ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА. ТЕМА: «МОЁ ЗАПОЛЯРЬЕ»
материал по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Этот проект формирует у детей образ малой Родины, активизирует словарь новыми словами: Кольский п-ов, жемчужина природы, теплое течение Гольфстрим, Баренцево и Белое моря, сказочный персонаж Чакхли и т.д. Образовательная задача: познакомить детей с названиями поделочных драгоценных камней: амазонит, астрофиллит, апатит, эвдиалит; познакомить с флорой и фауной Кольского п-ова. Коммуникативные навыки: внимание, память и речевая активность. Методы и приемы: наглядный, словесный, репродуктивный, эвритический и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_peredel.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ЗАТО г.СЕВЕРОМОРСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 50 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА.
ТЕМА: « МОЁ ЗАПОЛЯРЬЕ.»
Составитель:
воспитатель МБДОУ д/с № 50
Луцак Наталья Александровна
21.02.2013 г.
Цель: Формировать чувство любви и гордости к своей малой родине.
Развивать духовно- нравственные чувства, ценности
Задачи:
Образовательная:
Формировать представление детей о родном крае Кольском полуострове.
Знакомить детей с историей края через краеведческую литературу
Познакомить с названиями полезных ископаемых, поделочных камней.
Активизировать речь детей новыми словами: «Кольский полуостров- жемчужина природы»
Развивающая:
Развивать творческое мышление, воспитывать культуру речи.
Познание –
Формировать первоначальную систему ценностных ориентаций( взаимосвязь человека с природой)
Развивать познавательный интерес к животному миру и природе родного края
Знакомить с традициями народов севера
Закрепить знание различных методов исследования и умение пользоваться ими в ходе исследования, самостоятельно делать выводы.
Коммуникация – развивать внимание, память
Материалы и оборудование:
Магнитная доска, магниты, игрушка Чахкли, шкатулка с камнями – самоцветами, лупы, каски, фонарики, обручи, карточки, мультимедийное оборудование, сундук, , обручи, ложки, бубен, саамский погост: вежа, саамские куклы, олень, рыба, котелок, елки, две вороны.
Ход:
- Здравствуйте!
Посмотрите, что я сегодня нашла. Какая старинная бутылка! Такие обычно выбрасывает на берег море с посланиями к людям. Давайте посмотрим, что внутри… (вытаскивает карту). Да это карта!!! Может, кто знает, что за местность изображена на карте?
- Правильно, это карта Кольского полуострова. Посмотрите, на ней обозначен маршрут. Давайте отправимся в путешествие…
А кто знает, где находится Кольский полуостров?
Кольский полуостров находиться на крайнем севере. Это удивительной красоты край. Он омывается водами Баренцева и Белого морей. В удивительно чистой воде многочисленных рек и озёр водится много рыбы. Склоны гор покрыты ковром из мхов и кустарников. Леса полуострова не густы, но богаты ягодами и грибами.
Только на крайнем севере можно наблюдать уникальные явления природы:
- полярная ночь без единого луча солнца
- волшебное северное сияние
- полярный день, залитый солнцем.
- Нет во всем мире земли, где бы хранилось столько богатств.
- Кто знает, чем же знаменит наш север?
(Камнями – самоцветами, и полезными ископаемыми)
- Ребята, вы хотите познакомиться с богатствами Кольских недр земли?
- Давайте отправимся в подземное царство. Одевайте волшебные шапочки – каски и берите в руки фонарики.
- А теперь скажем волшебные слова….
«В путешествие пойдем, и в пещеры попадем
Хибинских камней драгоценную россыпь найдем.
Ф и з м и н у т к а.
Мы к лесной полянке вышли -
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки.
Очень долго мы шагали
Наши ноженьки устали
Сейчас сядем отдохнем
И опять в поход пойдем.
Вот мы и попали в подземное царство, вы только прислушайтесь, кто-то здесь спорит, давайте послушаем разговор?
