"Почему на Новый год наряжают елку"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме
Краткосрочный проект для детей старшей группы : "Почему на Новый год наряжают елку?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta_elki.docx | 31.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательский проект дошкольников «Наша елочка»
Краткая аннотация проекта.
Данный проект - это организация работы по ознакомлению детей с историей празднования Нового года, с новогодними традициями разных стран, с историей новогодней игрушки.
Эта работа осуществлялась через творческо-прикладную, поисково-исследовательскую, интеграционную деятельность в процессе разных форм работы, направленную на расширение потенциала творческих и интеллектуальных способностей детей посредством активации детской жизнедеятельности.
Проект исследовательско-творческий, краткосрочный, рассчитан сроком на две недели, для детей старшей группы, педагогов и родителей, включающий в себя несколько этапов. Руководители проекта- Воробьева Г.А., Полежаева Т.А., Шукюрова Н.
Актуальность.
Ни для кого не секрет, что самый любимый праздник у большинства людей, а особенно у детей-это Новый год!
Но, что мы знаем об этом празднике, откуда он взялся, как его празднуют в разных странах и кто приносит подарки в новогоднюю ночь и куча других вопросов интересует наших малышей.
Поэтому мы, взрослые, должны помочь детям раскрыть некоторые секреты, связанные с этим событием, расширить кругозор ребенка, удовлетворить его природное любопытство.
Цель: обогатить знания детей об истории и традициях празднования нового года в России и других народов. Рассказать историю новогодней игрушки, познакомить с технологией ее изготовления.
Задачи:
Расширять кругозор детей о народных традициях.
Формировать интерес и любознательность к истории народов к многообразию традиций и обрядов.
Формировать у детей исследовательские навыки (поиск информации в различных источниках) .
Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое.
Развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной творческой деятельности.
Привлечь родителей в работу проекта.
Гипотеза: Если дети узнают больше о традиции празднования Нового года об этом празднике и его символах, через собственную исследовательскую деятельность, то они поймут, что на любой интересующий их вопрос можно найти много любопытной и интересной информации, приобретут навык получения добывания информации, что обязательно пригодиться в их дальнейшей жизни.
В основе проекта лежит исследовательский метод обучения. Это метод, в ходе которого дети учатся проводить самостоятельные исследования, учатся собирать доступную информацию об объекте исследования, фиксировать её, расширяют свой кругозор. У детей развиваются творческие способности и умение высказывать свои определения, развиваются мышление и речь.
Методы исследования:
- наблюдение;
- поисковая работа (из различных источников информации);
- прикладная творческая деятельность.
Перед началом проекта для определения степени знаний у детей о праздновании Нового года, мы воспользовались методом «Трёх вопросов». Цель его – выявить степень информированности детей перед началом проекта и сравнить знания по окончании проекта. Совместно с детьми обсудили, что они знают по данной теме, зафиксировали ответы в таблице. Далее поинтересовались, что бы они хотели узнать? Ответы также зафиксировали. Предложили детям подумать, как можно найти ответы на вопросы? Дети решили спросить у взрослых, прочитать в книгах, узнать из телепередач, сходить на экскурсию в магазин. Третий вопрос «Что узнали?» задавался по окончании проекта, что помогло мне сделать правильные выводы и понять, чему научились дети. («Что мы знаем о новогоднем празднике? Что мы хотим узнать? Что мы узнали?»)
Проект проводился в несколько этапов.
I Подготовительный этап.
Задачи:
- создание развивающей среды;
- подбор методической и художественной литературы по теме;
- разработка занятий и плана мероприятий по теме проекта.
На подготовительном этапе донесли до сведения родителей важность и значимость данной темы. Совместно с родителями создали развивающую среду в группе. Дети прислали из дома фотографии своих новогодних елочек, новогодние украшения, сделанные своими руками.
Подобрали методическую и художественную литературу по теме, мультимедийные презентации на данную тему, изготовили наглядный иллюстрированный материал. Составили план мероприятий по реализации проекта. Разработали цикл занятий, посвящённых изучению данной темы.
