Истоки родного города
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Познакомить детей старшей группы с историей города Иркутска.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект "Истоки родного города" | 38.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Истоки родного города».
Цель: формировать чувство гордости за свою малую родину; систематизировать знания о истории города; вызвать желание активно работать совместно со сверстниками.
Задачи:
Образовательная: формировать чувство гордости за свою малую родину; систематизировать знания о истории города; пополнять и активизировать словарный запас по теме (иркутяне, землепроходцы, мельница герб, флаг).
Развивающая: развивать связную речь через полные ответы на вопросы.
Развивать образное мышление и память; развивать внимание, воображение, творческие способности.
Воспитывающая: воспитывать у детей интерес к родному городу, любовь, чувство привязанности к родному дому, городу.
Словарная работа: иркутяне, землепроходцы, мельница, герб, флаг, казаки, острог, зодчество.
Предварительная работа: Чтение стихотворений об Иркутске, чтение книги «Самый первый в Иркутске», просмотр альбомов города Иркутска, фотографии памятников.
Материал и оборудование: Картинки, фотографии с изображением города, памятников, разрезанные пазлы, презентация «Истоки родного города»
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Коммуникативная игра «Круг приветствия»
Придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться – доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам.
-Улыбнитесь друг другу и пожелайте доброго утра.
-Сначала сядут девочки, потом мальчики.
(Дети, стоя в кругу, улыбаются, здороваются. Садятся.)
2. Постановка проблемы:
Ребята, сегодня в группе я нашла вот такую коробочку, посмотрите.
Как вы, думайте, что это? (посылка)
Смотрите, к ней прикреплено письмо. Давайте прочитаем:
«Здравствуйте, дети! Мы живем в Англии и тоже ходим в детский сад. Наш воспитатель рассказала, что вы живете в Сибири в славном городе Иркутске. Расскажите нам пожалуйста про ваш город. Это посылка -передающее устройство. Все, что вы будете говорить, мы услышим и увидим.»
3.Основная часть (практическая деятельность):
Тематическая беседа.
Воспитатель:
-Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
-Мы гордимся нашей великой Родиной. Но у каждого из нас есть малая Родина – тот уголок земли, где мы родились, где находиться наш родной дом. Наша малая Родина – город, в котором мы живём.
Плывут и плывут
Прибайкальские шири,
Саянские горы
Синеют вдали.
Нас встретит столица
Таежной Сибири,
Любимый Иркутск –
Середина земли
О каком городе я прочитала стихотворение? Как вы думаете, почему Иркутск называется серединой земли?
Показать карту России. Россия, так называется наша Родина, протянулась на тысячи километров с запада на восток. Город Иркутск находиться в середине нашей страны. (кружочком обозначить город Иркутск на карте). А давайте измерим линейкой и посмотрим, действительно ли находится в середине земли.
-Как называют жителей Иркутска? Мы с вами…иркутяне.
Дидактическая игра «Какой у нас город?»
Цель: учить детей использовать в речи прилагательные и правильно согласовывать их с существительными.
Какой у нас город?
Например: Город Иркутск большой (чистый, красивый...)
Истоки родного города
Воспитатель: Давайте отправимся в путешествие по истокам родного города и пойдем мы с вами пешком, как землепроходцы.
-Ребята, а кто такие землепроходцы?
(шагают за воспитателем)
Мы сейчас шагаем –
Много видим, называем:
Лес, деревья, звери
Солнце, небо и земля!
Вот и пришли мы с вами в тайгу.
Рассказ воспитателя
Презентация «Истоки родного города»
Когда на месте нашего города шумела вековая тайга, устраивали свои берлоги медведи, вили гнезда птицы, вольно гуляли гордые лоси и быстрые косули. А кочевавшие в этих местах племена бурят городов и деревень не строили. Они пасли табуны лошадей, стада коров и перемещались туда, где было больше свежей травы для корма их животных.
И вот 357 лет назад, летом, в этой тайге, над быстрыми, чистыми водами Ангары раздался стук топоров и визг пилы – это по приказу енисейского воеводы Ивана Ржевского отряд казаков под командованием отважного землепроходца Якова Похабова строили небольшой, но основательный деревянный городок Иркутск с высоким ограждением и земляными укреплениями. Такие городки в те времена назывались острогами.
Русские зверопромышленники и казаки приходили в эти места и ранее отряда Якова Похабова. На берегу Иркута, неподалеку от его слияния с Ангарой, ими было построено зимовье, которое по имени реки называли Иркутском. Затем эту стоянку перенесли, но определение этой окрестности как «Иркутск» закрепилось и перешло на название острога, из которого вырос наш прекрасный город. Поэтому Иркутск, хотя и стоит на правом берегу Ангары, оставил за собой имя Иркута, как память о русских землепроходцах, первыми пришедшими в наш край.
- Каким был наш город раньше? Из чего строили дома, здания?
Правильно. Город был весь построен из дерева. Деревянные дома, украшенные деревянными кружевами, культурные центры, торговые места были сделаны из дерева. Даже дороги были деревянными. Тогда ездили на лошадях.
