Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Сценарий образовательной ситуации познавательной направленности с элементами экспериментирования, для детей среднего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 995.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий образовательной ситуации
познавательной направленности с элементами экспериментирования,
с детьми среднего возраста.
Губанова Оксана Юрьевна,
воспитатель МДОБУ № 105 г.Сочи
Тема: «Спасаем лягушат»
Образовательная область: Познавательное развитие.
Цель: Создание условий для формирования у детей знаний о свойствах льда.
Задачи:
Образовательные:
Способствовать формированию у детей представлений о разных состояниях воды и свойствах льда; формировать умения выбирать нужный способ для выполнения поставленной задачи.
Развивающие:
Развивать мелкую моторику, приучать детей аккуратно пользоваться клеем; развивать фонематический слух.
Воспитательные:
Продолжать вызывать интерес к играм с водой; воспитывать отзывчивость, побуждать оказывать помощь тем, кто в ней нуждается; способствовать осознанию собственной значимости.
Словарная работа:
Обогащение словаря: замороженные, лягушата, оттаяли, кваканье, кувшинка.
Уточнение словаря: мерзнуть, прозрачный, скользкий, гладкий, пруд, аккуратный, усаживайте.
Активизация словаря: лёд, холодный, твёрдый, тает, капает.
Предварительная работа: знакомство с условиями обитания лягушки, просмотр видеозаписей, экспериментирование с водой, рассматривание картинок с изображением пруда; разучивание логоритмической игры.
Оборудование и материалы: аудиозапись с кваканьем лягушки; игрушки: мама-лягушка и лягушата, замороженные в лёд – по количеству детей; ванночки для игр с водой, лейки с тёплой и холодной водой - по количеству детей, макет пруда, готовые детали из картона для изготовления кувшинки по количеству детей.
Ход образовательной ситуации:
- Игровая мотивация:
Воспитатель обращает внимание детей на доносящиеся откуда-то звуки – кваканье лягушки.
Воспитатель: Ребята, прислушайтесь. Что вы слышите?
Дети: Это лягушка.
Воспитатель: Что она делает?
Дети: Квакает.
Воспитатель: Молодцы, да, действительно мы слышим кваканье лягушки. Интересно, а где же спряталась лягушка? Давайте поищем её.
Дети определяют по звуку и находят лягушку.
Воспитатель: Ребята, по-моему лягушка хочет нам о чём то рассказать.
Лягушка: Мои весёлые ребята –
Озорные лягушата –
В пруду весело играли,
В воду прыгали, ныряли.
Но случилась вдруг беда –
Превратилась в лед вода!
Что мне делать?
Как мне быть?
Как детей освободить?
- Эксперимент со льдом
Воспитатель: Ребята, про кого рассказала нам лягушка?
Дети: Про лягушат.
Воспитатель: А что произошло с лягушатами?
Дети: Вода в пруду замерзла и превратилась в лед. В ней замёрзли лягушата.
Воспитатель с детьми находят «замерзших» в льдинках лягушат.
Воспитатель: Вот они, замерзшие лягушата. Как же они туда попали?
Дети: Лягушата играли в пруду, а вода замерзла. Вот они и превратились в льдинки.
Дети берут льдинки в руки.
Воспитатель: Что-то мои руки стали мёрзнуть. А ваши ручки тоже замёрзли? А как вы думаете почему?
Дети: Мы держим лёд.
Воспитатель: А лёд какой?
Дети: Холодный.
Воспитатель: Ой, он выскальзывает из рук, значит лёд ещё какой?
Дети: Скользкий.
Воспитатель: Постучите льдинкой (дети выполняют), как вы думаете, какой ещё лёд?
Дети: Твёрдый.
Воспитатель: Ребята, вы видите лягушат сквозь лёд. (Да) А почему? (предположения детей) Правильно, потому что лёд прозрачный как стекло. Повторите, пожалуйста, какой лёд.
Дети: Прозрачный.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, вода почему-то потекла по рукам. От чего это происходит?
Дети: Это тает лёд.
Воспитатель: Ребята, а почему тает лёд?
Дети: Руки тёплые, лёд от тепла тает.
