Конспект "Путешествие в лабораторию света"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Представляю конспект открытого занятия по познавательному развитию "Путешествие в лабораторию света" с презентацией и описанием экспериментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_laboratoriyu_sveta.doc64.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_svet.ppt474.5 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в лабораторию света

Конспект-презентация НОД по познавательному развитию с использованием ИКТ в подготовительной к школе группе.

Цель: развивать познавательную активность, умение экспериментальным путем подтверждать или опровергать полученную информацию.

Задачи:                                                                                                                                                   - Дать понятие о возникновении света и тени.                                                                                       - Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.                                               - Познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше; понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него.                                                                                                                              - Способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами.                                                                                                                                            -  Воспитывать самостоятельность, активность.

Материал: «черный ящик», фонарики, настольная лампа, свеча, лучина, карточки с изображением естественных и искусственных источников света, тряпочки, цветные стёкла, дощечки, картон, бумага писчая, пластмассовые тарелочки, книги, тазик с водой, зеркало,  расческа, экран теневого театра, фигурки теневого театра, коробки «+» и «-». Картинки с изображением солнца, луны, звезд, лампочки, фонарика, свечи, люстры, уличного фонаря, маяка.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, мы с вами снова отправимся в лабораторию к мудрой тетушке сове. Она вам приготовила много интересных игр и заданий. Предметы, с которыми мы сегодня будем сегодня экспериментировать, находятся в «черном ящике». Посмотрите, в нем есть отверстие, давайте посмотрим в это отверстие. Что лежит в «черном ящике»?                                                     (дети смотрят, ничего не видят).                                                                                                               - Почему ничего не видно? (потому, что в ящике темно).

- А как сделать, чтоб увидеть то, что там лежит? (открыть).

Воспитатель: Ой, не открывается! Наша мудрая сова говорит, что нужно отгадать загадку:

«Ежедневно по утрам                                                                                                                                                                                                 Он в окошко входит к нам.                                                                                                                           Если он уже вошел,                                                                                                                                               Это значит - день пришел».

Ответ: Свет.

Воспитатель: Давайте откроем «черный ящик».  (дети заглядывают в «черный ящик», видят лампочку, свечу, спички, фонарик, изображение солнца).

Наша задача — познакомиться поближе с этими удивительными предметами, дающими свет. А можно потрогать свет? (ответы детей). А понюхать? Попробовать на вкус? (ответы детей).

Дают определение: «Свет – это явление, которое мы можем только видеть».

Воспитатель: Да, темой нашего сегодняшнего исследования станет изучение свойств света. Кто знает, для чего нам свет? (ответы детей). А где он используется? (ответы детей) После того, как все желающие выскажутся, показывается презентация «История электрической лампочки»: 

Слайд №1: Костер.                                                                                                               Воспитатель: Человек приручил огонь, научился разводить костер. Он горел в пещере и давал людям что? (свет, тепло, а также служил защитой от хищных зверей: звери боятся огня). Прошло время, люди научились строить жилища (избы) и для их освящения они придумали… лучину. Что это такое? (предположения детей) .

Слайд №2: Лучина.                                                                                                               Воспитатель: Это самая обычная щепка, только заостренная на конце. Обычно, лучину делали из березы: это дерево лучше всех горит. Один конец закрепляли, а другой зажигали. А как вы думаете, удобно ли было людям пользоваться лучиной? Света от лучины много или мало? (от лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит).

Слайд №3:Свеча.                                                                                                               Воспитатель: Прошли годы, и человек придумал другой предмет освещения. Это свеча. (Показать свечу, дать потрогать, из чего делали свечи (из пчелиного воска или бараньего сала, обратить внимание - внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток, понаблюдать, как горит свеча). Как вы думаете, чем неудобна свеча? (ей можно обжечься, от нее может быть пожар, она коптит, дает мало света).

Слайд №4:Керосиновая лампа.                                                                                                               Воспитатель: Человек стремиться придумать более удобное освещение для своего жилья! Люди научились делать из нефти керосин и придумали керосиновые лампы. Удобна ли была керосиновая лампа? Почему? (ответы)

Действительно керосиновая лампа плохо освещала, коптила, в нее постоянно надо было наливать керосин, если он разливался, вспыхивал огонь.