Много испытаний пережили наши предки. Несколько раз город горел дотла, а потом вновь отстраивался всем миром. Поднимали его сибиряки.
После пожаров иркутские купцы снова строили больницы, библиотеки, храмы, дома. Сейчас эти здания считаются памятниками архитектуры и оберегаются законом.
До сих пор можно увидеть дома, которые простояли 300 лет!
Посмотрите иллюстрации деревянного зодчества.
Первое строение построили из камня - белокаменную Спасскую церковь, - единственное «острожное» строение, которым мы можем любоваться и в наши дни.
А вот первая мельница в Иркутском остроге была построена казаками на речке Кая. Мельницы в Сибири играли большую роль в обеспечении продуктами населения и казачьего войска.
И уже через 20 лет здесь стоял целый город со своим флагом и гербом.
Позже в Иркутск стали приезжать купцы, потому что город стал центром торговли. Через город ехали русские и китайские торговцы. Здесь проходили торговые пути в Японию и Америку.
-Давайте рассмотрим герб нашего города. Как вы думаете, что обозначает синяя полоса?
-Правильно, город построен вдоль реки.
-Что обозначает зелёный полукруг?
-Верно, город построен на холмах.
-А что за зверь в центре?
-Да, это бабр, несущий в руках соболя.
-Огромный бабр означает величину и мощь нашего Прибайкальского края, а пушной зверёк – его богатство и красоту. Сибирь – это золотое дно.
Физкультминутка
Вместе по лесу идём
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
4.Игра «А что вы знаете о родном городе?»
(группа делится на 2 команды, придумывает название команды и выбирает капитана, за каждый правильный ответ команда получает по одной фишке)
Воспитатель: А теперь мы вас проверим,
И игру для вас затеем.
Зададим сейчас вопросы,
Отвечать на них попросим
1.Какой город молодой или старый?
2. Возле какой реки было построено первое зимовье?
3. Из чего были построены первые здания?
4. А какое каменное здание появилось первым?
5. Почему наш город называется Иркутск?
6. А какая большая река протекает через наш город?
7. Как называют жителей нашего города?
8. Как назывались первые поселения?
9. На какой реке была поставлена первая мельница в Иркутске?
10. Кто первым начал строить иркутский острог?
2.«Угадай, что это за памятник»
Петр и Февронья
Турист
Бабр
Московские ворота
Вечный огонь
3. «Герб Иркутска».
Цель: чья команда быстрее соберет пазлы.
4.Итог и награждение детей
Воспитатель: Наше путешествие по истокам родного города подошло к концу.
Вам понравилось путешествовать?
Что понравилось больше всего?
Что нового и интересного вы узнали?
Молодцы!
Коммуникативная игра «Встретимся опять»
Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку «от сердца, от души» (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:
«Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!».
Литература:
- Долганов А.А Самый первый в Иркутске/ Научно- популярная книга для детей из серии «История родного города». -Иркутск: Изд-во «Новый мир», 2006 – 32с.: ил.
- http://ped-kopilka.ru/blogs/irina-alekseva/istorija-goroda-irkutsk.html
- http://irkipedia.ru/content/torgi_irkutskie_v_xviii_veke_irkutsk_v_panorame_vekov_2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект - программа по изучению истории родного города «Мой родной город - Лениногорск»
Представленный материал поможет нам интересно и творчески решить трудную и благородную задачу - воспитание юного патриота России. Цель программы: Воспитание любви к родным местам, к ма...
Презентация "Наш родной город Выборг" к занятиям по лексической теме "Родной город"
Компьютерная презентация помогает разнообразить учебный процесс и способствует лучшему усвоению материала учащимися (воспитанниками)....
Конспект НООД по ознакомлению с родным городом в подготовительной группе "Путешествие по родному городу"
Конспект НООД по ознакомлению с родным городом....
Перспективно-тематический план по ознакомлению детей 4-7 лет с родным городом «Город родной – Курск» МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №116» г. Курска
План мероприятий по ознакомлению дошкольников 4 – 7 лет с родным городоммузыкального руководителя Машошиной Г.А. Цель: Воспитывать творческую личность, знающую свою...
Беседа Родной город Старшая группа «История возникновения родного города». Воспитатель МБДОУ д/с №18 «Колобок» Лукьяненко Любовь Петровна
Беседа Родной городСтаршая группа«История возникновения родного города».Воспитатель МБДОУ д/с №18 «Колобок» Лукьяненко Любовь ПетровнаЦель. Закрепить знания детей о родном городе, название города, осн...
Консультация для педагогов «Познакомьте ребенка с родным городом. Аша – родной город».
В настоящее время стало особенно актуальным гражданское воспитание подрастающего поколения и прежде всего чувства любви к своему городу. «Те высокие нравственные... чувства, которые характеризуют...
Выступление на районном мастер классе "Настольные игры :домино "Родной мой город Клин" и пазлы "Любимые места города" на тему "Игровые технологии при ознакомлении с родным городом"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 38 «ИВУШКА» Выступление на районном мастер классе, «Настольные игры: домино «Родно...