Проект: «Идёт волшебница зима»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Леднева Ольга Викторовна

Проект «Идёт красавица зима» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_idyot_volshebnitsa_zima.docx106.57 КБ
Файл prezentatsiya_idyot_volshebnitsa_zima.pptx1.36 МБ

Предварительный просмотр:

зима Скачать 13 407 Векторы (Страница 93) - ForWallpaper.com

Воспитатели: Сидоренко Н.В.

Леднева О.В.

МБДОУ ДС КВ № 31 « Берёзка»

Группа № 3 « Алёнушка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 31 « Берёзка»

Проект

«Идёт волшебница зима»

 Воспитатели: Н.В.Сидоренко

О.В. Леднева

г  Юрга

ЛИТЕРАТУРА

  1. Баркан, А.И.  Практическая  психология  для  родителей, или  Как  нау-читься  понимать  своего  ребенка  [Текст] / А.И. Баркан. – М.: АСТ-ПРЕСС,  2001. – 432 с.
  2. Башорина Ю.В. Развитие исследовательской деятельности у старших дошкольников в процессе формирования представлений о величине и ее измерении //
  3. Гин А. Задачки – сказки от кота Потряскина. – М.: Вита-Пресс, 2002
  4. Гин А.А. Приемы педагогической техники. - М.: Вита-Пресс, 1999
  5. Детский  сад  и  семья  [Текст]  / под ред.  Т.А. Марковой. – 2-е  изд.,  испр.  и  доп.  -  М.:  Просвещение,  1986. – С. 207.
  6. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. / Под ре-дакцией О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 144с.
  7. Доронова, Т.  О  взаимодействии  дошкольного  образовательного  уч-реждения  с  семьей  [Текст] /  Т. Доронова  //  Дошкольное  воспита-ние. – 2000. - № 3. – С. 87-

8.  Дошкольное  учреждение  и  семья  -  единое  пространство  детского  развития  [Текст]:  Методическое  руководство  для  работников  дош-

     кольных  образовательных  учреждений / Т.Н. Доронова,  Е.В. Соловье-

     ва  и  др. – М.:  ЛИНКА-ПРЕСС,  2001. – С.5-22.

  1. Евдокимова, Е.С.  Педагогическая  поддержка  семьи  в  воспитании  дошкольника [Текст] / Е.С. Евдокимова. – М.:  ТЦ  Сфера, 2005. – 96 с.
  2. Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.
  3. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. Детское экспериментирование, 2003.
  4. Концепция дошкольного воспитания.
  5. Паршукова, И.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура иссле-

довательских занятий в детском саду / Н.Л. Паршукова // Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1.

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения.
  2. Т.А. Сидорчук. Базовые алгоритмические действия, используемые при работе с разными типами творческих задач (для воспитателей ДОУ).
  3. Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.


Название проекта: «Идёт волшебница зима»

«Благая природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться»

 Леонардо да Винчи

   

      Актуальность  данного проекта состоит в том, что  природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребёнок радуется, видя зелёную траву, слушая щебетание птиц или стрекотание кузнечиков, ощущая запах цветов. Первые впечатления важны и неожиданны для ребёнка. А всё новое удивляет и вызывает интерес. У дошкольников возникают вопросы, с которыми они обращаются к взрослым. Будет ли развиваться любознательность малыша, будет ли у него формироваться правильные представления об окружающем мире – зависит от взрослого. Зимний период дает возможность стимулировать интерес детей и взрослых к совместной деятельности (игры, забавы, эксперименты и т. д.) и позволяет устанавливать причинно – следственные связи. Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно. Общение с природой воспитывают у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир. Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха, позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Идёт красавица зима» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

         Мы  считаем, что  проектирование, позволяет детям усвоить больше познавательного материала  через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным . Ранее мы с детьми не использовали данную образовательную технологию, когда задачи обучения и воспитания дошкольников реализовывались при активном участии самих воспитанников. Совместная деятельность воспитателей, родителей и детей сближает, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Это способствует эмоциональному благополучию. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Цель проекта:

-  Формирование у детей целостной картины мира о зимних явлениях через интегрирование образовательных областей .

