познавательное занятие
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Анисимова Юлия Владимировна

познавательное занятие с элементами нетрадиционной техники рисования ладошками

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_20.03.2018.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №2»

КОНСПЕКТ

НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ (4-6 ЛЕТ)

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ГРУППЕ.

 

Воспитатель: Анисимова Ю.В.

Дата проведения: 20.03.2018 г. 

г. Тула

Тема: «Птицы весной».

Интеграция образовательных областей: познавательное,  речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Приоритетная образовательная область – «Познавательное развитие».

Задачи приоритетной области:

  • Расширять представления дошкольников о приметах весны, интерес к весенним явлениям природы;
  • Закреплять представления о перелетных птицах, о весенних изменениях в их жизни;
  • Воспитывать любовь к пернатым;
  • Иметь представление о русских народных праздниках, продолжать знакомить с народными приметами, закличками;
  • Развивать мыслительную деятельность, внимание, наблюдательность.

Задачи образовательных областей в интеграции:

Речевое развитие:

  • Способствовать развитию речи как средства общения, поощрять речевую активность детей;
  • Активизировать и пополнять словарь дошкольников (перелетные птицы, их название, форма предметов, части тела птиц и т.д.).

Социально-коммуникативное развитие:

  • Способствовать развитию общения и взаимодействию ребенка со сверстниками и взрослым.

Художественно-эстетическое развитие:

  • Учить рисовать птиц, используя свою ладонь;
  • Учить предавать в рисунке характерные особенности птиц;
  • Упражнять в подготовке руки к письму.

Физическое развитие:

  • Формировать двигательные умения и навыки во время физкультминутки;
  • Способствовать созданию благоприятного психологического климата

Словарная работа: обогащать и активизировать словарь (перелетные птицы, название птиц, название птенцов птиц, название домиков птиц,  название геометрических форм, народные праздники и т.д.)

Методические приемы: беседа, рассматривание иллюстраций, ситуативный разговор, здоровьесберегающие технологии, индивидуальная работа.

Формы организации деятельности детей:

1. Работа в коллективе;

2. Совместная деятельность с педагогом.

Здоровьесберегающие технологии:

  • Пальчиковая гимнастика;
  • Физкультминутка.

Материалы:

Демонстрационный – плакат «Перелетные птицы», картинки птиц;  домики птиц – гнездо, скворечник; картинки для игры: гнезда круглой и треугольной формы, скворечник, иллюстрации празднования народного праздника Жаворонки.

Раздаточный – геометрические фигуры (по количеству детей треугольники, круги, прямоугольники или квадраты), листы бумаги для рисования формат А-4; восковые мелки, цветные карандаши, прищепки.

Предварительная работа:

  • Во время прогулки наблюдение за птицами, подкормка птиц.
  • Проведение подвижных и дидактических игр про птиц.
  • Работа по развитию речи – составление рассказов по мнемотаблицам и серии картинок о весне, птицах.
  • Чтение-рассматривание книг о весне, птицах, фотографий, иллюстраций.
  • Работа в центре изодеятельности: рисование птиц с использованием трафаретов.
  • Просмотр мультимедийных презентаций по теме «Весна», «Птицы весной», «Весна глазами художников» и т.д.

Структура занятия:

1.Вводная часть.

Аудиозапись «Звуки весеннего леса». Определение темы занятия.

2. Основная часть.

  • Беседа «Перелетные птицы»;
  • Игры «Скажи одним словом», «Назови птенца»;
  • Физкультминутка;
  • Рисование птиц при помощи ладошки.

3. Заключительная часть.

Рефлексия.

Ход занятия.

Вводная часть (мотивационный этап, определение проблемной ситуации)

Воспитатель: Есть в марте день один, особенный, когда день становится равным ночи, а потом световой день будет расти дальше, а ночь – уменьшаться. В этот день считается, что весна входит в свои права. Еще в этот день встречали раньше на Руси гостей дорогих. А как зовут этих гостей, мы с вами узнаем, когда послушаем запись.

Звучит запись «Звуки весеннего леса»

Воспитатель: А какое время года вы представляли, когда слушали запись? (время года – весна)

Воспитатель: Где можно услышать эти звуки? (в парке, в лесу, на улице)

Воспитатель: Назовите звуки, которые вы узнали (ручеек, капель, пение птиц)

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Воспитатель: Вот вы и назвали гостей, которых встречали люди весной – это птицы. А как называются птицы, которые возвращаются в наши леса из теплых краев? (перелетные)

Воспитатель: Назовите перелетных птиц (грач, скворец, соловей, ласточка, журавли, трясогузка, жаворонок…)

Обратить внимание на плакат на мольберте.

Воспитатель: А почему птицы улетали? (птицы питаются насекомыми, а зимой насекомые прячутся, птицам нечего есть)

Воспитатель: Молодцы. А зачем птицы возвращаются? (петь красивые песни, строить гнёзда, выводить птенцов)

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем

1. Игра: «Скажи одним словом».

  • Если у птицы длинный хвост? (длиннохвостая)
  • У аиста ноги длинные, поэтому его называют (длинноногим)
  • У соловья звонкий голос, поэтому его называют (звонкоголосым)
  • Если у птицы черная голова? (черноголовая)
  • Если у птицы белый бок? (белобокая)

2. Игра «Назови птенца»

Воспитатель: Ребята, весной у птиц появляются птенцы, они любопытные и непослушные, как и все дети. Как называются птенцы у скворца? (Скворчата)

Воспитатель: Как называются птенцы у кукушки? (Кукушата)

Воспитатель: А если он один? (Кукушонок)

Воспитатель: Как называются птенцы у галки? (Галчата)

Воспитатель: Как называются птенцы у воробья? (Воробушки)

Воспитатель: Вы сказали, что птицы будут выводить птенцов, посмотрите, какие разные жилища у птиц. Как они называются? (гнездо, скворечник)

Рассмотреть гнезда, скворечник. (Дети подходят к столу)

Воспитатель: Назовите форму гнезда (круглая, треугольная) Показ картинок

Воспитатель: Назовите форму скворечника (прямоугольная или квадратная) Показ картинки

Воспитатель: Давайте поиграем, вы будете птичками. Днем птички летают, на ночь птички прилетают в домики. Чтобы знать, в каком домики вы живете, предлагаю взять каждому из вас по одной геометрической фигуре. Каждый из детей берет по одному кругу, треугольнику или прямоугольнику (квадрату). Как только я скажу «день», вы – птички летаете, если я говорю «ночь», все птички летят в свои домики. Будьте внимательны.

Физкультминутка.

Игра проводится 2-3 раза, в тот момент, когда «птички летают», воспитатель меняет расположение домика в группе, задача детей – не ошибиться в выборе.

Воспитатель: Молодцы, вот мы немножко отдохнули. (Дети стоят на ковре, воспитатель собирает геометрические фигуры и беседует с детьми)

Как я уже говорила, на Руси был праздник – День встречи птиц, его еще называли Жаворонки. Потому что считали, что в этот день возвращаются птицы – жаворонки и весна вступает в свои права. В этот день делали птиц из глины, соломы, перышек, ленточек, пекли булочки в форме птиц, их так и называли – жаворонки. Люди выходили на улицу, угощали друг друга, развешивали сделанных птиц на деревья, сажали на крыши домов, насаживали на палочки и бегали с ними, пели веселые песни, заклички о птицах и весне.

И я вам предлагаю сделать птичек, чтобы скорее наступила теплая весна.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: (Дети садятся за столы). Мы будем рисовать птиц при помощи ладошки.

Прежде, чем рисовать, сделаем разминку для рук и пальчиков.

Пальчиковая гимнастика «Скворечник».

Распилю пилой дощечки – вжик, вжик, вжик, вжик.

Сколочу из них скворечник - тук, тук, тук, тук.

Прилетайте птицы в гости – к нам, к нам, к нам, к нам.

Мы скворечники повесим - тут и там, тут и там

Дети имитируют движения распиливания дощечки – ребром ладони по столу

 Дети имитирую движения заколачивания гвоздей – кулачок бьет по кулачку

Выполняют движения махи кистями рук к себе

Движение кистей рук вперед-назад, вправо-влево, локти стоят на столе

Кристина (Егор) покажет всем на мольберте, а вы выполняете за столом. Свою ладошку располагаем в центре листа, большой пальчик смотрит вниз. Обводим ладонь. Там, где у нас должна быть рука рисуем голову птичке – круглую или овальную, клюв и глаз. Большой палец будет крылом, а другие пальчики – хвостиком. Раскрасьте своих птичек.

Детям предлагаются восковые мелки и цветные карандаши.

Воспитатель: Пока вы рисуете, послушайте заклички, песни о весне.

Кто закончил, прикрепляйте свои работы на ленточки.

Заключительная часть.

(Дети на ковре перед шторой из лент). 

Рефлексия.

Воспитатель: Птички у всех получились яркие, красивые. Как вы думаете, с какой птичкой подружится весна. Дети называют и объясняют свой выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.

Программные задачи занятия:   - Продолжить  закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...

Конспект познавательного занятия в средней группе «Помоги птицам зимой». Образовательная область: «Познавательное развитие»

Конспект познавательного занятия в средней группе  «Помоги птицам зимой».Образовательная область: «Познавательное развитие»Составила и провела Земцова Татьяна Васильевна, воспитатель МКДОУ №3....

Конспект познавательного занятия в старшей группе "Путешествие в прошлое часов" (Познавательно-исследовательская деятельность)

Данный материал может быть использован педагогами ДОУ при подготовке не только открытых занятий, но и плановых занятий. Составлено в соответствии с ФГОС ДО....

Познавательное занятие по познавательному развитию в старшей группе «Невидимка – воздух»

Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.  Дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий ветер – это движение воздуха). Способст...

Интеграция двигательной и познавательной деятельности через тематическое физкультурно-познавательное занятие.

Современные требования к образованию дошкольников предполагают интеграцию различных видов деятельности.Наиболее перспективным путем обновления содержания дошкольного образования являетс...