II. Практический этап
Задачи:
- расширить знания детей о новогоднем празднике, о «дедах Морозах» разных стран, о праздничном новогоднем дереве или еще кое-чем, что наряжают люди в др. странах;
- развивать познавательный интерес и исследовательские навыки;
- способствовать умению работать в коллективе взрослых и сверстников.
Совместно с детьми проводились творческие практические занятия по изготовлению новогодних подарков, украшений, открыток, игрушек на елку и гирлянд.
Был проведён цикл занятий с мультимедийными просмотрами, посвящёнными данной тематике.
Наряжали с детьми групповую елочку, в том числе, игрушками собственного изготовления, украшали групповое помещение.
В продуктивной деятельности дети рисовали, использовали пластилинографию, аппликацию, изготавливали игрушки в технике «оригами», лепили игрушки из соленого теста.
В речевом направлении была проделана работа по составлению рассказов «Моя Елочка», «Как я встретил новый год», «Письмо деду Морозу».
Так же прошел Новогодний праздник-утренник, где дети читали стихи, пели песни, водили хоровод, что способствовало сближению детско-родительских отношений и закреплению положительного досугового опыта.
Детям было дано домашнее задание: исследовать свою «Новогоднюю красавицу-елку и рассказать о ней и ее игрушках».
III. Заключительный этап (1 неделя)
Задачи:
- обобщить знания детей по данной теме;
-воспитывать у детей и их родителей потребность в совместной деятельности, проведении досуга и получении от этого положительных эмоций.
Презентация проекта проходила в виде беседы и просмотра мультимедийной презентации. (На основе присланных фото «Домашних елочек», была создана презентация, с опорой на которую, в группе, дети обменялись своими впечатлениями.)
Этапы проекта | Действия детей | Действия педагогов | Действие родителей | |
Подготовительный (проблема, планирование, прогнозирование результатов. | Постановка проблемы: «Мало игрушек на ёлку. Решили изготовить игрушки своими руками. | Распределение информации по разным направлениями организовать сбор информации в виде стенда. |
| |
Деятельностный (непосредственная деятельность по проекту) | Сбор информации и участие в беседе «Знакомство с ёлочной игрушкой». Знакомство детей с историей возникновения ёлочной игрушки, материалами, из которых её изготавливают. Самостоятельная художественная деятельность детей «Игрушка для ёлки». (Рисование, аппликация, ручной труд).
| - оснащение предметно-развивающей среды (оформление групп в соответствии с темой, организация совместной выставки-музея) Организация совместной деятельности с детьми, проведение познавательных НОД соответствующей тематики. Консультация для родителей «История новогодней игрушки». Консультация для родителей «Новогодние игрушки своими руками»
Повышение творческой активности и сплоченности педагогов, родителей, детей. | Подборка информации по заданному плану. | |
Завершающий (презентация продуктов проекта и рефлексия) | Сбор информации и фотоотчет «Наша елочка» и его представление для всех детей группы в в форме мультимедийной презентации . | Подготовить детей для беседы по презентации Беседы о праздновании Нового года в семье и в других странах. Объявить благодарность самым активным родителям за участие в организации проекта на родительском собрании. | Помощь в оформлении альбома.
|
Системная паутинка по проекту
Познание Организация предметно- развивающей среды, связанной с темой. Знакомить детей с историей ёлочной игрушки, материалами, из которых её изготавливают. | Чтение художественной литературы Чтение С. Маршака "Двенадцать месяцев" В. Одоевский "Мороз Иванович" Заучивание стихов: С. Маршак "Елка", "Декабрь" З. Александровой "Дед Мороз"
Е. Ильина 'Наша елка"
Я. Аким "Елка наряжается"
К. Чуковский "Елка"
Е. Трутнева "Елка"
Е. Серова "Новогоднее' | Коммуникация НОД Познание Ознакомление с окружающим миром: «Путешествие елочной игрушки». « Путешествие в Германию», экскурсия по городам. Дидактические игры: Скажи наоборот (легкая – тяжелая ). Хорошо – плохо. Составление рассказов "Как мы встречаем Новый год дома". Составление описательного рассказа о своей елочной игрушке. Участие в конкурсе "Елочная игрушка". |
Социализация Знакомить детей с историей возникновения елочной игрушки, материалами из которых ее изготавливают, с традициями украшать ёлку. | Труд Участие детей в украшении группы и ёлки к празднику.