-Я - соль Земли – без меня кашу не сваришь.
-А без меня разве сваришь?- Я никелевая руда. Кастрюли же делают из никеля. Без кастрюли каши не сваришь?
- А на чем варить будете? - Я уголь. Без топлива в этом деле не обойдешься.
- А обо мне тоже не следует забывать. Я - железная руда, которая дает железо для лопат. Прежде чем кашу варить, нужно Вас всех из земли выкопать.
-Ребята, кто же спорил между собой?
- Полезные ископаемые, какие, назовите? (уголь, железо, никель…)
Воспитатель: Давайте отметим на карте полезные ископаемые.
Город Никель - никилевая руда
Город Апатиты – нефлиновая руда- цветная металлургия.
Оленегорск, Ковдор – добыча железа.
Вижу заинтерисовались вы камнями – самоцветами.
Здесь - Хибинская мастерская!
Воспитатель: Вот на карте - горы Хибины.
Самоцветными камнями
Полюбуйся, наклонись-
Впереди видна гора
Нам туда спешить пора
В мастерской нас ждут дела
Мы ребята мастера.
(На пути и сидит маленький человечек ЧАХКЛИ)
- Ребята, а вы знаете кто этот маленький человечек?
Дети: Чахкли.
Воспитатель: Правильно – это представитель сказочного народа, населяющего подземелья Кольского полуострова. Рассказывают, что добрее чакхли в целом свете не было. Жили они над землей и владели ее богатствами. Ростом Чахкли маленькие, меньше ребенка. И носят они мешочки с золотом за спиной, занимаются оленеводством, рыбной ловлей, ходят на охоту. Разговаривают чудно. Что им скажут или спросят, они теме же словами. Только в обратном порядке отвечают
Чахкли: Вас не пущу! Сделайте доброе дело – отгадайте загадку, вы готовы?
Дети: Готовы.
Если надо, даст совет,
Знает мой любой секрет.
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный... (друг)
Чахкли: Вы настоящие друзья! За это я покажу Вам свои богатства!
Дети подходят к столам и рассматривают камни - самоцветы : малахит, бирюза, яшма….( их значение).
АМАЗОНИТ- имеет ярко- зеленый цвет. ( свинец)Этот камень создает хорошее настроение, предает силы и уверенности в себе, приносит победу и удачу
АСТРОФИЛЛИТ - бронзово- коричневый камень. Марганец- железоПридает смелость, равновесие , доброту человеку.
АПАТИТ - обман, похож на другие камни, как - будто- переодевается в другие одежды.
Обладает фосфором, входит в состав крови, костей, мозга- необходим всему живому.
ЭВДИАЛИТ- бордовый с черно - белыми вкраплениями. ( кальций, цикорий)Его называют «лопарской кровью», улучшает работу, сердца, желудка.
- Из самоцветов делают украшения, посмотрите… (Чахкли показывает готовые изделия, украшения).
- С какими северными камнями вы познакомились, назовите их?
Чакхли прощается с детьми и на память дарит шкатулку с камушками.
Камни волшебные, каждый имеет свою силу, берегите их, они вам пригодятся.
Чакхли просит отнести волшебные камни своей дальней родственнице саамке Енкели
Воспитатель. Оставляем свои волшебные каски
берем в руки волшебные камни и отправляемся на лодках через Белое море в погост к саамам.
Музыка. Дети имитируют передвижение лодки. Вдруг ураган, сбились с пути . Подплывают к острову, сушат весла, ставят лодки.
Вот мы и попали в саамский погост.
На берегу вежа, горит костер, сани, олени, рыба.
Дети хозяева куда-то вышли, надо подождать.
А заете ли вы, что на севере живут много разных народов? Назовите, кто живет на севере?
