Конспект ООД "Откуда к нам хлеб пришел?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности (ООД)  с детьми старшего дошкольного возраста

«Откуда хлеб к нам пришел?»

с  использованием ИКТ-технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkuda_hleb_prishel.docx29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности (ООД)  с детьми старшего дошкольного возраста

«Откуда хлеб к нам пришел?»

с  использованием ИКТ-технологий

ФИО педагога (педагогов)

Метуданова Алина Олеговна

Должность

Воспитатель детей дошкольного возраста

Место работы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №75"Гвоздичка г.Набережные Челны

Возрастная группа

Старшая группа

Образовательная область

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное.

Номинация

"Занятие.dос"

Тема занятия

«Откуда хлеб к нам пришел?»

Используемая

образовательная программа

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

Цель

Уточнение  и закрепление представлений  детей о выращивании хлеба.

Программные задачи

Образовательные.

  • Совершенствовать  представления детей  о процессе выращивания и изготовления хлебобулочных изделий;
  • Закрепить  навыки работы с соленым тестом, с инструментами (стекой, скалкой) и дополнительными материалами

Развивающие.

  • Расширять словарный запас детей: пекарня, элеватор, обмолачивать, комбайн, жито, хлебороб.
  • Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные.

  • Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании
  • Воспитывать творческую самостоятельность
  • Воспитывать умение детей сотрудничать друг с другом и взрослыми.

Предварительная работа

С группой детей.

Чтение сказок: «Колосок», «Петушок – золотой гребешок и чудо меленка», «Сказка о пшеничном зёрнышке», «Сказка про чудесное зёрнышко», «Лёгкий хлеб»; рассказы А. Толстого «Три калача и баранка», Э. Шим «Хлеб», Я. Ким «Хлеб ржаной», А.Прокофьев «Каравай». Заучивание стихотворений о хлебе, пословиц. Загадывание и составление загадок о хлебе. Игровое упражнение "Разбери зерна". Лепка из соленого теста « Угощение для куклы»

Подвижные игры:

«Мельница», «Каравай».

Индивидуально.

Настольные игры. «Лото. Хлебобулочные изделия». «Разрезные картинки. Хлебобулочные изделия». «Что лишнее?»

Составление синквейнов о хлебобулочных изделиях.

Индивидуальная работа: помощь затрудняющимся детям в процессе лепки, проговаривание слов: пекарня, элеватор, обмолачивать, комбайн, жито, хлебороб.

Дидактическое обеспечение занятия.

Оборудование: ноутбук, телевизор, мультимедийная презентация «Хлебушек в гостях у детей», мультимедийная презентация «Откуда Хлеб пришел?».

Материал: схемы – карточки, счетные палочки, корзины, продукты игровые  для приготовления теста, прочие материалы (баночки из под шампуня, коробки из-под конфет, бутылочки от йогуртов, емкости от сыра и т.д.), соленое тесто, стеки, скалки, доски  для лепки, салфетки , кондитерская посыпка.

Методы и приемы ООД

Наглядные (показ, демонстрация).

Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ).

Игровые (дидактическая, игра).

Практические (изготовление теста, лепка).

Используемые педагогические технологии

ИКТ-технологии, здоровьесберегающие технологии, проблемная ситуация.

Структура занятия

Организованная образовательная деятельность состоит из 3 этапов:

1. Вводная часть (организационный момент).

2. Основная часть.

3. Заключительная часть (рефлексия).

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное.

Словарная работа

Расширение словарного запаса детей: пекарня, элеватор, обмолачивать, комбайн, жито, хлебороб.

Вводная часть

Слайд 1.

Организационный момент.

Дети встают в круг. Проводится минутка приветствия.

Дружно за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся,

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься,

Все хотим мы много знать.

Воспитатель:  Ребята, улыбнитесь друг другу и пожелайте своим друзьям: «Доброго утра!». (Дети здороваются и садятся на стульчики).

Основная часть

Слайд 2

Воспитатель: Ребята,  сегодня на почту детского сада пришло письмо, но оно такое необычное, что я побоялась открывать его одна… (может быть удалить его, забыть  о нем - рассуждаю). Может быть, с вами вместе почитаем его?

Дети:  Да, прочитаем вместе!

Слайд 3

Воспитатель читает письмо на экране: «Ребята, здравствуйте! Вы узнали меня?».

(Предполагаемые ответы детей – булка, тост, блин, хлеб).

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, по какой причине  нам Хлебушек написал?

(Предполагаемые ответы детей  – у него случилась беда, он зачерствел, у него нет друзей, он остался один).

Слайд 4.

Воспитатель дальше читает письмо от Хлебушка: «Ребята, я первый раз у вас в городе. Я потерялся, заблудился и остался совсем один (плачет)».

Воспитатель огорченно, поворачиваясь к экрану: Вот незадача, мы же тоже с ребятами не знаем, откуда ты пришел.

Дети: Мы знаем, он пришел из магазина.

Воспитатель:  Ребята, но ведь в магазин Хлебушек пришел уже в готовом виде.  А вы хотите узнать историю «Откуда к нам пришел хлеб»?

(Предполагаемые ответы – «Да, конечно хотим»!

Слайд 5.

Просмотр презентации «Откуда к нам пришел хлеб» (слайды с включением видеороликов».

Слайд 6.

Вырос в поле колосок,

Как же хлебом стать он мог?

В колоске домов полно.

В каждом  вызрело зерно.

Слайд 7

А из зёрнышка в свой срок

Будет новый колосок!...

Слайд 8

Всё сначала, по порядку -

Разгадаем мы загадку.

 Слайд 9 с видеороликом

Вышли в поле трактора,

Землю им пахать пора,

Чтоб посеять рожь, пшеницу…

Ведь на поле Хлеб родится! 

Слайд 10 с видеороликом

К севу всё уже готово!

И кипит работа снова…

В сеялки полным-полно

Насыпается зерно.

Слайд 11

Солнце землю согревает,

Дождик щедро поливает.

К концу лета вышел срок -

Вырос в поле колосок!

Дни промчались… Наступает

Время сбора урожая…

Слайд 12 с видеороликом

Дружно взялись все за дело

И работа закипела!

С ранней зорьки и до ночи

Комбайна двигатель клокочет… Он колосья жнёт умело,

Зерно ссыпает в грузовик!

Как благородно это дело!

И хлебороб к труду привык!

Слайд 13 с видеороликом

Везут зерно на элеватор.

А там трудяга-экскаватор…

Перемешает он зерно,

Чтобы проветрилось оно,

Чтобы под солнцем просушилось,

И лучше в зиму сохранилось.

Слайд 14

Лишь зерно проветрится –

Его везут на мельницу.

Ветер жернова вращает,

В муку зёрна превращает…

Вы готовьте лишь мешки –

Хватит здесь для всех муки!

Слайд 15

Белый-белый порошок

Насыпают нам в мешок.

… Вот и есть у нас мука

Из зерна пшеничного.

Как белёшенька, мелка –

Качества отличного!

Как теперь нам дальше быть?

Тесто из чего месить?

Слайд 16

Что ж, начнём… Муку просеем.

Горкой насыпаем.

В серединку воду льём,  

Маслом заправляем.

А теперь немного соли -

Лишь щепоточку, не боле…

Яйцо добавим, сахар тоже,

Тесту это всё поможет.

Слайд 17

В формы тесто помещаем,

Пусть немного постоит.

В печке жару прибавляем -

Веселей огонь горит!

Ещё нужно подождать –

Подрастёт… и в печь сажать.

Слайд 18

Вот запахло хлебом дома.

Это значит - всё готово!

Достаём мы из печи,

Ватрушки, плюшки, калачи,

Булки ароматные,

Караваи знатные!

Слайд 19

Хлеб, ребята, берегите!

Никогда им не сорите!

Много рук его растили,

Собирали, молотили,

Отдыха порой не знали,

Долго у печи стояли,

Чтоб для нас испечь полезный

Хлеб душистый и чудесный!

Вот так малый колосок

На стол хлебом прийти смог!

Воспитатель: Понравилась, ребята, вам история происхождения хлеба?

Теперь то,  вы знаете: «Откуда к нам Хлебушек пришел?»

Предполагаемые ответы детей: Да, мы знаем, теперь мы поможем Хлебушку.

