«Дикие животные Сахалина»
план-конспект занятия по окружающему миру по теме

Чапего Наталья Анатольевна

Посмотреть презентацию можно по ссылке: https://yadi.sk/i/Ct_G-TKz3UQ3KP

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dikie_zhivotnye_sahalina.docx29.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Дикие животные Сахалина».

(ознакомление с окружающим миром с ИКТ)

Цели: пополнение словарного запаса по теме «Дикие животные Сахалина», совершенствование грамматического строя речи, обучение составлению описательного рассказа.

Задачи:

• закреплять умение отвечать на вопросы, учить поддерживать диалогическую речь детей;

• активизация и пополнение словарного запаса детей;

• автоматизация звукопроизношения,

• закреплять и расширять знания детей о диких животных Сахалина (их привычки,

особенности жизни, обитания и т.д.);

• обучение составлению описательного рассказа по схематическому плану;

• воспитывать умение слушать сверстников, не перебивая их, помогать друг другу при

ответе;

Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, загадки, наводящие и

подсказывающие вопросы, физкультминутка.

Оборудование: глобус. карта Сахалина, картинки с изображением диких животных,

игрушка-заяц, мяч, конверт с письмом.

Предварительная работа:

• беседа о диких животных;

• беседа о нашем острове, рассматривание альбома «Сахалин-наш край родной»;

• подбор оборудования, необходимого для занятия.

Ход: Организационный момент:(дети стоят вокруг воспитателя)

Игровое упражнение «Улыбка». (развитие коммуникативных навыков, вовлечение детей в учебную деятельность.)

Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!

• Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение. (дети выполняют упражнение)

(слайд 2, щелкать) Ребята, к нам в группу сегодня пришло письмо, интересно, что там написано, давайте посмотрим. (вскрываю конверт).

• А тут ребята загадка для вас и задание.

На ноге стоит одной, крутит-вертит головой,

Нам показывая страны, реки, горы, океаны. (глобус)

• А вот и наш глобус, молодцы ребята значит мы правильно отгадали загадку.

• Кто знает, что такое глобус? (это макет нашей планеты-Земля)

• Кто скажет в каком городе мы живем (Аниве)

• Где находится наш город? (на Сахалине)

• А Сахалин это что? (наш остров)

• Кто сможет показать наш остров на глобусе?

• А какой главный город нашего острова?

• Посмотрите внимательно, на что похож наш остров? (на рыбу)

• А почему мы называем его остров?

• Да, ребята, Сахалин-это интересный остров, со всех сторон его омывают океанские

волны, а еще на нашем острове проживают животные, птицы, морские обитатели.

• Я знаю, что вы любите наш остров и многое знаете о нем, вы знаете, чем богат наш остров.

• Давайте вспомним с вами какие животные живут рядом с нами.

(слайд 3, щелкать)

• Перед вами две книги. Как вы думаете, что это за книга? (это красная книга)

• А почему они так называются?

• Перед вами одна Красная книга Земли, а эта России, также есть Красная книга Сахалина.

• Сейчас мы посмотрим страницы Красной книги Сахалинской области

Страницы Красной книг (слайд 3, третий щелчок)

• Животные, которые до сих пор мало изучены.

• Желтые страницы- животные количество которых быстро уменьшается (белые медведи, розовый фламинго)

• Серые страницы – внесены те животные, которые очень мало изучены, и места их обитания малодоступны.

• Зеленые страницы – те животные, которых нам удалось сохранить, и спасти их от вымирания (лось, речной бобр).

• Черные страницы содержат списки тех, кого уже нет, кого мы больше никогда не увидим, кто уже вымер (морская корова, странствующие голуби и другие.)

• Красные страницы показывают нам исчезающих и особо редких животных (зубры, красный волк, бобры, леопард, снежный барс, амурский тигр)

(слайды 4, 5, щелкать)

• К сожалению, за последние 250 лет фауна Сахалина значительно обеднела. Некогда по острову прыгали пятнистые олени и оглашали своим криком окрестные леса дикие кабаны. Ни тех, ни других уже не осталось. Позднее были истреблены лоси и изюбры.

• К середине прошлого столетия из-за усиленной вырубки лесов, исчезли соболя и енотовидные собаки. Навсегда покинули остров горные бараны и речные выдры.

• А чучело волка, некогда водившегося на Сахалине, сейчас сиротливо ютится в краеведческом музее.

(слайд 6, щелкать) Типичными представителями сахалинских лесов являются животные, характерные и для материковой тайги: это многочисленные ласки, горностаи.

• На юге острова водится колонок. Этих животных привезли из Японии, но пока их численность невелика.

(слайд 7) Самый популярный и грозный хищник Сахалина — бурый медведь. Рост этих исполинов достигает двух метров, а вес — до 500 кг.

• В лесах много лисиц — красных, серых и серебристо-черных.

