Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами театрализованной деятельности в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром с элементами театрализованной деятельности
в старшей группе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по ознакомлению с окружающим с элементами театрализованной деятельности
в старшей группе
Подготовила воспитатель ВКК
Шмарова Татьяна Владимировна
Цель: формировать представление о многообразии мира насекомых
Задачи:
воспитательные:
- воспитывать у детей бережное отношение к муравьям
- воспитывать любовь к природе
образовательные:
- углублять знания детей о муравьях, их образе жизни
- формировать представление о роли муравьёв в жизни леса.
развивающие:
- развивать любознательность, внимание, мышление, память
-развивать связную речь и умение правильно строить предложение.
Словарная работа :
- активизировать словарь: личинка, хвойные иголки, труженики
- ввести в активный словарь: муравейник, санитары, зима катит в глаза (неожиданно наступает зима), удручена (огорчена), вешних (весенних), помертвело (собран урожай, в поле стоит мертвая тишина), нужда (недостаток чего-либо), мурава (молодая трава).
Предварительная работа: Знакомство с басней И.А. Крылова «Стрекоза и муравей», рассматривание иллюстрации, дидактические игры «Насекомые» ,чтение пословиц, загадок, стихов о насекомых
Материал и оборудование: разрезные картинки насекомых, персонажи театра марионеток (муравей, стрекоза), ширма, проектор, пиктограмма, мнемотаблица.
Ход занятия:
- В.- Мы сегодня отправимся , а вот куда послушай те загадку:
Дом со всех сторон отрыт
Он резною крышей крыт
Заходи в этот дом
Чудеса увидишь в нем
В.- Что же это за дом такой?
Д.- Лес
В.- Здравствуй лес, дремучий лес
Полон сказок и чудес
Дети, вспомните, кто живет в лесу?
Д.- В лесу живут дикие животные
В.- Каких животных вы знаете? (слайд 1)
Д.- ……
В.- Кого еще можем встретить в лесу?
Д.- В лесу очень много птиц
В.- Назовите их( слайд 2)
Д. –……..
В.- Назовите самых маленьких жителей леса
Д.- Самые маленькие жители леса – насекомые
В.- Что же происходит с насекомыми в это время года?
Д.- Насекомые боятся холода и с приходом холодов прячутся под кору дерева
2. ИГРА «ВЫЛОЖИ И РАССКАЖИ»
В.- Возьмите конвертики и сложите картинку, у кого кто получился.
Кто вспомнил загадки о насекомых
(дети загадывают загадки о том насекомом, который у них получился и рассказывают о нем)
ЗАГАДКИ
1.Не птица, а с крыльями.
Над цветами порхает
Медок собирает.(пчела) (слайд)
Над цветками я жужжу,
Целый день в заботах-
Я пыльцу в карман беру,
Наполняю соты.(пчела)
Трудолюбивые насекомые. Питаются нектаром цветов, делают мёд. На зиму засыпает. Обитают в ульях и дуплах
2..Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит - будет плохо. (оса) (слайд )
3. Красный, маленький комочек,
На спине немного точек,
Не кричит и не поет,
А по листику ползет (божья коровка) (слайд 3)
У божьей коровки на ножках выделяется молочко. Питаются тлёй. На зиму засыпают.
С неба в гости прилетела.
На цветочек тихо села.
Крылышки в горошек.
Шесть прекрасных ножек. (божья коровка)
4. Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.( бабочка)
На цветке сидит "цветок",
Пьёт нектар -цветочный сок. (бабочка) (слайд )
Они все разные. Питаются нектаром цветов. У них разная, красивая окраска.
5.Чёрный, да не ворон.
Рогат, да не бык.
Шесть ног без копыт.(жук) (слайд )
Умеет летать. Питается растениями, живет в кроне деревьев, там и зимует.
6..Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит;
Сядет и укусит. (комар) (слайд)
7. С цветочка – на травинку,
С листочка – на былинку.
Отталкиваясь ножками,
Летает над дорожками
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (кузнечик) (слайд )
Это зеленый - певчий кузнечик. Ещё бывают серые. Обитают на лугах. Питаются растениями и мелкими насекомыми. Могут сильно стрекотать.
8. Над нами трепещут былинки
Нам так хорошо и тепло,
У нас бирюзовые спинки,
А крылышки точно стекло.( стрекоза)
На ромашку у ворот
Опустился вертолёт -
Золотистые глаза.
Кто же это?... (стрекоза)
(слайд 9)
Стрекоз очень много, всё разные. Их называют - живой вертолёт. Могут висеть в воздухе, питаются насекомыми, их ловят налету. Очень боятся холода.
В.- Стрекоза предложила игру, давайте поиграем:
3. Динамическая пауза «Стрекоза»
Утром стрекоза проснулась, - (потерли кулачками глаза)
Потянулась, улыбнулась. - (руки вверх, потянулись)
Раз – росой она умылась, - (потерли ладонями щеки)
Два – изящно покружилась, - (покружились на месте)
Три – нагнулась и присела - (присели)
На четыре – полетела. - (помахали руками вверх-вниз)
У реки остановилась, - (легкий бег на месте)
Над водою закружилась - (присели)
В.- Про какого насекомого мы забыли, кого выложил (ребенок)
4. Загадка:
Ростом мал, но работящий
И охотник настоящий.
Дом из хвоинок собирает,
Лес от гусениц спасает. (муравей)
А вот маленький малыш
На плечах соломинка
Его в очках не разглядишь
А он сильнее слоника (муравей)
В.- Какой муравей? Что вы еще можете вспомнить о муравьях? (слайд)
К нам в гости пришел муравей и расскажет про свой домик (ребенок)
Стихотворение:
В этом городе живут
Только те, кто любит труд.