Слайд №5:Электрическая лампочка.                                                                                                               Воспитатель: Когда появилось электричество, ученый Александр Ладыгин придумал электрическую лампочку. Давайте ее внимательно рассмотрим, можно увидеть много интересного. Какой предмет по форме напоминает лампа? (грушу) Металлическое основание называется патроном, через него электрический ток поступает внутрь лампочки. За стеклом находиться нить накаливания. Она тоненькая, как волосок, но сделана из прочного металла - вольфрама. Когда мы включаем лампу, то к нити накаливания поступает электрический ток, разогревая ее добела, поэтому она моментально вспыхивает и ярко светиться. Если долго смотреть на зажженную лампу, то заболят глаза.                                                                                                                               Именно ля того чтобы свет рассеивался и не ослеплял, на каждую лампу одевают плафон или абажур. Это как будто одежда (показать плафоны). И сейчас эти лампы освещают наши квартиры. Теперь в наших домах много разных красивых светильников.

Скажите можно ли трогать руками включенную лампу? Почему? (можно обжечься)

- А как держать следует лампочку? (осторожно, аккуратно) Она может разбиться на мелкие кусочки, которыми можно пораниться, т. к. стекло очень тонкое и хрупкое.

Итак, для чего же нам нужны осветительные приборы? (Для того чтобы было светло, мы могли читать, играть, рисовать).

Слайд №6: «Прожектор, маяк, проблесковые огни самолета».                                                                                                               Воспитатель: Первые маяки появились на Средиземном море около 4000 лет назад вместе с первыми кораблями. Сначала это были просто костры на берегу, указывавшие безопасный путь судам. Затем стали воздвигать каменные башни, наверху которых в темное время суток поддерживался огонь с помощью дров, затем стали использовать уголь, затем керосиновые лампы, затем газовые лампы, а с 1925 года и по сегодняшний день – электрические лампы. В наше время маяки компьютеризованны.

Ну а самый главный и большой источник света на нашей планете – это Солнце.

Пальчиковая гимнастика «Солнце» 

Утром солнце все из лейки поливает ярким светом: (изобразить пальчиками «брызги»)                                                                                                 Вон обрызгало скамейки и балконы с папрапетом. («побрызгать» вправо-влево)                                                                                                             С тротуаров смыло тени, стерло сумрак с веток клена, («смыть» поочередно с правой и левой руки)                                                                                                                                                          Освежило куст сирени теплым душем с небосклона.  (изобразить пальчиками «брызги»)                                                                                    «Просыпайтесь, люди-сони!» – будит солнце нас с тобою.  (похлопать в ладоши)                                                                                      – «Я полью свет вам на ладони, я вам личико умою!». (имитировать умывание рук и лица).

Воспитатель: Ну а сейчас предлагаю заняться самостоятельными исследованиями, как это делают ученые в своих лабораториях.

Игра «Свет бывает разный».                                                                                                             Воспитатель предлагает детям разложить картинки на две группы: свет в природе, искусственный свет — изготовленный людьми.

Что светит ярче — свеча, фонарик, настольная лампа? Продемонстрировать действие этих предметов, сравнить, разложить в такой же последовательности картинки с изображением этих предметов. Что светит ярче — солнце, луна, костер? Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света (от самого яркого).

Эксперимент 1: «Фонарик».                                                                                                                       Загадка:

«Кнопкой ты его включи.

Желтым он пятном в ночи

Вспыхнет. А на свет комарик

Прилетит: «Привет, … (фонарик)

Дети включают фонарики и направляют луч света вверх, вниз (держат фонарик на вытянутой руке).                                                                                                                                                        Воспитатель:                                                                                                                                                      -Что нам дают фонарики? (свет) Как светят фонарики в темноте? (ярко)                                                                    -Если фонарики направим вверх, что произойдёт? (наверху будет свет)                                         -На что похож свет от фонариков? (на пятно)                                                                                               -А если направим фонарики вниз. Где будет светло? (внизу)                                                                   -Давайте приблизим фонарики к полу, что произойдёт? (пятно света уменьшится)                                          -А если фонарики удалить от пола, что произойдёт? (дети поднимают руку с фонариком вверх) (пятно света становится больше).                                                                                              Вывод: Свет рассеивается.  

Эксперимент 2: «Проходит свет или нет».                                                                                                                       Воспитатель:                                                                                                                                                     -Посмотрите, что это за предметы, ребята (тряпочки, цветные стёкла, дощечки, картон, бумага писчая, пластмассовые тарелочки, книги).                                                                                

-Ребята, как вы думаете, если мы закроем фонарики дощечкой, свет будет проникать сквозь дощечку? (ответы детей). А через стекло? Картон? (ответы детей).  Давайте те предметы, через которые проходит свет, положим в коробку со знаком «+», а предметы, через которые свет не проходит – в коробку со знаком «-».                                                                                                                       Дети прикладывают к фонарику предметы с подносов, проверяют – проходит свет или нет.                                                                                                                                                              -Через какие предметы свет проходит?                                                                                                                 -А через какие предметы свет не проходит?

Вывод: Свет может проникать через прозрачные предметы, а через непрозрачные предметы – не проходит.

Эксперимент 3: «Свеча».                                                                                                                      

Загадка:                                                                                                                                             «Голова огнем пылает.                                                                                                                                   Тело тает и сгорает.                                                                                                                                                           Я полезной быть хочу:                                                                                                                                       Лампы нет - я посвечу!  (свеча)

Воспитатель: Да, это свеча. Возьмите ее, рассмотрите.  А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы погасить свечу? (ответы детей). Я сейчас вам покажу еще один способ. Накроем зажженную свечу банкой и посмотрим, что произойдет. Во-первых, внутри банки стенки запотели, и на них появились капельки воды. Во-вторых, свеча погасла. Догадались, почему? Вы правы, в банку не поступает воздух. А как можно погасить спичку? Керосиновую лампу? (ответы детей). Значит, чтобы потушить огонь, надо прекратить доступ воздуха например, накрыть очаг пожара одеялом, плотной тканью.

Вывод: естественный огонь не горит без доступа воздуха.                                                                                                                                              

Физминутка «Фонарик»

Взял Макарик дома фонарик.                                                                                                                          С фонарем пошел во двор,                                                                                                                                                      В темноте чинить забор.                                                                                                                                                                                                                                                                     Потерял Макарик во дворе фонарик.                                                                                                       Плачет Макарик,                                                                                                                              Помоги ему найти фонарик.

Ведущий (сначала взрослый) прячет в ладонях одного из играющих маленький предмет (фонарик). Стихотворение произносит воспитатель. Тот из играющих, на кого пришлось последнее слово, идет его искать, у кого спрятан фонарик, а дети передают фонарик по кругу (за спиной).

Эксперимент №4 «Личная радуга».

Воспитатель: На дно емкости с водой кладем зеркало. Направляем на зеркало луч фонарика. Отраженный свет нужно поймать на бумагу, на ней появляется радуга.

Вывод: Луч света состоит из нескольких цветов, когда он проходит сквозь воду, то раскладывается на составные части – в виде радуги

Эксперимент №5 «День и ночь»

Воспитатель включает настольную лампу, направляет на глобус. Поворачивает глобус вокруг оси. Дети делают вывод: освещена только та часть глобуса, на которую падает свет там день, а где тень - там ночь.

Эксперимент №6 «Солнечные зайчики»

Воспитатель предлагает детям поймать зеркалом солнечный лучик, направить его на потолок.                                                                                                                                                   Вывод: зеркальная поверхность отражает свет.

Эксперимент №7 «Свет и тень».                                                                                                                                 Воспитатель предлагает с помощью руки показать тень зайчика, собачки. Дети повторяют, делают свои фигурки. Поиграем с тенью. (дети показывают различные фигуры)

Воспитатель: Ребята, на основе игры света и тени, люди придумали Теневой театр.

«Теневой театр». Воспитатель достает из коробки теневой театр. Дети рассматривают оборудование для теневого театра. Чем необычен этот театр? Почему все фигурки черные? Для чего нужен фонарик? Почему этот театр называется теневым? Как образуется тень? Дети вместе с воспитателем рассматривают фигурки животных и показывают их тени.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, мы с вами провели много интересных опытов. Что понравилось вам? (ответы детей)                                                                                        

Воспитатель: Я предлагаю вам провести такие опыты вместе с вашими родителями.                                                                    

И хочу поблагодарить вас за участие в проведении экспериментов. А сейчас вы можете поиграть с фонариками и теневым театром, или взять карандаши и бумагу и зарисовать то, что вам больше всего понравилось.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История электрической лампочки

Слайд 2

Человек приручил огонь, научился разводить костер. Он горел в пещере и давал людям что? (свет, тепло, а также служил защитой от хищных зверей: звери боятся огня). Прошло время, люди научились строить жилища (избы) и для их освящения они придумали… лучину. Что это такое? (предположения детей) .

Слайд 3

Это самая обычная щепка, только заостренная на конце. Обычно, лучину делали из березы: это дерево лучше всех горит. Один конец закрепляли, а другой зажигали. А как вы думаете, удобно ли было людям пользоваться лучиной? Света от лучины много или мало? (от лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит).

Слайд 4

Прошли годы, и человек придумал другой предмет освещения. Это свеча. (Показать свечу, дать потрогать, из чего делали свечи (из пчелиного воска или бараньего сала, обратить внимание - внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток, понаблюдать, как горит свеча). Как вы думаете, чем неудобна свеча? (ей можно обжечься, от нее может быть пожар, она коптит, дает мало света).

Слайд 5

Человек стремиться придумать более удобное освещение для своего жилья! Люди научились делать из нефти керосин и придумали керосиновые лампы. Удобна ли была керосиновая лампа? Почему? (ответы) Действительно керосиновая лампа плохо освещала, коптила, в нее постоянно надо было наливать керосин, если он разливался, вспыхивал огонь.

Слайд 6

Когда появилось электричество, ученый Александр Ладыгин придумал электрическую лампочку. Давайте ее внимательно рассмотрим, можно увидеть много интересного. Какой предмет по форме напоминает лампа? (грушу) Металлическое основание называется патроном, через него электрический ток поступает внутрь лампочки. За стеклом находиться нить накаливания. Она тоненькая, как волосок, но сделана из прочного метала - вольфрама. Когда мы включаем лампу, то к нити накаливания поступает электрический ток, разогревая ее добела, поэтому она моментально вспыхивает и ярко светиться. Если долго смотреть на зажженную лампу, то заболят глаза. Именно ля того чтобы свет рассеивался и не ослеплял, на каждую лампу одевают плафон или абажур. Это как будто одежда (показать плафоны). И сейчас эти лампы освещают наши квартиры. Теперь в наших домах много разных красивых светильников. Скажите можно ли трогать руками включенную лампу? Почему? (можно обжечься) - А как держать следует лампочку? (осторожно, аккуратно) Она может разбиться на мелкие кусочки, которыми можно пораниться, т. к. стекло очень тонкое и хрупкое. Итак, для чего же нам нужны осветительные приборы? (Для того чтобы было светло, мы могли читать, играть, рисовать).

Слайд 7

Проблесковые огни самолета

Слайд 8

Первые маяки появились на Средиземном море около 4000 лет назад вместе с первыми кораблями. Сначала это были просто костры на берегу, указывавшие безопасный путь судам. Затем стали воздвигать каменные башни, наверху которых в темное время суток поддерживался огонь с помощью дров, затем стали использовать уголь, затем керосиновые лампы, затем газовые лампы, а с 1925 года и по сегодняшний день – электрические лампы. В наше время маяки компьютеризованны.

Слайд 9

Прожекторы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Увлекательные опыты со светом в лаборатории профессора Всезнайки.

Программное содержание:познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не ...

Конспект занятия - экспериментирования "Путешествие в лабораторию тепла и света"

Тема: «Путешествие в лабораторию тепла и света»Программное содержание: продолжать знакомить детей  с материалами, из которых изготовлены различные вещи: какие из них хорошо проводят тепло.Р...

Конспект НОД "Увлекательные опыты со светом в лаборатории профессора Всезнайки"

Конспект составлен с использованием технологии исследовательской деятельности для работы с детьми 6 - 7 лет....

"Увлекательные опыты со светом в лаборатории"

Одним из основных факторов, обеспечивающих существование всего живого на земле, является солнечный свет. Свет – источник жизни на Земле! Характеристика света как экологического фактора. Живая пр...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...