Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Вызвать интерес у детей к исследовательской и познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozduh.docx | 21.12 КБ |
ryby.pptx | 1.03 МБ |
ryby.docx | 29.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по экспериментированию с воздухом в подготовительной группе.
Тема: «Этот загадочный воздух»
Цель: вызвать интерес у детей к исследовательской и познавательной деятельности.
Задачи:
Образовательные: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха; формировать целостное восприятие окружающего мира; продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.
Развивающие: развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; развивать любознательность, мышление и речь детей.
Воспитательные: воспитывать интерес к исследовательской деятельности; воспитывать аккуратность при работе; умение общаться со сверстниками во время проведения опытов.
Предварительная работа: Беседа «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром.
Материал: воздушные шары разных цветов и размеров 10 штук, мыльные пузыри; полиэтиленовые пакеты, зубочистки, трубочки, пластмассовые стаканчики краски, бумага, кисти, резиновая игрушки, кусок резины (на каждого ребёнка); 2 баночки с плотными крышками, 5 пустых бутылочек, 5 крышек от фломастеров.
Словарная работа: кляксография.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, здравствуйте! Меня зовут Юлия Андреевна. Давайте поздороваемся.
Дети встают в круг и берутся за руки.
Воспитатель тихим голосом говорит:
«Мы одно большое доброе живое существо. Давайте послушаем, как оно дышит!»
Все прислушиваются к своему дыханию.
Вдох - все делают шаг вперёд, выдох - шаг назад.
«Так не только дышит живое существо, так же ровно бьётся его большое доброе сердце.»
Воспитатель: Ребята, а чем мы дышим?
Дети: Воздухом.
Воспитатель: Вы уже знаете, что природа бывает живая и неживая. А сейчас подумайте и скажите, к какой природе мы отнесём воздух?
Дети: К неживой.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: Не рождается, не питаются, не размножается.
Воспитатель: Значит, к какой природе мы относим воздух?
Дети: К неживой.
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький (ответы).
А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
Дети: Надо его посильнее надуть.
Воспитатель: Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?
Дети: Воздух
Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать ещё много нового о воздухе? Тогда, приглашаю вас в клуб «Юный лаборант». Предлагаю вам заняться исследованием воздуха. Согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Лаборанты работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?
Дети: Лаборатория.
Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно увидеть воздух? Знаете, как это сделать?
Дети: Нет.
Воспитатель: Нужно его поймать. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом?
Дети: Он изменился.
Воспитатель: Действительно пакет изменил форму. Чем же он заполнился?
Дети: Он полон воздуха.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух.
Дети: Да.
Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Дети: Струю воздуха.
Вывод: воздух можно почувствовать.
Воспитатель: Как вы думаете можно увидеть воздух?
Дети: Нет, он прозрачный.
Эксперимент № 2 «Как увидеть воздух»
Воспитатель: Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).
Воспитатель: А давайте проверим! Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.
Воспитатель: Ой, ребята, что это происходит с водой?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была.
Дети: Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков.
Вывод: воздух можно увидеть.
Эксперимент № 3 «Имеет ли воздух вес? »
Воспитатель: А почему пузырьки поднимаются на поверхность?
Дети: Потому что воздух легче воды.
Воспитатель: Это мы сейчас проверим. Перед вами на столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины. Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Что с ним случилось?
Дети: Он утонул.
Воспитатель: А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Что с ней произошло?
Дети: Она не тонет.
Воспитатель: Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?
Дети: Воздух.
Вывод: Правильно. Потому что воздух легче воды.
Физминутка. «Мыльные пузыри».
Воспитатель: У меня для вас есть небольшой сюрприз. (Достаю мыльные пузыри). Что это?
Дети: Мыльные пузыри.
Воспитатель: Как думаете, что находится внутри пузырей?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Давайте немножко поиграем. Я буду надувать пузыри, а вы ловите.
Воспитатель: А теперь пройдём в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия.
Ребята, как вы думаете можно ли услышать воздух?
Дети: Да.
Воспитатель: Как его можно услышать?
Дети: Свистнуть, подуть.
Эксперимент № 4 «Слышим воздух»
Воспитатель: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик, то можно услышать воздух.
Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите?
Дети: Звук, воздух.
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)
Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха?
Дети: Да.
Воспитатель: Как?
Дети: Что-нибудь понюхать.
Эксперимент № 5 «Узнаем по запаху»
Что это? Наверное, это волшебные баночки.
Воспитатель: Посмотрите, здесь какие-то волшебные баночки. Какие они?
Дети: Пустые. Но в них есть воздух.
Воспитатель: Правильно, воздух, а как он вкусно пахнет, понюхайте чем пахнет?
Дети: Апельсином.
Воспитатель: Действительно, пахнет апельсином. Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке. Чем пахнет воздух в этой баночке?
Дети: Духами.
Воспитатель: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по – разному?
Дети: В них находились разные предметы.
Воспитатель: Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.
Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Вывод: Воздух не имеет запаха.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать?
Дети: Да.
Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)
Рефлексия
Воспитатель: Сегодня вы были настоящими исследователями. Молодцы!
Какое настроение у вас от проделанной работы?
Дети: Радостное, гордое.
Воспитатель: Что же мы узнали сегодня?
Дети: Что воздух можно почувствовать, увидеть, услышать, он не имеет своего запаха, им можно рисовать.
Воспитатель: Как называется техника рисования воздухом?
Дети: Кляксография.
Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными и активными.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Появление рыбки
Река кубань
Дно реки кубань
щука
сом
ерш
окунь
Внешнее строение рыб
Плавательный пузырь
Аквариумные рыбки
Предварительный просмотр:
«Речные обитатели». Занятие в подготовительной группе
Цель: Расширение и уточнение представления детей о рыбах.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с обитателями реки Кубань, местом обитания, внешним видом и способом питания. Находить основные существенные признаки рыб.
Развивающие:
Развивать у детей связную речь посредством беседы о рыбах, логическое мышление, память, творческое воображение; активизировать и обогащать словарь ребёнка; развивать эмоциональную сферу детей.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к воде как к основному природному ресурсу, обитателям водоемов и уметь прийти в трудную минуту на помощь. Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.
Оборудование: музыкальный центр; музыкальная запись со звуками воды, плеска; разборная модель строения рыбы; силуэт рыб окуня; сеть; цветные кружки разного цвета; карта; макет яблони со словами-яблоками; иллюстрации с изображением пресноводных рыб; кусок пластилина; стакан с водой; карточки с различным расположением чешуи; карточки с силуэтами рыб для выполнения штриховки; раковина морская.
Предварительная работа:
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Андреевна.
(ИГРА на общение) коммуникация
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте! » друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет! » и «Добрый день! »;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
Проблемная ситуация:
Воспитатель: К нам на электонную почту пришло интересное письмо. Хотите я его прочту?
Дети: Да.
Воспитатель: (читает письмо) «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Коля. Я живу в городе Москва. Мы с родителями очень любим путешествовать по нашей стране. Ходить в походы, ночевать с палаткой вблизи рек и озер. В этом году мы собираемся посетить Краснодарский край. Но я мало знаю о ваших водоемах и их обитателях. Вы не могли бы мне помочь, чтобы я мог удивить своих родителей? С уважением, Коля.»
Воспитатель: Ну что, поможем?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, вы знаете как называется наш край?
Дети: Краснодарский край.
Воспитатель: А как еще называют наш край?
Дети: Кубань.
Воспитатель: А кто из вас знает, почему его так называют?
Дети: Из-за реки Кубань.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие по реке Кубань. Вам хочется этого?
Дети: Да.
Воспитатель: И вот мы с вами оказываемся на водоеме (воспитатель показывает магнитный плакат «Водоемы»).
Если это река, то вода в ней какая?
Дети: Пресная.
Воспитатель: Действительно ребята, Кубань- это пресноводный водоем. Посмотрите, как разнообразен и прекрасен животный, растительный мир на реке! Обратите внимание, как будто водоем делится на две части: одна часть – надводная и прибрежная, почти не различимы, другая – подводный мир.
Воспитатель: Назовите мне обитателей надводного мира, которых вы видите на картине.
Дети: Насекомые (водомерки, бабочки и стрекозы и др.), лягушки, цапли, бобры, кувшинки, лилии.
Воспитатель: Назовите обитателей подводного мира, которых вы наблюдаете.
Дети: Улитки, раки, речные рыбы, жук – плавунец, водоросли.
Игра «Кто, где живет?».
Воспитатель: Я предлагаю вам немного поиграть. Играем по командам (1-ой команде необходимо отобрать картинки с изображением обитателей животного и растительного мира надводной части. 2-ой команде – картинки с изображением подводного мира).
Воспитатель: Молодцы, все правильно справились с заданием.
Воспитатель: Мне кажется, что кого-то не хватает?
Дети: Рыб.
Воспитатель: Как же нам их увидеть?
Дети: Погрузиться на дно.
Воспитатель: Но есть одна проблема: под водой мы не можем дышать. Как же нам её решить?
Дети: Надеть водолазный костюм.
Воспитатель: Закрывайте глаза, представьте, что вы на берегу реки. Надевайте водолазные костюмы. Произнесём волшебные слова:
Детский сад наш изменился,
В речку садик превратился,
Мы отправимся гулять,
Дно речное изучать!
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами и оказались в речном царстве.
Посмотрите, что мы видим?
Дети: Дно, водоросли.
Воспитатель: Дно покрыто песком и илом. Ил – осадок, слой земли на дне реки. Мы видим водные растения – водоросли. Посмотрите, сколько вокруг нас рыб! Только как же они под водой дышат, ведь у них нет водолазных костюмов?
Игра «Части тела рыб»
Дети: Они дышат жабрами.
Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, есть ли у рыб шея?
Дети: Нет, Голова сразу переходит в туловище.
Воспитатель: Для чего нужны плавники и хвост?
Дети: Плавники и хвост помогают рыбам плавать.
Вывод: Хвост и плавники рыба использует как мотор и руль, ими она отталкивается от воды. (из частей составляем картинку)
Воспитатель: Закрывает ли рыба глаза, когда спит?
Дети: Нет, у рыб глаза открыты постоянно.
Воспитатель: Всё вы знаете, молодцы! Скажите, чем покрыто туловище рыб?
Дети: Чешуёй.
Воспитатель: Правильно, чешуёй. У разных рыб бывает разная чешуя. Например, у сазана - крупная, а у щуки - очень мелкая (показ наглядного материала – картинок).
Рыба живёт в воде и там она находит себе пищу.
Воспитатель: Кто скажет, чем питается рыба?
Дети: Водорослями, мальками, рачками, червячками.
Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что природа бывает живая и неживая. А сейчас подумайте и скажите, к какой природе мы отнесём рыб?
Дети: К живой.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: Рыбы рождаются, растут, питаются, движутся, дышат, размножаются
Воспитатель: Значит, к какой природе мы относим рыб?
Дети: К живой.
Воспитатель: А вы знаете, как рыбка появляется на свет?
Хотите расскажу? (плакат на котором изображено появление рыбки).
Сначала мама-рыбка откладывает икринки. В каждой икринке растёт зародыш. Потом из зародыша вырастает головастик. Посмотрите, какая у него большая голова, поэтому их так называют. Потом из головастика вырастает малёк. Из малька вырастает маленькая рыбка. Она растёт- растёт, и вскоре из неё вырастает настоящая рыба.
Воспитатель: А кто знает или слышал, какие рыбы водятся в реке Кубань?
Дети: Сом, щука.
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам буду загадывать загадки о рыбах, а вы их разместите в нашей реке.
Ухвачу-ка! Проглочу-ка!
Щелкает зубами….(щука) (на каждую загадку на доску картинка с этой рыбой).
Он в самом омуте живет
Хозяин глубины.
Имеет длинные усы
А глазки чуть видны (сом)
Он колючий, но не еж,
А речная рыба …(Ёрш)
Сидят рыбаки
Стерегут поплавки.
Рыбак Корней
Поймал трех… (окуней)
Воспитатель: Какого цвета у окуня плавники?
Дети: Красные.
Физ. минутка.
Пять маленьких рыбок ныряли в реке
(имитация рыб).
Лежало большое бревно на песке
(развести руки в стороны).
Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко
(имитация ныряния).
Вторая сказала:- ведь здесь глубоко
(грозят указательным пальцем).
Третья сказала:- мне хочется спать
(руки лодочкой под ухо).
Четвертая стала чуть-чуть замерзать
(потереть кистями плечи).
Пятая крикнула:- здесь крокодил
(руками имитируют пасть крокодила).
Плывите скорее, чтоб не проглотил
Воспитатель: Как же все речные обитатели живут в воде и не погибают?
Чем они дышат?
Дети: Жабрами.
Воспитатель: Все обитатели подводного мира — рыбы, животные, растения дышат воздухом, который находится в воде и поэтому не погибают. Кислород поступает из атмосферы и его выделяют водоросли, поэтому на поверхности воды его больше чем в глубине на дне.
Воспитатель: Как вы думаете можно ли увидеть воздух в воде?
Дети: Да.
Воспитатель: Я предлагаю всем пройти в нашу лабораторию и на опыте доказать, что в воде есть воздух.
Опыт № 1 «Есть ли в воде воздух?»
Садитесь за столы. Возьмите трубочки, один конец опустите в воду, а другой возьмите в рот и подуйте. Что наблюдаете?
Дети: Пузыри.
Воспитатель: Отложите трубочки в сторону. Возьмите камушек и опустите аккуратно его в стакан с водой. Что появляется в воде?
Дети: Пузыри.
Воспитатель: Правильно появляются пузыри. Это мелкие частицы воздуха, значит в воде есть воздух, и камешек выталкивает воздух из воды на её поверхность в виде пузырьков.
Вывод: В воде есть воздух. Оказывается, рыбы, как все живые существа дышат воздухом, растворенным в воде.
Опыт № 2 «Тонет, не тонет»
Взять по одному предмету (пенопласт, камень, шарик), и спросить: «Тонет или не тонет?».
И тут же проверяем правильность ответа.
Воспитатель: То что тяжелое тонет, а легкое плавает. (демонстрирую, как пенопласт выскакивает из воды, если его погрузить на дно емкости.
Воспитатель: Вы узнали, что тяжелые предметы в воде тонут. Рыба тоже тяжелая, почему же она не тонет?
Дети: Умеет плавать.
Воспитатель: Оказывается, у рыбки есть специальный пузырь, который помогает ей не тонуть. (показываю на плакате)
Опыт № 3 «По чему рыбка не тонет?»
В емкость с водой положить плотный шарик, который легко идет на дно. И положить маленький воздушный шарик, надутый воздухом.
Воспитатель: Что наблюдаем?
Дети: Плотный шарик утонул.
Воспитатель: Почему он не всплывает?
Дети: Он тяжелый.
Воспитатель: А почему же шарик не тонет?
Дети: В нем есть воздух.
Воспитатель:
Вывод: Шарик, надутый не тонет, его поддерживает воздух.
Такой же мешочек, плавательный пузырь, не позволяет рыбке тонуть. Она легко может опуститься на дно или подняться вверх, то надувая, то сдувая свой плавательный пузырь.
Итак, нашей рыбке очень удобно жить в воде.
Но человек может помешать рыбам. Как?
Дети: Загрязнять реки.
Воспитатель: Что может загрязнить реку?
Дети: Мусор, стекло, нефть.
Опыт № 4 «Как загрязняется вода»
В емкость с водой капнуть масло растительное.
Воспитатель: Что наблюдаем?
Дети: Масло покрыло поверхность воды.
Воспитатель: Масло в воде растекается тонкой пленкой по поверхности воды. Так и нефтяные отходы закрывают пленкой воду и не позволяют воздуху проникнуть в воду. (показываю на картине).
Воспитатель: Что происходит с живыми организмами?
Дети: Они погибают.
Воспитатель. Это называется Экологической катастрофой.
Что нужно сделать, чтобы это предотвратить?
Дети: Нельзя бросать мусор в реку, нельзя мыть транспорт на берегу рек.
Воспитатель: Нужно заботиться о чистоте наших водоёмов и тогда природа отблагодарит нас и рыбы в наших реках и водоёмах станет ещё больше.
Рефлексия
Воспитатель: Сегодня вы были настоящими исследователями. Молодцы!
Какое настроение у вас от проделанной работы?
Дети: Радостное, гордое.
Воспитатель: Что же мы узнали сегодня?
Дети: Рыбы могут плавать в воде с помощью плавников и хвоста. В воде есть воздух, который нужен всем обитателям подводного мира.
У рыб есть воздушный пузырь, который позволяет рыбам не тонуть
Нужно защищать природу, в том числе и водоемы.
Воспитатель: На этом наше занятие закончилось. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию для подготовительной к школе группы по теме: "Знакомство с деревянным зодчеством г.Торопца"
Цель данного занятия - знакомство детей с особенностями деревянного зодчества Тверского края (г.Торопца), воспитание устойчивого интереса к местной архитектуре, умения замечать прекрасное в обыденной ...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Откуда хлеб на стол пришёл"
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Откуда хлеб на стол пришёл" Программное содержание: Познакомить детей с трудом хлеборобов. Закрепить знания ...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе
Конспект занятия по развитию представлений дошкольников о профессии строитель....
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Леса – наша гордость и краса».
Занятие по познавательному развитию способствует уточнению и обобщению у детей конкретных представлений о роли леса в жизни детей. Уточняет понятия: русский лес - богатство каждого человека нашей стра...
Конспект НООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну цифр»
Цель: Познакомить с образованием и составом числа 6, цифрой 6.Задачи: · Учить детей определять место числа в числовом ряду;·...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Загадочная страна Япония"
Познавательное занятие знакомит детей с Японией, ее культурных традициях страны....
Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ на тему "Путешествие в космос" воспитатель Ялакова И.М.
Интегрированная форма ООД: игра-путешествие. Разновидности деятельности детей: познавательно-игровая деятельность, коммуникативно-познавательная деятельность, литературно-познавательная....