Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию в старшей группе «Ознакомление с историей Российского флага»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию в старшей группе «Ознакомление с историей Российского флага»
Программное содержание. Познакомить детей с понятием «флаг», как государственного символа, с историей его происхождения, со значением флага в современной жизни, его практическом применении, формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять жителей одной страны.
Оборудование и материалы: макет флага России, иллюстрации с изображениями флагов на кораблях, самолётах, из спортивной хроники и т.д.; большой лист бумаги, вырезанные цветы – ромашки, васильки, маки.
Ход занятия.
Воспитатель. Мы живём в стране, у которой очень красивое имя – Россия. Давайте вместе повторим это слово – «Россия!». А мы с вами, граждане России, россияне!
Много разных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, чудесная страна, потому что она наша Родина. А как вы думаете, почему свою землю – Россию – мы назвали словом Родина?
Ответы детей. Потому что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё здесь для нас родное.
Воспитатель. У каждой страны есть свои государственные символы – это знаки отличия одной страны от другой. Какие государственные символы есть у нашей страны?
Ответы детей. Герб, флаг, гимн.
Воспитатель. Давайте с вами вспомним, что же такое флаг, откуда он появился и для чего он нужен? Флаг нашей страны, как вы знаете, имеет свою историю. Кто сможет рассказать об этом?
(Дети рассказывают , дополняя друг друга, с помощью наводящих вопросов воспитателя)
Рассказ детей. В давние времена жизнь наших предков была очень неспокойна. Не раз приходилось жителям городов и деревень объединяться, чтобы защититься от врагов. В случаи опасности брали длинную палку, на её конец привязывали пучок сухой травы или конский хвост и высоко поднимали вверх. Далеко был виден этот знак. Со всех сторон к воину с такой палкой стягивался народ. А палку с пучком такой травы так и назвали – стяг. Собиралось под стягом войско и отправлялось защищать свою землю. Потом вместо травы придумали применять кусок ткани. Ткань была видна ещё дальше и лучше. Так появились первые флаги.
На тканях рисовали красками изображения святых, священные знаки. Так появилось слово «знамя». Знамёна были различных цветов – зелёные, жёлтые, белые, красные.
Воспитатель. Как вы думаете, почему флаги были разных цветов?
Варианты ответов детей. По цвету флага можно было определить, какие войска приближаются к городу. Это могли быть враги, которые хотят захватить город. Если враги захватывали город, они на его сторожевых башнях вывешивали новые флаги – свои. И люди, увидев их, не заходили уже в этот город.
Воспитатель. А как вы думаете, что было бы, если бы не было флагов?
(Ответы-предположения детей).
А как вы думаете, что было бы если флаги были одинаковые?
(Ответы-предположения детей).
Воспитатель. И в те времена, и сейчас цвету придаётся особый смысл. Я вам рассказывала уже, что означает цвета на нашем флаге. Давайте вспомним.
Ответы детей. Белый цвет означает мир и чистоту, это цвет нашего снега, ромашек, берёз, облаков. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает.
Синий цвет означает верность, верность к Родине, это цвет наших рек, озёр, цвет неба, васильков. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей.
Красный цвет – это цвет отваги, это цвет силы. И ещё, это самый красивый цвет. Это цвет красных ягод и маков, цвет солнца.
Воспитатель. Конечно, в наше время не надо высоко поднимать флаг, чтобы собрать всех воинов. Но флаги все равно необходимы. Как вы думаете – для чего?
Ответы детей. Они помогают узнать, из какой страны прилетел самолёт. На хвосте у него обязательно изображён флаг страны.
Когда в море встречаются два корабля, флаг помогает узнать, какой стране он принадлежит.
Во время спортивных соревнований по флагам мы можем определить, какие страны будут участвовать в них. Во время награждения победителей над стадионами поднимается флаг страны победившего спортсмена.
Воспитатель. Мы с вами на аппликации вырезали цветы: ромашки, васильки и маки. Давайте сейчас мы сделаем композицию из цветов, которая будет называться «Флаг России».
(Дети работают у мольберта, наклеивают цветы – заготовки. Получается российский флаг)
Воспитатель. (Предлагает детям сесть полукругом, на мольберте размещены 4 картинки). Посмотрите внимательно, здесь изображены разные события. Рядом вопросительный знак, значит, вы должны задать вопрос о том, что вам непонятно на картинке. Когда вы зададите все вопросы и получите ответы, нужно составить один обобщающий рассказ.
Первая картинка:
Изображён человек в короне и рядом вопросительный знак.
(Кто на картинке? Как его зовут? Царь Алексей Михайлович).
Вторая картинка:
Река и много кораблей и рядом вопросительный знак.
(Как называется река? Почему много кораблей?)
Третья картинка:
Изображён старинный военный корабль с пушками, на борту нарисован орёл и рядом вопросительный знак.
(Почему пушки на корабле? Почему на борту нарисован орёл?)
Четвёртая картинка:
Рядом с кораблём бел-сине-красный флаг и стоит вопросительный знак.
(Почему российский флаг рядом с кораблём?)
(Дети с помощью воспитателя составляют обобщающий рассказ).
Когда-то в России правил царь Алексей Михайлович. Приказал он на реке Оке построить несколько кораблей. Главный и самый большой из них стал военным кораблём. Его назвали «Орёл» и разместили на его борту много пушек, чтобы защищать торговые суда, а чтобы все знали, какому государству принадлежит корабль, потребовался флаг. Флаг с тремя полосками: - белой, синей, красной говорил о том, что корабль принадлежит Российскому государству.
Воспитатель. Да, ребята, наши предки считали эти цвета – белый, синий и красный олицетворением красоты, добра и справедливости. И не случайно они стали цветами государственного флага России. Граждане России гордятся государственным гербом, флагом и гимном. И в следующий раз мы обязательно с вами поговорим о гербе, послушаем гимн.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речевого творчества в старшей группе: СОЧИНЕНИЕ СКАЗКИ, ИСТОРИИ НА ТЕМУ: «ВРЕМЕНА ГОДА. ВЕСНА» («ПРИКЛЮЧЕНИЕ КАПЕЛЬКИ»)
Данная разработка направлена на развитие связной речи у детей и на закрепление навыков использования в речи глагольной лексики, подбора прилагательных, определений. Занятие учит детей расска...
Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию в старшей группе «Ознакомление с историей Российского флага»
Познакомить детей с понятием «флаг», как государственного символа, с историей его происхождения, со значением флага в современной жизни, его практическом применении, формировать уважительн...
Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию в старшей группе «Ознакомление с историей Российского флага»
Познакомить детей с понятием «флаг», как государственного символа, с историей его происхождения, со значением флага в современной жизни, его практическом применении, формировать уважительн...
Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию в старшей группе «Ознакомление с историей Российского флага»
Познакомить детей с понятием «флаг», как государственного символа, с историей его происхождения, со значением флага в современной жизни, его практическом применении, формировать уважительн...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе на тему «История Российского флага».
Патриотическое воспитание...
Конспект занятия по нравственно - патриотическому воспитанию в подготовительной группе детей с ОВЗ: «Российский флаг»
Занятие на развитие у детей чувства патриотизма и любви к своей стране для детей подготовительной группы с ЗПР...
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе на тему: «Ознакомление с символикой России»
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию...