КОНСПЕКТ нод «Путешествие на морское дно» (познавательное развитие раздел «Ознакомление с окружающим миром» («Здравствуй мир!»)). Подготовительная группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Расстригина Наталия Геннадьевна

Программное содержание: Продолжать формировать представление детей о природе как о едином целом, уточнить и расширить их представления о морских обитателях

Задачи:

Познавательное развитие: Познакомить и закрепить знания о морских обитателях, развивать интерес к особенностям их жизни, систематизировать знания детей об обитателях морских водоемов. Развитие навыков получения и усвоения информации.

Развитие мыслительных процессов: зрительное и слуховое восприятие, память, логика, аналитическое мышление, творческие способности.

Формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.

Социально-коммуникативное развитие: развивать у детей потребность соблюдать правила речевого общения: не перебивать говорящего, быть внимательным слушателем, заинтересованным и вежливым собеседником, тактично задавать вопросы, вежливо отвечать на вопросы; развить внимание и интерес к сообщениям взрослого и сверстников, понимания их содержания, уважительного отношения к мнению других.

Развивать умение работать в группе; формировать навыки контроля и самоконтроля. Воспитывать интерес к окружающей природе, способность любоваться еѐ красотой. Бережно относиться к животным.

Речевое развитие: Формировать навыки общения. Развитие связной диалогической и монологической речи.

Развивать умение грамотно формулировать свои вопросы; умение отвечать на вопросы взрослых или сверстников полным, развёрнутым ответом, излагать собственное мнение;  развивать умение излагать свои мысли в спокойной, доброжелательной манере, не торопясь, не повышая голоса.

Обогащать словарный запас детей посредством знакомства с новыми словами.

Физическое развитие: обогащать двигательный опыт детей

Художественно-эстетическое развитие: продолжать знакомить с красотой подводного животного мира при помощи иллюстраций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i-zdrastvuy_mir.docx37.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка -  детский сад №134 «Жемчужинка»

 города Чебоксары ЧР

КОНСПЕКТ

нод «Путешествие на морское дно»

(познавательное развитие  раздел «Ознакомление с окружающим миром»

(«Здравствуй мир!»)). Подготовительная группа

Выполнила : Расстригина Наталия Геннадьевна

                                                                                             

2018 г.

КОНСПЕКТ

нод «Путешествие на морское дно»

(познавательное развитие  раздел «Ознакомление с окружающим миром»

(«Здравствуй мир!»)). Подготовительная группа

 

Программное содержание: Продолжать формировать представление детей о природе как о едином целом, уточнить и расширить их представления о морских обитателях

Задачи:

Познавательное развитие: Познакомить и закрепить знания о морских обитателях, развивать интерес к особенностям их жизни, систематизировать знания детей об обитателях морских водоемов. Развитие навыков получения и усвоения информации.

Развитие мыслительных процессов: зрительное и слуховое восприятие, память, логика, аналитическое мышление, творческие способности.

Формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.

Социально-коммуникативное развитие: развивать у детей потребность соблюдать правила речевого общения: не перебивать говорящего, быть внимательным слушателем, заинтересованным и вежливым собеседником, тактично задавать вопросы, вежливо отвечать на вопросы; развить внимание и интерес к сообщениям взрослого и сверстников, понимания их содержания, уважительного отношения к мнению других.

Развивать умение работать в группе; формировать навыки контроля и самоконтроля. Воспитывать интерес к окружающей природе, способность любоваться еѐ красотой. Бережно относиться к животным.

Речевое развитие: Формировать навыки общения. Развитие связной диалогической и монологической речи.

Развивать умение грамотно формулировать свои вопросы; умение отвечать на вопросы взрослых или сверстников полным, развёрнутым ответом, излагать собственное мнение;  развивать умение излагать свои мысли в спокойной, доброжелательной манере, не торопясь, не повышая голоса.

Обогащать словарный запас детей посредством знакомства с новыми словами.

Физическое развитие: обогащать двигательный опыт детей

Художественно-эстетическое развитие: продолжать знакомить с красотой подводного животного мира при помощи иллюстраций.

Методы и приемы: 

1) Показ презентации «Морские обитатели»

2) Художественное слово

3) Беседа

4) Вопрос-ответ.

5) Дидактическая игра

6) Физкультминутка

7) Проблемная ситуация

8) Поощрение

Индивидуальная работа: с малоактивными детьми Алеша И., Лена Я.,Люда Г.