Выходит Саамка, Енкеле. Нас прислал Чахкли., передать вам волшебные камни. Саамка стучит в бубен приветствует детей. Спрашивает откуда путь держите? Спрашивает, знают ли они о саамах. Саамы – коренные жители Кольского полуострова, саам- я сам, человек живущий на краю земли «лопь». Как вы думаете, чем занимаются саамы? (ловят рыбу, добывают мех, оленеводством, добывают жемчуг, плетут бересту, резьбой по дереву, кости)
А вы знаете, как называется жилище саамов ?
(чум, тупа, вежа, кувакса)
Одежда саамов? (печок, малица, юпа)
Обувь саамов?
( яры, пимы, каньги)
Физминутка «Приготовим уху»
Дети имитируют приготовление ухи.
Саамка просит поиграть с ней. Тундра богата ягодами. А знаете ли вы ягоды? Отгадайте загадки:
Ягода душистая на солнце серебристая, голубого цвета - дар северного лета?
( голубика)
Оранжевая. Яркая, сочная сладкая, очень ароматная.
(морошка)
Листики с глянцем, ягодки с румянцем
А сами кусточки, не выше почки
(брусника)
Молодцы, а знаете ли вы наших северных животных?
Ищет ягель он копытом, а рога бросают тень
Вы конечно догадались
Это северный…. (олень)
Она белая, как ватка, это тундровая… (куропатка)
Белый он и на снегу
Не заметен никому
А следы его как танец
Это наш трусишка…. (заяц)
Глаз, как блюдце, мощный клюв и не мала
Она полярная….(сова)
Уха сварилась, необходимо ее попробовать.
Дети пробуют.
Игра «Вежа»
На память детям дарит волшебный пояс, который укажет путь назад.
Ну, что же мне пора на охоту, а вам возвращаться домой.
Дети благодарят саамку.
Дети как вернуться назад?
Дети возвращаются назад, на лодках используя силу камней.
Воспитатель. Вот мы и побывали с вами у первых жителей Кольского полуострова.
Что же нового вы узнали?
( рассказы детей)
Дети присаживаются за столы.
Ребята, у каждого народа своя культура, свои традиции и обычаи, которые складываютя годами и передаются из поколения к поколению. Давайте мы вспомним праздники, которые мы отмечаем с вами на севере.
Показ слайдов.
- Праздник Солнца, смысл праздника - люди приветствовали Солнце после зимы, дарили ему свою любовь. Потому и пекут блины - символ Солнца. Тогда понимали, что Солнце - это энергия людей. И радовались все, и радость была искренней.
- Через праздник этот шло напоминание всей Вселенной, что люди помнят и любят её. Это был осознанный праздник и потому вселенский.
- Этот праздник проводился специально для того, чтобы Солнце наполнить своей благостью, своей любовью, новой нежной силой, потому что зимой всё замирает, всё отдыхает.
- Спартакиада «Праздник севера», пра́здник Се́вера (неофициальное название — Поля́рная Олимпиа́да) — спортивные соревнования по зимним видам спорта, проводящиеся ежегодно в начале весны (март-апрель) в Мурманской области. Соревнования проводятся среди участников из разных стран, как любителей, так и профессионалов. «Медвежий праздник»,
- «Вороний день»- своим криком ворона пробуждает природу ото сна.
- Вороний день является одним из самых почитаемых праздников на Севере. Ворона – символ жизни, вестница весны. По примете, если первая прилетевшая ворона сядет на низкое дерево, весна будет скоротечная, если на высокое – то затяжная. Родители рано утром будят детей со словами: «Скорей бегите на улицу – Ворона прилетела и подарки принесла!» И действительно, на ветках березы висят связки калачей, баранок, символизирующие теплые весенние солнышки
- «День оленевода»- Саамы всегда были прекрасными оленеводами. И на территории, где живут саамы в Финляндии, в регионе Энонтекиё, до сих пор находится много пастбищ. Для того, чтобы сохранить свои традиции ежегодно в Энонтекиё проводится чемпионат – фестиваль The Reindeer Championship Races- гонки на оленьих упряжках.
