Комплексное занятие по экологии в старшей логопедической группе . Тема "Лягушка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Знакомство детей с размножением, питанием, жизнедеятельностью лягушки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnoe_zanyatie_po_ekologii_v_starshey_logopedicheskoy_gruppe.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексное занятие по экологии в старшей логопедической группе № 5
Воспитатель: М.В.Агаронова
Тема занятия: « Лягушка»
Программное содержание:
- Формировать представления об особенностях лягушки, о росте, развитии и размножении.
- Дать представление об их образе жизни.
- Освоение экологических представлений, развитие познавательных умений.
- Воспитывать у детей интерес и гуманное отношение к природе.
Цель:
- Показать все стадии развития лягушек, их среду обитания.
- Упражнять детей в звукоподражании.
- Развивать мелкую мускулатуру кистей рук.
Оборудование:
- Песня « В траве сидел кузнечик».
- Слайды о лягушке, её разновидности, среда обитания.
- Макет « Цикл жизни лягушки».
- Микроскоп
- Энциклопедия « Микромир»
- Игрушки лягушки объемные
- Цветная зелёная бумага
- Стеклянные баночки с водой и трубочки пластмассовые.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Играет музыка « В траве сидит кузнечик»
Воспитатель: Скачет зверушка не рот, а – ловушка
Попадут в ловушку и комар, и мушка!
Кто это? (ответы детей)
- Ребята, а кто ещё знает загадки о лягушке?
1. Не шагом ходит, не бегает, только прыгает? (лягушка)
2. Летом в болоте, вы её найдёте, зелёная квакушка.
Кто это ? ( Лягушка)
3. Зелёные мы, как трава, наша песенка ква- ква. (лягушка)
- Мы с вами послушали песенку про кузнечика, как его съела лягушка и загадки.
- Скажите, а какая лягушка в песенке плохая или хорошая
( плохая ответ детей)
- Почему плохая? (ответы детей)
- Ребята, а может она не такая уж и плохая, давайте познакомимся с ней поближе и узнаем какая лягушка в природе.
- Послушайте стихотворение « Лягушонок и мышонок» (Г.Сапгир)
Лягушонок и мышонок
В траве лягушонок
Увидел мышонка.
-Какой вы чудесный! -
Заквакал он звонко. -
Ну как вы таким
Удивительным стали?
Немало, наверное,
Вы испытали?
Мышонок сказал :
- Я родился весной
И маленький был,
Как орешек лесной.
За лето подрос,
Нагулял себе шёрстку
И на зиму зёрен
Собрал себе горстку.
Вздохнул лягушонок:
-А в жизни моей
Всё было иначе -
Гораздо сложней.
Сначала икринкою
Плавал я в ряске.
Но вдруг у меня
Обозначились глазки.
Я стал головастиком.
Долго потом
В воде я резвился,
Виляя хвостом.
Но лапки затем
У меня появились,
Я громко заквакал
И на берег вылез.
Поймал червяка
Средь высокой травы.
И тут на полянке
Мне встретились вы!
Вот так получаются лягушки.
Всю зиму лягушка спит на дне пруда, зарывшись в ил. Весной они пробуждаются и устраивают лягушачий концерт. Днём в пруду их не видно и не слышно. Зато вечером это не просто пруд, а настоящий концертный зал. Сначала одна запоёт свою песню, за ней сразу подхватывает другая певица и звенит на весь пруд лягушачий хор и каждая квакушка старается петь громче и красивее.
Лягушки лежат на поверхности воды, раскинув лапки в стороны, и в углах рта у них раздуваются большие белые пузыри. Оказывается, при помощи этих пузырей звук у лягушек становится сильней. Поэтому его очень далеко слышно. ( показ слайда - лягушка с пузырями)
Восп-ль: Какие звуки издают лягушки? (дети имитируют)
Вос-ль: Лягушкам некогда отдыхать, они сразу приступают к работе и откладывают в воду яйца. Эти яйца называются икрой. ( показ слайда)
Икринка похожа на маленький глазик внутри круглого белого мешочка находится крошечная чёрная точка. Эта точка быстро растет, через некоторое время можно различить маленького головастика. ( слайд) Со временем у головастика вырастают задние лапки. Хвост у него становится всё меньше. Начинают расти передние лапки. Наконец головастик становится настоящим лягушонком. Он начинает дышать воздухом, выбирается на берег.( слайд)
Вос-ль: Ребята, а мы чем дышим? (дети: воздухом)
Дыхательная гимнастика «Лягушонок»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок
быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки:
слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед.
Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик»
широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает,
затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед
грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» -
хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» -
ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком,
опуская руки и оседая, как шарик, из которого
выпустили воздух.
Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза.
Давайте глубоко, наберем воздух носом в лёгкие и выдыхаем. Вот и лягушки так же дышат. Воздух он вокруг нас, но мы его не видим, т.к. он прозрачный.
А в воде воздух можно « увидеть»
Опыт с воздухом проводит воспитатель:
Ставит баночки с водой, предлагает подуть через трубочку. Появится много пузырьков воздуха.
В реке, в озере, в любом водоёме есть воздух. Им дышат водные животные, в том числе и лягушки.
