«Дикие животные Сахалина»
план-конспект занятия по окружающему миру по теме
Посмотреть презентацию можно по ссылке: https://yadi.sk/i/Ct_G-TKz3UQ3KP
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dikie_zhivotnye_sahalina.docx | 29.88 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дикие животные Сахалина».
(ознакомление с окружающим миром с ИКТ)
Цели: пополнение словарного запаса по теме «Дикие животные Сахалина», совершенствование грамматического строя речи, обучение составлению описательного рассказа.
Задачи:
• закреплять умение отвечать на вопросы, учить поддерживать диалогическую речь детей;
• активизация и пополнение словарного запаса детей;
• автоматизация звукопроизношения,
• закреплять и расширять знания детей о диких животных Сахалина (их привычки,
особенности жизни, обитания и т.д.);
• обучение составлению описательного рассказа по схематическому плану;
• воспитывать умение слушать сверстников, не перебивая их, помогать друг другу при
ответе;
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, загадки, наводящие и
подсказывающие вопросы, физкультминутка.
Оборудование: глобус. карта Сахалина, картинки с изображением диких животных,
игрушка-заяц, мяч, конверт с письмом.
Предварительная работа:
• беседа о диких животных;
• беседа о нашем острове, рассматривание альбома «Сахалин-наш край родной»;
• подбор оборудования, необходимого для занятия.
Ход: Организационный момент:(дети стоят вокруг воспитателя)
Игровое упражнение «Улыбка». (развитие коммуникативных навыков, вовлечение детей в учебную деятельность.)
Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!
• Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение. (дети выполняют упражнение)
(слайд 2, щелкать) Ребята, к нам в группу сегодня пришло письмо, интересно, что там написано, давайте посмотрим. (вскрываю конверт).
• А тут ребята загадка для вас и задание.
На ноге стоит одной, крутит-вертит головой,
Нам показывая страны, реки, горы, океаны. (глобус)
• А вот и наш глобус, молодцы ребята значит мы правильно отгадали загадку.
• Кто знает, что такое глобус? (это макет нашей планеты-Земля)
• Кто скажет в каком городе мы живем (Аниве)
• Где находится наш город? (на Сахалине)
• А Сахалин это что? (наш остров)
• Кто сможет показать наш остров на глобусе?
• А какой главный город нашего острова?
• Посмотрите внимательно, на что похож наш остров? (на рыбу)
• А почему мы называем его остров?
• Да, ребята, Сахалин-это интересный остров, со всех сторон его омывают океанские
волны, а еще на нашем острове проживают животные, птицы, морские обитатели.
• Я знаю, что вы любите наш остров и многое знаете о нем, вы знаете, чем богат наш остров.
• Давайте вспомним с вами какие животные живут рядом с нами.
(слайд 3, щелкать)
• Перед вами две книги. Как вы думаете, что это за книга? (это красная книга)
• А почему они так называются?
• Перед вами одна Красная книга Земли, а эта России, также есть Красная книга Сахалина.
• Сейчас мы посмотрим страницы Красной книги Сахалинской области
Страницы Красной книг (слайд 3, третий щелчок)
• Животные, которые до сих пор мало изучены.
• Желтые страницы- животные количество которых быстро уменьшается (белые медведи, розовый фламинго)
• Серые страницы – внесены те животные, которые очень мало изучены, и места их обитания малодоступны.
• Зеленые страницы – те животные, которых нам удалось сохранить, и спасти их от вымирания (лось, речной бобр).
• Черные страницы содержат списки тех, кого уже нет, кого мы больше никогда не увидим, кто уже вымер (морская корова, странствующие голуби и другие.)
• Красные страницы показывают нам исчезающих и особо редких животных (зубры, красный волк, бобры, леопард, снежный барс, амурский тигр)
(слайды 4, 5, щелкать)
• К сожалению, за последние 250 лет фауна Сахалина значительно обеднела. Некогда по острову прыгали пятнистые олени и оглашали своим криком окрестные леса дикие кабаны. Ни тех, ни других уже не осталось. Позднее были истреблены лоси и изюбры.
• К середине прошлого столетия из-за усиленной вырубки лесов, исчезли соболя и енотовидные собаки. Навсегда покинули остров горные бараны и речные выдры.
• А чучело волка, некогда водившегося на Сахалине, сейчас сиротливо ютится в краеведческом музее.
(слайд 6, щелкать) Типичными представителями сахалинских лесов являются животные, характерные и для материковой тайги: это многочисленные ласки, горностаи.
• На юге острова водится колонок. Этих животных привезли из Японии, но пока их численность невелика.
(слайд 7) Самый популярный и грозный хищник Сахалина — бурый медведь. Рост этих исполинов достигает двух метров, а вес — до 500 кг.
• В лесах много лисиц — красных, серых и серебристо-черных.
(слайд 8, щелкать) Повсеместно встречаются зайцы: островной заяц-беляк один из самых крупных в России. Длина тела до 70 см. Некоторые особи достигают веса шести килограммов
• Белки, а вот олени на Сахалине в большинстве совcем одомашены. Дикие встречаются только в северной части острова.