- почитание оленя, гонки на упряжках, перепрыгивание через нарты, перетягивание палки. Вот так весело и задорно отмечают праздники, коренные жители севера.
Ребята культуру своего народа надо сохранять, развивать , беречь. Исчезнет культура- исчезнет и народ.
Земля моя из года в год
Богаче, радостней сильней
Здесь крепкий северный народ
Живет под солнцем новых дней.
ПОМНИТЕ ОБ ИСТОКАХ СВОИХ!!!
Вот и закончилось наше путешествие по Кольской земле.
Нужны ли нам сокровища земли Кольской?
У вас на столах лежат карточки:
Красная – что нового вы узнали?
Зеленая – чему удивились?
Поднимите, те карточки, которые выражают, то, что вы чувствуете о своем Родном крае.
Воспитатель: Пока мы с Вами путешествовали, прилетели вороны, принесли весну и подарки для Вас. Подойдите, пожалуйста, к дереву, и возьмите подарки. Мне очень понравилось, как Вы сегодня активно работали на занятии, Вы умные, талантливые и замечательные дети.
Программные задачи:
Воспитывать патриотические чувства любви и гордости к своей малой родине.
Формировать представление о разнообразии полезных ископаемых Кольского полуострова.
Развивать познавательный интерес к животному миру и природе родного края.
Формировать первоначальную систему ценностных ориентаций( взаимосвязь человека с природой)
Закрепить знания различных методов исследования и умение пользоваться ими в ходе исследования, учить самостоятельно делать выводы.
Воспитывать культуру речи, выражать свои мысли.
Воспитывать гуманное отношение к родному краю.
Активизировать словарь новыми словами: «Кольский полуостров- жемчужина природы, батюшка»
Развивать коммуникативные навыки.
Способствовать созданию у детей эмоционально- положительного фона на занятии.
Материалы и оборудование:
Магнитная доска, магниты, карта Кольского полуострова, коллекция камней, муляж вежи, куклы саамы, очаг, ложки, фонарики, карточки, платки, обручи, тюль, мультимедийное оборудование, сундук, кастрюля, лопата, соль, человечик Чакхли, ворота, костюм саамов, каски, обручи., ложки, указка, платки 4 штуки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по направлениям «Познавательная деятельность» /область «Познание» - формирование целостной картины мира/ и «Художественно-эстетическое развитие» /область «Художественное творчество» - л
Программное содержание:Образовательные задачи:-продолжать знакомить детей с видами транспорта и правилами поведения в нем,-развивать умение отгадывать загадки,-побуждать детей давать развернутые ответ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по формированию целостной картины мира, тема: «Домашние животные и их детеныши».
Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Игра».Цель: Развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование представлений о домашних животных.Задачи:Образовате...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Направление деятельности: «Познавательно – речевая» Образовательная область: «Познание» (формирование целостной картины мира). "Как хлеб на стол пришёл"
Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности...
Конспект по организованной образовательной деятельности область "Познание" ("Формирование целостной картины мира") Тема "В гостях у Капитошки".
Цель: расширить представления детей о свойствах и состояниях воды. Программные задачи:- учить детей правильно называть свойства и состояния воды;- учить детей, ориентируясь на картинки и видеоряд...
Непосредственно - образовательная деятельность в старшей группе компенсирующей направленности по формированию целостной картины мира на тему "Федорино горе" в рамках лексической темы "Посуда".
В данной методической разработке используют формы работы направленные на закрепление знаний детей по лексической теме "Посуда", коррекцию речевого развития детей с ОВЗ....
Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности по формированию целостной картины мира, тема: «Хлеб – наше богатство»
Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности по формированию целостной картины мира, тема: «Хлеб – наше богатство»Задачи:Воспитывать у детей бережно...