Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Губанова Оксана Юрьевна

Сценарий образовательной ситуации познавательной направленности с элементами экспериментирования, для детей среднего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_spasaem_lyagushat.docx995.8 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий образовательной ситуации

познавательной направленности с элементами экспериментирования,

с детьми среднего возраста.

Губанова Оксана Юрьевна,

воспитатель МДОБУ № 105  г.Сочи

Тема: «Спасаем лягушат»

C:\Users\Валерия\Desktop\Рисунок4.png

Образовательная область: Познавательное развитие.

Цель: Создание условий для формирования у детей знаний о свойствах льда.

Задачи:

Образовательные:

Способствовать формированию у детей представлений о разных состояниях воды и свойствах льда; формировать умения выбирать нужный способ для выполнения поставленной задачи.

Развивающие:

        Развивать мелкую моторику, приучать детей аккуратно пользоваться клеем; развивать фонематический слух.

Воспитательные:

        Продолжать вызывать интерес к играм с водой; воспитывать отзывчивость, побуждать оказывать помощь тем, кто в ней нуждается; способствовать осознанию собственной значимости.

Словарная работа:

        Обогащение словаря: замороженные, лягушата, оттаяли, кваканье, кувшинка.

        Уточнение словаря: мерзнуть, прозрачный, скользкий, гладкий, пруд, аккуратный, усаживайте.

        Активизация словаря: лёд, холодный, твёрдый, тает, капает.

Предварительная работа: знакомство с условиями обитания лягушки, просмотр видеозаписей, экспериментирование с водой, рассматривание  картинок с изображением пруда; разучивание логоритмической игры.

Оборудование и материалы: аудиозапись с кваканьем лягушки; игрушки: мама-лягушка и лягушата, замороженные в лёд – по количеству детей; ванночки  для игр с водой, лейки с тёплой и холодной водой - по количеству детей, макет пруда, готовые детали из картона для изготовления кувшинки по количеству детей.

Ход образовательной ситуации:

  1. Игровая мотивация:

        Воспитатель обращает внимание детей на доносящиеся откуда-то звуки – кваканье лягушки.

Воспитатель: Ребята, прислушайтесь. Что вы слышите?

Дети: Это лягушка.

Воспитатель: Что она делает?

Дети: Квакает.

Воспитатель: Молодцы, да, действительно мы слышим кваканье лягушки. Интересно, а где же спряталась лягушка? Давайте поищем её.

        Дети определяют по звуку и находят лягушку.

Воспитатель: Ребята, по-моему лягушка хочет нам о чём то рассказать.

Лягушка:         Мои весёлые ребята –

                         Озорные лягушата –

                         В пруду весело играли,

                         В воду прыгали, ныряли.

                        Но случилась вдруг беда –

                        Превратилась в лед вода!

                        Что мне делать?

                        Как мне быть?

                        Как детей освободить?

  1. Эксперимент со льдом

Воспитатель: Ребята, про кого рассказала нам лягушка?

Дети: Про лягушат.

Воспитатель: А что произошло с лягушатами?

Дети: Вода в пруду замерзла и превратилась в лед. В ней замёрзли лягушата.

        Воспитатель с детьми находят «замерзших» в льдинках лягушат.

Воспитатель: Вот они, замерзшие лягушата. Как же они туда попали?

Дети: Лягушата играли в пруду, а вода замерзла. Вот они и превратились в льдинки.

        Дети берут льдинки в руки.

Воспитатель: Что-то мои руки стали мёрзнуть. А ваши ручки тоже замёрзли? А как вы думаете почему?

Дети: Мы держим лёд.

Воспитатель: А лёд какой?

Дети: Холодный.

Воспитатель: Ой, он выскальзывает из рук, значит лёд ещё какой?

Дети: Скользкий.

Воспитатель: Постучите льдинкой (дети выполняют), как вы думаете, какой ещё лёд?

Дети: Твёрдый.

Воспитатель: Ребята, вы видите лягушат сквозь лёд. (Да) А почему? (предположения детей) Правильно, потому что лёд прозрачный как стекло. Повторите, пожалуйста, какой лёд.

Дети: Прозрачный.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, вода почему-то потекла по рукам. От чего это происходит?