Дружные жители -
Дети и родители.
То упавшую хвоинку,
То засохшую травинку -
Всё заметят, подберут.
Ведь недаром их лесными
Санитарами зовут.
Долго дом из хворостинок
Собирала для семья,
Не жалея ног и спинок,
Непоседы муравьи.
(Показ слайда, рассказ про муравейник)
Д.- Муравьи хорошие строители. Они строят терема – муравейники – это многоэтажный дом, теплый, уютный. Сверху муравьи делают на муравейнике покрытие из иголок и веточек. Оно защищает жилище от ненастной погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.
Все входы и выходы охраняются муравьями-солдатами. Муравьи содержат свои дома в чистоте. Живут они большой и дружной семьей. Правит – царица. Каждый день она откладывает огромное количество яиц, за ней ухаживают рабочие муравьи.
В хлебном складе муравьи хранят зерна.
В мясную кладовку муравьи приносят гусениц и другую добычу.
Есть специальный коровник, в нем живут не настоящие коровы, а тли. Тля – тоже насекомое, которое, к радости муравьев, выделяет сладкое вещество. Муравьям оно очень нравится, поэтому они охраняют тлей от вредителей, уносят самок на зиму в муравейники, весной переносят тлей на наиболее сочные молодые побеги
Есть в муравейнике детские комнаты с яйцами, личинками и куколками. Ведь каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем личинкой, потом куколкой. И только после этого – взрослым.
Описание муравейника.(слайд)
1. Покрытие из иголок и веточек. Защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.
2. "Солярий" - камера, нагреваемая лучами солнца. Весной обитатели забегают сюда погреться.
3. Один из входов. Охраняется солдатами. Служит вентиляционным каналом.
4. "Кладбище". Сюда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор.
5. Зимовальная камера. Насекомые собираются здесь, чтобы пережить холода в состоянии полуспячки.
6. "Хлебный амбар". Здесь муравьи хранят зерна.
7. Царская камера, где живет матка, откладывающая до полутора тысяч яиц в день. За ней ухаживают рабочие муравьи.
8. Камеры с яйцами, личинками и куколками.
9. "Коровник", где муравьи содержат тлей.
10. "Мясная кладовка", куда фуражиры приносят гусениц и другую добычу.
В.- Какую пользу приносят муравьи?
Д.- Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.
Есть у муравьев и враги. Муравьями питаются многие птицы, земноводные и пресмыкающиеся, а также барсуки, лисы, медведи и другие звери.
ВЫВОД:
В. Муравьи очень маленькие, да и все насекомые, поэтому постарайтесь ни когда не обижать их, а охранять и беречь. Все они живут в лесу – это их дом.
5. ИГРА: «КТО ГДЕ ЖИВЕТ?» (слайд)
6. В народе насекомые – барометры, по их поведению люди предсказывают погоду.
Приметы:
Пчела - к хорошей погоде рано просыпается и вылетает из улья.
Пчёлы летают вблизи ульев к дождю, улетают далеко в поле к хорошей погоде.
Комары - толкутся столбом – к хорошей погоде
Комары и мошки сильно кусаются – к дождю
Кузнечики - вечером сильно стрекочут – к хорошей погоде.
Жуки жужжат – к непогоде
Много майских жуков – жди засухи.
Божья коровка - быстро слетаю с руки – к хорошей погоде
7.В.- По каким признакам можно определить, что это насекомое? (слайд)
Д.- Тело состоит из трех частей, шести ног, крыльев, усиков.(выкладываем пиктограмму) (слайд)
8. ИГРА «Кто что делает?» (назовите глагол)
Порхает (кто?) - … (Бабочка). Жужжит, звенит, собирает мед, жалит, ползает, прыгает.
В.- Называю насекомое, а вы что оно умеет делать
В.- Пчела
Д.- Летает, собирает нектар
В.- Бабочка (порхает)
В.- кузнечик (прыгает, стрекочет)
В.- жук (летает, ползает, жужжит)
9.игра «Четвертый лишний» (слайд)
Теперь мы вам покажем представление по басне И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»
Автор: Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Звучит фонограмма муз. П.И. Чайковский «Октябрь»
Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает,
Стрекоза уж не поет,
И кому же в ум пойдет,
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она: (Появляются стрекоза и муравей).
Стрекоза: Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой,
И до вешних только дней,
Прокорми и обогрей!
Муравей: Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
Автор: Говорит ей Муравей.
Стрекоза: До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас -
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.
Муравей: А, так ты...
Стрекоза: Я без души лето целое все пела.
Муравей: Ты все пела? Это дело:
Так пойди же, попляши!
ВЫВОД:
Мир насекомых разнообразен. Называются они так, потому что у многих из них, словно глубокими насечками, тело разделено на несколько частей. Появились они очень давно – 250 млн. лет назад. Сегодня мы с вами поговорили о некоторых из них. Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать и бегать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами изодеятельности «Путешествие Снеговика» (старшая группа)
Закреплять знания детей о зимних развлечениях, вызвать положительные эмоции...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования во 2 младшей группе. «Песок. Свойства песка».
Развивать позновательную активность детей в процессе эксперементирования.Расширить знания детей о свойствах сухого и мокрого песка,активизировать речь и обогащать словарь детей. Воспитывать культурно-...
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой с элементами театрализованной деятельности в старшей группе « ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ « ТЕРЕМОК»
Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами арт терапии для старшей группы Тема: «Добрая морская сказка»
Совершенствовать знания детей о подводном мире, о морских и речных обитателях и снятие психоэмоционального напряжения посредством песочной терапии....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами изобразительной деятельности. Старшая группа.
Тема: "Земля-планета детей"...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами театрализованной деятельности " Путешествие в страну профессий"
Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых....