Проект "Берегите планету"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, истребление лекарственных растений, разорение птичьих гнезд, и т.д. Для того чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beregite_planetu.docx | 32.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческо-исследовательский проект «Береги свою планету»
Актуальность
Вся наша жизнь тесно связана с окружающей нас природой. Мы дышим воздухом, нам нужна вода. Природа дает нам пищу, одежду, жилище. Из земли мы добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай. В лесу заготавливаем древесину, грибы, ягоды. Природа дает нам всё необходимое для жизни, поэтому её нужно беречь. Без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Всем нужен чистый воздух. Но многочисленные фабрики и заводы загрязняют его. Ежедневно в атмосферу выбрасываются тысячи тонн сажи, золы и вредных газов. Загрязняют воздух и автомобили. Так же невозможно на земле прожить и без воды. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не смогут работать заводы и фабрики. Человеку, животным, растениям нужна чистая вода. А если реки и озёра загрязняются выбросами различных заводов и фабрик, то вода становится вредной. Её нельзя пить, ею нельзя поливать поля. В загрязненной воде гибнет рыба, по берегам погибают растения. Так же огромное значение в нашей жизни имеет и лес. Лес дает нам необходимую древесину. В лесах живут звери и птицы, растут грибы, орехи и ягоды. Леса украшают землю и очищают воздух, поэтому к ним нужно относиться бережно, их надо охранять.
Замечательный русский писатель М, Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Именно в дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающее наиболее эмоционально, он способен сочувствовать сопереживать, искренне удивляться, на этой основе возможно и необходимо развивать в детях любовь к природе, ее обитателям. Современные дети растут в обществе потребления, большинство людей даже не осознает, какой вред окружающей среде наносит каждый человек в отдельности.
Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, истребление лекарственных растений, разорение птичьих гнезд, и т.д. Для того чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой.
Цель: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.
Задачи:
-развивать познавательную активность,
- расширять знания детей о живой и неживой природе края,
- воспитывать бережное отношение к окружающей природе
- воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе;
- воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
Предварительная работа:
1. Анализ методической и художественной литературы
2. Планирование деятельности по данной теме
3. Работа с родителями – изготовление выставки рисунков на тему:
«Береги планету эту, ведь другой на свете нету!»
Выставка поделок «Вторая жизнь мусора»
4. Подготовка дидактического и демонстрационного материала по теме.
Тип проекта:
- Творческо - исследовательский (1марта 2018 по 31 мая 2018).
Участники проекта:
- воспитатель, воспитанники старшей группы, родители.
Ожидаемые результаты:
1. Расширились знания детей о разнообразии животного и растительного мира родного края, о вреде, который наносит природе человек, правила поведения в лесу, на реке, в поле, о существовании Красной книги.
2. Дети учатся практическим действиям по охране природы.
3. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.
4. У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
5. Дети познакомились и научились использовать в повседневной жизни подвижные и дидактические игры о природе.
6. Повышение экологической культуры родителей.
Мероприятия, проводимые в ходе реализации проекта:
1. Беседы: «Жизнь диких животных», «Птицы наши друзья», «Перелётные птицы»,«Значение солнца, воздуха и воды в жизни природы и человека», «Деревья нашего края», «Почему надо беречь природу?», «Как мы можем помочь сохранить красоту родной природы?». «Что такое загрязнение окружающей среды (вода, земля, почва, улицы городов и парковые зоны?», «Каким бывает мусор?»,
«Правила поведения в природе», «Стань природе другом».
Загадки о природе живой и неживой.
2. Наблюдения во время прогулок за жизнью растений, за деревьями и кустарниками, за набуханиями почек, за трудом взрослых.
3. Игры-эксперименты с водой,льдом, песком, воздухом.
4. Продуктивная деятельность: рисование и лепка животных
и птиц.
5. Настольные, дидактические, подвижные, игры-драматизации о животных.
6. Просмотр мультфильмов и видеороликов на экологическую тему.
7. Рассматривание фотографий, иллюстраций, картинок, просмотр мультимедийной презентации.
8.Участие в экологической акции «Бумажный бум»(сбор макулатуры), «Экология», в акции «Продли жизнь» поделки из бросового материала.
9.Открытая ООД «Увлекательное путешествие в весенний лес»
Итог проекта:
1)Выставка рисунков, плакатов и поделок на тему
«Береги планету эту, ведь другой на свете нету!», «Вторая жизнь мусора»
2) КВН с участием детей и родителей на тему: «Береги планету эту, ведь другой на свете нету!»
Работа с родителями: Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома, проведение консультаций, изготовление дидактических игр на экологическую тему, привлечение родителей к покупке семян, земли, контейнеров, инвентаря для выращивания рассады цветов, участие в субботнике.