Словестная работа: Вести в активный словарь:  Браконьер, акваланг, батискаф, кит, акула, дельфин, скат, рыба-удильщик, морской конёк, морской ёж.

Материалы к занятию:

мягкие модули (для постройки «батискафа»); карточки с изображением рыб, птиц и зверей, знакомых и незнакомых детям: скат, летучая рыба, морской конёк, касатка, дельфин, пингвин, утка, морж, рыба-игла, камбала, морской ёж, рыба-клоун, тюлень, несколько картинок с лесными зверями: лиса, заяц, ёж (по количеству детей).

Три «домика» с обозначением символа рыб, птиц и зверей, 3 мольберта, дидактическая игра «Сложи картинку».

  Предварительная работа: чтение сказки «Доктор Айболит» Корней Чуковский, «Конёк-Горбунок» Ершова, рассматривание иллюстраций в книгах о морских жителях, чтение рассказов об обитателях моря, морских путешествиях.

 Литература:

1.Образовательная программа развития познавательно-исследовательской деятельности детей раннего и дошкольного возраста (от 2 до 7 (8) лет) «Здравствуй, мир!» (А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, И.В. Маслова, Ю.И. Наумова)

Ход занятия:

В: Доброе утро! А что это значит?

Значит, по-доброму новый день начат!

Доброе утро! Как добрая птица - ласково, нежно в окно к нам стучится!

Ребята возьмем в ладошки свою любовь, нежность, хорошее настроение и будем пересаживать свою «любовь» как птичку из гнёздышка в гнёздышко, чтобы она погрелась у каждого в руках, тихонечко приговариваем: «Я люблю тебя».

Вот последнее гнёздышко – моё. Мы выпустим любовь в воздух, пусть летает вокруг нас! Пусть царит везде доброта!

В: Ребята, вы любите путешествовать?

Д: Да!

В: А где мы с вами уже путешествовали?

Д: Путешествовали по Европе, Азии, в Северной и Южной Америке, Африке, Австралии, Антарктиде.

В.: Каких птиц и зверей мы встречали в Антарктиде?

Д.: Мы встречали пингвина, касатку, моржа, тюленя.

В: Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие – на морское дно. Вам интересно узнать и познакомиться с обитателями морских глубин?

Д: Да!

В: Но сначала давайте потренируемся в плавании и нырянии. Встаньте свободно, чтобы друг друга не задеть и повторяйте за мной.

 (Дети выполняют  ритмические упражнения «Поплаваем») 

Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)

Берег слева, берег справа.      (Повороты влево и вправо.)

Речка лентой впереди.            (Потягивания — руки вперёд.)

Сверху мостик — погляди.    (Потягивания — руки вверх.)

Чтобы плыть ещё скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами?           (Плавательные движения.)

А теперь пора нам, братцы,

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем           (Ходьба на месте.)

И на травке отдыхаем.

В: Я вижу, вы все подготовились к морскому путешествию, тогда можно отправляться. Но прежде предлагаю поиграть в игру «Птица, рыба или зверь». Возьмите по одной карточке, которые лежат на столе. (Дети берут на столе карточки с изображением птицы, рыбы или зверя).

В: Вам надо разойтись по группам к своим домикам с символическим обозначением  птицы, зверя, рыбы - иначе вас поймают браконьеры. Кто такие браконьеры?

Д.: Браконьеры это люди которые убивают зверей…

В: Да, браконьер – человек, который охотится или ловит рыбу в запрещенных местах или запрещенным способом, а также заниматься незаконной вырубкой леса. Повторите, пожалуйста, вместе.

Д.: Баконьер - человек, который охотится или ловит рыбу в запрещенных местах или запрещенным способом.

(Дети расходятся по группам)

В.: Все ли верно пришли в домики разберемся вместе. Птицы нашли домик правильно, а пингвин это тоже птица?

Д.: Да это водоплавающая птица.

В.: Звери – правльно,  а вот морские обитатели меня смущают.

В.: Я немножко помогу и расскажу о морских обитателях, а вы во время моего рассказа слушайте внимательно и сами ответите на вопросы, хорошо?

Д.: Хорошо

В.: Как вы думаете, дельфин и акула очень похожи: они оба ныряют на дно, верно? А кит и морж, прячутся на суше. Верно?

Д.: Нет, вы все не правильно говорите.