(слайд 8, щелкать) Повсеместно встречаются зайцы: островной заяц-беляк один из самых крупных в России. Длина тела до 70 см. Некоторые особи достигают веса шести килограммов

Белки, а вот олени на Сахалине в большинстве совcем одомашены. Дикие встречаются только в северной части острова.

• Безмятежно мигрирует по острову и кабарга. Она занесена в Красную книгу.

(слайд 9, щелкать) Монеронская бурозубка: Длина тела 4-9 см, хвоста 2,5-8 см. Носовая часть вытянута в хоботок. Хвост равномерно покрыт волосами одинаковой длины. Ушные раковины небольшие. Коронки зубов имеют красно-коричневый цвет (отсюда название). В каждой половине верхней челюсти по 5 зубов. Предпочитают злаково-осоковые и разнотравные луга по берегам ручьёв.

• Кутора обыкновенная: обитает по берегам водоемов. Образ жизни полуводный.

Медновский (голубой) песец: летом зверек одет в короткий мех грязно-бурого цвета сверху, желтовато-серого снизу. Зимний наряд темный, разных оттенков - от песочного и светло-кофейного до темно-серого с голубоватым отблеском и даже коричневого с серебром.

Бурундук: на спине и боках характерные для всех бурундуков 5 продольных темных полос на светло-сером или рыжеватом фоне.

(слайд 10, щелкать) На острове расположено одно из крупнейших в мире лежбище морских котиков.

• Водятся сивучи, каланы, несколько видов нерпы.

(слайд 11, щелкать) К побережью нередко заплывают кашалоты, касатки, белухи, вблизи острова можно увидеть сивалов, горбачей, голубых китов.

• Зато птичье царство на Сахалине представлено намного богаче. Известно, до 700 видов пернатых, которые обитают здесь, многие гнездятся, многие бывают «налетами», в период зимовья.

(слайд 12, щелкать) Больше всего птиц — на острове Тюлений, где обитают до 600 тысяч кайр, стаи тупиков, топориков, чаек.

(слайд 13, 14, щелкать) Много водоплавающей дичи: гусей, крякв, нырков, гоголей, каменушек, шилохвостов, морянок.

• А вот лебеди водятся лишь в самых глухих уголках острова.

• Интересно, что именно на острове была выведена сахалинская хаски — порода собак, которые отличаются высоким интеллектом и безграничной преданностью хозяину.

Физминутка для глаз (слайд 15)

Физминутка (слайд 16)

(слайд 17, пустой)

• Сейчас я мы с вами отправимся в лес, но давайте сначала вспомним наше правило (произносим вместе):

Нор звериных, птичьи гнезда разорять не будем никогда.

Пусть птицам и маленьким зверятам, хорошо живется с нами рядом!

• Звери пугливы, поэтому нам надо превратиться в невидимок на время, для того, чтобы мы могли понаблюдать за обитателями леса.

(беру в руки волшебную палочку)

Раз, два, три, палочка волшебная в невидимок нас преврати!

(слайд 18) Входим в лес. Тихо. Посмотрим, кто в глуши лесной томится, что за зверь, какая птица!

• Ребята, а как мы называем животных, которые живут в лесу? (дикие животные).

• Почему мы этих животных называем дикими? (они живут в лесу, самостоятельно

добывают себе пищу, воспитывают детенышей, строят жилища)

• Верно. Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а вы послушайте его и

постарайтесь запомнить, названия каких диких животных в нем прозвучали.

«Весело аукнулась из лесу весна, ей медведь откликнулся, проурчав со сна.

Поскакали зайки к ней, подлетел к ней грач

Всполошилась белочка, глянув из дупла, - дождалась, пушистая, света и тепла!..»

• Перечислите названия животных, которые вы запомнили. (медведь, зайки,

белочка, грач)

(слайд 19, щелчок, выделение лишнего) Молодцы! Как вы думаете, кто в этом ряду лишний и почему? (лишний грач. Грач – это птица, а все остальные звери.)

• А каких еще вы знаете животных нашего леса?

(слайд 20)

• Давайте вспомним, что мы знаем про зайца. Какой он? (шустрый, длинноухий, пушистый, трусливый, маленький, беленький, быстроногий)

• А знаете, ребята, что зайца зря называют трусливым. Если он попадает в лапы хищника, то он так сильно может отталкиваться лапами, что может поранить своего врага.

• Назовите части тела зайца.

• Какого цвета шерсть у зайца? (серая, пушистая)

• Какие у него уши (длинные, чуткие),

• Лапы (длинные, сильные),

• Хвостик (короткий, пушистый, маленький, серый)

• Зачем зайцу нужны длинные уши, длинные лапы?

• Почему у зайчика короткий хвост? (чтобы его не поймали за хвост)

• Вспомните, какую шубку носит заяц зимой, и на какую шубку меняет её весной?

