Акция "Синичкин день"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Конспект акции "Синичкин день"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktsiya_sinichkin_den.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Акция «Синичкин день» (12 ноября)

Цель:

Познакомить детей с народным праздником «Синичкин день», народными приметами.

Закреплять и систематизировать знания о зимующих и перелетных птицах.

Развивать интерес к жизни пернатых друзей, формировать желание заботиться о них, вызывать сопереживание, чувство ответственности за их безопасность.

Закрепить знания о том, какие звуки издают птицы.

Развивать внимание и мышление детей, умение соотносить изменения в природе с жизнью зимующих птиц, развивать детскую фантазию и коммуникативные способности.

Воспитывать гуманное отношение к природе.

Форма проведения: Экологическая акция.

Участники: воспитатели и дети второй младшей группы детского сада

Предшествующая работа:

разучивание стихов о птицах,

рассматривание иллюстраций,

чтение художественных произведений,

изготовление кормушек с родителями.

Ход акции.

Беседа в группе.

Воспитатель: Осень близиться к своему завершению. Вот и наступил последний осенний месяц. С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.

Синичкин день в России считается днем Зиновия Синичкина — покровителя птиц. По традиции в этот день люди вблизи своих домов развешивают кормушки, подкармливают птиц до самой весны. По народным приметам, именно к этому времени синицы, предчувствуя скорые холода, перелетали из лесов ближе к человеческому жилью и ждали помощи от людей.

Наши предки замечали: если птицы целыми стайками появлялись у дома, значит, вот-вот грянут морозы. А еще в этот день наши наблюдательные предки предсказывали погоду по особым приметам:

Если синица свистит – быть ясному дню

Если пищит – быть ночному морозу.

Собирается много синиц на кормушках – к метели и снегопаду.

Само название «синица» не от синего оперения этих птиц, как многие могут подумать. Свое имя они получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь! » Наши предки встречали этот праздник шумно и празднично; развешивали на ветвях деревьев любимое лакомство синичек – несоленое сало, а так же семечки тыквы и подсолнечника и устраивали вечерки. В этот день люди обещали тем птицам, которые остаются зимовать, заботиться о них. Вот и мы собрались, чтобы дать свое обещание – заботиться о птицах зимой.

Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – для Руси божья птица. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба - то будет в доме достаток.

Воспитатель загадывает загадку

Ей на месте не сидится:

Всё летает целый день

Суетится, суетится

Целый день звенит «тень- тень»!

Угадайте что за птица?

То весёлая …. (синица)

Дети: Синичка

Воспитатель: Молодцы, правильно это синичка. Сегодня у неё праздник – Синичкин день.

В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». Смотрите,  к нам в гости пришла сама синичка.

Синица: Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы не забыли про меня. Именно птицам посвящается наша сегодняшняя встреча. Ведь трудно представить мир без птичьего щебета, весну без скворцов, море без чаек, рощу без соловьев! А сколько вредителей уничтожают птицы! Сегодня мы вместе с вами поприветствуем всех птичек, поиграем и порезвимся. Пусть наша встреча сегодня откроет вам что-то новое и интересное!

Воспитатель: Синичка наши детки знают про тебя стихотворение

Дети:

Спинкою зеленовата,

Брюшком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

Синица: Это про меня, спасибо ребятки. А ещё я очень шустрая, прыгаю

прыг-скок, прыг-скок и верчусь я как волчок. Давайте вместе поиграем.

«Шустрые синички».

Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)

Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте на правой ноге)

Завертелась, как волчок (кружимся на месте).

Вот присела на минутку, (присели)

Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)

И с дорожки — на плетень,

Тири-тири, Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах).

Синица: Весело поиграли. Я к вам из леса прилетела там сейчас холодно и голодно.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что зимой очень трудно жить птичкам, вот и улетают птички в тёплые края, туда, где всегда тепло. И только самые смелые птички остаются зимовать с нами! Они сегодня к нам в гости прилетели.

-Смотрите, кто это! (обращает внимание детей на рядом стоящее дерево, на котором развешаны фотографии птиц).