Дети: Это тает лёд.

Воспитатель: Ребята, а почему тает лёд?

Дети: Руки тёплые, лёд от тепла тает.

Воспитатель: Так вот чего боится лёд, тепла. Тогда нам нужно поскорее растопить лёд и спасти лягушат. А вы знаете как можно растопить лёд? (предположения детей) А я знаю ещё один способ. Кладите лягушат в ванночку. У нас есть лейки с водой, одна с тёплой водой, другая с холодной. Как вы думаете,  какая вода поможет нам быстрее растопить лёд и освободить лягушат, холодная или тёплая?

Дети: Тёплая.

Воспитатель: А давайте с вами проверим от какой воды растает лёд.

                   C:\Users\Валерия\Desktop\Рисунок3.png

        Дети выполняют. Поливают сначала из лейки с холодной водой, ничего не меняется, а потом с тёплой водой.

Воспитатель: Смотрите, ребята, что происходит со льдом.

Дети: Лёд тает, теплая вода растапливает лёд.

Воспитатель: Давайте быстрее достанем лягушат и посадим их рядом с мамой, пусть они согреются.

Воспитатель:  Лягушка очень рада и благодарит Вас за то, что вы спасли её деток.

Лягушка: Спасибо вам ребята, вы очень добрые.

Итог.

Воспитатель: Ребята, какие же вы молодцы! Вы отлично со всем  справились.

Как же нам удалось спасти лягушат? (Ответы детей) А что мы нового узнали о свойствах льда? (Ответы детей)

  1. Физкультминутка.

Воспитатель: А теперь давайте, ребята, мы с вами превратимся в лягушат и немного поиграем.

На пруду лягушата-                        Дети приседают, подняв вверх.

Развесёлые ребята                        полусогнутые руки

Утром рано умывались,                Имитируют умывание.

Полотенцем растирались,                Имитируют растирание.

Лапками топали,                                Топают.

Лапками хлопали,                        Хлопают в ладоши.

В салочки играли-                        Прыгают на обеих ногах

По кочкам скакали.                        друг за другом.

С кочки на кочку,

С кочки на кочку.

  1. Продуктивная деятельность.

Воспитатель: Ребята, какие вы все молодцы, лягушат спасли, по кочкам попрыгали. Ну а теперь пришла пора лягушке с её детками возвращаться домой в свой пруд. А чтобы они о нас не забывали, давайте мы сделаем им подарочки. Ребята, а как вы думаете, что можно подарить лягушкам? (Предположения детей)

Воспитатель: А у меня к вам такое предложение, может мы сделаем для лягушат красивые кувшинки. Ребята, а вы знаете, что такое кувшинка? (Предположения детей.)

Воспитатель: Кувшинка - это такой цветок, который растёт на воде в пруду, и лягушки, чтобы подышать воздухом, садятся на кувшинку и греются на солнышке. (Показывает  картинку.)

Воспитатель: Давайте мы  с вами попробуем сделать такую кувшинку.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у вас на столе лежат детали для изготовления кувшинки. А как вы думаете, как сделать из этих деталей кувшинку? (Предположения детей)

Дети самостоятельно изготавливают кувшинки.

Воспитатель: Я очень рада, что вы со всем справились. Что всё у нас получилось!

Спасибо вам ребята.

Играет музыка. (Две лягушки вечерком…)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"

Педсовет включает в себя аналитическую справку по тематической проверке, деловую игру педагогов и решения педсовета....

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями  к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уро...

Практическая консультация для педагогов «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Дети,  по природе своей,  исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о ми...

Комплексно-тематический план образовательной работы тема "Братья наши меньшие" в подготовительной группе. Рекомендации для воспитателей по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования.

Дикие и домашние животные.Животные разных климатических зон.Ферма и зоопарк. Задачи по видам совместной образовательной деятельности. Самостоятельная деятельность  детей.Образовательная деятельно...

Из опыта работы воспитателя второй квалификационной категории Колосовой Г.С. "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"

Из опыта работы по теме " Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"...

«Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирова...

Проект "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"

Способствовать  развитию познавательной активности, любознательности  потребности в умсвенных впечатлениях детей, стремление к самостоятельному познанию и размышлению....