Образовательный проект творчески-исследовательской направленности для детей среднего дошкольного возраста «Волшебная глина»
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Курдюмова Оксана Алексеевна

Ознакомление с природным материалом глиной, её свойствами и применением. Перспективно - тематический план реализации проекта "Волшебная глина". Фотоматериалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_glina_-_leto_2016.doc342.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 22» пгт Кавалерово

Кавалеровского муниципального района

Образовательный проект  творчески-исследовательской направленности для детей среднего дошкольного возраста  

«Волшебная глина»

Описание: https://fs00.infourok.ru/images/doc/204/232871/img17.jpg

                                                                     Автор-составитель: Курдюмова О.А., воспитатель первой квалификационной категории

Кавалерово

2016

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт проекта-------------------------------------------------------------------------------------3

2. Этапы проекта5

3. Перспективно-тематический план реализации проекта……………………………….7

4. Литература………………………………………………………………………………10

5. Приложения:

  • фотоматериалы…………………………………………………………………….11

Паспорт проекта

Вид проекта: Познавательно-творческий.  

Масштаб: В условиях дошкольного учреждения.

Срок реализации: Июнь – июль – август 2016 года

Участники проекта: Дети средней группы (4 - 5 лет), воспитатели, родители воспитанников, старший воспитатель, музыкальный руководитель.

Правовая основа: Проект реализуется в рамках реализации ООП детского сада на 2015 – 2017 годы с учётом программы «От рождения до школы».

Образовательная область: Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие.

Раздел: Ознакомление с миром природы

Актуальность темы: Умение работать с глиной сближает ребёнка с природой, даёт ему возможность расширить кругозор, помогает усвоению сведений о видах декоративного – прикладного искусства. Этот вид деятельности развивает мелкую моторику рук, что значительно помогает подготовке детей к школе. В дошкольном учреждении стали редко применять средство изобразительного творчества, как глина, которая является безопасной для детей во всех отношениях.

        Цели проекта:

  1. Ознакомление детей с природным материалом - глиной, ее свойствами и применением.
  2. Накопление наглядно-демонстрационных материалов (презентаций, иллюстраций, картин) и пособий, оказывающих развивающее воздействие на детей среднего дошкольного возраста.

        Задачи проекта:

  1. Составить картотеку методической литературы и статей из периодических изданий по теме проекта.
  2. Разработать перспективно-тематический план мероприятий проекта.
  3. Подобрать методы педагогического мониторинга с выявлением знаний и представлений детей о глине.
  4. Разработать циклы режимных моментов (досуги, развлечения, праздники…) по разделам проекта, в каждом из которых сочетались бы элементы разных видов деятельности
  5. Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, опыты и эксперименты, литературный материал согласно задачам разделов проекта.
  6. Включить в практическую деятельность с детьми разнообразные материалы, нетрадиционные техники.
  7. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду дидактическим материалом, настольными играми и т.п.
  8. Разработать консультативный материал для родителей и педагогов ДОУ по темам разделов проекта.

Задачи:

Образовательные: Формировать у детей представление о природном материале - глине, о её свойствах и качествах. Мотивировать детей к проведению исследовательской работы.

Развивающие: Обеспечивать условия для развития исследовательского интереса у детей, познавательной активности, наблюдательности. Способствовать развитию логического мышления, творческого воображения, эстетического отношения к предметам народно-прикладного искусства. Развивать речь дошкольников.

Воспитательные: Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Развивать желание лепить игрушку своими руками.

        Гипотеза образовательного проекта: В результате целенаправленной и системной работы с детьми среднего дошкольного возраста по теме «Волшебная глина» возможно, у детей будут сформированы представления о глине, о её свойствах и использовании, систематизированы знания о способах и приёмах лепки.

        Принципы реализации проекта:

        1. Доступность:

  • учет возрастных особенностей детей;
  • адаптированность материала.

        2. Систематичность и последовательность:

  • постепенная подача материала от простого к сложному;
  • частое повторение усвоенных знаний, правил и норм.

        3. Наглядность и занимательность:

  • предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза.

        4. Динамичность: Интеграция проекта в разные виды деятельности.

        5. Дифференциация: Создание благоприятной (специальной) среды для усвоения предложенного к изучению материала каждым ребёнком.

        Особенности проектного метода при работе с младшими дошкольниками:

             Основной целью проектного метода  является развитие свободной творческой личности ребёнка.

          Задачи развития детей:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья;
  • развитие познавательных способностей;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие коммуникативных навыков.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Направление деятельности

Содержание

I этап – подготовительный

 (информационно-аналитический)

Задача: Сбор и анализ информации

        

  1. Подбор и изучение литературы (периодических изданий)  по вопросам проектной деятельности с составлением картотеки.
  2. Изучение передового педагогического опыта работы по развитию представлений детей  о глине.
  3. Консультирование со старшим воспитателям по вопросам проектной деятельности.

(методическое обеспечение проекта)

Задача: Оптимизация проектирования воспитательно-образовательного процесса

  1. Составить перспективно-тематический план по  теме проекта «Волшебница глина»
  2. Разработка цикла режимных моментов (развлечений) в рамках проектной деятельности.
  3. Подборка художественной литературы, демонстрационного материала по теме проекта.
  4. Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, литературный материал согласно задачам.

II этап – основной

Работа с детьми

Задачи:

  1. Формировать у детей  представления о глине.
  2. Помочь детям освоить основные приемы работы с глиной, научить лепить знакомые предметы.
  3. Развитие у детей таких качеств, как самостоятельность, творческая активность; снижение напряженности, скованности.
  1. Создание ситуации вовлечения детей в обсуждение.
  2. Реализация цикла режимных моментов.
  3. Создание условий для творческой деятельности детей, благоприятного настроя на самостоятельную работу (при необходимости оказание помощи).
  4. Создание условий для работы с глиной.

6. Создание таких условий, при которых дети могут самостоятельно делать выводы и заключения в работе с глиной.

Работа с родителями (законными представителями)

Задача: Вовлечение родителей в проектную деятельность.

  1. Подготовка консультативного материала для родителей.
  2. Оформление альбомов, презентаций, коллажей с привлечением родителей.
  3. Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.

III этап –  заключительный

Подготовка к презентации и презентация проекта

Задача: Демонстрация опыта работы.

 Итоги образовательного проекта оформить в виде слайдовой презентации с фотоматериалами, материал представить в методический кабинет ДОУ.

Ресурсы Проекта:

  1. Кадровые (педагоги средних групп, музыкальный руководитель, старший воспитатель, родители воспитанников).
  2. Материально–технические: Групповое помещение, музыкальный зал детского сада, мультипроектор (телевизор), ноутбук.
  3. Финансовые: Малозатратный проект.

Ожидаемый результат Проекта: 

  1. Для педагогов:
  • освоение проектного метода;
  • повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост;
  • повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности в летний период.

  1. Для детей:
  • сформированы представления о глине, систематизированы знания о приемах и способах лепки;
  • повысился интерес к познавательно – исследовательской деятельности у дошкольников;
  • развитие творческих способностей, умения работать в группе, навыков коммуникативного общения.

  1. Для родителей (законных представителей): Партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.


Перспективно-тематический план реализации проекта «Волшебная глина»

Общая тема

Срок реализации

Вид деятельности

Продукт детской деятельности

с детьми

с родителями

Изготовление пособий (наглядного материала…)

«Что такое глина?»

1 – 30 июня 2016 года

Чтение художественной литературы:  

  1. «Сказка про твёрдую глину» русская народная сказка

Обратиться к родителям с просьбой приобрести для каждого ребёнка полимерную глину.

Подготовить презентацию для детей «Получение и использование глины».

Лепка из глины овощей, фруктов.

Дидактические игры:

  1. «Узнай на ощупь»
  2.  «Живая – неживая природа»

Подготовить Папку – передвижку на тему: «Глина помогает развивать речь ребёнка».