Носит серенький жилет, Но у крыльев черный цвет. Видишь, кружат 20 пар и кричат: «Кар! Кар! Кар! Кар! »

Дети: Ворона!

Воспитатель: Действительно, ворона. Вот она прилетела к нам на дерево. Какая ворона по размеру?

Дети: Большая.

Воспитатель: Что есть у вороны?

Дети: Крылья, клюв, лапки, хвост, перышки.

Воспитатель: Как кричит ворона?

Дети: Кар-кар-рр.

Воспитатель: Покажите мне, как ворона сердится.

Дети изображают ворону, передавая её грозный вид.

Воспитатель: Ой, а кто тут рядышком? Серый, маленький комочек. Чик-чирик! Замерз он очень! Солнце, выгляни скорей, Ждет тебя наш ….

Дети: Воробей.

Воспитатель: Как чирикает воробей?

Дети: «Чик-чирик!

Синица:

А я стихотворение знаю про воробья:

За что люблю я воробья?

За то, что он такой, как я.

Когда приходят холода,

Не улетает никуда.

Воспитатель: А кто знает эту птичку?

Воспитатель: Какая красивая птичка! А зовут ее снегирь. Повторите.

Дети: Снегирь.

Воспитатель: Какая грудка у снегиря?

Дети: Красная.

Воспитатель:

Сидят на ветках снегири,

Сияют, словно фонари.

Их тёплый, розоватый цвет-

Как будто солнышка привет.

Воспитатель: Эту птичку вы хорошо знаете.

Стайкою летают,

Кругом всё подмечают,

Только кинь пшено иль крошки,

Всё сметут с твоей дорожки!

Дети: Голубь.

Воспитатель: Верно, голубь!

Воспитатель: Вот, синичка, мы и познакомились с твоими друзьями!

Синица: Я друзьям всегда рада.

Воспитатель: Птички и наши друзья. (Птицы - наши помощники. Они приносят большую пользу. Охраняют наши леса, поля, сады и огороды от вредных насекомых и мелких грызунов. Если бы не птицы на земле не осталось бы деревьев и кустарников. Они нас радуют своим красивым пением. Птицы помогают людям предсказывать погоду.) Как друзья должны поступать? (Помогать друг другу, заботиться). Совсем скоро наступит зима. Как вы думаете, для птиц страшнее голод или холод? (Голод) Да, под толстым слоем снега нелегко отыскать корм. Вот и рассчитывают птицы на доброту и сострадание человека. С Синичкиного дня, с приходом первых холодов, было принято подкармливать птиц, заботиться о них. В народе говорили: «Подкорми птиц зимою — послужат тебе весною».

Воспитатель - Ребята, скажите, чем питаются птицы?

Дети: хлебом, зёрнышками, семечками.

Воспитатель - А теперь давайте потренируемся кормить птичек.

Прилетайте, птички! («зовущие» движения пальцев)

Сала дам синичке (4 раза – «режущие» движения одной ладони по другой)

Приготовлю крошки (пальцы щепоткой – «крошим хлеб»)

Хлебушка немножко.

Эти крошки – голубям (вытянуть вперед правую руку с раскрытой ладонью)

Эти крошки – воробьям (то же левой рукой)

Галки да вороны

Ешьте макароны! (тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»).

После беседы о зимующих птицах, я продолжила знакомить детей с довольно интересной техникой, которая используется в аппликациях и поделках, и которую дети просто обожают. Это техника «шарики из гофрированной бумаги».Мы с детьми сделали аппликацию из бумаги «Синичка» в этой технике. И вот что у нас получилось:

 

Прогулка на участке детского сада.

Воспитатель: Ребята, сегодня на прогулке мы будем кормить зимующих птичек.  У меня на подносе лежат угощения для наших друзей (семечки, пшено, хлеб, сало, шоколад, чипсы, семена тыквы и т. д., ваша задача отобрать то что можно, а что нельзя класть в кормушку.

Воспитатель: Молодцы, детки справились!

Воспитатель: А куда мы будем насыпать наш корм?

Дети: В кормушки.

Воспитатель: Верно, в кормушки!

У нас такой обычай: как выпадет снежок,

Удобную кормушку повесить на сучок.

Берите корм в ручки и аккуратно сыпьте в кормушку:

Сыпем зёрнышки в кормушку

Чтобы птички прилетали,

Чтобы птички прилетали,

И зимой не голодали.

Я предлагаю вам поиграть в игру.

ИГРА «СИНИЧКИ И КОШКА»

ЦЕЛЬ ИГРЫ: учить подражать движениям птиц, двигаться, не мешая друг другу.

ХОД ИГРЫ:

(считалкой выбирается «кошка»)

СЧИТАЛКА

Тиле - теле

Птички пели,

Взвились к лесу полетели,

Стали птички гнезда вить

Кто не вьет, тому водить.

(Дети стоят в кругу и произносят слова, «кошка» сидит внутри круга)

Желтогрудая синица

С ветки прыг, на ветку скок,

Веселится от души,

Собирает хлеба крошки,

Кошка птичку не страшит.

Кошке тоже не сидится,

Кошка точит коготок.

Мяу-мяу, сейчас поймаю!

(дети разбегаются по участку врассыпную, «кошка» ловит птичек, первый пойманный становится водящим- «кошкой»)

Синица: Очень весело поиграли. Ребятки вам понравилась игра?

Дети: Да!

Если начал птиц кормить,

Ты уж не бросай!

И пустой кормушку ты

Им не оставляй!

Так доверчивы они,

Верят нам, как дети.

Помни – ты их приручил,

Ты за них в ответе!

Ведущий:

Вот наша акция и подошла к концу, а мы с вами с этого дня обязуемся кормить птичек, ведь мы в ответе за те, кого приручили.

Тиле - теле

Птички пели,

Взвились к лесу полетели,

Стали птички гнезда вить

Кто не вьет, тому водить.

Желтогрудая синица

С ветки прыг, на ветку скок,

Веселится от души,

Собирает хлеба крошки,

Кошка птичку не страшит.

Кошке тоже не сидится,

Кошка точит коготок.

Мяу-мяу, сейчас поймаю!

Спинкою зеленовата,

Брюшком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

Сидят на ветках снегири,

Сияют, словно фонари.

Их тёплый, розоватый цвет-

Как будто солнышка привет.

Стайкою летают,

Кругом всё подмечают,

Только кинь пшено иль крошки,

Всё сметут с твоей дорожки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«День Ромашки» (день рождения сада и День семьи, любви и верности)

8 июля детский сад «Ромашка» отметил свой первый День рождения. Праздник совпал с  Днем с емьи, любви и верности.    Для гостей и родителей дети подготовили концертную програм...

15 января - Всероссийский день зимующих птиц. Этот день начали отмечать в России в память о замечательном писателе Е. Носове, в день его рождения.

Многие из нас,  взрослых,  из детства, наверное, помнят,  как маленькими сидели зимой у окошка и наблюдали за птичками на кормушке. Зимой на улице, во дворе, в лесу ребёнка ожидае...

Проект "День памяти второй мировой Войны" "День памяти и скорби" День поселка"

Сейчас актуальна работа по проектированию непосредственно образовательной деятельности в различных образовательных областях, с использованием различных развивающих методик, что дает совершен...

"Осенняя ярмарка", "День матери", "Новый год", "День Победы", "Выпускной", "8 марта, "23 февраля"", "День космонавтики"

Мгновенный ответЦель праздников— порадовать, повеселить детей, обогатить запоминающимися впечатлениями, в интересной, увлекательной форме дать сведения о живой и неживой природе...

День народного зимнего праздника "Ефремов день" (день домового)

На Ефремов день задабривали домового — хозяина избы.Ведь Домовой — это Родовой дух-хранитель.Для того чтобы домовой понял, что его любят, люди создают обереги в виде кукол-домовят....

11 января во всем мире отмечается самый вежливый день в году "Международный день СПАСИБО." Слово "спасибо" является волшебным, которое подобно солнышку согревает нас даже в самый дождливый и хмурый день.

С самого раннего возраста необходимо знакомить детей с правилами этикета, в которые входят употребление вежливых слов.С целью напоминания о важной роли благодарности и вежливости в нашей жизни, в МДОУ...