Экологический проект
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Готчанина Галина Юрьевна

Волшебный мир песка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt.docx27.74 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект

Волшебный мир песка

Тип проекта: педагогический

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Участники проекта: воспитатель, воспитанники  младшей группы

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)

 

Цель проекта: ознакомление дошкольников со свойствами сухого и мокрого песка, удовлетворение потребности детей к действиям с природным материалом – к экспериментированию с песком. Развивать познавательный интерес, формировать навыки экспериментирования.

Задачи:

1. Расширить и систематизировать знания детей о свойствах песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду).

2. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Обогащать чувственный опыт ребёнка, развивать мелкую моторику рук.

3. Воспитывать аккуратность в обращении с песком, умение играть со сверстниками рядом. Продолжать закреплять  правила игры в песочнице.

Вопросы, на которые будем искать ответы:

• Все ли мы знаем о песке?

• Из чего состоит песок?

• Можно ли из сухого/мокрого песка лепить?

• Можно ли на сухом/мокром песком рисовать?

• Может ли песок двигаться?

• Где и как люди могут использовать песок?

• Как можно играть с сухим и мокрым песком?

Ожидаемый  результат:

          Развитая способность к самостоятельному формированию цели наблюдения и экспериментирования; самостоятельные игры детей с песком. Сформированное умение осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком. При необходимости добавлять воду в сухой песок. Проявление у детей элементарного контроля за способом действия. Интерес к результату и чувство удовлетворения от деятельности.

Предварительная работа:

*  определение цели и задач проекта

*  сбор информации

* подготовка оборудования

* подбор опытов, игр- экспериментов на данную тематику

* изготовление песочных наборов для игр с песком

Какие ассоциации вызывает у вас слово «песок?»

Что можно делать с песком…

Условия организации качественной работы с детьми в педагогической песочнице:

1. Согласие и желание самого ребенка

 2. Творческий подход к проведению игр

 3. Отсутствие у детей аллергии на пыль от сухого песка, повреждение кожных покровов.

      В играх с песком все правила поведения, запреты поощрения осуществляются взрослым через игрушку-посредника - Песочную Фею. 

Актуальность проекта:

          По-современному ФГОС в ДОО сейчас настоятельно рекомендуют проектную и экспериментальную деятельности. Конечно, по отношению к детям младшего дошкольного возраста проектная и экспериментальная деятельность во многом упрощена и носит игровой характер.

«Экспериментирование – прямой путь к  воспитанию неординарных, смышлёных детей».

          Игры с песком одна из форм естественной активности ребёнка. Песочница позволяет построить партнёрские отношения с детьми, обмениваться мыслями и чувствами, устанавливается особая атмосфера между педагогом и детьми.

          По-современному ФГОС в ДОО сейчас перестали просто давать знания "на блюдечке". Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это только запомнить. Но порассуждать, поразмышлять и прийти к собственному выводу гораздо важнее. Ведь сомнение – это дорога к творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и самодостаточности.

          Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать.

          Дети не мыслят своей жизни без игры. Нормально развивающийся ребенок постоянно манипулирует с предметами. На этом строится работа воспитателей по познавательной деятельности.

Древнекитайская мудрость гласит :

"Скажи мне- и я забуду,

Покажи мне и я запомню,

Дай мне действовать самому - и я научусь!"

          Идея песочницы великолепна, поскольку песок — тот удивительный природный материал, способный передать одновременно многое: ощущение разнообразия природы, возможностей своего тела и сущности жизни вообще с ее текучестью, неожиданностью, множеством форм.

          Главное достоинство песочницы в том, что она позволяет ребенку или целой группе детей реально создавать картину мира в живом трехмерном пространстве, дает возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосмоса, ощущая себя его творцом.

          Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.

          Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях.

 

         Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, рассказываем о событиях и законах окружающего мира.  

Кто из нас в детстве не играл в "куличики"? Ведерко, формочки, совок — первое, что вы приобретаете ребенку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это — традиционные игры с песком. Мы же с вами посмотрим сейчас на иные возможности использования песочницы.

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в Детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

 Возьмем в игру... Подобно Богу

 Мы создадим свой Мир чудес,

Пройдя Познания дорогу.

Ритуал вхождения в песочный мир. Задача данного этапа - определить правила поведения в песочнице. С этого момента контролирующая, регулирующая функции переходят от педагога к некому персонажу.

 «Ребята, к нам пришла Песочная Фея – это добрая волшебница. Ей очень хочется познакомиться с вами и вашими игрушками. Песочная Фея приглашает всех к себе в гости в свой песочный мир, состоящий из большого количества песчинок. Фея просит, беречь песчинки (песок не разбрасывать). Песчинки не любят, когда их берут в рот или бросаются ими (нельзя бросаться песком). Песочная Фея любит, когда у детей чистые ручки и носики (поиграл с песком – помой ручки и покажи чистые ладошки).

Страну прошу мою любить.

 В ней много волшебства.

 Здесь строят горы, города

Вулканы и дома.

Фигурки оживают вдруг о чем-то говоря.

Твори, лепи и фантазируй.

Построй свой мир и расскажи,

 Кто в нем живет, и кто с кем дружит,

И с кем бы ты хотел дружить.

