НОД по познавательному развитию "Перелётные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

НОД по познавательному развитию "Перелётные птицы" в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech.docx214.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Перелётные птицы» (подготовительная группа)

Тема: «Перелётные птицы»

Цель: формирование представлений о перелётных птицах.

Задачи:
- формировать умения в образовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами в ед.ч.
- формировать  умения в образование сложных прилагательных от прилагательного и существительного;

- формировать умения составлять предложения по мнемотаблице;
- расширять словарный запас  по теме «Перелетные птицы»;
- развитие навыка словообразования;
- совершенствование диалогической речи, речевого слуха, зрительного и слухового восприятия, памяти, внимания, логического мышления;

- развивать умения классифицировать птиц;
-  воспитание внимательного, бережного отношения к птицам. 


Оборудование: картинки перелётных и зимующих птиц,  магнитофонная запись с пением птиц,  конверты  с заданиями, мнемокарточка, презентация «Игра «Четвёртый лишний» 

Ход НОД

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть.

      Игровая мотивация:     

Ребята, нам пришло письмо от вороны. Послушайте, пожалуйста, его.

«Карр-карр! Беда-беда! Прилетели птицы из тёплых стран, а Злая ведьма их заколдовала и они теперь не поют. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучших  друзей, чем вы, для птиц не найти. Ребята, помогите, пожалуйста, расколдуйте птиц!»

Злая  волшебница  разбросала  на пути птиц,  конверты  с цифрами. Колдовство  пропадет,  если вы выполните  все   задания   в  конвертах»

  -  Отправляемся в путь. С какой  цифрой будем искать первый  конверт?

Мы  пойдем тихо, на носочках, чтобы птиц не испугать.

Игра «Найди  перелётную  птицу»   

Конверт№1

На столе  разложены картинки с изображением разных птиц. Детям предлагается выбрать только перелетных птиц. (На  магнитной доске   10  иллюстрации)

-Назовите птиц,  которых  вы выбрали.

Назовите  обобщающим словом этих птиц?

– Почему этих птиц называют перелётными? (Осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.)

- А как  же перелетные  птицы находят дорогу  на юг  и  обратно  сюда? 

 - Некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды. Как вы думаете, птицы летят, как им вздумается  или существует  какой-то порядок  полета в стаи?

Ласточки, скворцы, трясогузки летят   стайкой. 
Шеренгой, прямым фронтом летят цапли, утки.
Гуси чаще всего летят косяком. 
Углом, или клином, летят  журавли, лебеди.

Игровое упражнение «Кто о ком заботится?» (с мячом)  

Конверт №2

Педагог:  Весной у птиц много важных дел, много забот.

Что делают птицы весной? (Строят гнёзда, выводят птенцов, кормят птенцов.)

– Да, птицы заботятся о птенцах.

Давайте  поиграем в игру «Кто о ком  заботится»

Я  буду  бросать  вам  мяч,  вы мне будете его возвращать с ответом.

- Грач заботится (о  ком?)  о грачатах.

- Журавль заботится  (о ком?) о журавлятах.

- Лебедь заботится (о ком?) о лебедятах.

- Утка заботится  (о  ком?) об утятах.

- Скворец заботится (о  ком?) о скворчатах.

- Гусь заботится  (о ком?)  о гусятах.

А  какую пользу птицы приносят  природе? (Птицы защищают растения  от вредных  насекомых)

Дети, а мы  покажем,  как птицы трудятся.

Упражнение   на развитие  мелкой  моторики  «Птичка» 

Дети разбирают  прищепки  и встают  в  круг.

Ищет  птичка и в траве, (открывать – закрывать  прищепку  на каждое слово пальцами правой  руки)

И на ветке, и в листве,  (тоже  движение  пальцами левой  руки)

И среди больших лугов  (прищипывать  ногтевые фаланги с 1 по 4  пальцев  левой  руки)

Мух, червей, слепней,  жуков (тоже движение  правой  рукой)

- Со  вторым  заданием вы справились. Летим к третьему конверту.  

Игра «Четвертый лишний »   Презентация. 

Конверт № 3

На слайдах демонстрируются изображение разных птиц, а дети выбирают лишний объект и словесно обосновывают свой выбор.

Голубь, ласточка, скворец, кукушка. Кто лишний? – голубь,  потому что  он зимующая птица.

Скворец,  курица, аист,  журавль.

сорока,  жаворонок, грач, соловей.

Синица, снегирь, дятел, ласточка

Лебедь,  цапля, воробей, аист

Не  пора  ли нам отдохнуть.

Малоподвижная игра «Улетает- не улетает». Продолжать развивать быстроту реакции, умение классифицировать птиц по общему признаку. 
В. : Я буду называть птицу, если она улетает в теплые края осенью, то вы машите руками будто крыльями, а если не улетает, остаётся зимовать, остановиться и присесть. Будьте внимательны! (воспитатель проводит игру) 

Конверт № 4

Игра «Скажи, какой, скажи какая». Образование сложных прилагательных от прилагательного и существительного. 
В. : Посмотрите на скворца. Какой у него хвост? (Короткий.) Значит, скворец какой? (Короткохвостый.) 
Дальше дети сами продолжают выполнять задание
Ласточка- у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? (Длиннохвостая.) 
Грач- у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.) 
– У него чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.) 
Аист- у него красный клюв. Значит, аист (красноклювый) 
Цапля-у неё длинные лапы. Значит, цапля (длиннолапая) 
У лебедя белые крылья. Значит, лебедь (белокрылый) 
У птицы звонкий голос. Значит птица… (звонкоголосая) 

Игра «Назови ласково». Образование уменьшительной формы существительных
Скворец-скворушка, журавль-журавушка, лебедь-лебедушка, кукушка-кукушечка, утка-уточка, соловей-соловушка. 

Конверт под номером 5

 - Которое по счёту мы будем выполнять задание?

 «Расскажи  правила по охране  птиц» 

 – Давайте расскажем  правила  по охране птиц по схеме.
Дети проговаривают  по картинкам  символов  фразы.

Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми.
Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов.
Нельзя стрелять в птиц, потому что можно их поранить.
https://open-lesson.net/uploads/files/2016-03/5_10.png

Ура! У нас все получилось! Вы прошли все испытания. Сняты злые чары колдуньи. Птицы запели (Звучит фонограмма «Голоса птиц»)

IX. Рефлексия

- Кого мы сегодня от злой колдуньи выручали?

- Что нового вы узнали о перелётных птицах?

- Какое из заданий вам показалось самым интересным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий Музыкально – познавательного развлечения «Птицы – наши друзья»

Сценарий развлечения с детьми с тяжёлыми нарушениями речи....

Конспект НОД по познавательному развитию «Птицы».

Интегрированное занятие по познавательному развитию ( речевое развитие, математика, художественное творчество)...

Познавательный проект "Птицы нашего края" для детей средней группы.

Проект "Птицы нашего края" мною выбран для реализации с детьми средней группы, т.к.дети уже знают многих птиц, и я хочу пополнить их знания интересными сведениями о новых птицах.ЭколЭколЭкологическое ...

Конспект НОД по познавательному развитию "Птицы" для детей подготовительной к школе группы Воспитатель С. В. Наумова МДОУ «Детский сад №10 КВ» г. Богородицк.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. Программное содержание: 1....

Познавательный проект «Птиц встречаем»

Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности.Впечатления от родной природы, полученные в детстве, за...

Познавательное занятие «Птицы, живущие рядом с нами»

Конспект НОД по экологии "Птицы, живущие рядом с нами"...

Презентация по познавательному развитию "Птицы Чувашии"

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину".(М. Пришвин)...