• Безмятежно мигрирует по острову и кабарга. Она занесена в Красную книгу.
(слайд 9, щелкать) Монеронская бурозубка: Длина тела 4-9 см, хвоста 2,5-8 см. Носовая часть вытянута в хоботок. Хвост равномерно покрыт волосами одинаковой длины. Ушные раковины небольшие. Коронки зубов имеют красно-коричневый цвет (отсюда название). В каждой половине верхней челюсти по 5 зубов. Предпочитают злаково-осоковые и разнотравные луга по берегам ручьёв.
• Кутора обыкновенная: обитает по берегам водоемов. Образ жизни полуводный.
• Медновский (голубой) песец: летом зверек одет в короткий мех грязно-бурого цвета сверху, желтовато-серого снизу. Зимний наряд темный, разных оттенков - от песочного и светло-кофейного до темно-серого с голубоватым отблеском и даже коричневого с серебром.
• Бурундук: на спине и боках характерные для всех бурундуков 5 продольных темных полос на светло-сером или рыжеватом фоне.
(слайд 10, щелкать) На острове расположено одно из крупнейших в мире лежбище морских котиков.
• Водятся сивучи, каланы, несколько видов нерпы.
(слайд 11, щелкать) К побережью нередко заплывают кашалоты, касатки, белухи, вблизи острова можно увидеть сивалов, горбачей, голубых китов.
• Зато птичье царство на Сахалине представлено намного богаче. Известно, до 700 видов пернатых, которые обитают здесь, многие гнездятся, многие бывают «налетами», в период зимовья.
(слайд 12, щелкать) Больше всего птиц — на острове Тюлений, где обитают до 600 тысяч кайр, стаи тупиков, топориков, чаек.
(слайд 13, 14, щелкать) Много водоплавающей дичи: гусей, крякв, нырков, гоголей, каменушек, шилохвостов, морянок.
• А вот лебеди водятся лишь в самых глухих уголках острова.
• Интересно, что именно на острове была выведена сахалинская хаски — порода собак, которые отличаются высоким интеллектом и безграничной преданностью хозяину.
Физминутка для глаз (слайд 15)
Физминутка (слайд 16)
(слайд 17, пустой)
• Сейчас я мы с вами отправимся в лес, но давайте сначала вспомним наше правило (произносим вместе):
Нор звериных, птичьи гнезда разорять не будем никогда.
Пусть птицам и маленьким зверятам, хорошо живется с нами рядом!
• Звери пугливы, поэтому нам надо превратиться в невидимок на время, для того, чтобы мы могли понаблюдать за обитателями леса.
(беру в руки волшебную палочку)
Раз, два, три, палочка волшебная в невидимок нас преврати!
(слайд 18) Входим в лес. Тихо. Посмотрим, кто в глуши лесной томится, что за зверь, какая птица!
• Ребята, а как мы называем животных, которые живут в лесу? (дикие животные).
• Почему мы этих животных называем дикими? (они живут в лесу, самостоятельно
добывают себе пищу, воспитывают детенышей, строят жилища)
• Верно. Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а вы послушайте его и
постарайтесь запомнить, названия каких диких животных в нем прозвучали.
«Весело аукнулась из лесу весна, ей медведь откликнулся, проурчав со сна.
Поскакали зайки к ней, подлетел к ней грач
Всполошилась белочка, глянув из дупла, - дождалась, пушистая, света и тепла!..»
• Перечислите названия животных, которые вы запомнили. (медведь, зайки,
белочка, грач)
(слайд 19, щелчок, выделение лишнего) Молодцы! Как вы думаете, кто в этом ряду лишний и почему? (лишний грач. Грач – это птица, а все остальные звери.)
• А каких еще вы знаете животных нашего леса?
(слайд 20)
• Давайте вспомним, что мы знаем про зайца. Какой он? (шустрый, длинноухий, пушистый, трусливый, маленький, беленький, быстроногий)
• А знаете, ребята, что зайца зря называют трусливым. Если он попадает в лапы хищника, то он так сильно может отталкиваться лапами, что может поранить своего врага.
• Назовите части тела зайца.
• Какого цвета шерсть у зайца? (серая, пушистая)
• Какие у него уши (длинные, чуткие),
• Лапы (длинные, сильные),
• Хвостик (короткий, пушистый, маленький, серый)
• Зачем зайцу нужны длинные уши, длинные лапы?
• Почему у зайчика короткий хвост? (чтобы его не поймали за хвост)
• Вспомните, какую шубку носит заяц зимой, и на какую шубку меняет её весной?
(слайд 20, щелчок) (изображение лисы)
• Посмотрите на изображение, кто бежит по лесной тропинке? (лиса)
• Молодцы. Рассмотрите лису.
• Расскажите, какая она?
• Какой у неё хвост? (лиса рыжая, красивая, хитрая, у неё пушистый, длинный хвост)
• Для чего лисе длинный хвост? (чтобы заметать следы. Чтобы охотник её не выследил)
(слайд 20, щелчок) (изображение белки)
• Ой, кто это на меня шишку уронил? Посмотрите на изображение, кто прыгает с ветки на ветку?
• Верно. Рассмотрите белку.
• Расскажите, какая она?
• Какие у неё ушки и хвост? (белка маленькая, серая зимой, летом рыжая, у неё большой пушистый хвост и кисточки на ушах)
• Скажите, где у белки находится дом и как он называется?
• Про белку можно сказать, что она шустрая и прыгучая.
• Почему белка цвет меняет? (так она от врагов прячется)
(слайд 20, щелчок) (изображение медведя.)
• Посмотрите на изображение, кто вышел на лесную поляну?
• Правильно. Рассмотрите медведя.
• Расскажите, какой он?
• Какие у него лапы? (медведь большой, сильный, косолапый, бурый, огромный, толстолапый, могучий коричневый, у него длинные когти и сильные лапы)
• А сейчас вокруг себя повернись и в лесного зверя превратись,
Физкультминутка «Звери шли на водопой»
Как-то раз лесной тропой, звери шли на водопой. (идут по кругу друг за другом)
За мамой медведицей шли? …..медвежата(идут в перевалку)
За мамой лисицей крались Кто? …..лисята(крадутся, на носочках)
За мамой ежихой катились Кто?....ежата(двигаются в полуприседе)
За мамою белкой скакали Кто?...бельчата(прыгают)
За мамой зайчихой - косые Кто? …зайчата(прыгают, сделав ушки из ладоней)
Волчица вела за собою Кого? …волчат(крадутся большими шагами)
Все – мамы и дети напиться хотят(лицом в круг, встать на четвереньки)
• Вокруг себя повернитесь и в детишек превратитесь.
(слайд 21) Сегодня мы с вами будем составлять рассказ о животных. Я предлагаю не называть животное, а описать его, дети же должны догадаться о ком вы говорили.
• Прежде чем, начать рассказывать, вспомним по какому плану нужно строить свой рассказ:
• можно добавить:
- чем питается?
- где живет?
- как зовут детеныша?
- кто его враги и как он от них спасается?
Рассказы детей
(слайд 22, пустой)
Физминутка.
Зайцы утром рано встали, весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг! Кто к зарядке не привык? (прыжки на месте)
Вот лиса идет по лесу, кто там скачет, интересно? (ходьба на месте)
Чтоб ответить на вопрос, тянет лисонька свой нос. (потягивания – руки вперед)
Но зайчата быстро скачут, как же может быть иначе? (прыжки на месте)
Тренировки помогают! И зайчата убегают. (бег на месте)
Вот голодная лиса (ходьба на месте)
Грустно смотрит в небеса. (потягивания – руки вверх)
Тяжело вздыхает. (глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (дети садятся за столы)
• Молодцы ребята, составили интересные рассказы про зайца.
• А теперь поиграем.
Игра «Назови одним словом» (можно слайды)
Воробей, ворона, аист, голубь – это….
Какая птица не гнездится на Сахалине?
Волк, лисица, заяц, медведь – это…
Какое животное не встретишь на Сахалине?
Береза, дуб, пальма, рябина – это….
Какое дерево не растет на Сахалине?
Земляника, малина, черника, красника – это….
Какая ягода растет только на Сахалине? (все растут на Сахалине)
• Нам пора возвращаться…(беру в руки волшебную палочку)
Раз, два, три, волшебная палочка
Снова в видимых нас преврати
• Отлично. Вы очень хорошо выполнили последнее задание.
Подведение итогов занятия: (слайд 23)
• Молодцы ребята, нашему зайчику понравилось у вас в гостях, он обязательно прибежит к нам снова, а сейчас ему пора бежать домой, давайте попрощаемся с ним.
• Что было интересным для вас?
• Что запомнилось больше всего?
• А что было трудным?
• Я хочу вас похвалить, вы сегодня были – молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Альбом "Животные Сахалина"
Экологическое воспитание...
Презентация "Дикие животные нашего края" к занятию по формированию лексической стороны речи "Дикие животные нашего края"
Материал содержит фотографии диких животных Подмосковья...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в подготовительной группе на лексическом материале дикие животные. Тема НОД:Дикие животные наших лесов.
Занятие по развитию речи в подготовительной группе...
Презентация "Морские животные Сахалина"
Презентация рассказывает о морских животных о.Сахалин. Для детей старшего дошкольного возраста....
Тема недели: «Дикие животные» Тема дня: «Кто живет в лесу» Цели: Обобщить и систематизировать знания детей о диких животных и их детенышах. Сформировать (закрепить) обобщающее понятие дикие животные. Помочь усвоить н
Средняя группа. №3 «Подсолнушек» Понедельник 18.11.2019...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Возрастная группа 4-5 лет Тема «Дикие животные» Ведущая образовательная область: речевое развитие. Цель: расширение представления о диких животных.
Конспект НОД по речевому развитию в средней группеВозрастная группа 4-5 летТема «Дикие животные»Ведущая образовательная область: речевое развитие.Цель: расширение предс...