Конспекта НОД по образовательной области речевое развитие в старшей группе Тема НОД: Экскурсия в библиотеку.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Ван Ольга Николаевна

Конспекта  НОД по образовательной области речевое развитие в старшей группе

 МОУ Одоевская СОШ (дошкольная группа) Шарьинского муниципального района Костромской области

Воспитатель:  Ван. О. Н.

Тема НОД: Экскурсия в библиотеку.

            Цель:  Создать условия для ознакомления с  понятием «библиотека», с трудом библиотекаря.

Психолого – педагогические задачи:

          1. Знакомство с профессией библиотекаря.

          2. Расширить словарный запас  (картотека, стеллажи, формуляр)

          3.Развивать любовь к чтению.

Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Вид детской деятельности, лежащей в основе организации НОД: беседа, вопросы и ответы, обсуждение, рассказывание.

Форма организации детей: групповая.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, отгадывание загадок.

           Методические  приёмы:  наблюдения, вопросы, указания, пояснения новых слов, толкований и их  значений,

           объяснение ,рассуждения, рассказ, беседа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ekskursiya_v_bibleoteku.docx28.96 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспекта  НОД по образовательной области речевое развитие в старшей группе

 МОУ Одоевская СОШ (дошкольная группа) Шарьинского муниципального района Костромской области

Воспитатель:  Ван. О. Н.

Тема НОД: Экскурсия в библиотеку.

            Цель:  Создать условия для ознакомления с  понятием «библиотека», с трудом библиотекаря.

Психолого – педагогические задачи:

          1. Знакомство с профессией библиотекаря.

          2. Расширить словарный запас  (картотека, стеллажи, формуляр)

          3.Развивать любовь к чтению.

Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Вид детской деятельности, лежащей в основе организации НОД: беседа, вопросы и ответы, обсуждение, рассказывание.

Форма организации детей: групповая.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, отгадывание загадок.

           Методические  приёмы:  наблюдения, вопросы, указания, пояснения новых слов, толкований и их  значений,

           объяснение ,рассуждения, рассказ, беседа.

ЧАСТИ НОД

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

I часть - вводная

Цель:  Создать условия для ознакомления с  понятием «библиотека», с трудом библиотекаря.

Создание образовательной ситуации

 -Ребята, к нам в гости кто-то пришел.

-А кто  угадайте загадку: 

У отца есть мальчик странный,

Необычный, деревянный,

 На земле и под водой

 Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует свой длинный...

Кто же это?..

 -Здравствуй Буратино!

-А откуда вы меня знаете?

-Мы книжку про тебя читали.

-Я тоже хочу, чтобы вы мне ее прочитали.

 -Почитаем Буратино книжку?

Ответы  детей.  Буратино.

Мотивация детей на предстоящую деятельность

-Ребята принесите книжку «Золотой ключик или приключение Буратино»

-Как нам быть, где взять книгу?

-Сегодня мы с вами пойдем в библиотеку  и возьмем книгу.

-Как нужно вести себя в библиотеке?

-Нам нужно будет идти по улице, и переходить дорогу.

-Кто скажет, как нужно переходить дорогу?

Ответы детей.

II часть - основная

Цель: Познакомить с профессией библиотекаря.

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие её детьми

-Дети познакомьтесь это Ольга Петровна. Она работает библиотекарем.

-Она нам расскажет о своей работе.

-Проходите, я вам расскажу про работу библиотекаря и о мире, в котором живут книги.

Библиотекарь – очень важная и нужная профессия. Слово библиотекарь происходит от слова «библия», что означает «книга»

-А у вас дома есть книги?

-Какие?

-Где они находятся?

-У многих людей есть домашние библиотеки. Книги стоят на полках и в шкафах. Читают их взрослые и дети. Они знают все свои книги.

-Но есть еще огромные хранилища книг – библиотеки. Работа библиотекаря проходит в библиотеке, среди книг. У нас в России огромное количество библиотек. В Москве находится самая главная Российская государственная библиотека, в которой собраны миллионы книг, старинных и современных.

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым

-Библиотека это книжный город. А книги ее жители.

-А что есть в городе?

-На какой  улице вы живешь?

-В каждой библиотеке есть длинные-длинные ряды книжных полок - стеллажи, тянутся они как улицы. 

-А где вы живете? Что находится на улицах?

-Сколько этажей у тебя в доме?

-Книги тоже живут на этажах.

-Сколько этажей в книжном доме?

-У каждого дома есть номер

-Какой номер дома у вас?

-У каждого жителя дома есть номер квартиры.

-А в  книжных домах номер отмечается  цифрой и  буквой.

-У каждой книги есть свой номер из букв и цифр - шифр. По этому шифру можно узнать адрес книги: этаж и полку, где она хранится.

- В ящиках — каталогах хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь на такую карточку, сходит в хранилище и принесёт тебе нужную книгу. 

-Посмотрите, это картотека.

-Какую вам найти книгу?

-Я беру карточку, на ней написан автор  Алексея Николаевича Толстого, название «Золотой ключик, или Приключения Буратино», сейчас посмотрим, где находится книга, которая вам нужна.

-На букве Т.

-Пойдемте, поищем.

-А можно мы возьмем ее с собой, почитаем в группе для Буратино?

-Да конечно.

-Ее нужно записать в читательский формуляр.

