НОД по познавательному развитию "Перелётные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
НОД по познавательному развитию "Перелётные птицы" в подготовительной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech.docx | 214.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Перелётные птицы» (подготовительная группа)
Тема: «Перелётные птицы»
Цель: формирование представлений о перелётных птицах.
Задачи:
- формировать умения в образовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами в ед.ч.
- формировать умения в образование сложных прилагательных от прилагательного и существительного;
- формировать умения составлять предложения по мнемотаблице;
- расширять словарный запас по теме «Перелетные птицы»;
- развитие навыка словообразования;
- совершенствование диалогической речи, речевого слуха, зрительного и слухового восприятия, памяти, внимания, логического мышления;
- развивать умения классифицировать птиц;
- воспитание внимательного, бережного отношения к птицам.
Оборудование: картинки перелётных и зимующих птиц, магнитофонная запись с пением птиц, конверты с заданиями, мнемокарточка, презентация «Игра «Четвёртый лишний»
Ход НОД
- Организационный момент.
- Основная часть.
Игровая мотивация:
Ребята, нам пришло письмо от вороны. Послушайте, пожалуйста, его.
«Карр-карр! Беда-беда! Прилетели птицы из тёплых стран, а Злая ведьма их заколдовала и они теперь не поют. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучших друзей, чем вы, для птиц не найти. Ребята, помогите, пожалуйста, расколдуйте птиц!»
Злая волшебница разбросала на пути птиц, конверты с цифрами. Колдовство пропадет, если вы выполните все задания в конвертах»
- Отправляемся в путь. С какой цифрой будем искать первый конверт?
Мы пойдем тихо, на носочках, чтобы птиц не испугать.
Игра «Найди перелётную птицу»
Конверт№1
На столе разложены картинки с изображением разных птиц. Детям предлагается выбрать только перелетных птиц. (На магнитной доске 10 иллюстрации)
-Назовите птиц, которых вы выбрали.
Назовите обобщающим словом этих птиц?
– Почему этих птиц называют перелётными? (Осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.)
- А как же перелетные птицы находят дорогу на юг и обратно сюда?
- Некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды. Как вы думаете, птицы летят, как им вздумается или существует какой-то порядок полета в стаи?
Ласточки, скворцы, трясогузки летят стайкой.
Шеренгой, прямым фронтом летят цапли, утки.
Гуси чаще всего летят косяком.
Углом, или клином, летят журавли, лебеди.
Игровое упражнение «Кто о ком заботится?» (с мячом)
Конверт №2
Педагог: Весной у птиц много важных дел, много забот.
Что делают птицы весной? (Строят гнёзда, выводят птенцов, кормят птенцов.)
– Да, птицы заботятся о птенцах.
Давайте поиграем в игру «Кто о ком заботится»
Я буду бросать вам мяч, вы мне будете его возвращать с ответом.
- Грач заботится (о ком?) о грачатах.
- Журавль заботится (о ком?) о журавлятах.
- Лебедь заботится (о ком?) о лебедятах.
- Утка заботится (о ком?) об утятах.
- Скворец заботится (о ком?) о скворчатах.
- Гусь заботится (о ком?) о гусятах.
А какую пользу птицы приносят природе? (Птицы защищают растения от вредных насекомых)
Дети, а мы покажем, как птицы трудятся.
Упражнение на развитие мелкой моторики «Птичка»
Дети разбирают прищепки и встают в круг.
Ищет птичка и в траве, (открывать – закрывать прищепку на каждое слово пальцами правой руки)
И на ветке, и в листве, (тоже движение пальцами левой руки)
И среди больших лугов (прищипывать ногтевые фаланги с 1 по 4 пальцев левой руки)
Мух, червей, слепней, жуков (тоже движение правой рукой)
- Со вторым заданием вы справились. Летим к третьему конверту.
Игра «Четвертый лишний » Презентация.
Конверт № 3
На слайдах демонстрируются изображение разных птиц, а дети выбирают лишний объект и словесно обосновывают свой выбор.
Голубь, ласточка, скворец, кукушка. Кто лишний? – голубь, потому что он зимующая птица.
Скворец, курица, аист, журавль.
сорока, жаворонок, грач, соловей.
Синица, снегирь, дятел, ласточка
Лебедь, цапля, воробей, аист
Не пора ли нам отдохнуть.
Малоподвижная игра «Улетает- не улетает». Продолжать развивать быстроту реакции, умение классифицировать птиц по общему признаку.
В. : Я буду называть птицу, если она улетает в теплые края осенью, то вы машите руками будто крыльями, а если не улетает, остаётся зимовать, остановиться и присесть. Будьте внимательны! (воспитатель проводит игру)
Конверт № 4
Игра «Скажи, какой, скажи какая». Образование сложных прилагательных от прилагательного и существительного.
В. : Посмотрите на скворца. Какой у него хвост? (Короткий.) Значит, скворец какой? (Короткохвостый.)
Дальше дети сами продолжают выполнять задание
Ласточка- у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? (Длиннохвостая.)
Грач- у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.)
– У него чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)
Аист- у него красный клюв. Значит, аист (красноклювый)
Цапля-у неё длинные лапы. Значит, цапля (длиннолапая)
У лебедя белые крылья. Значит, лебедь (белокрылый)
У птицы звонкий голос. Значит птица… (звонкоголосая)
Игра «Назови ласково». Образование уменьшительной формы существительных
Скворец-скворушка, журавль-журавушка, лебедь-лебедушка, кукушка-кукушечка, утка-уточка, соловей-соловушка.
Конверт под номером 5
- Которое по счёту мы будем выполнять задание?
«Расскажи правила по охране птиц»
– Давайте расскажем правила по охране птиц по схеме.
Дети проговаривают по картинкам символов фразы.
Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми.
Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов.
Нельзя стрелять в птиц, потому что можно их поранить.
- Ура! У нас все получилось! Вы прошли все испытания. Сняты злые чары колдуньи. Птицы запели (Звучит фонограмма «Голоса птиц»)
IX. Рефлексия
- Кого мы сегодня от злой колдуньи выручали?
- Что нового вы узнали о перелётных птицах?
- Какое из заданий вам показалось самым интересным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий Музыкально – познавательного развлечения «Птицы – наши друзья»
Сценарий развлечения с детьми с тяжёлыми нарушениями речи....
Конспект НОД по познавательному развитию «Птицы».
Интегрированное занятие по познавательному развитию ( речевое развитие, математика, художественное творчество)...
Познавательный проект "Птицы нашего края" для детей средней группы.
Проект "Птицы нашего края" мною выбран для реализации с детьми средней группы, т.к.дети уже знают многих птиц, и я хочу пополнить их знания интересными сведениями о новых птицах.ЭколЭколЭкологическое ...
Конспект НОД по познавательному развитию "Птицы" для детей подготовительной к школе группы Воспитатель С. В. Наумова МДОУ «Детский сад №10 КВ» г. Богородицк.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. Программное содержание: 1....
Познавательный проект «Птиц встречаем»
Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности.Впечатления от родной природы, полученные в детстве, за...
Познавательное занятие «Птицы, живущие рядом с нами»
Конспект НОД по экологии "Птицы, живущие рядом с нами"...
Презентация по познавательному развитию "Птицы Чувашии"
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину".(М. Пришвин)...