Воспитатель: «Подождите, подождите, сейчас мы закрепим ваши знания, правда, Хлебушек?»(обращается  к экрану)

Слайд 20 Дидактическая игра «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ?»  Если дети правильно называют ответ, на вопрос на экране появляется изображение.

Вопросы к детям:

Откуда хлеб пришел?

А как в магазин попал?

Что делают в пекарне?

Из чего хлеб пекут?

Из чего мука?

Откуда зерно?

Ответы детей: из магазина, в магазин привезли на машине, хлеб испекли в пекарне, хлеб испекли из муки, муку получили из зерна, зерно выросло на поле, из колоска.

Слайд 21.

Воспитатель читает сообщение от « Хлебушка».

«Спасибо, ребята, вы такие внимательные, благодаря вам я вспомнил, откуда я пришел,  а теперь я очень рад и хочу с вами поиграть».

Речевая игра. «Назови правильно »

Дети встают в круг, Воспитатель поочередно передает  детям мяч-колобок  и задает вопросы:

Как назвать хлеб ласково? /Хлебушек/.

Как назвать крошки хлеба. /Хлебные крошки/.

Как называется квас из хлеба. /Хлебный квас/.

Где хранится хлеб дома?. /Хлебница/.

Человек, который выращивает хлеб. /Хлебороб/.

Чем режут хлеб. /Хлеборезка/.

Завод, где выпекают хлеб. /Хлебозавод/.

Слайд 22

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Немножко размялись, а теперь внимание на экран. Хлебушек засекретил для нас карточки. Чтобы получить секретный конверт, Ребята,   ответьте на вопросы:

-Куда везут зерно?

Ответы детей:  Зерно везут на элеватор, на мельницу.

-На чем везут зерно?

Ответы детей: зерно везут на машинах, на грузовиках.

Воспитатель: Все правильно. Тогда будьте внимательны, мы поделимся на 2 команды: «Плюшки», «Ватрушки» и каждая команда получит секретный конверт. Ваша задача выполнить задание правильно и дружно. А чтобы нам решить какая из команд получит конверт с заданием послушайте загадку…Кто назовет правильный ответ, тот первым и получит конверт, прежде, чем назвать ответ не забудьте посоветоваться с друзьями, с командой.»

Всю жизнь крыльями машет,

А улететь не может.

Ответ: Ветряная мельница

Угадавшая команда получает конверт со схематичным изображением мельницы, вторая команда – конверт со схематичным изображением грузовика.

Дети составляют фигуры из счетных палочек на столах.

Слайд  23

Воспитатель читает сообщение от «Хлебушка»

« Мне так нравится у вас, ребята! Думаю, что вы сможете мне помочь испечь каравай для моих друзей!

Воспитатель: Ребята как вы думаете, вы сможете испечь каравай?

Предполагаемые ответы детей: нет, у нас нет муки, да, мы можем сделать тесто сами, может быть только с мамой…

Воспитатель: А какие продукты нужны для того, чтобы испечь каравай?

Предполагаемые ответы детей: Для того чтобы испечь каравай нужна мука, соль, тесто, сахар, масло, дрожжи, молоко, вода.

Воспитатель: Какие вы у меня умнички! Чтобы купить продукты, мы с вами отправимся в магазин. Но прежде снова поделимся на команды…Команда «Плюшки»…Команда «Ватрушки».

Игра – эстафета « Кто быстрее соберет корзину продуктов».

На столе стоят различные продукты, баночки, посуда. Дети поочередно складывают в свои корзины необходимые продукты. В конце эстафеты проверяем содержимое корзин, обсуждаем правильность.

Слайд 24

Правильный набор продуктов: молоко, сахар, соль, мука, дрожжи, яйца.

Воспитатель: Теперь мы можем замесить тесто, я возьму большую кастрюлю…а вы мне говорите по порядку что будем класть в кастрюлю,

Дети называют, воспитатель складывает муку,  молоко, сахар, соль, мука, дрожжи, яйца.. закрывает кастрюлю полотенцем:

«Пока наше тесто готовится, мы с вами разомнем пальчики.».

Пальчиковая гимнастика «Месим тесто»

Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают кулачки)

 А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками, «лепят»)

 Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца)

 Сдобные ватрушки,

 Булочки и калачи –

 Всё мы испечём в печи. (Обе ладошки разворачивают вверх)

 Очень вкусно! (Гладят живот)

Воспитатель: Ну вот тесто готово … ( Воспитатель достает (заранее приготовленное ) соленое тесто,  можно испечь для друзей хлебушка каравай )).

Дети садятся за столы.

 Воспитатель спрашивает: Ребята, а как же нам слепить каравай?

Ответы детей: Сначала скатаем из теста шар, чтобы получился «колобок». Потом  нужно «колобок» слегка сжать  ладонями, чтобы он стал похож на лепешку.

Воспитатель: Все правильно, а затем  можно украсить наши лепешечки, нанести узор, с помощью стеков , добавить кондитерской посыпки и караваи готовы!  

Самостоятельная работа детей – лепка каравая (помощь затрудняющимся детям)

Готовые караваи дети ставят на стол на тарелочках.

Встают в круг.

Русский народный хоровод «Каравай»

(Дети берутся за руки поют – хоровод)

Как на праздник на веселый

Испекли мы каравай.

Вот такой вышины,

Вот такой нижины,

Вот такой ужины,

Вот такой ширины,

Вот такой сладенький,

Вот такой вкусненький.

Слайд 25

Воспитатель читает сообщение на экране: «Очень здорово, ребята! Мне нравятся ваши караваи, такие пышные, красивые, вы мне сегодня очень - очень помогли! Мне пора возвращаться к своим друзьям 1!! Спасибо вам, дети! До скорых встреч!!!

Заключительная часть

Рефлексия.

Воспитатель:  До свидания, Хлебушек! Нам тоже пора возвращаться в группу.

А что же  мы сегодня делали? Что нового и интересного вы сегодня узнали? Чем бы вы хотели поделиться с родителями, с друзьями? Что было самым трудным? А что самым увлекательным?

Предполагаемые ответы детей: Мы сегодня получили письмо от хлебушка. Узнали откуда он к нам пришел. Понравился фильм о тракторе, комбайне. Мы могли бы помогать родителям , покупать продукты в магазине, готовить. Было трудно собирать мельницу по схеме, лепить каравай. Мне понравилось играть, лепить…

 Воспитатель: Спасибо вам за хорошую работу, мне было приятно сегодня с вами заниматься, вы справились со всеми заданиями, выполняли все вместе и дружно, а сейчас  наш ждет сюрприз … чаепитие с печеньем, сушками.

Используемая литература

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

2. Светлана Богдан – автор стихотворения «Как колосок хлебом на стол пришёл»

3. Шорыгина, Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2016. – 80 с.

Интернет ресурсы, используемые в презентации.

1. Видеоролики. Трактор пашет землю  https://youtu.be/0Zn3jdRgRgE ,

 посев зерна -  https://youtu.be/zhxbHG8nY9k ,

сбор урожая пшеницы -  https://youtu.be/V-SDEozDCmw,

работа элеватора  - https://youtu.be/6IJborZvwMI

фотографии -   https://www.yandex.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Как выращивают хлеб"

Конспект занятия для детей старшей группы...

Конспект занятия по теме "Хлеб"

Занятие по лексической теме хлеб было подготовлено специально ко "дню открытых дверей". Основные цели занятия:Воспитание уважения и бережного отношения к хлебу.Закрепление словообразования и упот...

Конспект занятия "Откуда берется хлеб?"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе"Откуда берется хлеб?"  В ходе занятий знакомим детей с трудом хлебороба, сельскохозяйственной техникой.   Расширяем кугозор, развиваем р...

Конспект "Откуда к нам хлеб пришёл?"

Какой долгий путь прошёл хлеб, прежде чем появиться на полке в магазине....

Конспект непосредственно организованной деятельности "Хлеб да капуста лихого не попустят"

Материал будет интересен воспитателям подготовительных групп и тем, кто уделяет внимание воспитанию детей в русских национальных традициях....

"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область

Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...

Конспект НОД по рисованию «Хлеб на стол, так и стол - престол» в подготовительной группе (в рамках реализации проекта «Хвала рукам, что пахнут хлебом»).

В рамках реализации проекта "Хвала рукам, что пахнут хлебом!" в нашей подготовительной группе прошла продуктивная деятельность, в ходе которой ребята закрепили свои знания о хлебе и других х...