Перспективный план проведения ООД
Дата | Тема | Задачи | Формы и методы работы |
Арктика и Антарктида | Расширять представления об особенностях географического положения Арктики и Антарктиды. | ООД, эксперименты | |
Водные ресурсы Земли | - Расширять представления детей о разнообразии водных ресурсов | ООД, опыты и эксперименты Рассматривание иллюстрации, чтение худ. литературы | |
Животные –наши помощники | - Прививать любовь к домашним животным; - Дать представление о том, как животные помогают человеку в жизни. | Рассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы, дидактические игры | |
Удивительный лес | -Показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса; - Формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения. | ООД, опыты и экспериментырассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы, загадки | |
Для чего нужна Красная книга | - Сформировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять. - Формировать элементарные представления о кризисном состоянии природы Земли, необходимости чистого воздуха, воды, почвы для растений, животных, человека, о Красной книге. | Рассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы, НОД | |
Давайте с природой дружить. | - Расширять представления детей о правилах поведения в природе, учить оценивать свои поступки и поступки окружающих, воспитывать культуру поведения в природе. - Расширять представления детей о многообразии форм охраны природы. | Опыты и эксперименты, рассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы, экскурсии, наблюдения | |
Космос. Звезды. Вселенная. | - Познакомить детей с основными планетами, дать элементарные понятия о планетах; - Дать первоначальные представления о строении Солнечной системы; - Побуждать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность; - Воспитывать любовь к своей планете. | Рассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы, опыты и эксперименты, НОД, конструктивно-модельная деятельность | |
Сказка о рыбаке и рыбке на новый лад. | - Расширить представления детей о том, как человек использует факторы природной среды (землю, воздух, воду, растения и животных) для удовлетворения своих потребностей, укрепления и охраны здоровья. Воспитывать бережное и гуманное отношение человека к среде обитания, учить экономному расходованию того, что в ней есть, защищать и охранять природу. - Учить устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов. - Воспитывать ответственное и бережное отношение к родной природе. | Рассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы, рисование | |
Растения – легкие Земли | - Дать представление о значении растений; - Показать зависимость всего живого от состояния растительного покрова; - Воспитывать интерес к растениям. | Опыты и эксперименты, НОД, рассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы | |
Тайны птичьего мира | - Развивать у детей интерес к жизни птиц; - Познакомить с загадками и тайнами живой природы; - Продолжать активизировать познавательные способности детей. | НОД, рассматривание иллюстраций, активное слушание | |
Интересные насекомые | - Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлений насекомых; - Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения; - Учить отвечать на вопросы; -Активизировать память и внимание детей; - Обогащать словарный запас; - Развивать связную речь и логическое мышление, звукопроизношение. | Опыты и эксперименты, рассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы, НОД | |
Земля – наш общий дом | - Показать Землю как общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком; - Вызвать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей; - Способствовать осмыслению своего места в системе всех земных обитателей, ответственности за сохранение нашего общего дома. | Наблюдения, НОД, рассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы |
Перспективный план по ознакомлению детей
с художественной литературой детей 5 – 6 лет
№ | Название произведения | Цель | Сроки |
1 | Н. Рыжова «Как люди речку обидели» См. «Не просто сказки» с.102 | - использовать педагогическое воздействие художественного слова на детей при формировании такого понятия как «охрана природы» | Март |
2. | Н. Рыжова «Жила-была Река» См. «Не просто сказки» | Март | |
3 | «Двенадцать месяцев» сказка в переводе С. Маршака | - воспитывать у детей чувство семейной дружбы, доброты и внимания друг к другу; - учить удерживать в памяти содержание прочитанного. | Март |
4 | Н.А.Рыжова «Наука о доме» См. «Не просто сказки» А. Кедрин «Последний турист» В. Львовский «Земля, моя планета голубая!». | - воспитывать уважение к дому, земле на которой живет человек. | Апрель |
5 | В. Бианки «Синичкин календарь» | - расширять знания детей о жизни птиц. | Апрель |
7 | Е. Плещеев «Мой садик» См. «Хрестоматию для Маленьких». | - воспитывать чувство любви к природе, умение видеть прекрасное. | Май |
10. | Т. Шорыгина «Великан и Голубое озеро» См. «Зеленые сказки» с.88 | - воспитывать чувство доброты, любви к окружающему миру; - развивать речь детей. | Июнь |
11. | В. Берестов «Веселое лето» | - закреплять и углублять знания детей о признаках лета; -вызывать желание выражать свои впечатления в рисунках. | Июль |
12. | Н. Рыжова «Чей дом лучше» См. «Не просто сказки» | - продолжать развивать интерес к художественной литературе; -учить высказывать собственное мнение. | Август |
