Педагогический проект "Наш край - Заполярье"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Педагогический проект, направленный на ознакомление детей с животным и растительным миром Заполярья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nash_kray_zapolyare.docx | 21.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект на тему «Наш край – Заполярье»
Паспорт проекта
Структура | Содержание |
Тема | «Наш край – Заполярье» |
Адресация проекта | Проект адресован детям, родителям воспитанников, педагогам |
Руководитель проекта | Перминова Наталья Валентиновна |
Участники проекта | Воспитанники, воспитатели, родители воспитанников |
Возраст воспитанников | Дети 6 -7 лет |
Особенности проекта | По характеру создаваемого продукта – познавательно - творческий По количеству создателей – коллективный По количеству детей, вовлеченных в проект – коллективный По продолжительности – среднесрочный По профилю знаний –метапредметный |
Цель | Познакомить с географическим положением и уникальностью природы Заполярья. Воспитывать любовь и чувство сопричастности к родному краю, гордость за свою малую родину. |
Задачи |
|
Предполагаемые результаты и продукты | Наглядно - игровое пособие книжка – самоделка «Наш край – Заполярье» |
Этапы работы | Этапы осуществления проекта: -1 этап – погружение в проект (4.09.17-15.09.17): подводящие к проекту беседы с детьми, экскурсия в тундру, составление перспективного плана -2 этап – организация деятельности (18.09.17-22.09.17): создание мотивационной готовности к проекту. -3 этап – осуществление деятельности (25.09.17-15.12.17): реализация системы мероприятий в группе по изучению природы и животного мира Заполярья, оформление творческих работ. -4 этап – презентация созданного наглядно – игрового пособия книжки – самоделки «Наш край – Заполярье» и проведение викторины «Юные знатоки Заполярья» (18.12.17- 22.12.17) |
Актуальность проекта
В настоящее время очень важен и актуален вопрос освоения Арктической зоны РФ для будущего устойчивого развития страны.
В сентябре 2008 года президентом РФ Д. Медведевым были утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Тем самым было признано, что Арктика является объектом особой политики государства в силу своей специфичности и особенностей, отличающих ее от других регионов страны.
Президент В.В. Путин утвердил стратегию развития Арктики до 2020 года.
В состав Российской Арктики включены: полностью или частично территории девяти субъектов федерации, в том числе и республика Коми в составе городского округа Воркута, расположенного за Северным Полярным кругом, в Заполярье.
Заполярьем в РФ принято считать территории, находящиеся севернее 60 параллели, имеющие суровый климат и покрытые тундрой. Продолжительность зимы здесь составляет более восьми месяцев. Вокруг нашего заполярного города на тысячу километров раскинулась бескрайняя тундра. Население в городе Воркута сильно постарело за последние несколько десятилетий, наблюдается его миграционный отток.
Но в тоже время, только жители Заполярья имеют возможность видеть северное сияние, любоваться суровой и в то же время неповторимой красотой природы Заполярья, наблюдать за его уникальным растительным и животным миром.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире.
Как говорил К. Паустовский: «Любовь к родной стране начинается с любви к природе». Формирование бережного отношения к природе невозможно представить без воспитания любви и интереса к родному краю, своей малой Родине. Общение с природой, стремление понять, познать ее законы рождает желание сделать свой край еще прекраснее. Мы, педагоги, не можем чувствовать себя непричастными к проблемам общества, которое поручило нам ответственную задачу: выпускать в жизнь хорошо воспитанных и образованных людей.
Разработка данного проекта и его реализация явилась логическим и тематическим продолжением актуальной работы с детьми по нравственному воспитанию и ознакомлении воспитанников с природой Заполярья.
Содержание проекта
Цель. Познакомить с географическим положением и уникальностью природы Заполярья. Воспитывать любовь и чувство сопричастности к родному краю, гордость за свою малую родину.
Задачи:
- Расширение кругозора дошкольников о растительном и животном мире Заполярья.
- Сформировать представления об особенностях климата Заполярья.
- Развивать познавательный интерес к природе, желание наблюдать, познавать, получать новые знания, умения и навыки.
- Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
- Обогащать детско–родительские отношения опытом совместной деятельности через формирование представлений о Заполярье.
Гипотеза:
Если в воспитательно-образовательную работу ввести план мероприятий по расширению знаний детей о ближайшем окружении - Заполярье, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области, а также будет способствовать воспитанию любви к родному краю.
Механизм выполнения: Реализация данного проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа. Предусматривает работу с детьми старшего дошкольного возраста. Основными участниками воспитательно–образовательного процесса являются ребенок, родители воспитанников и педагоги. Отношения строятся на основе сотрудничества.
Продолжительность проекта: средней продолжительности (сентябрь – декабрь 2017 года)
Продукт проекта: наглядно – игровое пособие книжка – самоделка «Наш край – Заполярье»
Принципы проекта
В соответствии с ФГОС дошкольного образования проект опирается на следующие научные принципы:
- Принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми.
- Принцип доступности.
- Принцип последовательности.
- Принцип системности.
- Принцип развивающего образования.
- Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия.
- Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
- Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Ожидаемый результат:
1. Пробуждение интереса к природе и животному миру Заполярья, любви к родному краю.
2. Формирование чувства национального достоинства, ответственности.
3. Расширение кругозора детей о Заполярье.
4. Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению детей с Заполярьем.
Технология разработки проекта
1 этап – погружение в проект
Включает в себя:
- беседы на тему «Родной край», «Что такое Заполярье?»
- экскурсия в тундру
- подбор наглядного материала, методической и художественной литературы - составление перспективного плана по организации взаимодействия с детьми
Проведение бесед, непрерывный процесс наблюдений на прогулке за живой и неживой природой с целью обогащения знаний детей о различных объектах природы Заполярья. Для детей создавались различные проблемные ситуации, где решались вопросы экологического воспитания и развития детей на подготовительном этапе нашего проекта.
2 этап – организация деятельности, создание мотивационной готовности к проекту.
Включает в себя:
- ознакомление родителей воспитанников с задачами проекта
- совместный выбор детей с родителями представителя животного или растительного мира Заполярья, которое больше всего нравится. Необходимо было собрать о нем как можно больше информации.
В ходе проводимой работы по воспитанию у дошкольников представления о природе Заполярья, животных и птицах, широко использовали игровую деятельность (настольно – печатные, дидактические, сюжетно – ролевые и др.), включались игры регионального компонента.
3 этап – осуществление деятельности
Включает в себя:
- реализация системы мероприятий в группе по изучению природы и животных Заполярья
- изготовление страниц наглядно – игрового пособия книжки – самоделки «Наш край – Заполярье»
На данном этапе педагоги проводили с дошкольниками следующие мероприятия:
Интеграция деятельности по образовательным областям | Виды детской деятельности |
Познавательное развитие | - дидактические игры: «Найди маму детенышу северного животного», «Растения Заполярья», «Найди след животного», «Собери картинку и назови», «Кто лишний?», «Подбери пару» - НОД с использованием ИКТ-технологий: «В гости к Умке», «Что такое Заполярье?», «Кладовая тундры» - просмотр презентаций и видеороликов «Северное сияние», «Полярная ночь», «Что такое север?», «Животные и растения Заполярья, занесенные в Красную книгу» - опыты «Замороженная земля», «Лед» |
Художественно – эстетическое развитие | - рисование «Что растет в тундре?», «Северное сияние», «Полярные совушки», «Край родной, навек любимый», «Животные Заполярья» - лепка «Северный олень», «Северное лукошко», пластилинография «Птицы Заполярья» - аппликация «Полярная сова», «На льдинах», «Северное сияние» - рассматривание картины И. Шишкина «На севере диком» - выставка творческих работ «Наш край – Заполярье» |
Речевое развитие | - сказки: «Кукушка», «Айога», «Гордый олень», А.Журавлев «Что такое Заполярье?», Н. Сладков «В тундре», сборник стихов поэтов малых народов крайнего севера «Не бойся пурги», рассказы о севере (научные, детские) - литературный вечер «Я люблю свое Заполярье!» - вечер загадок о природе, птицах и животных Заполярья - пальчиковая гимнастика «Животные севера», «У оленя дом большой» - упражнение на развитие речи с движениями «Северная страна», - сл. игры «Один – много», «Хорошо – плохо», |
Физическое развитие | Подвижные игры: «Олени и пастухи», «Пыжики», «Пышкай», «Полярная сова», «Прыжки по льдинам», хороводная игра «Корзинка» |
Социально – коммуникативное развитие | - сюжетно – ролевая игра: «Путешествие на север», «Оленеводы» - беседа «Сбережем природу родного края» |
Активное участие на данном этапе принимали родители воспитанников. Они с удовольствием участвовали в изготовлении страничек наглядно – игрового пособия книжки – самоделки «Наш край – Заполярья». Также результатом данного этапа стала выставка творческих работ детей, выполненных совместно с родителями.
4 этап – презентация созданного наглядно – игрового пособия книжки – самоделки «Наш край – Заполярье» и проведение викторины «Юные знатоки Заполярья»
Результаты реализации проекта:
- Дети имеют представление о Заполярье, о его климате, природе и животном мире.
- Дети осознали неразрывную взаимосвязь в природе всего живого. Научились беречь природу и заботиться о ней.
- Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.
- Совместно с родителями были разработаны наглядные материалы, оказывающие развивающее значение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА. ТЕМА: «МОЁ ЗАПОЛЯРЬЕ»
Этот проект формирует у детей образ малой Родины, активизирует словарь новыми словами: Кольский п-ов, жемчужина природы, теплое течение Гольфстрим, Баренцево и Белое моря, сказочный персонаж Чакхли и ...
Педагогическое мероприятие с детьми подготовительной группы по реализации образовательной области Познание на тему:«Певец родного края Поэт родного края»
Педагогическое мероприятие по формированию национального самосознания у детей дошкольного возраста....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Край, в котором я живу»
Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чувашской народной культуре...
Педагогическая гостиная " Край родной на век любимый….!."
Педагогическая гостинная знакомит родителей с опытом работы воспитателей по теме "Край родной на век любимый", содействует обмену опытом семейного воспитания, укрепляет внутрисемейные ...
Образовательный педагогический проект "Край родной - Урал воспетый"
Цель проекта:-Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры, ценностного отношения к природе родного края.Задачи:1.Формировать эмоционально-положительное отношение к красоте природы...
Педагогический проект “Край родной люблю и украшаю”
Информационный, практико-ориентированный детско-родительский проект, цель которого формирование экологически адекватных представлений о взаимоотношениях в системе “Человек – природа родног...
Педагогический проект по по духовно-нравственному развитию детей через воспитание любви к родному краю "Мордовия-мой край родной"
Проблема Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезны...