Исследовательская деятельность Тема: «Комнатные растения в ДОУ»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Введение

Нас с детьми привлекают комнатные растения. На НОД по окружающему миру мы с детьми  познакомились с особенностями их жизни, правилами ухода за ними. Растения — молчаливые помощники людей, хорошие друзья. Они не только красивы и приятно пахнут, они еще задерживают пыль, поглощают вредные вещества, дарят нам драгоценный кислород, создают в любом помещение уют, красоту. Поэтому очень важно знать, какие комнатные растения нужны в детском саду,  в каждой группе и как они влияют на наше здоровье.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komnatnye_rasteniya_1.rar2.9 МБ
Файл issledovatelskaya_komnatnye_rastenia_v_dou.docx46.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад №92 развивающего вида» г. Сыктывкар

Исследовательская деятельность

Тема: «Комнатные растения в ДОУ»

                                   

2018                                                                          Автор: Дик.Е.Л


План:

Введение.

  1. Теоретическая часть:

- история возникновения комнатных растений

- зачем нужны комнатные растения

- опасные комнатные цветы

-полезные комнатные цветы

2.  Практическая работа:

- определение названий

- создание книги сказок комнатных растений.

- рекомендательный список растений, необходимых в группах детского сада.

Заключение.

Список литературы.








 

Введение

Нас с детьми привлекают комнатные растения. На НОД по окружающему миру мы с детьми  познакомились с особенностями их жизни, правилами ухода за ними. Растения — молчаливые помощники людей, хорошие друзья. Они не только красивы и приятно пахнут, они еще задерживают пыль, поглощают вредные вещества, дарят нам драгоценный кислород, создают в любом помещение уют, красоту. Поэтому очень важно знать, какие комнатные растения нужны в детском саду,  в каждой группе и как они влияют на наше здоровье.

Наши дети большую часть времени  проводят в помещении. Воздух в группах грязнее в 4-6 раз наружного и токсичнее в 8-9 раз. В помещении нас окружают предметы и материалы, выделяющие губительные для здоровья химические вещества и элементы. Электропроводка является источником электромагнитных полей. Отопление зимой и яркий солнечный свет делают воздух сухим.

Экологически неблагоприятная обстановка помещений, в которых находятся дошкольники , может вызвать как легкое недомогание, так и вполне серьезные заболевания: головокружение, головные боли, бессонницу, может появиться утомляемость и раздражительность.

Что делать? Искать помощи у природы. Человеку нужно восстановить прерванную с ней связь, то есть постараться окружить себя различными растениями, которые, активно вбирая все вредное, еще и вырабатывают кислород и благоприятно воздействуют на человека своим биополем.

Растения – это часть живой природы, которой так не хватает современному человеку. Цветы – лучший способ привнести красоту и тепло, создать то пространство, в котором человек будет чувствовать себя гораздо комфортней и уютней. Поэтому это особенно важно в условиях дошкольной жизни – не смотря на серьезность атмосферы учебной деятельности, хочется чувствовать уют и тепло в каждой группе. А помочь создать это могут комнатные растения. Но для того, чтобы растения радовали нас, нужно знать, что земные питомцы, также как и домашние животные, требуют правильного ухода, на что необходимо время и определенные знания.

Время для ухода за комнатными растениями каждый ребенок может найти. Но я часто слышу от своих воспитанников :

- Какой красивый цветок! А как он называется?

- Какую пользу приносит данный цветок  группе.

Нам с детьми захотелось узнать больше о комнатных растениях, истории их появления, их названия и рассказать об этом своим одноклассникам.

Цель исследования: изучить особенности содержания комнатных растений и их роль в жизни детей в ДОУ.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить научную литературу по данной теме.
  2. Определить, какие полезные комнатные растения есть в группах.
  3. Выяснить условия необходимые для жизни комнатных растений.
  4. Выяснить полезные свойства комнатных растений группы.

Актуальность:

Детский сад для нас – не только место, где мы приобретаем знания, но и место, где мы учимся общаться, переживаем горести и радости самого прекрасного периода в жизни человека – детства. Группа - это лицо нашего ДОУ заведения и огромное пространство для создания творческих проектов. Насколько ухоженным и красивым он будет – зависит от нас. Если в группе множеством зеленых насаждений, цветущих растений, то это способствует экологическому воспитанию.

Правильно подобранные растения, и размещенные с хорошим вкусом, создают психологически благоприятную среду, положительно влияют на настроения детей , придают помещению своеобразный колорит.

Объект исследования: комнатные растения групп.

Предмет исследования: процесс изучения свойств комнатных растений в группы.

Гипотеза – В ДОУ в группах нет вредных растений.