Перспективный план использования дидактических игр
в работе с детьми 5 – 6 лет
№ | Название игры | Цель | Литература |
2 | «Беседы с деревьями» | - учить детей видеть и эмоционально откликаться на прекрасное в природе; - воспитывать гуманное отношение к природе. | Ж. «Ребенок в детском саду» №3/2005г. |
3 | «Экологи» | - закреплять экологические знания; - приобщать к экологически ориентированной деятельности. | Ж. «Ребенок в детском саду» №2/2005г. |
4 | «Экологический светофор» | - продолжать уточнять представления детей об экологически правильном поведении. | Ж. «Ребенок в детском саду» №3/2005г. |
5 | «Какое время года?» | -учить детей соотносить описание природы в стихах и прозе с определенным временем года. | Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-7 лет» |
6 | «Радости и огорчения» | -формировать собственное отношение к природе. | Ж. «Ребенок в детском саду» №3/2005г. |
7 | «Необычное путешествие» | -продолжать учить детей экологически правильно оценивать действия людей в природе. | Ж. «Ребенок в детском саду» №3/2005г. |
8 | «Природа и человек» | - систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа. | Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-7 лет» |
9 | «Разведка полезных дел» | -развивать интерес к природоохранной деятельности. | Ж. «Ребенок в детском саду» №5/2005г. |
10 | «Загадки Лесовичка» | -закрепление знания детей о лесе. | Ж. «Ребенок в д/с» №5/2005г |
11 | «Путешествие в лес» | - способствовать осознанию дошкольниками взаимосвязи всех компонентов природы; -закреплять знания экологически грамотного поведения. | Ж. «Ребенок в детском саду» №2/2005г. |
12. | «Кто где живет» | - формировать знания детей о разнообразных насекомых и среде их обитания. | Ю.Белая,В.Зимонина «Как обеспечить безопасность дошкольников». |
Перспективный план проведения опытов и экспериментов
с детьми 5 – 6 лет
№ | Название опыта | Цель проведения |
1 | «Нужен ли корешкам воздух» | - выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми частями. |
2 | «Что выделяет растение?» | - установить, что растение выделяет кислород; - понять необходимость дыхания для растений. |
3 | «Ветер – это движение воздуха» | - выявить, как образуется ветер; -уяснить, что ветер – это поток воздуха. |
4 | «Какие свойства» | - сравнить свойства воды, льда, снега; - выявить особенности их взаимодействия. |
5 | « Умная галка» | - знакомство со свойствами воды (повышение уровня). |
6 | «Откуда берется вода» | -познакомить с процессом конденсации. |
7 | «Мы – фокусники!» | - выявить материалы, взаимодействующие с магнитом. |
8 | «Притягивается – не притягивается» | - определить материалы, не взаимодействующие с магнитом. |
9 | «Наверх» | -выяснить, что в почве находятся вещества, необходимые для жизни живых организмов. |
10 | «Песок и глина» | - выяснить, как эти природные субстраты взаимодействуют с водой. |
11 | «Уличные тени» | - понять как образуется тень, ее зависимость от источника света. |
12 | «Изготовление солнечных часов» | - продемонстрировать через перемещение тени движение ЗЕМЛИ вокруг СОЛНЦА. |
III этап заключительный.
ВЫВОДЫ:
• В ходе проектно - исследовательской работы у детей повысился уровень знаний об экологии, родите плодотворно участвовали в реализации проекта поставленных задач, педагоги повысили свой профессиональный уровень и рейтинг дошкольного учреждения. Дети с родителями стали активными участниками проекта.
• У детей сформированы знания о способах охраны окружающей среды, дано понятие «экология»;
• расширились и обогатились знания о природе, её явлениях, правилах поведения в ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий спортивного праздника к Дню Космонавтики: «Космическое путешествие на неизведанную планету» «Космическое путешествие на неизведанную планету»
Сценарий спортивного праздника к Дню Космонавтики: «Космическое путешествие на неизведанную планету»...
листовки для родителей "Живи планета-Земля", "Сохраним нашу планету для будущих поколений!"
О глобальных проблемах окружающей среды, как их предотвратить?...
Досуг посвященный международному Дню Земли «Береги свою планету, ведь другой такой планеты нету» для детей старшей группы.
День рождения Земли отмечают все люди на земном шаре. В этот день все стараются посадить деревья и цветы, убирают мусо...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Космическое путешествие на планету "Мир мальчиков" и планету "Царство девочек"
Занятие было показано на конкурсе "Учитель года" 2019 год и вошло в тройку лучших занятий в конкурсе. Использовался гендерный подход....
Проект по окружающему миру Планеты Солнечной системы. «Планета Земля.»
Роль Земли в Солнечной системе уникальна. Это единственная планета на которой есть условия для жизни. ...
Наша планета - Земля Цель: Формирование у детей знаний о планете Земля.
Наша планета - ЗемляЦель:Формирование у детей знаний о планете Земля.Задачи:- Закреплять знания о правилах поведения в природе.- Расширять представление о том, что лес – это сообщество растений ...
Краткосрочный проект в старшей группе «Загадочная планета Земля. Планета в опасности».
Дошкольный возраст-это возраст, когда каждый ребенок исследователь и экспериментатор. Все новое для него - открытие. Поэтому в как в младшем дошкольном возрасте, так и в старшем, очень важным, считаю,...