Но в ход в страну закрыт для тех,

 Кто любит драться,

В глаза песком кидаться.

 Кто не строит, а ломает,

Тот в страну не попадает.

Оборудование для игр-занятий

Цель: научить детей пользоваться игрушками – орудиями для получения практического результата. Развивать координацию рук, мелкую моторику пальцев.

 

Игры в песочнице

Из чего состоит песок.

 Цель: посмотреть из чего состоит песок, как выглядят песчинки.

Песок - это множество песчинок

«Отпечатки наших рук»  

         Малышам очень нравится на песке делать отпечатки ножек, ладошек, изображать пальчиками следы животных. А еще очень интересно и приятно закапывать в песок свои ручки и ножки.

«Мина»

 

Необыкновенные следы

          На ровной поверхности чуть влажного песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. При этом важно немного задержать руку, слегка вдавив ее в песок, и прислушаться к своим ощущениям.

Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: "Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, по моим ладоням скользят маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?"

Теперь, когда ребенок получил образец устного описания своих ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ и тем чаще необходимо повторять эту игру. Не беда, если в начале игры ребенок в точности воспроизводит ваши слова, рассказывая о своих ощущениях. Постепенно, накапливая собственный чувственный опыт, он научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что ваши ощущения будут различны, но постарайтесь не навязывать ребенку своего мнения.

Кто оставил на песочке

Эти разные следочки?

Наши детки тут играли,

Свои ручки рисовали!

«Чьи это следы?»

          На  песке какие-то странные следы. Кто или что смог их здесь оставить? Кому они принадлежат? Давайте отгадаем эту загадку и найдем хозяина этих следов.

Песочный дождик

Чудеснее песка нет для детей забавы,

Его всегда имеется в достатке

Течет он нежно так сквозь руки,

Что не сравнить его ни с чем…

Песочный ветер (буря)

Цель: что происходит с песком, если дуть в трубочку

« Секретики»

Что спрятано в песке? В песке прячутся любые игрушки, при этом тайник помечается. Задача ребенка - откопать «секретик», а потом сделать похожий.

Песчаный конус.

 Цель: показать свойства песка – сыпучесть.

Песочная Фея:  «В нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются настоящие реки и озёра. Хотите посмотреть, как это происходит?»

Воспитатель показывает детям способы увлажнения песка:

Ручеёк течёт» - лить тонкой струйкой из кувшинчика или из леечки

Дождик моросит» – увлажнять через разбрызгиватель

Свойства мокрого песка. 

Цель: показать, что песок впитывает влагу

Рисунки на песке.

 Цель: выяснить, что на песке можно рисовать.

Отпечатки на песке. 

Цель: выяснить, что мокрый песок сохраняет форму.

Я пеку, пеку, пеку…

          Ребенок «выпекаете из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую.

Строим заборчик

Цель: можно ли из сухого/ мокрого песка лепить

Можно придумать много разных игр-исследований:

* «Следы на песке»

* «Замки из песка»

* «Лабиринты из песка»

* «Рисование на песке»

* « Песочное пирожное»

* «Угадай, что нарисовано на песке?»

             Занятия, проводимые в песочнице, обладают колоссальным значением для развития психики ребенка.

         Во-первых, такого рода игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук мы учим ребенка прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное — ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Играя, он учится понимать себя и других. Так закладывается основа для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Таким образом, организация  игр с песком – мощный стимул для развития важнейших черт личности детей: самостоятельности, целеустремленности, способности к прогнозированию, планированию собственной деятельности.

Попадая в сказочную песочную страну, ребята играют в Волшебной песочнице и чувствуют себя настоящими Волшебниками. . 

      Песок – это детская забава, ведь именно детей порой невозможно оторвать от песочных занятий. И казалось бы почему? А ответ очень прост, дети стремительно развиваются в процессе игры с песком, они познают этот  мир в песочнице.

      Считаю приоритетной целью в своей работе эмоционально – личностное развитие ребенка. Это формирование творческого потенциала: способность понимать свои  чувства и конструктивно их выражать, развитие творческого мышления, исследовательского интереса, познавательной активности. 

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком уровне в сравнении с теми кто такой школы не прошёл». К.  А. Тимирязев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект по теме "Экологическое воспитание в условиях ДОУ"

Мы-частичка природы.Наша цель беречь и пополнять ее богатства.Основной задачей моего проекта является всестороннее экологическое развитие  ребенка в условиях дошкольного учреждения , поставл...

Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"

Данный проект проходил летом во время работы в детском саду.  Целью проекта было развитие знаний об экологии, растениях и цветах, деревьях и кустарниках. На протяжении проекта дети трудились, наб...

экологический проект "Экологическая тропа "Здравствуй лето"

Данный проект разработан на летний период работы в детском саду. Цель: закрепление знаний о растениях и цветах, деревьях и кустарниках, природном явлении - радуга, экспериментировании и играми с ...

Экологический праздник "День Земли" (в рамках музыкально-экологического проекта)

Экологический праздник с элементами итгеграции (коллективная апликация),с использованием кукольного театра....

Экологическое воспитание дошкольников методом экологических проектов.

В настоящее время вопрос экологического воспитания дошкольников – важный, интересный и актуальный. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу — значит творить добро, заставлять задумы...

Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево".

Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево"....