 Методы исследования:

  1. Изучение литературы.
  2. Наблюдение.
  3. Опыты.

Результат работы: Создание совместно книги сказок о цветах.


Зачем нужны комнатные растения?

Эти растения – наши друзья!
В комнате жить без них просто нельзя,
С ними нам дышится лучше и легче,
С ними нам жить еще интересней!

Комнатные растения обладают свойствами, полезными для человека. Они оказывают благотворное действие на человека, помогают избавиться от усталости и раздражительности, очищают воздух и улучшают сон. Комнатные цветы для здоровья полезны тем, что выделяют фитонциды, губительные для болезнетворных бактерий. Растения могут оздоровлять и очищать воздух в комнате. Благодаря антибактериальным свойствам многих растений, бактерии уничтожаются быстрее, чем от фитонцидов, содержащихся в чесноке. Растения хорошо очищают воздух в закрытой комнате. Кроме того, польза комнатных цветов для здоровья обуславливается и бодрящим эффектом, который оказывают эфиромасличные растения. Они выделяют летучие фитонциды, которые активизируют защитные силы нашего организма, улучшают самочувствие, дарят энергию и возвращают работоспособность. Растения повышают влажность, если воздух в помещении сухой. Словом, комнатные цветы для здоровья детей просто необходимы: они облагораживают, очищают и оздоровляют воздух, а также повышают сопротивляемость организма к инфекциям.

Из всех комнатных цветов для здоровья особенно можно выделить домашнюю герань, бегонию, фикус, пеларгонию душистую. Эти растения оказывают благоприятное воздействие на людей с заболеваниями легких и верхних дыхательных путей. Очень полезен и комнатный лимон — благодаря фитонцидам, он оказывает оздоровительный эффект на детей, склонных к простудным заболеваниям. Улучшают настроение, благотворно воздействуют

на эмоциональное состояние, придают силы и работоспособность запахи лимона, апельсина, розы.

Самыми полезными для выращивания в помещении являются  фитонцидные растения: ( алоэ, каланхое, традесканция, фикусы, папоротники, лимоны, фуксии, мирт, аспидистра, лавр). Очень полезно держать в комнате для поглощения углекислого газа и выделения кислорода сансевиерию или "щучий хвост", хлорофитум, монстеру, спатифиллум. К домашним растениям, которые хорошо очищают воздух относятся, также бегония, кипарис, цикламен, циссус. Необыкновенно красиво и полезно выращивать в комнате герань, мелиссу, розмарин. Эти растения снимают напряжение и усталость.


Полезные комнатные растения :

Для чего же нам нужны комнатные растения? Конечно, комнатные растения действительно создают в помещении: уют, комфортную атмосферу, делают интерьер помещений живым и привлекательным, однако в последние годы учёные открыли и другие свойства комнатных растений, и эти открытия изменили отношение людей к ним.

Изучив литературу о комнатных растениях, мы узнали о свойствах комнатных растений. Оказывается, комнатные растения нужны не только для красоты и уюта, они:

  • очищают воздух от токсических веществ, которые выделяют отделочные материалы, моющие средства, водопроводная вода, да и воздух, попадающий с улицы, например, хлорофитум ;
  • повышают влажность воздуха, например, циперус ;
  • убивают бактерии, например, пеперомия;
  • снижают электромагнитное излучение, например, кактус;
  • способствуют оздоровлению, например, герань;
  • влияют на эмоциональное состояние, например, китайская роза;

Комнатные растения, разрешенные в детском саду.

В детских дошкольных учреждениях допускается высаживать следующие комнатные растения:

  • алоэ, толстянки, пеперомии, аукуба японская. Они выделяют в воздух фитонциды и помогают детям не заразиться сезонными простудными заболеваниями.
  • хлорофитум хохлатый. Он замечательно поглощает из воздуха углекислый газ и хорошо подходит для помещений с большим количеством людей.
  • фуксия, бегония, азалия. У этих растений ярко выражены цветы, стебель и листья. Благодаря этому малыши смогут изучить их строение.
  • геогенантус, денежное дерево, гастения. У этих многолетников крупные листья, детки будут их протирать и поливать.
  • каланхоэ
  • китайская роза
  • глоксинии
  • крассула
  • колеус, каладиум двухцветный, гипестес с разноцветными листьями. Эти растения достаточно яркие, и детям будет интересно наблюдать за их ростом, способствует развитию у них наблюдательности.

