Опыт работы на теме: "Формирование экологических основ у детей дошкольного возраста2
статья по окружающему миру (средняя группа) на тему
Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего
мир природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,
вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir.docx | 698.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего
мир природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,
вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский
Экологическое воспитание- это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.
Человек и природа: Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.
Человечество стоит на грани катастрофы и пришло время охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких лет, а именно в дошкольном возрасте. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает ребёнка морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её - дело сложное. Для этого мы сами должны уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое наше движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам взрослых, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников.
В нашей группе имеется природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания. В группе создан мини-уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. Каждый ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Поэтому на занятиях я широко использую наглядные пособия, предметы которые ребенок может взять в руки. Так, при ознакомлении с овощами и фруктами, дети обследовали их тактильно, при помощи запаха, пробовали на вкус, рассматривали их, отмечали цвет, форму, вкусовые качества.
Занятия с детьми я строю в форме игры. Главное звено игры-занятия – воображаемая ситуация, которую я поддерживаю в течение всего занятия.
Наблюдения – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщение. Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (например в солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т. д.). Самые первые наблюдения я организовывала с детьми в 2 – 3 года, когда работала на группе раннего возраста: наблюдали за изменениями температуры – на улице тепло, холодно, жарко; за осадками – идет снег, дождь и т.д. При этом я не просто констатировала факты, а использовала различные приемы, чтобы задержать внимание детей на том или ином явлении. Например, снег падает хлопьями, спокойно ложится на землю. Предлагала детям проследить, как летят снежинки, как опускаются на землю .
Во время наблюдений за деревьями и кустарниками, учила находить высокие и низкие деревья, рассматривала с детьми разные по форме и цвету листья, цветы, следили за их движениями во время ветра и в покое, слушали шум деревьев, дождя и др.
Особенно удобны для обследования и наблюдения комнатные растения – их форма во все сезоны не меняется. Я предлагаю детям, не только рассмотреть растение, но и обследовать его: потрогать, ощутить гладкость листьев фикуса и бархатистость герани.
Очень детям нравятся наблюдения за живыми объектами: за рыбками в аквариуме, за попугаем, за птицами на улице. По причине того, что не аквариума, не клетки с попугаем в нашей группе нет, нам с детками приходиться приходить в живой уголок, который располагается в коридоре нашего детского сада. На прогулке, вовремя наблюдений мы сравниваем размер птиц: воробей маленький, голубь или ворона большой, воробей прыгает, голубь ходит и т.д.
Особое место в моей работе я уделяю играм с природным материалом, т.к. в таких играх создаются благоприятные условия для развития органов чувств, пробуждая мысль, совершенствуя речь. Многочисленны игры с песком, в этих играх дети узнают о таких свойствах песка, как цвет, сыпучесть, форма: влажный – лепится, сухой – рассыпается.
Со свойствами снега дети знакомятся во время игр со снегом, при расчистки дорожек от снега. Они узнали, что он бывает влажным, сыпучим в зависимости от погоды.
Наблюдения, прогулки, экскурсии по территории детского сада дают обогащенную почву для размышлений, пробуждают в детях пытливость и любознательность. У них возникают бесчисленные: «Почему?» и «Зачем?».
Для примера хочется отметить, что зимой мы с ребятами вывешиваем кормушки для птиц. И я попросила ребят приносить из дома хлебные крошки, семечки, зерно. И не один ребёнок не забыл мою просьбу. Они выходили вечером в приёмную, когда за ними приходили родители. И первым делом, они просили родителей завтра дать им с собой в сад или крошки или зерна.
Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому я не только учитываю это сама, но и значительное внимание уделяю работе с родителями.
Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – это воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем, разные формы работы (родительские собрания, консультации, беседы, папки-передвижки).