-Это специальная книжка, куда мы записываем  все книги, которые вы берете домой.

-Чтобы стать настоящим читателем, надо ещё знать правила пользования библиотекой.

-Как вы думаете, какие это правила?

-Взятую книгу надо возвращать вовремя, вдруг она одна и её ещё кто-нибудь хочет почитать. Возвращённую книгу нужно поставить на тоже место, где она стояла, так как в библиотеке книги стоят в определённом порядке - каждая на своём месте. Затем, ни в коем случае нельзя терять библиотечные книги, постарайтесь нигде её не оставить, не забыть. Иначе придётся возмещать утрату на определённых условиях.

И самое главное правило,  с книгой надо обращаться бережно.

-Как вы думаете, что значит «обращаться бережно»

- Правильно. Нельзя книги рвать,  читать во время еды, и книгу можно испортить  (а кому захочется брать в руки забрызганную жиром или заляпанную вареньем книжку?) ; нельзя кидать книгу – она может лопнуть, и переплёт оторвётся от блока; не перегибайте её – иначе она очень быстро рассыплется, страницы будут теряться, и самое интересное место пропадёт; не превращайте чёрно-белые иллюстрации в цветные, ведь это замысел художника, не рисуйте в книгах; для того, чтобы запомнить страницу, где вы остановились, пользуйтесь закладками, открытками, просто листочком бумаги, но уж ни в коем случае не карандашом.

-А как нужно читать книгу?

- Правильно нельзя читать лёжа – берегите зрение, читайте за столом, на диване, в кресле.

-Вы знаете, как обращаться с книгой. Можно теперь записать вас в библиотеку, как настоящих читателей.

-А как вы думаете, что нужно мне записать в формуляр, что бы узнать, кто именно взял книгу?

-Я пока запишу эту книгу на вашего воспитателя, а потом вы можете прийти с мамой или папой  к нам я и вас запишу и дам вам книжку.

-Ребята, в библиотеке есть читальный зал, где собраны редкие книги, энциклопедии, рукописи, которые домой брать нельзя, их можно читать только здесь.

-Посмотрите, здесь много столов и стульев, за которыми можно сесть, чтобы   что- то прочитать, а при необходимости и записать что-то.

Этап осуществления самостоятельной работы с детьми

 -А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру – «Что бывает в библиотеке?»

В библиотеке что бывает?

Это каждый из вас знает!

Если есть в ней тишина,

То ответить нужно – «Да!»

А если там такого нет -

Дай отрицательный ответ.

- Может быть, там есть друзья? - «Да!»

-И приходит детвора?- «Да!»

Книжек целая гора?- « Да!»

- И несётся с гор река? - «Нет!»

- Вместо люстры рваный кед?- «Нет!»

-На стенде пачка сигарет? - «Нет!»

 - Ой, мамонт тут оставил след?- «Нет!»

- Ищет книгу человек? - « Да!»

- Слышны лишь добрые слова?- « Да!»

- Рады здесь тебе всегда?- «Да!»

- С утра спешит народ сюда?- « Да!»

- И вдруг приплыли три кита?- «Нет!»

- Внезапно выпал белый снег? - « Нет!»

-Здесь в кино возьмёшь билет?- « Нет!»

- Здесь каждый день идёт балет?- « Нет!»

-Тут происходят чудеса?- «Да!»

- Вам понравилась игра?- «Да!

Ответы детей.

III часть -  заключительная

Цель: создать у детей радостное настроение и развивать любовь к чтению.

Подведение  итогов деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей.

-Думаю, что вы многое узнали, познакомились с правилами пользования книгой. Теперь книга вас ждет в гости. Приходите и читайте.

Плавный выход у детей из НОД в самостоятельную деятельность.

- Ребята давайте пойдём в группу и прочитаем Буратино книгу, чтобы у него было радостное настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе в соответствии с ФГОС ДО .Тема"Составление описательного рассказа о посуде"

Конспект  разработан для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие".В конспекте интеграция образовательных областей "Познавательное развитие","Социально-ком...

Открытый просмотр НОД (развитие речи) по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе на тему: «Беседа о дружбе и друзьях».

 Цель: продолжать помогать детям осваивать нормы поведения,           учить  доброжелательности.  Задачи:-формирование у детей навыка устанавливать хорошие, доброжелательные отношения с детьми;-закреп...

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе «В гостях у бабушки Арины»

Формировать у детей умение чувствовать и передавать эмоциональное состояние героев, используя выразительную интонацию, мимику, жесты, умение вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами. ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области: «Речевое развитие» для старших дошкольников с ОНР. Тема: «Поможем Буратино».

Цель непосредственно образовательной деятельности (НОД): - развивать, познавательно-исследовательскую деятельность детей, через экспериментирование;- формировать коммуникативные универсальные предпосы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе. Составление коллективного рассказа по серии сюжетных картин на тему «Некрасивый поступок»

 Этическая беседа является формой ознакомления детей с моральными нормами. Этическое развитие дошкольника связано с развитием его морального сознания. Этической беседа называется потому, ч...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе. Составление коллективного рассказа по серии сюжетных картин на тему «Собака и вороны»

Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности,  в том числе и чере...

Конспект развития непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе на тему: «Царевна-лягушка»

настоящая публикация представляет собой конспект развития непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе детского сада на тему: ...