Комнатные растения запрещенные в детском саду

В садиках нельзя содержать следующие виды растений:

  • фикус, диффенбахия. Прикасаться к ним запрещено, в соке листьев содержится яд.
  • все виды кактусов. Растения имеют шипы и колючки, малыши могут сильно пораниться, потрогав их из любопытства.
  • олеандр, лилии. Если ребенок будет контактировать с этими цветами, возможны нежелательные последствия. Их запах вполне может вызвать сильную головную боль.
  • герань. Удивительно, но это с детства знакомое всем растение способно спровоцировать приступ астмы или вызвать аллергию, так как выделяет эфирные масла.

Выбирайте комнатные растения в детский сад грамотно, следуя нашим советам.

Ребята получат навыки ухода за цветами, станут внимательнее и самостоятельнее. Комнатные растения - лучшее решение для детских дошкольных учреждений. Лучше всего просмотреть ядовитые комнатные растения на фото, чтобы знать их не только по названию, но и "в лицо". Ведь если некоторые ядовитые растения хорошо всем известны, то другие знают не все.

Свойства комнатных растений.

Фитонцидные свойства комнатных растений.

Известно, что все растения выделяют фитонциды – особые летучие соединения, которые губительно воздействуют на находящиеся в воздухе болезнетворные микроорганизмы. Фитонциды различных растений отличаются по химическому составу, а значит, и по своему воздействию на бактерии и микробы.

По данным:

алоэ древовидное снижает количество бактерий в воздухе на 38%,  аукуба японская аспарагус – в 3,1 раза, традесканция – в 2,1 раза, хлорофитум хохлатый накапливает окись углерода, очищает воздух от окислов азота. Аглоанема убивает стрептококковую инфекцию, аспарагусы поглощают тяжелые металлы. Хвойные растения, а также цереусы, кодеумы восстанавливают ионный состав воздуха.

Воздействие комнатных растений на влажность воздуха в группах ДОУ.

Зимой в группах воздух становится сухим, а это вредно не только для растений, но и для детей . Комнатные растения через листья испаряют влагу, тем самым способствуют увлажнению воздуха в группах. Хлорофитум хохлатый  наиболее эффективно воздействуют на сухость воздуха.


Растения, влияющие на токсичные вещества.

В наши дни уже не надо доказывать, что загрязнение воздуха внутри зданий является реальной угрозой здоровью людей. Все эти вредные вещества могут вызвать онкологические заболевания, кожные, аллергические реакции, ухудшение зрения, вызывают головную боль, тошноту, вызывать кровотечение из носа, поражать центральную нервную систему.

Ученные доказали, что растения способны удалять из воздуха вредные для здоровья человека вещества. Настало время воспользоваться этими уникальными свойствами комнатных растений и сделать их настоящими живыми фильтрами, способными очищать воздух в группах.

Выявление полезных свойств комнатных растений группы.

Влияние комнатных растений на здоровье детей, явилось предметом многократных научных исследований.

Используя научную литературу по теме нашего исследования, мы выявили полезные свойства комнатных растений группы.

Так же мы решили узнать, как влияют комнатные растения на самочувствие, настроение, эмоциональное состояние подготовительной группы. Вот какие результаты были получены. Был проведен опрос у 16 ребят.

Всем детям нашей  группы нравится находиться , где есть цветы:

-цветы радуют детей  –10 человек;

-успокаивают детей – 2человека;

-повышают настроение при виде растений -3человека;

-никак не действуют комнатные растения  на  ребенка -1 человека;

-отметили, что в группе , где есть комнатные цветы им дышится легко –8 человек;

Цветущие растения у 68% детей повышают настроение, а у 32% не повышают. Из опроса видно, что цветы оказывают положительное влияние на эмоциональное состояние большинства детей нашей  группы.

Комнатные растения действительно помогают детям чувствовать себя хорошо ! Наличие растений в группе не только положительно влияют на внутренний климат но  и обладают расслабляющим действием на детей .


Заключение

Все, конечно, помнят крылатую фразу Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили!». Это в полной мере относится и к растениям, которые мы выращиваем в группах. Нужно уметь прислушиваться к ним, тогда растения порадуют нас своим пышным ростом и красивым цветением.

На основе проведённого исследования,  по изучению комнатных растений детском саду, можем сделать следующий вывод:

В группах детского сада больше полезных цветов, чем вредных.


Список литературы: 1. Афонькин, С.Ю. Самые удивительные растения.- СПб.: БКК, 2007.            2. Быховец, С.Л. Энциклопедия комнатных растений. — М.: Харвест, 2000.  

3. Воронцов В.В. Уход за комнатными растениями: практические советы любителям цветов. – М.: ЗАО «Фитон», 2003.