Подобрать иллюстративный материал по теме проекта

Забеливание  овощей, фруктов.

Опыты, эксперименты, наблюдения:

  1. Наблюдение на прогулке за почвой, песком.
  2. Игры с песком.
  3. Игра «Где найти глину?».
  4.  Эксперимент  «Хрупкость»
  5. Эксперимент  «Сравнение»
  6. Эксперимент  «Где вода?»

Подготовить картотеку  «Опыты с глиной»

Раскрашивание овощей, фруктов.

«Мой взгляд в окружающий  мир»

мир»

1 – 29 июля 2016 года

Чтение художественной литературы:  

  1. «Как горшок огонь и воду примирил» русская народная сказка
  2. «Как горшок родственников нашел» русская народная сказка
  3. «Федорино горе»  К.И. Чуковский

Посоветовать вовлечь детей в домашнюю работу на кухне.

Начать подготовку презентации по результатам проекта

Лепка «Тарелочка».

Дидактические игры:

«Что у нас под ногами? »

«Глина какая…»

«Подбери пару»

«Чего не хватает»

Консультация для родителей «Школа лепки».

Раскрашивание тарелочки.

 Рассматривание глиняной посуды.

Консультация для родителей: «Пластилин или глина»

Показ музыкально-театрализованной сказки «ПЫХ»

Опыты, эксперименты, наблюдения:

  1. Наблюдение «Песок или глина?».
  2. Эксперимент   "Волшебный материал"

Сбор глиняных изделий

«Что я уже знаю и умею»

1 – 31 августа 2016 года

Чтение художественной литературы:  

«Глинышек» русская народная сказка

«Глиняный парень» русская народная сказка

Консультация «Лепка из глины как один из способов снятия напряжения у детей дошкольного возраста».

 Изготовление кулона, украшение бисером.

Дидактические игры:

«Где люди используют глину?»

«Собери по образцу»

«Дорисуй»

Подготовить схему изготовления филимоновского петушка.

Лепка филимоновского петушка.

Опыты, эксперименты, наблюдения:

Рассматривание альбома «Филимоновская игрушка»

Рассматривание игрушек из глины.

Фотовыставка «Глиняное чудо своими руками»

Изготовить образец петушка.

Окрашивание петушка белой гуашью.

Оформление выставки «Чудеса из глины»

Завершить презентацию по теме проекта, оформить на съёмном носителе

Раскрашивание петушка.

Список литературы:

  1. В.С. Горичева, М.И. Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» Ярославль «Академия развития», 1998
  2. О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», Москва 2001
  3. И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду средняя группа, Москва 2008
  4. www. maaam. ru/detskijsad/

Приложение

Фотоматериалы

                   

                   

                    

   

 

                                   

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по дополнительной образовательной услуге для детей среднего дошкольного возраста "Волшебный мир оригами"

Представлены: паспорт программы, пояснительная записка,календарно-тематическое планирование, мониторинг освоения програмного материала, требования к уровню подготовки....

Рабочая программа на основе Примерной основной образовательной программы (проект) «Радуга» для детей среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет общеразвивающей направленности

Рабочая программа на основе Примерной основной образовательной программы "Радуга" для детей среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет...

Рабочая учебная программа по реализации основной образовательной программы "Детство" группы общеразвивающей направленности для детей среднего дошкольного возраста (пятого года жизни)

Рабочая учебная программа по реализации основной образовательной программы "Детство" группы общеразвивающей направленности для детей среднего дошкольного возраста (пятого года жизни)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения "Три медведя".

Конспект  непосредственно образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности  для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения   «Три медведя&raq...

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию детей среднего дошкольного возраста "Волшебный пластилин".

Цель программы: Развитие художественно – творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами пластилинографии....

Рабочая программа по реализации образовательной программы группы общеразвивающей направленности для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Рабочая программа  по реализации образовательной   программы группы общеразвивающей направленностидля детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)...