Проект «А пока-пока по камушкам"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Киреева Елена Михайловна

Проект «А пока-пока по камушкам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «А пока-пока по камушкам (краткосрочный, экологический)

 Составители:  Киреева Е. М.

 Тип проекта: познавательный.

 Признак проекта: экологический.

 Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

 По количеству участников: групповой.

 По продолжительности: краткосрочный (1 неделя).

 Предмет изучения: предметы неживой природы - камни, минералы, кристаллы.

Основные направления проекта:

- познавательно – исследовательское.

- речевое развитие.

- художественно – эстетическое.

Цель проекта :

Создание условий в совместной и самостоятельной деятельности педагога и воспитанников в развитии познавательных и исследовательских способностей детей, формирование логического мышления детей

Задачи:

- Способствовать расширению знаний детей о свойствах и особенности камней и минералов;

- Развивать познавательную активность в процессе ведения опытно- экспериментальной

деятельности и чувство взаимопомощи.

- Расширять словарный запас детей, формировать связную речь при составлении описательных рассказов о камнях и минералах

- Поощрять в выдвижении гипотез детьми, развивать умение сравнивать и делать выводы устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающего мира.

- Воспитывать чувство прекрасного видеть многообразие мира.

Актуальность проекта:

    Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой родного края и страны

     Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатством.

     В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост. Поэтому нужно сформировать у дошкольника умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно применять знания в практической деятельности. Помочь дошкольникам устанавливать причинно-следственные связи в живой и неживой природе, формируя у них бережное отношение к окружающему миру.

Ожидаемые результаты:

- дети научились различать минералы и кристаллы, уметь называть их особенности; вести лист наблюдения, заполняя знаково-символьным письмом; научились работать с лупой, пинцетом и предметным стеклом; грамотно строить описательные рассказы, используя в речи прилагательные (жемчужное, коралловые, янтарная и др.) ; выращенный кристалл, который поместили в коллекцию, перерастающую в мини-музей;

- участие детей во всех видах деятельности, приобщение родителей к жизни детского сада

«Камни и их свойства»

Цели: познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, развивать навыки классификации.

Материалы: разнообразные природные и искусственные камни, лупы, миски с водой, кусочки пластилина, монетки.

Предварительная работа: наблюдения на прогулках, сбор камешков, обсуждения, оформление коллекций.

Рисование по замыслу «Божьи коровки».

Цели: учить детей создавать художественные образы на основе природных форм (камешков). Познакомить с приёмом рисования на камешках. Совершенствовать изобразительную технику. Развивать воображение.

Материалы: чистые камешки округлой формы, кисти, вода, акварель.

Предварительная работа: поиски и подготовка для занятия камешков нужной формы и величины. Рассматривание и обследование камней разных форм и размеров, с различной поверхностью.

Чтение Сказа П. Бажова «Каменный цветок».

Цели: познакомить детей с творчеством Павла Бажова. Эмоционально включить детей в атмосферу «сказа», в слушание его живых диалогов, вызывающих добрые чувства. Развивать у детей воображение, умение представить себе сказочного героя и описать его.

«Зачем человеку камни нужны».

Цели: учить выделять особенности разных камней и описывать их, сравнивать камни с другими предметами.

Знакомить детей с разнообразием камней и тем, как их использует человек, а также со свойствами разных предметов и материалов (лёгкими и тяжёлыми).

Материалы: «коллекция» разных камней, предметы, сделанные из камня.

Предварительная работа: составление «коллекции» разных камней. Знакомство со свойствами камней на предыдущих занятиях.

Декоративное рисование «Бабочка – красавица» (мозаика).

Цели: познакомить детей с декоративной оформительской техникой и вызвать интерес к рисованию в стилистике мозаики. Учить составлять многоцветную гармоничную композицию на основе контурного рисунка. Совершенствовать изобразительную технику. Воспитывать эстетический вкус, интерес к оформлению интерьеров.

Материалы: акварель, восковой мелок чёрного цвета, контурный рисунок бабочки.

Музыка.

Цели: слушание музыки: С.Прокофьев «Танец русских самоцветов» из балета «Сказ о каменном цветке». Знакомить детей с творчеством русского композитора. Расширять кругозор.

Лепка «Разноцветные камешки и картины».

Цели: познакомить детей со способом неполного смешивания пластилина разных цветов в одном комке для получения «мраморной» окраски, сориентировать на поиск гармоничных цветосочетаний.

Совершенствовать технику лепки округлых форм круговыми движениями ладоней, инициировать поиск способов изменения формы шара для более точной передачи форм камней (сплющивание всей формы или только её части, вытягивания, сдавливания).

Материалы: камни разной формы и расцветки, наборы пластилина, лупа.

 «Камни и минералы - это одно и то же?»

Цели: выяснить вместе с детьми как образовались камни и что такое минералы.

Материалы: «коллекция» камней разной формы и происхождения, детские энциклопедии.

Рисование по замыслу «Милые мордашки».

Цели: учить детей создавать художественные образы на основе природных форм (камней). Познакомить с новым приёмом рисования на камнях. Развивать воображение.

Материалы: гладкие камешки округлой формы, фломастеры.

Чтение русских сказок:

«Каменный цветок» П.Бажова и русской народной сказки «Окаменелое царство» (из сборника А. Афанасьева).

Цели: познакомить детей с творчеством русского народа. Учить эмоционально и выразительно передавать содержание прозаического текста в речи. Расширить представления детей о многообразии произведений, в которых воспевается красота камня, уважение народа к данному природному явлению.

«Чудо – камни».

Предварительная работа: чтение сказа П. Бажова «Серебряное копытце» и русской народной сказки «Хрустальная гора».

