков, лис.  Зимняя шубка гуще и теплее).

- Сразу ли зайцы становятся белыми?  Белеет заяц постепенно. Сначала он весь немного светлеет.  Потом белеют задние ноги, а через неделю он белеет весь).

- Чем питается заяц зимой? (Зайцы не делают запасы на зиму, а питаются корой деревьев, выкапывают корешки растений, сухую траву из-под снега).

- Каких птиц вы видите вокруг?  (Два снегиря  устроились на рябине и с удовольствием клюют сладкие ягоды рябины).

В. - Холодно и голодно зимой птицам. Они перебираются из леса поближе к жилью, прячутся от морозов и метелей под крышами и за ставнями домов. Им очень трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в зимние морозы. В такую погоду много птиц погибает от голода; а ведь они приносят большую пользу деревьям: они спасают их от вредных насекомых. Хорошо, что есть добрые люди, которые не дают птицам погибнуть, подкармливают их, вешают кормушки.

- Кажется, что в лесу сейчас тихо, как- будто никто тут не живет. А вы как думаете так ли это?  (Под корнями пней и деревьев спрятались насекомые, ящерицы, виден заснеженный холмик –это муравейник. В нем зимуют муравьи).

- Как вам, кажется, какая погода сейчас в лесу? (Прохладная, зимняя, солнечная, тихая, замечательная, дивная)

В. – Ребята, я думаю,  вы устали и замерзли. Давайте отдохнем и поиграем прямо здесь на лесной поляне, чтобы согреться.

Физкультминутка

А в лесу у нас мороз,                            Дети хлопают себя ладонями по плечам
Чтобы носик не замерз,                                   и топают ногами/
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки,                       Дети поднимают руки над головой и Как на сказочной картинке.                   делают  хватательные движения, Будем их ловить руками,                        словно ловят снежинки
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы,                       Потягивания — руки в стороны.
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в лесу чтобы,                   Ходьба на месте с высоким

Поднимаем выше ноги.                         подниманием колен
Мы идем, идем, идем                            Ходьба на месте.

В детский сад к себе придем.               Дети садятся на свои места.

В.- Ребята, я сегодня я вновь принесла вам шкатулку народных мудростей и предлагаю сложить в нее пословицы и приметы о зиме.  Хотите положить туда свои знания? (Да).

В круг ребята становитесь,
Крепче за руки держитесь.

                                                                Я шкатулочку возьму

                                                                И приметы соберу.

Воспитатель открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы и символично опускают в шкатулку картинку снеговика.

Пословицы

1.Снег на полях – хлеб в закромах.

2.Зима не лето: в шубу одета.

3.Декабрь старый год кончает, новому году дорожку стелет.

4. Много снега - много хлеба.                                                                  

5.Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте!                                               

6.Кто природу губит, тот свой край не любит!

7.Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить!

Приметы

1.Если зимою частые туманы и много инея – будет хороший урожай.

2.Если вороны сидят на макушках деревьев, каркают и чистятся – это зимой к снегу.

3.Сорока лезет под крышу – будет метель.

4.Зимой собаки валяются – быть метели.

5.Мало звезд на небе – к ненастью.

6.В январе висит много частых и длинных сосулек – урожай будет хороший.

7.Сильно блестят зимой звезды – к морозу.

Дети присаживаются на стулья.

В.- Дети, как вы думаете зима – это хорошо или плохо? (Предполагаемые ответы детей).

Зима – это хорошо

  • Воздух чистый, свежий, прохладный.
  • Можно кататься на лыжах, коньках, санках.
  • Можно лепить снеговика, снежные крепости другие постройки.
  • Можно построить ледяную горку и кататься на ней.
  • Помогать птицам выжить в зимние холода.
  • Наблюдать за снегопадом.
  • Можно играть в снежки
  • Если много снега, то весной будет много влаги, а это хорошо для растений.

 Зима – это плохо

  • Если сильный мороз, можно простудиться и заболеть.
  • Если гололед, можно упасть и получить травму.
  • От голода и холода погибает много птиц.
  • Если выпадет очень много снега, тяжело идти, может завалить дверь дома.
  • Если метель, замерзает лицо, руки, тяжело идти.

Предлагаю детям пофантазировать, порассуждать и ответить на вопросы.

В. - Без чего не может быть зимы? (без мороза, без снега, метели, вьюги, буранов, снегопадов, сугробов, льда и.т.д.)

В. -А чего не может быть зимой? (грозы, цветущих лугов, радуги, листьев на деревьях, летающих бабочек, журчание ручейка, пение соловья)

В.-  Из ваших ответов, я поняла, что зима вам нравиться, а какие красивые слова вы могли бы сказать про зиму.

Игра «Зимние слова» Дети: сказочная, красивая, долгая, затяжная, теплая, холодная, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая.

В. – Очень хорошо нам было на прогулке в зимнем лесу, но пришла пора возвращаться.

«Лес дремучий, до свиданья!

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем,

                                                               Добрый лес, дремучий лес,

                                                               Полный сказок и чудес»

          Мы снова открываем волшебную дверцу и попадаем к себе в группу.  Сегодня мы побывали в одном из удивительных уголков нашей Родины. Здесь мы играли, любовались красотой зимней природы. А чтобы красоту эту сохранить, лес нужно беречь.

«Лес помощник наш и друг.

                                                                 Не ломайте лесу рук.

                                                                 Не рубите лесу ног.

                                                                Лес в беде не одинок».

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Зима в лесу"

Учить составлять описательный рассказ по картинке, соблюдая последовательность, точность и выразительность.Развивать связную монологическую речь.Закреплять знания детей о сезонных изменениях зим...

конспект занятия "Переполох в лесу" в старшей группе

конспект  занятия "Переполох в лесу" в старшей группе...

Конспект интегрированного занятия «Зима в лесу» (II младшая группа)

Конспект интегрированного занятия «Зима в лесу» (II младшая группа) Используемые программы: «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса. Тема занятия«Зима...

Конспект занятия "Зима в лесу"

Воспитывать  бережное  отношение  к  природе,  чувство доброты,  сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает. Закреплять знания детей о том, как обитате...

Конспект занятия "Зимой в лесу"

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и лепке в старшей группе...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Как зимуют звери и птицы в лесу»

Цель: создание условий для формирования представлений детей о зимеЗадачи: 1) формировать представления о питании и кормлении птиц зимой2) развивать наблюдательность по отношению к явлениям природы3)фо...