конспект по окружающему миру
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Тема: «Поможем Незнайке»
Цель: Ознакомление с понятием «воздух» через детское экспериментирование.
Задачи:
Знакомить с качественной характеристикой воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем).
Развивать умение детей решать проблемные задачи.
Воспитывать интерес к экспериментированию.
Оборудование: Воздушные шарики, ёмкость с водой, салфетки, стаканчики с водой, трубочки, игрушка «Незнайка», полотенце каждому ребёнку.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятия пришёл Незнайка . Давайте с ним поздороваемся.
Дети: Здравствуй, Незнайка.
Воспитатель: Ребята, пришёл Незнайка не просто так, а чтобы Вы ему помогли разобраться, почему у него один шарик толстый, весёлый, круглый, а второй – грустный, худой, бледный. Как Вы думаете, ребята, почему второй шарик стал худым и бледным?
Дети: предлагают разные версии. Вывод: шарик сдулся, в нём нет воздуха.
Воспитатель: А как вы считаете, что надо сделать, чтобы он стал круглым и упругим?
Дети: Надо его посильнее надуть.
Воспитатель: Как вы думаете, что будет внутри шарика после того, как мы его надуем?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Откуда же берётся в шарике воздух?
Дети: Мы его выдыхаем.
Воспитатель: А чтобы выдохнуть воздух, надо его вдохнуть. А где мы берём воздух, когда вдыхаем?
Дети: (предлагают свои варианты).
Воспитатель: Следовательно, вокруг нас есть воздух. Давайте мы вместе с вами вдохнём и выдохнем воздух (через рот, через нос). Попробуйте подставить ладонь и выдохнуть на неё воздух. Что вы почувствовали?
Дети: Движение воздуха (и др. варианты).
Воспитатель: Значит, он из ротика передвинулся к вам на ладонь. Воздух движется. А вы, ребята, воздух видите?
Дети: Нет.
Воспитатель: Если вы его не видите, значит, он какой?
Дети: Невидимый.
Воспитатель: А ты. Коля, как думаешь? А ты, Ира?
Незнайка: А я так хочу увидеть воздух, что же мне делать?
Воспитатель: Ребята, как же решить эту проблему?
Дети: (предлагают)
Воспитатель: Давайте всё-таки попробуем решить эту проблему. Пройдите, пожалуйста, к столикам, возьмите на салфетке шарик и попробуйте надуть его.
Дети надувают.
Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте опустим шарик отверстием вниз в тазик с водой и разожмем пальчики. Ой! Что это появляется в воде?
Дети: Пузырьки.
Воспитатель: А откуда они берутся?
Дети: Из шарика выходит воздух.
Незнайка : Как это всё интересно! А можно ещё увидеть воздух?
Воспитатель: Можно. Положите осторожно шарики на салфетку. Давайте теперь возьмем трубочку и подуем в неё на свою ладонь.
(Дети дуют)
Воспитатель: Что вы ощущаете? (ответы детей). А я ощутила движение воздуха! Вы тоже? И ты, Даша?
Дети: Да.
Воспитатель: Следовательно, воздух можно ощутить. А теперь давайте подуем друг другу на ладонь и поводим трубочкой над ладонью. Почувствовали движение воздуха?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята! Смотрите! Здесь стаканы с водой! А что будет, если опустить трубочку в стакан с водой? Давайте попробуем! Сейчас вдохнем воздух через носик и выдохнем в трубочку. Что увидели в воде?
Дети: Пузырьки - воздух.
Воспитатель: А если бы вам надо было нарисовать пузырьки, что бы вы нарисовали на листочке бумаги?
Дети: Кружочки.
Воспитатель: Вы очень наблюдательны! А как вы думаете, ребята, почему пузырьки в воде не тонут, а поднимаются вверх?
Дети: Потому что воздух лёгкий. Когда мы бросаем в воду тяжелые камушки, они тонут. А воздух не тонет. Мы видели в аквариуме в Зимнем саду, там через трубочку воздух поступает в воду, и потом вверх пузырьками поднимается!
Воспитатель: А зачем воздух поступает в аквариум?
Дети: Чтобы рыбки дышали.
Воспитатель: А кому ещё нужен воздух?
Дети: Животным, птицам, растениям, людям, насекомым. Незнайка
: Подумаешь воздух! Я и без него обойдусь!
Воспитатель: Дети, а вы можете обойтись без воздуха?
(Дети говорят свои мнения). Незнайка
: Нет, мне воздух не нужен!