| Безопасность Консультация «О правилах безопасности при украшении ёлки; при эксплуатации ёлочной гирлянды»«Зачем праздник делать грустным».
|
Здоровье Физ. Минутки: | Физическая культура Подвижная игра «Догони снежный ком», «Что мы делали не скажем, а что делаем покажем», «Емеля догони» «Провожаем старый год», (пение с движением) | Формы взаимодействия с родителями Консультации для родителей по привлечению детей к подготовке к празднику дома; Рекомендации по закреплению правил безопасности при украшении ёлки, при использовании гирлянды; по просмотру мультфильма «Снежная королева» |
Художественное творчество Рисование на тему: «Моя любимая новогодняя игрушка». Конструирование ёлочных игрушек из бумаги. Эстетическая беседа «Особенность Филимоновской, Каргопольской, Абашевской росписей». | Музыка Пение «Зимушка»
Хоровод «Чудесные деньки»
«Танец снежинок» «Полька» «Современный танец». |
|
В результате работы над проектом дети расширили свои знания о новогоднем празднике, о том, кто такой дед Мороз и какие бывают «Морозы» в других странах», Почему на Новый год наряжают именно елку, всегда ли так было и так ли это в других странах.
Дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности: искать и собирать информацию, анализировать, систематизировать и делать выводы, появились навыки взаимовыручки, поддержки и тесного общения с взрослыми и сверстниками. Повысился интерес к познанию окружающего мира. Всё это способствовало саморазвитию личности каждого ребёнка, воспитанию в нём целеустремлённости и самоуважения.
Новизна проекта заключается в необычности тематики, актуальности темы и в использовании поисково-исследовательского метода в ходе реализации проекта.
Итак, мы пришли к выводу, что внедрение исследовательских методов в образовательный процесс детского сада – это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам его раз
Приложение
Презентация: « Новогоднее путешествие»
Цель :Познакомить детей с традициями празднования Нового года в разных странах. Задачи : Развивать память детей, воображение, внимание и логическое мышление. Ход : Настрой на позитив, воспитатель читает стихотворение :
« Лесом частым, полем вьюжным Зимний праздник к нам идёт, Так давайте скажем дружно: «Здравствуй, здравствуй Новый год!»
Воспитатель рассказывает детям о том, что во всех странах мира Новый год празднуют по-особому, по-разному. Предлагает детям отправиться в Новогоднее путешествие по странам мира и посмотреть, как в какой стране празднуют Новый год. Спрашивает на чём мы можем отправиться в наше путешествие, дети отвечают : на самолёте, на поезде, на корабле. (можно предложить детям картинки, чтобы они выбрали) Затем воспитатель объясняет детям, что раз наше путешествие Новогоднее, значит оно не простое, а волшебное. Закрываем крепко глаза, кружимся вокруг себя и произносим волшебные слова, звучит волшебная музыка. Дети открывают глаза, а на доске карта мира, прикалываем заранее приготовленную снежинку в Японии и включить японскую музыку (можно включать музыку соответствующую каждой стране. Итак, мы с вами в Японии. В Японии в новогоднюю ночь звонят колокола. Они ударяют только 108 раз. В это время все дети заняты рисованием. Каждый рисует то, что хотел бы получить в подарок. Этот рисунок он должен положить под подушку и уснуть, как только колокол ударит 108 раз. Наверное, и у каждого из вас есть своё заветное желание и мы с вами после нашего путешествия сядем и нарисуем. А теперь закрывайте глазки, наше путешествие продолжается и мы с вами перенесёмся в Иран. Прикалываем снежинку на карте. Здесь на новогодний стол подаётся чеснок, уксус, проросшее