- Расширение представления о зиме через различные виды детской деятельности и приобщение родителей к созданию единого образовательного пространства вокруг ребенка.

Задачи проекта: 

1. Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность. Расширить и углубить представления детей о сезонных изменениях в природе в зимний период.

2. Развивать эстетическое восприятие, эмоциональный отклик на проявление красоты зимней природы в окружающем мире, его изображениях в произведениях искусства и собственных творческих работах.

3. Активизировать словарь по данной теме.

4. Развивать физическую выносливость, ловкость, быстроту, гибкость, поддерживать интерес детей к зимним видам спорта, к активному здоровому образу жизни. Формировать умение одеваться по сезону на улицу.

5. . Обучать правилам безопасного поведения на улице в зимний период.

6. Прививать любовь к художественному слову, обучать вдумчивому, внимательному слушанию художественных произведений о зиме, выразительному чтению наизусть стихов о зиме.

7. Способствовать сотрудничеству между педагогами, детьми и родителями в процессе практической деятельности.

8. Воспитывать бережное отношение к природе, желание заботится о птицах, животных, умение замечать красоту зимней природы.

Направления проектной деятельности:

         1. Организационный блок:  Создание предметно – развивающей среды.

         2.   Технологический блок:  Разработка конспектов занятий с использованием развивающего     обучения.

         3. Информационный блок:  Переработка теоретических материалов.

         

Проблема :

 Как познакомить детей в детском саду с миром природы, привить им эмоционально-ценностное отношение к живым организмам С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, и снег, страх и радость. Современные дети в силу своей чрезмерной активности самостоятельно не всегда могут найти ответ на интересующие их вопросы. Интерес их неустойчив. Познавательная активность чаще всего непроизвольная. В правильном осознании мира природы им могут помочь только компетентные взрослые.

Гипотеза:

Если в работе с детьми использовать различные виды педагогических технологий по формированию ценностного отношения к природе, по развитию познавательной активности у детей через ознакомление с изменениями в живой и неживой природы в зимние время, создавать специальные условия для этого, работать в определенной системе с родителями по проблеме, то это будет способствовать:

• накоплению у детей представлений о времени года зима

• формированию интереса к природе зимой и бережного отношения к ней

• развитию речи у детей, активации словаря

• развитию у них умения рассуждать, наблюдать

 • формированию у детей интереса к экспериментальной деятельности

• а самое главное – формированию индивидуального эмоционального отношения к миру природы каждого ребенка

Тип проекта: познавательно - творческий

Вид  проекта: групповой 

Продолжительность проекта: долгосрочный

Сроки реализации проекта: декабрь - февраль

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели,  руководители МУЗО, ФИЗО, ИЗО, родители.

 

Основной раздел программы: Познавательное развитие.

Разделы программы, содержание которых включено в проект:

  •  речевое развитие
  •  художественно – эстетическое
  • социально – коммуникативное
  •  физическое развитие

Успешность развития дошкольников при знакомстве с зимними природными явлениями, живой и неживой природой ,возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственные дошкольному возрасту.

Обеспечение проектной деятельности:

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  1. подбор художественной литературы,

  2. подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки, тематические альбомы),

  3. подготовка разного вида бросового материала

  4. подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,

  5. дидактические игры, настольные игры

  6. выставки книг, рисунков, поделок,

  7. создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).

Стратегия осуществления проектной деятельности:

   Данный проект был апробирован в рамках МБДОУ  ДСКВ № 31 « Берёзка» в  декабре– феврале 2015 учебного года с детьми старшей группы:

  •  в специально организованной деятельности;

  •  совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей);

  •  самостоятельной детской деятельности;

  • деятельности детей и родителей.