(слайд 20, щелчок) (изображение лисы) 

• Посмотрите на изображение, кто бежит по лесной тропинке? (лиса)

• Молодцы. Рассмотрите лису.

• Расскажите, какая она?

• Какой у неё хвост?  (лиса рыжая, красивая, хитрая, у неё пушистый, длинный хвост)

• Для чего лисе длинный хвост?  (чтобы заметать следы. Чтобы охотник её не выследил)

(слайд 20, щелчок) (изображение белки)

• Ой, кто это на меня шишку уронил? Посмотрите на изображение, кто прыгает с ветки на ветку?

• Верно. Рассмотрите белку.

• Расскажите, какая она?

• Какие у неё ушки и хвост? (белка маленькая, серая зимой, летом рыжая, у неё большой пушистый хвост и кисточки на ушах)

• Скажите, где у белки находится дом и как он называется?

• Про белку можно сказать, что она шустрая и прыгучая.

• Почему белка цвет меняет? (так она от врагов прячется)

(слайд 20, щелчок) (изображение медведя.)

• Посмотрите на изображение, кто вышел на лесную поляну?

• Правильно. Рассмотрите медведя.

• Расскажите, какой он?

• Какие у него лапы?  (медведь большой, сильный, косолапый, бурый, огромный, толстолапый, могучий коричневый, у него длинные когти и сильные лапы)

• А сейчас вокруг себя повернись и в лесного зверя превратись,

Физкультминутка «Звери шли на водопой»

Как-то раз лесной тропой, звери шли на водопой. (идут по кругу друг за другом)

За мамой медведицей шли? …..медвежата(идут в перевалку)

За мамой лисицей крались Кто? …..лисята(крадутся, на носочках)

За мамой ежихой катились Кто?....ежата(двигаются в полуприседе)

За мамою белкой скакали Кто?...бельчата(прыгают)

За мамой зайчихой - косые Кто? …зайчата(прыгают, сделав ушки из ладоней)

Волчица вела за собою Кого? …волчат(крадутся большими шагами)

Все – мамы и дети напиться хотят(лицом в круг, встать на четвереньки)

• Вокруг себя повернитесь и в детишек превратитесь.

(слайд 21) Сегодня мы с вами будем составлять рассказ о животных. Я предлагаю не называть животное, а описать его, дети же должны догадаться о ком вы говорили.

• Прежде чем, начать рассказывать, вспомним по какому плану нужно строить свой рассказ:

• можно добавить:

- чем питается?

- где живет?

- как зовут детеныша?

- кто его враги и как он от них спасается?

Рассказы детей

(слайд 22, пустой)

Физминутка.

Зайцы утром рано встали, весело в лесу играли.

По дорожкам прыг-прыг-прыг! Кто к зарядке не привык? (прыжки на месте)

Вот лиса идет по лесу, кто там скачет, интересно? (ходьба на месте)

Чтоб ответить на вопрос, тянет лисонька свой нос. (потягивания – руки вперед)

Но зайчата быстро скачут, как же может быть иначе? (прыжки на месте)

Тренировки помогают! И зайчата убегают. (бег на месте)

Вот голодная лиса (ходьба на месте)

Грустно смотрит в небеса. (потягивания – руки вверх)

Тяжело вздыхает. (глубокие вдох и выдох)

Садится, отдыхает. (дети садятся за столы)

• Молодцы ребята, составили интересные рассказы про зайца.

• А теперь поиграем.

Игра «Назови одним словом» (можно слайды)

Воробей, ворона, аист, голубь – это….

Какая птица не гнездится на Сахалине?

 

Волк, лисица, заяц, медведь – это…

Какое животное не встретишь на Сахалине?

 

Береза, дуб, пальма, рябина – это….

Какое дерево не растет на Сахалине?

 

Земляника, малина, черника, красника – это….

Какая ягода растет только на Сахалине? (все растут на Сахалине)

 

• Нам пора возвращаться…(беру в руки волшебную палочку)

Раз, два, три, волшебная палочка

Снова в видимых нас преврати

• Отлично. Вы очень хорошо выполнили последнее задание.

Подведение итогов занятия: (слайд 23)

• Молодцы ребята, нашему зайчику понравилось у вас в гостях, он обязательно прибежит к нам снова, а сейчас ему пора бежать домой, давайте попрощаемся с ним.

• Что было интересным для вас?

• Что запомнилось больше всего?

• А что было трудным?

• Я хочу вас похвалить, вы сегодня были – молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Альбом "Животные Сахалина"

Экологическое воспитание...

Презентация "Морские животные Сахалина"

Презентация рассказывает о морских животных о.Сахалин. Для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Возрастная группа 4-5 лет Тема «Дикие животные» Ведущая образовательная область: речевое развитие. Цель: расширение представления о диких животных.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группеВозрастная группа 4-5 летТема «Дикие животные»Ведущая образовательная область: речевое развитие.Цель: расширение предс...