Цели: продолжать знакомить детей с разными камнями, в том числе, драгоценными. Подводить к понятию того, для чего нужны камни, учить слушать рассказ и отвечать на вопросы.

Материалы: «коллекция» камней, ювелирные изделия с драгоценными камнями, рассказ «Живой камушек».

«Строим по рисунку».

Цели: учить строить постройки из строительного материала, зарисовывать свою постройку. Знакомить детей с профессией архитектора, с понятием «чертёж», а кирпич -это строительный материал. Совместно с детьми прийти к выводу о том, что эти понятия имеют прямую связь со строительством.

Чтение сказки «Три поросёнка».

Цели: познакомить детей с содержанием сказки, уточнить представление, о том из какого материала построены дома, и какой является самым прочным. Обогатить словарный запас детей словами: каменный, соломенный, деревянный. Воспитывать чувство сопереживания к героям сказки.

Аппликация «Дом мы строим из камней...»

Цели: продолжать знакомить детей со способом модульной аппликации (мозаики). Вызвать интерес к созданию образа каменного дома адекватными изобразительно - выразительными средствами. Формировать умение планировать свою работу и технологично осуществлять замысел. Развивать чувство композиции.

Материалы: цветная бумага, клей ПВА, цветные карандаши, фломастеры.

 «Кто живёт в горах».

Цели: познакомить детей с происхождением гор и вулканов, с некоторыми обитателями гор (яком горным козлом ирбисом сурками сеноставками орлами грифами кондорами), их приспособленностью к таким условиям жизни. Формировать бережное отношение к животным и растениям.

Рисование с элементами обрывной аппликации «По горам, по долам...»

Цели: учить детей передавать в рисунке свои представления о природных ландшафтах. Инициировать создание сюжета на фоне горного пейзажа. Показать средства изображения сюжетной (смысловой) связи между объектами: выделение главного и второстепенного, передача взаимодействия. Развивать композиционные умения. Расширять возможности применения техники обрывной аппликации из смятой бумаги.

Готовить руку к письму (освоение начертательного элемента - завиток или спираль).

Материалы: тонированная или белая бумага, цветные и простые карандаши; страницы старых журналов, клей.

Предварительная работа: беседа о том, как выглядят горы, что на них растёт, кто в них живёт. Рассматривание иллюстраций, фотографий.

«Свойства полезных ископаемых».

Цели: познакомить детей с разнообразием полезных ископаемых, их свойствами. Расширять кругозор и словарный запас.

Лепка «Домик из кирпича».

Цели: вызвать интерес к созданию образа каменного дома. Продолжать освоение техники лепки. Совершенствовать умение свободно варьировать разные приёмы лепки для создания «кирпичиков». Развивать способности к формообразованию.

Материалы: изображения различных домов, наборы пластилина, стеки.

Декоративное рисование «Дом, милый дом».

Цели: продолжать учить детей создавать художественные образы на основе природных форм (камней среднего размера, угловатой формы). Закрепить приёмы рисования на камне.

Создать образ дома путём художественного декорирования камней.

Материалы: камни среднего размера угловатой формы, акриловые и гуашевые краски, кисти, вода.

Коллективная итоговая работа «Город нашей мечты» (конструирование).

Цели: показать детям возможность составления коллективной композиции на единой основе из множества элементов. Учить работать согласованно, воспитывать чувство коллективизма. Развивать пространственное мышление и воображение.

Материалы: домики из камней, созданные детьми на занятии, пластилин, коробка (в качестве основы), мелкие игрушки

Внеучебная деятельность.

- Чтение художественной литературы

Сказы П.Бажова «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы», «Каменный цветок».

Сказка И.Н.Рыжовой «О чём шептались камушки».

Е.Чуйко «Как живут камни».

Цели: знакомить детей с литературными произведениями различных авторов. Увеличивать словарный запас.

- Просмотр мультфильмов по мотивам сказок П.Бажова «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок».

Цель: продолжать знакомство с творчеством П.Бажова, его литературными героями.

- Сбор материала во время прогулки.

Картотека игр с камнями.

- Подвижные игры: «Жонглирование» (народная эскимосская игра), Мы - скалолазы «Царь горы», «Найди свой камень».

Цели: развивать двигательные умения и навыки детей, разучивать и запоминать правила игры. Играть самостоятельно.

- Дидактические игры с камнями: «Что лишнее?», «Найди пару», «Продолжи ряд», настольно- печатные игры «Живая, неживая природа».

Цели: развитие сенсорных способностей, мелкой моторики.

- Сюжетно - ролевые игры «В поисках клада».

Итог проекта: оформление художественной выставки изделий на основе камней:«Каменный город», «Божьи коровки», «Милые мордашки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Камушки - пенёчки в летние денёчки"

Проект "Камушки - пенёчки в летние денёчки" включает в себя изготовление поделок из различного природного и бросового материала (камни, ветки, коряги, пеньки, лоскуты тканей, старые шляпы, ленты, кусо...

Педагогический проект "А пока - пока по камушкам"

Познавательно - исследовательский проект о камнях и минералах для старшей группы детского сада....

Проект " Ожившие камушки"

Презентация проектная работа" Ожившие камушки"...

ИГРЫ С КАМУШКАМИ МАРБЛС и ПРОСТО КАМУШКАМИ ЛЕТОМ

Летом мы все стараемся провести время на природе, на свежем воздухе: на море, на озере, на даче или во дворе. Чтобы весело провести время - не обязательно брать с собой игры из магазина. ...

Творческий проект "Чудесные камушки"

Творческий проект "Чудесные камушки"...

Творческий проект "Чудесные камушки"

Презентация "Чудесные камушки"...

Экологический проект "Кто под камушком живёт?"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                   детский сад № 58...