 В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Этот проект позволил дать каждому ребенку посильную работу по интересам, а также раскрыть внутренний потенциал у каждого ребенка. Дети стали более раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к природе. Все это, несомненно, создает предпосылки для их успешного развития в будущем. Нашу работу в данном направлении считаем важной, и планируем продолжить этот проект в весенний период.

Этапы проведения и реализации проекта:

  1. Информационно-накопительный

  1. Изучение интереса детей для определения целей проекта.

  2. Подбор и анализ методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, аудиозаписей, слайдов, презентаций, информации через интернет, познавательной информации, иллюстративного материала по теме, настольно – печатных , дидактических , подвижных игр.
  3.   Обращение к специалистам.

  4. Ознакомление родителей с целями и задачами проекта.

  5. определение направлений поисковой и практической деятельности  детей и родителей.
  6. Беседы с родителями о необходимости участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно - образовательному процессу в ДОУ.
  7.   Подготовка материала в центрах активности в ДОУ.

 II. Организационно-практический

  1. Познание НОД 
  • «Идет волшебница зима», «Зимовье зверей».
  • Просмотр презентаций: «Путешествие в зимний лес», «Жизнь диких животных зимой».
  • Беседы и свободное общение: «Как живут птицы зимой», «Где рождается снег и иней», «Зима в нашем крае», « Деревья зимой»
  • Дидактические игры: «Найдите и покормите зимующих птиц», «Когда это бывает», «Что сначала, что потом», «Времена года», «Узнай по описанию», «Зимние запасы».
  • Рассматривание картин о зиме и составление по ним описательных рассказов.
  •  Беседа: «Как мы встретили Новый год»,
  • Словотворчество: «Приметы зимы», «Кому нужна зима», «Если бы не было зимой снега…».
  • Словесные игры: «Какой, какая, какие?», «Из чего- какой» (горка из снега - снежная и т.д.),

«Скажи наоборот».

  1.  Физическая культура 
  •  П/и «Два мороза», «Мороз красный нос», «Зайка беленький сидит», «Бездомный заяц», «Снежки».
  • Народные хороводные игры «Золотые ворота», «Метелица», «Что нам нравится зимой».
  •  Игры и эстафеты «Кто быстрее в лес за елкой», «Кто быстрее украсит елочку».
  1.  Здоровье
  •  Беседы-рассуждения «Пришел мороз – береги ухо и нос», «Если хочешь быть здоров – закаляйся», «Одевайся по погоде, а не по моде».
  •  Игровые ситуации «Не идется и не едется, потому что гололедица»,

 «Как на тоненький ледок».

  1. Исследовательская деятельность: 
  • проведение опытов и экспериментов со снегом.
  • Беседы-рассуждения: «Как звери к зиме готовятся», «Зимующие и перелетные птицы», «С кем ель дружит», «Снежное одеяло для земли».
  • Дидактические игры: «Где чей хвост», «Где чей домик», «К названному дереву беги», «С какой ветки детки».
  1. Просмотр мультфильмов
  •  «Снежная королева», «Зимние сказки», «Двенадцать месяцев», «Таежная сказка», «Щелкунчик».
  1. Безопасность 
  • Беседы: «Осторожно, гололед», «Первая помощь при обморожении».
  • Логические рассуждения: «Что будет, если одеться не по погоде».
  • Рассматривание плакатов по правилам безопасного поведения зимой.
  1.  Чтение художественной литературы 
  • М.Пришвин «Этажи леса», В.Бианки «Лес зимой», «Письмо простое и письмо с хитростью», Г.Скребицкий «На лесной полянке», В.Архангельский «Летят пушистые снежинки», Э.Успенский «Проказы старухи зимы», Н.Носов «На горке».
  • Русские народные сказки: «Зимовье зверей», «Заяц- хваста», «Два мороза».
  •  Литературные сказки: «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович», «Снегурочка». Зарубежные сказки: «Снежная королева», «Щелкунчик».
  • Выставка книг о зиме. Стихи, загадки, пословицы о зиме.
  1.  Художественное творчество НОД: 
  • (рисование): «Деревья в инее», «Шишки на ветке»;
  • (аппликация): «Заснеженный дом»;
  •  (лепка): «Зимние забавы».
  1.  Свободное творчество*
  •  изготовление снежинок, раскрашивании иллюстраций по теме «Гжель»,
  • рисование по замыслу по теме «Зима»,
  •  лепка зимнего леса и его обитателей.
  • Музыка Слушание «Времена года» П.И.Чайковского, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского. Танцевальное творчество «Метель» Г.Свиридова»,