4. Князева Т.П.,Князева Д.В.Миллион цветов для красоты нашего дома-М.:ОЛМА Медиа Групп, 2009

5.  Неер, Я.В. Все о комнатных растениях, очищающих воздух. – СПб.: СЗКЭО, 2007.

6. Плешаков А.А. Атлас – определитель «От Земли до неба» М.: Просвещение, 2010


                                 



Рекомендательный список растений, необходимых

В группе:

Алоэ

Хлорофитум

Традесканция

Драцена

Бегония

Пеларгония

Диффенбахия

Сансевьера

Толстянка

Плющ

Циссус





Опыт 1.
Цель: Узнать, в какой земле лучше растет комнатное растение.
Ход опыта.
Мы подобрали черную, питательную землю и посадили в нее цветок, а другое посадили растение в камни, оно расти не стало. 
Вывод:
Растения нужно садить в рыхлую, черную, с перегноем землю, а в камни садить нельзя, потому что в камнях нет перегноя, они твердые, гладкие и не удерживают воду, и корень у растения погибнет.
Мы рассмотрели строение цветка и провели опыт.
Опыт 2.
Цель: узнать, зачем корень растениям.
Ход опыта.
Сначала мы выяснили, из каких частей состоит комнатное растение. Потом взяли стакан с окрашенной водой, поместили туда комнатное растение, с завязанным к стеблю бинтом, увидели, что бинт окрасился.
Вывод: Вода поступает по корню ко всему растению, значит, корень растению нужен для того, чтобы питаться водой, питательными веществами.
Опыт 3
Цель: Узнать, как растет растение в тени и на свету.
Ход опыта.
Мы поставили одно комнатное растение на окно, а другое поставили в темное помещение. На свету растение растет хорошо, а в тени растение замедлило свой рост.
Вывод:
Комнатным растениям необходим свет, так как в тени растение расти, не будет. 
Опыт 4
Цель: Узнать, какой водой лучше поливать комнатные растения
Ход опыта.
Мы обсудили, какую воду можно использовать для поливки комнатных растений. Воспитатель дала нам потрогать воду из под крана, ее мы поливать не стали, так как она холодная и растение заболеет. Ведь многие растения родиной из жарких стран. Горячей водой поливать тоже нельзя, потому, что растение погибнет.
Вывод:
Комнатные растения необходимо поливать водой комнатной температуры, а холодной и горячей поливать нельзя, растение погибнет.
Опыт 5
Цель: Узнать, нужен ли воздух комнатным растениям.
Ход опыта.
Мы взяли растение, закрыли его листья пакетом и увидели на пакете капельки. 
Вывод:
Мы выяснили, что растение дышит с помощью листьев, увлажняет воздух, поэтому листья у комнатных растений должны быть всегда чистые, для этого мы их протираем тряпочкой, или опрыскиваем, так же убираем сухие листья.
Еще мы узнали, что комнатные растения можно назвать доктором, так как они лечат.
1. Плющ – обладает противогрибковой, противовирусной активностью в воздушной микрофлоре.
2. Хлорофитум – поглощает из воздуха вредные газы.
3. Лимон, лавр – обладают успокаивающим действием, улучшают сердечную деятельность.
Поэтому за комнатными растениями мы будем ухаживать и беречь их.

Список использованной литературы:
1. Т.А.Храмова. «Цветы в вашем доме»
2. О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» - «Детство-пресс», 2002
3. Н.В.Нищева. «Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах» - «Детство-пресс»,

2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект "КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ - НАШИ ДРУЗЬЯ"

      Экологическая направленность проекта обусловлена тем, что в начале года во 2 младшей группе проводился анализ познавательного развития дошкольников . . ....

Познавательно-исследовательский проект "Комнатные растения-наши друзья".

Проект краткосрочный, познавательно-исследовательский для детей средней группы "Комнатные растения-наши друзья"....

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Комнатные растения

Цели:- расширить знания детей о комнатных растениях;- воспитывать  интерес  исследовательской деятельности: научить размышлять, делать выводы;- научить узнавать и называть части растения (ко...

Познавательно-исследовательский проект "Комнатные растения - наши друзья ".

Познавательно-исследовательский  проект  "Комнатные растения - наши друзья "....

Познавательно-исследовательский проект "Комнатные растения - наши друзья ".

Познавательно-исследовательский  проект  "Комнатные растения - наши друзья ".Корнеева Валентина Анатольевна Тип проекта: групповой, долгосрочный, познавательно-исследовательский.Уч...

Познавательно-исследовательский проект «Комнатные растения. Выращивание фиалки» в старшей группе ДОУ.

Вид проекта: познавательно – исследовательский.Характеристика проекта: по количеству участников – коллективный, по направленности – предметный (мир природы, по характе...