На территории ДОУ имеется экологическая тропа с описанием природных объектов. Экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропинку , мы старались использовать как можно больше и интересных объектов. В качестве видовых точек, прежде всего мы выбрали деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также у нас на участке имеются клумбы и очень радуют глаз цветущие растения на клумбе. Мы с помощью родителей стараемся подобрать их так, чтобы в течение сезона одни цветы сменялись другими. В силу разных обстоятельств не всегда все цветы остаются и цветут радуя глаз, большое количество погибает.
Эталоном для изучения цвета, формы и величины я использовала живые садовые цветы на участке. Например, рассматривая с детьми цветы (золотой шар, георгин, ноготки, космею), я обращала внимание ребят на их цвет (желтый золотой шар, красный георгин, оранжевые ноготки и т.д.), на величину и форму листьев и стебля (у золотого шара стебель длинный, листья большие, а у ноготков стебель короткий, а листики маленькие).
Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.
Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.
Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Мы знакомим детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей).
На прогулках мы организуем игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как песочницы , совочки, формочки, печатки.
Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где растёт", "Узнай и назови", "Вершки- корешки", "Загадки о животных" загадки на узнавание деревьев, кустарников, цветов .
Часто на занятиях я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего мы используем литературу, рекомендованную программой «Детский сад – дом радости». Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Гладкова и другие. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: "А его кто-нибудь спасёт?", "А они не замёрзнут?", "А почему ему никто не помог?" Очень важно донести до детей смысл произведения.
Во время тематических занятий по рисованию, я использую ИКТ и запись "Звуки природы".
Дети с умилением слушают "звуки природы" и работы получаются намного лучше.
В нашем детском саду проводятся конкурсы на экологическую тематику. Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.
Осенью проводим конкурс на тему: "Дары осени ", где дети приносят поделки из природного материала.
За совместную работу, дети и родители получают благодарности, грамоты.
В заключении хочется сказать:
Дошкольный возраст – яркая , неповторимая страница в жизни каждого человека . Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия : миром людей , природой , предметным миром . Происходит приобщение к культуре , к общечеловеческим ценностям . Развивается любознательность , формируется интерес к творчеству . Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение , желание включиться в творческую деятельность . Мир природы необыкновенно красив , загадочен и чудесен . Каждая травинка , листок, веточка - неповторимы , таит в себе необыкновенные тайны и имеют свою , только им присущую форму . Способность проникать в эти тайны , чувствовать красоту природы, наблюдать за ней – огромное счастье . Воспитывать в детях умение видеть в окружающей нас природе вечную красоту жизни необходимо начинать с раннего детства .
Я считаю, что в результате проделанной работы намечаются положительные результаты:
-начинают сформировываться начала экологической культуры у детей;
- формируется осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
-дети учатся практическим действиям по охране природы;
-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
-у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Однако работа еще не завершена. Она будет продолжаться и в следующих группах. И у меня большая надежда , что мои воспитанники на всю жизнь сохранят любовь ко всему, что их окружает.
Ну а самое главное в экологическом воспитании это лично моя убежденность, нужно пробудить у детей и родителей желание любить, беречь и охранять природу пока не стало поздно.
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему «Формирование начал экологической культуры »
Аннотация на опыт работы«Формирование начал экологической культуры у дошкольников»воспитателя МДОУ Дмитриевского детского сада Гарбера Надежды ЛеонидовныПозиция педагога:1.Создание условий...
Педагогический опыт работы по теме «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через любовь к своему Отечеству»
Первые чувства патриотизма, доступны ли они малышам?...
Опыт работы на тему:«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Дидактическая игра – это один из основных методов воспитательно-образовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы п...
Представление опыта работы по теме: «Формирование предпосылок экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
Материал был представлен на городской августовской конференции педагогических работников. ...
ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»
Базой данного курса, адресованного дошкольникам 3 – 7 лет, является программа экологического воспитания в детском саду С.Н.Николаевой «Юный эколог». Данная программа...
Опыт работы по теме «Формирование предпосылок экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
laquo;Воспитывая себя и детей, не забывайте, что формирование экологической культуры будет эффективнее, если вы сами будете любить родной край, родной детский сад, родную культуру и речь, свою семью,...