         Разучивание песен «Что нам нравится зимой».

  1.  Сотрудничество с родителями:

     *  Информация в приемной:

     *  Оформление папок-передвижек для родителей:  по теме «Шесть заблуждений   родителей о зимней погоде»; «Зима»; «Зимние подвижные игры».  «Что мы делаем зимой» 
     *   Участие в конкурсе «Мастерская Деда Мороза». 
     *   Постройка родителями снежных фигур на участке 

     *   Изготовление кормушек для птиц
     *   Фото конкурс « Моя зимняя сказка»

            *   Подборка стихов для разучивания с детьми дома

            *   Предложить принести корм для подкормки птиц 

  1. Презентационно – завершающий

  • Итоговое мероприятие: интеллектуальная игра КВН «Зимушка-зима».

  • Выставка продуктов детской деятельности.

  • Оценка этапов реализации проекта детьми.

  • Презентация проекта перед родителями и воспитанниками.

  1. Контрольно-рефлексивный

  • Подведение итогов.

  • Познавательная беседа “Что зима нам подарила?»

                      Необходимые условия реализации проекта:

  • интерес детей и родителей;

  • методические разработки,

  • интеграция со специалистами детского сада.

Предполагаемый результат проекта: 

1.  Пробуждение в детях интереса к изменениям в природе зимой, ее признаках.

2.  Повышение интереса большего количества родителей  воспитанников  

к сотрудничеству и взаимодействию.

3. Расширение и систематизирование знаний о природе родного края;

4.  Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

5. Ознакомление с правилами с правилами безопасного поведения на природе в зимний период;

7. Оформление выставки   детского творчества « Волшебница зима»

8. Музыкально-спортивный праздник «Зимние встречи».

Достигнутые результаты:

  • рост познавательной активности детей повысился

  • родители принимают активное участие в делах группы

  • создание развивающего пространства

Выводы:   Хочется верить, что проводимая работа будет фундаментом для воспитания будущего поколения, отслеживание результатов работы по проблеме доказывает верность нашей гипотезы. Действительно, использование различных видов педагогических технологий по формированию ценностного отношения к природе, по развитию познавательной активности у детей через ознакомление  с изменениями в живой и неживой природы в зимний период, создание специальных условий для этого, работа в определенной системе с родителями по проблеме, способствует:

• накоплению у детей конкретных представлений о изменениях в живой и неживой природы в зимний период  ;

• формированию у детей интереса к времени года: зима;

• самостоятельному действию в повседневной жизни (различных видах детской деятельности), принимать живое заинтересованное участие в исследовательской деятельности, самостоятельно задавать вопросы, ставить задачи и решать ее посредством эксперимента;

 • развитию индивидуального эмоционально-ценностного отношения к миру природы у каждого ребенка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект « Идёт волшебница зима» Воспитатели: Н.В. Сидоренко О.В. Леднева МБДОУ ДС КВ № 31 « Берёзка» Группа № 3 « Алёнушка »

Слайд 2

По деревьям серебристая Перекинулась фата - Белоснежная, пушистая, Кружевная красота! И себя березка грустная Не могла узнать сама - Так украсила искусная Ветки деревца зима... Г. Галина

Слайд 3

Вот зима пришла серебристая, Белым снегом замела поле чистое.