зерно и сок молодых колосьев. Люди прыгают через костры. В 12 часов ночи все зажимают серебряные монетки в руках, говорят, что это спасает от расставания с родными местами. У нас с вами тоже есть серебряная монетка. Как вы думаете, сколько букв может закрыть эта монетка, если её положить на страницу книги? Давайте проверим вместе. А ещё хозяин дома дарит всем членам своей семьи красивые одежды, украшенные узорами. Представьте, что вам пришлось вышивать узоры на одежде. Какой узор вы бы выбрали? Выложите, пожалуйста. Дети выбирают любой узор из игры « Сложи узор» и выкладывают. И снова закрываем глаза и переносимся в Италию, прикрепляем снежинку. Здесь в новогоднюю ночь выбрасывают всю разбитую посуду, сломанную мебель, старые вещи. Говорят, что это принесёт богатство. Через трубу дома прилетает волшебница Бефане и у каждой детской кроватки оставляет новогодние подарки. И всё-таки жалко, красивую, хоть и разбитую посуду? Давайте попробуем её склеить. Игра « Сложи по образцу». После выполнения задания, закрываем глаза и переносимся в Болгарию. Прикрепляем снежинку. Дед Мороз в Болгарии приходит в вывернутой бараньей шкуре, украшенной стручками красного перца. С последним ударом часов гаснет свет, и все целуются. В новогодний пирог кладут монеты и бутоны роз. Тот, кто найдёт в пироге монету, будет богатым, а кто откусит кусочек пирога с бутоном разы, будет счастливым. Давайте с вами поиграем в игру «Да и нет по-болгарски». Запомните, пожалуйста, что в Болгарии всё наоборот. «Да» - это когда мы русские, крутим головой, говоря «нет», а «нет» у болгар - это когда мы, русские, киваем-«да». Детям задаются любые вопросы, а они должны ответить только жестом : кивая - «нет», отрицая-«да» После игры переносимся во Францию. Во Франции к детям приходит Пер Ноэль. Дети ждут его и перед Новым годом посылают ему открытки для того, чтобы Пер Ноэль не забыл заглянуть к ним. Он приносит подарки детям в башмачке или сапожке. Все дети любят танцевать «Танец утят». Я предлагаю вам всем вместе исполнить этот танец. После танца переносимся в Германию. Прикрепляем снежинку. Здесь перед Новым годом можно встретить на улицах Трубочиста. Великое счастье - прикоснуться к нему и испачкаться сажей. Специально к празднику чеканят монеты, на которых изображён ребёнок. Сидящий на свинье, так как считается, что свинья-это символ благополучия. Из Германии перенесёмся обратно к нам в Россию. Дети делятся впечатлениями, чем отличается Новый год в России от Нового года в других странах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми 2-3 лет "Наряжаем елку".
Конспект занятия по аппликации, рисованию и лепке с детьми раннего дошкольного возраста....
Презентация "Почему на новый год наряжают елку"
Что наряжают на Новый год в разных странах?...
Новогоднее волшебство своими руками: наряжаем елку.Творческая мастерская
Привитие желания обустраивать игровое и бытовое пространство изделиями ручной работы....
Почему на Новый год принято наряжать елку..
папка - раскладушкаПочему на Новый год принято наряжать елку...
Название номинации: «Познавательный проект» Тема проекта: «Почему на Новый год ёлку наряжают»
Ёлочка - является обязательным атрибутом этого праздника. Её появления ждут и взрослые, и дети. Как приятно потрогать иголочки, почувствовать аромат хвои. Как прекрасна наряженная елочка. И нам кажетс...
Тематический проект в подготовительной к школе группе "Почему на новый год наряжают ёлку?"
В данном тематическом проекте дети подготовительной к школе группе совместно с педагогами и родителями ищут ответы на следующие вопросы:"Кто придумал наряжать новогодние ёлки?", ...