Надеть маски лягушек
ФИЗМИНУТКА
Раньше были мы икрою (сидя на корточках)
Ква, ква, ква! (наклоны головы)
А теперь мы все герои (встать, ноги, руки врозь)
Ква, ква, ква!( чуть присесть)
Головастиками были (соединить руки над головой)
Ква, ква, ква!( голову вправо, влево)
Дружно хвостиками били (повороты туловища)
Ква, ква, ква!( Голову вправо, влево)
А теперь мы лягушата (прыжки на корточках)
Все зелёные ребята! Ква, Ква, ква!
Воспитатель:
Ой, какими веселыми лягушатами вы сейчас были:
( слайд лягушка)
Ребята, давайте посмотрим на картинку – у лягушки нет чешуи, как у рыб, меха, как у зверей, перьев, как у птиц. У неё гладкая, не чем не покрытая голая кожа. И когда она выходит из воды, чтобы половить насекомых в жаркий солнечный день, у неё кожа очень быстро высыхает, что может привести к гибели лягушки. Поэтому она и любит сырость, влагу и купается очень часто в воде, чтобы смочить свою кожу. Лягушка относится к земноводным животным.
-Что значит земноводное? Из каких слов оно состоит? (ответ детей) Земля и вода. Земноводными называют тех животных, которые и в воде и на земле.
- А каких вы ещё знаете земноводных? (жабы, тритоны, саламандра)
( слайд линька лягушек)
Пока лягушка вырастит, она 4 раза полиняет.
- Что значит полинять? Линька? (ответы детей)
Линять – значит менять кожу. Кожа сходит сначала с лапок, потом с туловища, а когда лягушки от неё освобождаются, то тут же её съедают.
( слайд бурая и зелёная лягушки)
- Лягушки бывают разные по размеру и цвету.
- Лягушка, которая живет в воде она зеленого цвета.
- А лягушки, которые живут на суше в траве бурого цвета.
Лягушки замечательные охотники. За ночь они поедают целые тучи комаров и мошек. Они уничтожают много вредителей на огородах. Ловят вредных насекомых пауков, слизней, муравьёв, личинок колорадского жука. Зрение у лягушки устроено так, что они видят только движущиеся предметы и питаются только насекомыми.
А вот врагов у лягушки много: за ними охотятся хищные птицы, ласки, кабаны, куницы, змеи, водные птицы.
- А вы ребята, знаете ещё каких- нибудь врагов лягушек. ( ответы детей журавли, цапли, аисты)
В наше время в некоторых странах лягушки стали уже редкостью. Лягушек надо беречь. Не брать их из природы к себе домой. Всё, что есть в природе должно быть сохранено. Ведь на земле каждому растению, животному отведена своя роль и место. Всё это нужно беречь!
Народная мудрость гласит: « Где родился, там и сгодился»
ИТАК: Сегодня мы с вами беседовали о ком?
- Дети – о лягушке
- Цикл жизни – лягушки?
- Икринки
- Головастик
- У головастика появляются лапки
- Взрослая лягушка
3.Где обитают лягушки?
Дети: в воде, на суше.
4.Чем питаются лягушки?
Комары, мошки, муравьи, клопы, пауки т.е насекомыми.
5.Чем дышат? Дети: воздухом
6. Кто враги у лягушек? дети: цапли, журавли, аисты, кабаны, змеи.
7. Какая польза от лягушек? Дети: уничтожают вредных насекомых.
Молодцы ребята, вы на все вопросы ответили правильно. Потому что слушали очень внимательно. Большое вам спасибо.
А сейчас мы с вами сделаем лягушку из бумаги в технике « Оригами».
Для того, чтобы всё у нас получилось замечательно, немножко потренируем пальчики.
Пальчиковая игра "Две веселые лягушки"
Две веселые лягушки
(Дети сжимают руки в кулаки и кладут их на стол пальцами вниз)
Ни минуты не сидят
(Резко распрямляют пальцы руки как бы подпрыгивают над столом)
Ловко прыгают подружки.
(Кладут ладони на стол)
Только брызги вверх летят.
(Резко сжимают кулаки и опять кладут их на стол)
Дети приступают к поделке « Лягушка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия по экологии в старшей группе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: «Радуга-дуга»
Открытое занятие проводилось на творческом объединении города по "Экологии"...
Конспект комплексного занятия по экологии в старшей лошопедической группе
Тема: "Времена года"...
Методическая разработка. Конспект занятия по экологии в старшей логопедической группе «Живая природа»
Методическая разработка по экологиив старшей логопедической группе«Живая природа»...
Конспект комплексного занятия по экологии в старшей группе "Подготовка диких животных к зиме"
Занятие в старшей группе...
Конспект открытого комплексного занятия по аппликации в старшей логопедической группе
Закрепить умение работать с бумагой и клеем, создавать из элементов целостную композицию. Развивать любознательность, мышление, фонетический слух, мелкую моторику.Закреплять умение вырезывать основную...
Конспект по экологии в старшей логопедической группе «Огород. Овощи. Влияние экологии на урожай»
Цель: формирование знаний об экологическом влиянии на овощи (негативном, положительном) в результате деятельности человека.Задачи:-коррекционно-развивающие: развивать логическое мышление, зрительное в...
Конспект занятия по экологии в старшей логопедической группе «Знакомство с подземным царством»
Воспитатель: Иванкина Н.П. (высшая квалификационная категория) Рязань 2023...