Экологический проект "Огород на подоконнике"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Хакимова Наталья Николаевна

экологический прект  "Огород на подоконнике"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Огород на подоконнике"26.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

№ 5 «Степнячок» Акбулакского района Оренбургской области

Проект в средней группе

Тема: «Огород на подоконнике»

Над проектом работала: воспитатель  высшей квалификационной  категории

Н.Н. Хакимова

                                       

                                            2018 г.

Актуальность проекта:

    Педагогическая диагностика Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.

     Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. А изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям, ухаживать за обитателями уголка природы.

Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое.

Но в осенне-зимний период у детей угасает интерес к развитию растений, так как нет наглядности, а у детей наглядно-образное мышление. Для решения этой проблемы был создан “огород на подоконнике”, который позволяет вести наблюдения за ростом и развитием растений, проводить экспериментальную работу по выявлению факторов, влияющих на рост и развитие растений и получение устойчивых трудовых умений и навыков по уходу за культурами огорода.

Тип проекта информационно – творческий; групповой.

По содержанию: обучающий.

Участники проекта: дети средней- старшей группы

Сроки реализации проекта:  долгосрочный

По характеру контактов: в рамках ДОУ

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Формы и методы реализации проекта:

Экологические занятия; игры экологического содержания; словесные обсуждения и проигрывание ситуаций; трудовой отряд маленьких огородников; огородная библиотека; лаборатория юного огородника; инсценировки, театрализованные представления; наблюдения; опыты; выставка детских рисунков.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный
  2. Исследовательский
  3. Заключительный

Цель проекта - создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников с особыми образовательными потребностями, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений п. Акбулак.

Задачи проекта:

Обучающие:

Формировать представление о том, как выращиваются огородные растения.

Закреплять знания детей о строении, об условиях, необходимых для роста растений.

Систематизировать  знания детей о значении воды в жизни человека, животных, растений.

Познакомить детей с лекарственными свойствами огородной зелени: укропа, зелёного лука.

Развивающие:

Развивать творческую, познавательную активность, устойчивость внимания, наглядно – действенное мышление, мелкую и общую  моторику, композиционные умения.

Развивать речь детей, активизировать словарь (корень, посадить, углубление, условия).

Развивать трудовые навыки, умение организовывать своё рабочее место в различных видах деятельности.

Воспитывающие:

Воспитывать бережное и доброе отношение к природе.

Воспитывать чувство самосохранения, умение заботиться о своём здоровье.

Воспитывать желание производить трудовые действия, помогать взрослым.

Формировать чувство ответственности при уходе за огородными растениями: вовремя полить, рыхлить почву, предохранять от прямых солнечных лучей.

Проектная идея: создать в группе детского сада огород на подоконнике. Получить урожай зелени и огурцов, выращенных самими дошкольниками.

Принципы:

Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.

Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.

Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.

Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.

Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры поселка Акбулак

Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.

Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.

Предполагаемый  результат:

Закрепление и расширение знаний детей о родном крае и культурных огородных растениях п. Акбулак, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.

Экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется плод.

Расширение связей специалистов в ДОУ.

Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

Месяц

Тема

Октябрь

Первичная диагностика детей.

Приобретение инвентаря, оборудования, семян.

Беседа об овощах.

Д/и “Вершки и корешки”.

Чтение х/л.

Ноябрь

Настольная игра “Что где растет?”.

Беседа “Все начинается с семечки”.

Опыт с корнеплодами.

Рассматривание иллюстраций с изображением сбора урожая.

Рисование “Во саду ли, в огороде”.

Чтение х/л.

Декабрь

Составление рассказов об овощах по моделям.

Д/и “Что сначала, что потом?”.

Опыт по знакомству со свойствами почвы.

Э/и “Распределение плодов по форме и вкусу”.

Ситуация “Айболит рассказывает о пользе овощей и фруктов”.

Отгадывание загадок.

Январь

Опыт “Установить необходимость почвы для жизни растений”.

Посадка лука, семян злаков.

Посев петрушки и укропа.

Зарисовка в дневнике наблюдений.

Чтение х/л.

Февраль

Опыт “Нужен ли корешкам воздух?”.

Беседа “Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений”.

Посев семян лекарственных трав (настурция, календула, ромашка).

Составление рассказов о растениях по моделям.

Уход за растениями.

Спортивное развлечение “Дружные огородники”.

Чтение х/л.

Март

Посев семян цветов, перца, душистого горошка для выращивания рассады.

Посадка лука-севка.

Д/и “Чудесный мешочек”.

Наблюдение за всходами.

Уход за растениями.

Зарисовка в дневник наблюдений.

Беседа “Какие растения можно вырастить на подоконнике”.

Чтение х/л.

Апрель

Посев семян помидоров, арбузов в горшочки.

Закрепление трудового процесса по уходу за растениями по моделям.

Составление рассказов из личного опыта “Я ухаживаю за огородом на окне”.

Уход за растениями.

Зарисовка в дневник наблюдений.

Беседа о лекарственных травах.

Чтение х/л.

Май

Приготовление грядок для посадки рассады овощных культур.

Создание уголка лекарственных трав.

Раскрашивание картинок “Во саду ли, во огороде”.

Подготовка клумб для цветочной рассады.

Досуг “Чудеса в огороде”.

Чтение х/л.

Июнь - июль

Высадка рассады в огород, цветники.

Уход за посадками (полив, рыхление, прополка).

Оформление альбома “Наши наблюдения”.

Повторная диагностика детей.

Подготовка к экологическому празднику (изготовление атрибутов, костюмов).

Август-сентябрь

Сбор урожая.

Сбор семян.

Оформление фотовыставки для презентации.

Выставка-ярмарка с участием родителей “Дары осени”.

Экологический праздник “Осенины”.

Презентация проекта.

Используемая литература:

- Корнилова В, М, «Экологическое окно» в детском саду

- Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений» М. 2005г.

- Тимофеева Л. Л. «Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в средней, старшей группе».

- Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.

-  Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.

-  Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Огород на подоконнике"

Формировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности....

Огород на подоконнике как средство экологического воспитания дошкольников

Огород на подоконнике стал в нашей группе традицией. Его мы с детьми начинаем сажать ранней весной. Этим мы не только создаем условия для развития мышления и воображения, но и развиваем стоикий интере...

Совместная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию "Огород на подоконнике"

Презентация совместной деятельности с детьми второй младшей группы в Центре природы и экспериментирования в рамках проведения Недели экологии в детском саду...

Конспект занятия по формированию предпосылок экологического сознания в первой младшей группе детского сада «Огород на подоконнике».

Конспект занятия  по формированию предпосылок экологического сознания в первой младшей группе детского сада «Огород на подоконнике»....

План долгосрочного проекта экологической направленности во второй младшей группе "Огород на подоконнике"

Проект «Освоение представлений детей младшего дошкольного возраста о росте растений в процессе создания «Огород на окне»...

Семейный экологический проект "Аптека на подоконнике"

Семейный экологический проект - как наиболее эффективная форма взаимодействия с родителями....