Слайд 4

Над землёю закружила Вновь зима свой хоровод. Пусть здоровье, радость, силу Зимний спорт нам принесёт. Все мы скажем : «Нет!»- простуде, Нам морозы нипочём. Мы дружить с коньками будем, С клюшкой, шайбой и мячом.

Слайд 5

Обойди хоть все дворы – Лучше не найти горы Осторожно! Берегись! Детвора несётся вниз!

Слайд 6

Снег искрится, снег кружится, Вдруг мне это только снится. Что же стало вдруг со мной? Я как будто бы герой, Крепость снежную свою Защищаю в злом бою! Все удары отражаю, Всех снежками закидаю!

Слайд 7

Что за снежные мячи Катят дружно малыши. Есть морковка, угольки. Стоят стражники Зимы.

Слайд 8

К нам зима пришла С собой холод принесла, Слышен смех детворы, Много игр у зимы.

Слайд 9

Тихо падает снежок, То зима пришла , дружок! Мы играем, веселимся, И мороза не боимся!

Слайд 10

СНЕЖНЫЕ ПОСТРОЙКИ МАСТЕРИЛИ, Детям радость подарили

Слайд 11

Несмотря на разнообразие построек, на участке нет ни одной случайной фигуры, каждая из них не только красивая, но и функциональная

Слайд 12

Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли. Поползень, лесной – сосед, Будет вам зимой обед. В гости первый день недели. К нам синицы прилетели. А во вторник, посмотри, Прилетели снегири. Три вороны были в среду. Мы не ждали их к обеду, А в четверг со всех краев – Стая жадных воробьев. В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей. А в субботу на пирог. Налетело семь сорок.

Слайд 13

Знает каждый гражданин, Что в любое время года Мостовая – для машин, Тротуар – для пешехода! Нельзя играть на мостовой! Ведь ты рискуешь головой! На мостовой – не играть, не кататься, Если хотите здоровым остаться!

Слайд 14

Новый год – это волшебный праздник, которого с необычайным нетерпением ждут детишки. Но в ожидании сказочного вечера скучать не нужно - детские поделки на Новый год помогут скрасить ожидание

Слайд 15

В зимний, солнечный денёк, На экскурсию идём Много нового узнаем, Мы о городе родном

Слайд 16

У МЕНЯ ВОПРОС НЕ СЛОЖНЫЙ, у МЕНЯ ВОПРОС ПРОСТОЙ, Знать хочу я : Чем ребята занимаются зимой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ознакомлению детей с окружающим миром "Идёт волшебница зима..."

КОНСПЕКТнепосредственно образовательной деятельности «Идёт волшебница зима…»По  ознакомлению детей с окружающим миромв старшей группе (образовательная область «Познание») по ...

Интегрированная непосредственная образовательная деятельность (НОД) "Идёт волшебница зима"

Представляем конспект непосредственной образовательной деятельности для детей в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по теме:" Идёт волшебница зима"...

Выставка детско-родительских поделок, рисунков «Идёт волшебница зима»

Совместное детско-родительское творчество.Совместное творчество детей и родителей создает массу положительных эмоций и теплую атмосферу в доме. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие реб...

ПРОЕКТ «Идёт волшебница зима» для детей 6-7 лет.

Проект « Идет волшебница зима» направлен на развитие познавательной активности детей, о сезонных изменениях в живой и неживой природе, зимних развлечениях, видах спорта, о зимних олимпийск...

Конспект НОД Познавательное развитие и развитие речи. Составление описательных рассказов о зиме в старшей группе «Идёт волшебница Зима»

Конспект НОДПознавательное развитие и развитие речи.Составление описательных рассказов о зиме в старшей группе«Идёт волшебницаЗима»Цель:1. Развивать умение внимательно рассматривать картин...