Воспитатель: Так вот чего боится лёд, тепла. Тогда нам нужно поскорее растопить лёд и спасти лягушат. А вы знаете как можно растопить лёд? (предположения детей) А я знаю ещё один способ. Кладите лягушат в ванночку. У нас есть лейки с водой, одна с тёплой водой, другая с холодной. Как вы думаете, какая вода поможет нам быстрее растопить лёд и освободить лягушат, холодная или тёплая?
Дети: Тёплая.
Воспитатель: А давайте с вами проверим от какой воды растает лёд.
Дети выполняют. Поливают сначала из лейки с холодной водой, ничего не меняется, а потом с тёплой водой.
Воспитатель: Смотрите, ребята, что происходит со льдом.
Дети: Лёд тает, теплая вода растапливает лёд.
Воспитатель: Давайте быстрее достанем лягушат и посадим их рядом с мамой, пусть они согреются.
Воспитатель: Лягушка очень рада и благодарит Вас за то, что вы спасли её деток.
Лягушка: Спасибо вам ребята, вы очень добрые.
Итог.
Воспитатель: Ребята, какие же вы молодцы! Вы отлично со всем справились.
Как же нам удалось спасти лягушат? (Ответы детей) А что мы нового узнали о свойствах льда? (Ответы детей)
- Физкультминутка.
Воспитатель: А теперь давайте, ребята, мы с вами превратимся в лягушат и немного поиграем.
На пруду лягушата- Дети приседают, подняв вверх.
Развесёлые ребята полусогнутые руки
Утром рано умывались, Имитируют умывание.
Полотенцем растирались, Имитируют растирание.
Лапками топали, Топают.
Лапками хлопали, Хлопают в ладоши.
В салочки играли- Прыгают на обеих ногах
По кочкам скакали. друг за другом.
С кочки на кочку,
С кочки на кочку.
- Продуктивная деятельность.
Воспитатель: Ребята, какие вы все молодцы, лягушат спасли, по кочкам попрыгали. Ну а теперь пришла пора лягушке с её детками возвращаться домой в свой пруд. А чтобы они о нас не забывали, давайте мы сделаем им подарочки. Ребята, а как вы думаете, что можно подарить лягушкам? (Предположения детей)
Воспитатель: А у меня к вам такое предложение, может мы сделаем для лягушат красивые кувшинки. Ребята, а вы знаете, что такое кувшинка? (Предположения детей.)
Воспитатель: Кувшинка - это такой цветок, который растёт на воде в пруду, и лягушки, чтобы подышать воздухом, садятся на кувшинку и греются на солнышке. (Показывает картинку.)
Воспитатель: Давайте мы с вами попробуем сделать такую кувшинку.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у вас на столе лежат детали для изготовления кувшинки. А как вы думаете, как сделать из этих деталей кувшинку? (Предположения детей)
Дети самостоятельно изготавливают кувшинки.
Воспитатель: Я очень рада, что вы со всем справились. Что всё у нас получилось!
Спасибо вам ребята.
Играет музыка. (Две лягушки вечерком…)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"
Педсовет включает в себя аналитическую справку по тематической проверке, деловую игру педагогов и решения педсовета....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/16/picture-435598-1397636700.jpg)
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уро...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/05/picture-508531-1415208568.jpg)
Практическая консультация для педагогов «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
Дети, по природе своей, исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о ми...
Комплексно-тематический план образовательной работы тема "Братья наши меньшие" в подготовительной группе. Рекомендации для воспитателей по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования.
Дикие и домашние животные.Животные разных климатических зон.Ферма и зоопарк. Задачи по видам совместной образовательной деятельности. Самостоятельная деятельность детей.Образовательная деятельно...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/01/picture-617477-1427913695.jpg)
Из опыта работы воспитателя второй квалификационной категории Колосовой Г.С. "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"
Из опыта работы по теме " Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"...
«Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирова...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/01/picture-627670-1677683513.jpg)
Проект "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"
Способствовать развитию познавательной активности, любознательности потребности в умсвенных впечатлениях детей, стремление к самостоятельному познанию и размышлению....