Экологический проект "Огород на подоконнике"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
№ 5 «Степнячок» Акбулакского района Оренбургской области
Проект в средней группе
Тема: «Огород на подоконнике»
Над проектом работала: воспитатель высшей квалификационной категории
Н.Н. Хакимова
2018 г.
Актуальность проекта:
Педагогическая диагностика Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. А изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям, ухаживать за обитателями уголка природы.
Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое.
Но в осенне-зимний период у детей угасает интерес к развитию растений, так как нет наглядности, а у детей наглядно-образное мышление. Для решения этой проблемы был создан “огород на подоконнике”, который позволяет вести наблюдения за ростом и развитием растений, проводить экспериментальную работу по выявлению факторов, влияющих на рост и развитие растений и получение устойчивых трудовых умений и навыков по уходу за культурами огорода.
Тип проекта информационно – творческий; групповой.
По содержанию: обучающий.
Участники проекта: дети средней- старшей группы
Сроки реализации проекта: долгосрочный
По характеру контактов: в рамках ДОУ
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Формы и методы реализации проекта:
Экологические занятия; игры экологического содержания; словесные обсуждения и проигрывание ситуаций; трудовой отряд маленьких огородников; огородная библиотека; лаборатория юного огородника; инсценировки, театрализованные представления; наблюдения; опыты; выставка детских рисунков.
Этапы проекта:
- Подготовительный
- Исследовательский
- Заключительный
Цель проекта - создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников с особыми образовательными потребностями, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений п. Акбулак.
Задачи проекта:
Обучающие:
Формировать представление о том, как выращиваются огородные растения.
Закреплять знания детей о строении, об условиях, необходимых для роста растений.
Систематизировать знания детей о значении воды в жизни человека, животных, растений.
Познакомить детей с лекарственными свойствами огородной зелени: укропа, зелёного лука.
Развивающие:
Развивать творческую, познавательную активность, устойчивость внимания, наглядно – действенное мышление, мелкую и общую моторику, композиционные умения.
Развивать речь детей, активизировать словарь (корень, посадить, углубление, условия).
Развивать трудовые навыки, умение организовывать своё рабочее место в различных видах деятельности.
Воспитывающие:
Воспитывать бережное и доброе отношение к природе.
Воспитывать чувство самосохранения, умение заботиться о своём здоровье.
Воспитывать желание производить трудовые действия, помогать взрослым.
Формировать чувство ответственности при уходе за огородными растениями: вовремя полить, рыхлить почву, предохранять от прямых солнечных лучей.
Проектная идея: создать в группе детского сада огород на подоконнике. Получить урожай зелени и огурцов, выращенных самими дошкольниками.
Принципы:
Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры поселка Акбулак
Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.
Предполагаемый результат:
Закрепление и расширение знаний детей о родном крае и культурных огородных растениях п. Акбулак, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.
Экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется плод.
Расширение связей специалистов в ДОУ.
Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Месяц | Тема |
Октябрь | Первичная диагностика детей. Приобретение инвентаря, оборудования, семян. Беседа об овощах. Д/и “Вершки и корешки”. Чтение х/л. |
Ноябрь | Настольная игра “Что где растет?”. Беседа “Все начинается с семечки”. Опыт с корнеплодами. Рассматривание иллюстраций с изображением сбора урожая. Рисование “Во саду ли, в огороде”. Чтение х/л. |
Декабрь | Составление рассказов об овощах по моделям. Д/и “Что сначала, что потом?”. Опыт по знакомству со свойствами почвы. Э/и “Распределение плодов по форме и вкусу”. Ситуация “Айболит рассказывает о пользе овощей и фруктов”. Отгадывание загадок. |
Январь | Опыт “Установить необходимость почвы для жизни растений”. Посадка лука, семян злаков. Посев петрушки и укропа. Зарисовка в дневнике наблюдений. Чтение х/л. |
Февраль | Опыт “Нужен ли корешкам воздух?”. Беседа “Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений”. Посев семян лекарственных трав (настурция, календула, ромашка). Составление рассказов о растениях по моделям. Уход за растениями. Спортивное развлечение “Дружные огородники”. Чтение х/л. |
Март | Посев семян цветов, перца, душистого горошка для выращивания рассады. Посадка лука-севка. Д/и “Чудесный мешочек”. Наблюдение за всходами. Уход за растениями. Зарисовка в дневник наблюдений. Беседа “Какие растения можно вырастить на подоконнике”. Чтение х/л. |
Апрель | Посев семян помидоров, арбузов в горшочки. Закрепление трудового процесса по уходу за растениями по моделям. Составление рассказов из личного опыта “Я ухаживаю за огородом на окне”. Уход за растениями. Зарисовка в дневник наблюдений. Беседа о лекарственных травах. Чтение х/л. |
Май | Приготовление грядок для посадки рассады овощных культур. Создание уголка лекарственных трав. Раскрашивание картинок “Во саду ли, во огороде”. Подготовка клумб для цветочной рассады. Досуг “Чудеса в огороде”. Чтение х/л. |
Июнь - июль | Высадка рассады в огород, цветники. Уход за посадками (полив, рыхление, прополка). Оформление альбома “Наши наблюдения”. Повторная диагностика детей. Подготовка к экологическому празднику (изготовление атрибутов, костюмов). |
Август-сентябрь | Сбор урожая. Сбор семян. Оформление фотовыставки для презентации. Выставка-ярмарка с участием родителей “Дары осени”. Экологический праздник “Осенины”. Презентация проекта. |
Используемая литература:
- Корнилова В, М, «Экологическое окно» в детском саду
- Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений» М. 2005г.
- Тимофеева Л. Л. «Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в средней, старшей группе».
- Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.
- Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.
- Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Огород на подоконнике"
Формировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности....
Огород на подоконнике как средство экологического воспитания дошкольников
Огород на подоконнике стал в нашей группе традицией. Его мы с детьми начинаем сажать ранней весной. Этим мы не только создаем условия для развития мышления и воображения, но и развиваем стоикий интере...
Совместная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию "Огород на подоконнике"
Презентация совместной деятельности с детьми второй младшей группы в Центре природы и экспериментирования в рамках проведения Недели экологии в детском саду...
Конспект занятия по формированию предпосылок экологического сознания в первой младшей группе детского сада «Огород на подоконнике».
Конспект занятия по формированию предпосылок экологического сознания в первой младшей группе детского сада «Огород на подоконнике»....
Опыт работы по реализации экологического познавательно-исследовательского проекта "Огород на подоконнике"
познавательно-исследовательский проект "Огород на подоконнике"...
План долгосрочного проекта экологической направленности во второй младшей группе "Огород на подоконнике"
Проект «Освоение представлений детей младшего дошкольного возраста о росте растений в процессе создания «Огород на окне»...
Семейный экологический проект "Аптека на подоконнике"
Семейный экологический проект - как наиболее эффективная форма взаимодействия с родителями....