Воспитатель: А давай проверим! Закрой ротик, а носик зажми лапками и не дыши! Незнайка
: Ой! Ой! Я больше не могу!
Физкульт минутка:
Мы весело и дружно (дети маршируют)
Надуем шар воздушный. (ребята делают глубокий вдох носом, при этом надувают живот, словно это воздушный шарик)
Шарик красный, шарик синий (делается выдох ртом, при этом сдуть живот, втянув его в себя)
Надуваем сильно-сильно.
Вдох-выдох, выдох-вдох (делается глубокий вдох, короткий выдох, еще короткий выдох и опять вдох носом),
Улетел наш шарик – «ОХ»!
Воспитатель: Ребята, прав ли был Незнайка ?
Дети: Нет. Без воздуха мы не можем дышать.
Воспитатель: А сейчас, ребята, представьте, что вы художники, настоящие волшебники. Возьмите волшебные листочки, карандаш любого цвета, найдите в группе удобное для вас место и нарисуйте воздух.
(Дети рисуют).
Воспитатель: Молодцы! Подарите свои рисунки гостям на память.
- Сегодня вы отлично занимались, узнали, что вокруг нас есть ….. (воздух).
- Он какой?
Дети: Невидимый, лёгкий, движется, его можно ощутить.
- Так, что же ребята, надо сделать, чтобы у Незнайке шарик стал круглым и упругим?
Дети: Надуть.
Воспитатель: Давайте считалкой выберем, кто это сделает.
(Выбирают. Ребёнок надувает шарик и дарит Незнайка).
Незнайка: Спасибо, ребята, за помощь и за то, что я узнал много интересного о воздухе. Я вам дарю на память вот эти кораблики. Они отлично плавают в воде.
(Ребята благодарят).
Воспитатель: Давайте, ребята, подойдем и опустим кораблики в тазик с водой. Поплыли кораблики?
Дети: Нет.
Воспитатель: А что надо сделать, чтобы они поплыли?
Дети: Подуть.
(Дети дуют).
Воспитатель предлагает гостям подойти с другой стороны столика и поиграть с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.docx | 15.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Поможем Незнайке»
Цель: Ознакомление с понятием «воздух» через детское экспериментирование.
Задачи:
Знакомить с качественной характеристикой воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем).
Развивать умение детей решать проблемные задачи.
Воспитывать интерес к экспериментированию.
Оборудование: Воздушные шарики, ёмкость с водой, салфетки, стаканчики с водой, трубочки, игрушка «Незнайка», полотенце каждому ребёнку.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятия пришёл Незнайка . Давайте с ним поздороваемся.
Дети: Здравствуй, Незнайка.
Воспитатель: Ребята, пришёл Незнайка не просто так, а чтобы Вы ему помогли разобраться, почему у него один шарик толстый, весёлый, круглый, а второй – грустный, худой, бледный. Как Вы думаете, ребята, почему второй шарик стал худым и бледным?
Дети: предлагают разные версии. Вывод: шарик сдулся, в нём нет воздуха.
Воспитатель: А как вы считаете, что надо сделать, чтобы он стал круглым и упругим?
Дети: Надо его посильнее надуть.
Воспитатель: Как вы думаете, что будет внутри шарика после того, как мы его надуем?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Откуда же берётся в шарике воздух?
Дети: Мы его выдыхаем.
Воспитатель: А чтобы выдохнуть воздух, надо его вдохнуть. А где мы берём воздух, когда вдыхаем?
Дети: (предлагают свои варианты).
Воспитатель: Следовательно, вокруг нас есть воздух. Давайте мы вместе с вами вдохнём и выдохнем воздух (через рот, через нос). Попробуйте подставить ладонь и выдохнуть на неё воздух. Что вы почувствовали?
Дети: Движение воздуха (и др. варианты).
Воспитатель: Значит, он из ротика передвинулся к вам на ладонь. Воздух движется. А вы, ребята, воздух видите?
Дети: Нет.
Воспитатель: Если вы его не видите, значит, он какой?
Дети: Невидимый.
Воспитатель: А ты. Коля, как думаешь? А ты, Ира?
Незнайка: А я так хочу увидеть воздух, что же мне делать?
Воспитатель: Ребята, как же решить эту проблему?
Дети: (предлагают)
Воспитатель: Давайте всё-таки попробуем решить эту проблему. Пройдите, пожалуйста, к столикам, возьмите на салфетке шарик и попробуйте надуть его.
Дети надувают.
Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте опустим шарик отверстием вниз в тазик с водой и разожмем пальчики. Ой! Что это появляется в воде?
Дети: Пузырьки.
Воспитатель: А откуда они берутся?
Дети: Из шарика выходит воздух.
Незнайка : Как это всё интересно! А можно ещё увидеть воздух?
Воспитатель: Можно. Положите осторожно шарики на салфетку. Давайте теперь возьмем трубочку и подуем в неё на свою ладонь.
(Дети дуют)
Воспитатель: Что вы ощущаете? (ответы детей). А я ощутила движение воздуха! Вы тоже? И ты, Даша?
Дети: Да.
Воспитатель: Следовательно, воздух можно ощутить. А теперь давайте подуем друг другу на ладонь и поводим трубочкой над ладонью. Почувствовали движение воздуха?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята! Смотрите! Здесь стаканы с водой! А что будет, если опустить трубочку в стакан с водой? Давайте попробуем! Сейчас вдохнем воздух через носик и выдохнем в трубочку. Что увидели в воде?
Дети: Пузырьки - воздух.
Воспитатель: А если бы вам надо было нарисовать пузырьки, что бы вы нарисовали на листочке бумаги?
Дети: Кружочки.
Воспитатель: Вы очень наблюдательны! А как вы думаете, ребята, почему пузырьки в воде не тонут, а поднимаются вверх?
Дети: Потому что воздух лёгкий. Когда мы бросаем в воду тяжелые камушки, они тонут. А воздух не тонет. Мы видели в аквариуме в Зимнем саду, там через трубочку воздух поступает в воду, и потом вверх пузырьками поднимается!
Воспитатель: А зачем воздух поступает в аквариум?
Дети: Чтобы рыбки дышали.
Воспитатель: А кому ещё нужен воздух?
Дети: Животным, птицам, растениям, людям, насекомым. Незнайка
: Подумаешь воздух! Я и без него обойдусь!
Воспитатель: Дети, а вы можете обойтись без воздуха?
(Дети говорят свои мнения). Незнайка
: Нет, мне воздух не нужен!
Воспитатель: А давай проверим! Закрой ротик, а носик зажми лапками и не дыши! Незнайка
: Ой! Ой! Я больше не могу!
Физкульт минутка:
Мы весело и дружно (дети маршируют)
Надуем шар воздушный. (ребята делают глубокий вдох носом, при этом надувают живот, словно это воздушный шарик)
Шарик красный, шарик синий (делается выдох ртом, при этом сдуть живот, втянув его в себя)
Надуваем сильно-сильно.
Вдох-выдох, выдох-вдох (делается глубокий вдох, короткий выдох, еще короткий выдох и опять вдох носом),
Улетел наш шарик – «ОХ»!
Воспитатель: Ребята, прав ли был Незнайка ?
Дети: Нет. Без воздуха мы не можем дышать.
Воспитатель: А сейчас, ребята, представьте, что вы художники, настоящие волшебники. Возьмите волшебные листочки, карандаш любого цвета, найдите в группе удобное для вас место и нарисуйте воздух.
(Дети рисуют).
Воспитатель: Молодцы! Подарите свои рисунки гостям на память.
- Сегодня вы отлично занимались, узнали, что вокруг нас есть ….. (воздух).
- Он какой?
Дети: Невидимый, лёгкий, движется, его можно ощутить.
- Так, что же ребята, надо сделать, чтобы у Незнайке шарик стал круглым и упругим?
Дети: Надуть.
Воспитатель: Давайте считалкой выберем, кто это сделает.
(Выбирают. Ребёнок надувает шарик и дарит Незнайка).
Незнайка: Спасибо, ребята, за помощь и за то, что я узнал много интересного о воздухе. Я вам дарю на память вот эти кораблики. Они отлично плавают в воде.
(Ребята благодарят).
Воспитатель: Давайте, ребята, подойдем и опустим кораблики в тазик с водой. Поплыли кораблики?
Дети: Нет.
Воспитатель: А что надо сделать, чтобы они поплыли?
Дети: Подуть.
(Дети дуют).
Воспитатель предлагает гостям подойти с другой стороны столика и поиграть с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспектзанятия по окружающемумиру "Овощи и фрукты"
КОНСПЕКТ НОД В МЛАДШЕЙ ГРУППЕПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМПО ТЕМЕ: «ФРУКТЫ И ОВОЩИ».Цель: расширять представления детей об овощах и фруктах на основе сенсорного обследо...