В: Что–то, действительно, я напутала. Мы вместе разберёмся, и для этого отправимся в путешествие. А на чем же нам опуститься на морское дно?

Д: На подводной лодке.

В: Да, можно, но она большая. Я предлагаю путешествовать на батискафе, он чуть поменьше чем подводная лодка и больше подходит для наших исследований. Вместе повторим Батискаф. Занимайте места.

(Дети садятся на «батискаф», построенный из мягких модулей. Просмотр на экране презентации).

В: Посмотрите, как красиво морское дно, какие там необычные жители. Это скат, а это морская змея – она очень ядовитая. А это осьминог. Наш батискаф остановился, давайте поближе познакомимся с подводными жителями. Если мы выйдем из батискафа, что нам поможет дышать под водой?

Д: Акваланги нам помогут дышать.

В: Да, акваланги. Мы не сможем без специального приспособления свободно дышать как рыбы. Потому что мы дышим лёгкими, а не жабрами. Многие из вас думают, что в море живут только рыбы. Но это не так. В море живет много зверей, хотя внешне они очень напоминают рыб. Вспомните моржа и тюленя. Чем они отличаются от рыб?

Д.: И морж и тюлень очень похожи на рыб, но живут на суше…

В.: Да - живут на суше, а в море только охотятся. Они не могут долго находится под водой,  потому что дышат воздухом.

В.: Первые живые существа на Земле появилися в воде и могли дышать под водой, как рыбы. Но вскоре вода стала отступать, появилась суша, и некоторые животные приспособились дышать воздухом. В море таких животных, кроме тюленя и моржа, много. Это и касатка, а где мы встречались с ней?

Д.: Касатку встречали в Антарктиде.

В.:… и кит, и дельфин. Кит – самое крупное животное в мире. Он весит больше 50 слонов.

В.: В какой сказке мы встречали этого героя?

Д.: Кита мы встречали в сказках: «Доктор Айболит» Корней Чуковский, «Конёк-Горбунок» Ершова.

В.: В сказке «Конек-горбунок» говорится: «Чудо-юдо-рыба-кит». Такое выражение конечно встретишь только в сказке, потому что кит это не рыба, он дышит не жабрами, а лёгкими. И хотя кит может долго находится под водой, всё же ему необходимо подниматься на поверхность, чтобы вдохныть воздух.

В.: А что вы слышали о дельфинах?

Д.: Дельфины спасают людей, которые тонут. Они выступают в дельфинарии.

В.: Да, но это ещё не все. Из всех обитателей Мирового океана дельфины самые сообразительные. Они с удовольствием играют с человеком и легко поддаются дрессировке. Во время войны дельфины могли донести у себя на спине мины к кораблям врага, жертвуя собой ради жизни многих людей. Дельфина по праву можно назвать первым другом человека в море.

Д.: Значит, все эти животные: и касатка, и кит, и дельфин - морские звери. Ребята вы догадались какие звери морские должны перейти в другой домик. Рома и Тимофей переставьте правильно карточки.

В.:  Как вы думаете могут ли эти морские звери уплыть на дно во время урагана и спокойно его переждать?

Д.: Нет, им нужен воздух, чтобы дышать.

В.: Конечно, поэтому они просто уплывают подальше от непогоды. А вот рыбы прекрасно дышат под водой, поэтому прячутся …(где)

Д.: на дне.

В.: Рыбы очень разнообразны и по цвету, и по форме, и по размеру. А какие самые опасные рыбы?

Д.: Опасными рыбами являются акулы.

В.: Да, это самые большие хищники из рыб. У них есть интересные родственники, посмотрите как они называются, вы знаете?

Д.: Это скаты.

В.: Что вы знаете о скатах?

Д.: …

В.: Они живут в более глубоких местах поэтому их тело приобрело плоский вид – так лежащие на дне скаты становятся незаметны. Другие скаты с помощью электрического заряда могут охотиться на свою жертву. Как вы думаете как называюся такие скаты?

Д.: Электрические скаты.

В.: Правильно. На большие глубины солнечный свет не проникает, поэтому есть рыбы, которые сумели этим воспользоваться, - они имеют усики, кончики которых светятся в темноте как лампочки. Рыбёшки подплывают ближе к свету, и рыба – удильщик их ловит: даже никуда не плавая. Добыча сама заплывает ему в рот. Вместе повторим – рыба-удильщик.

В.: В море встречаются рыбы. На рыб вовсе не похожие. Посмотрите вы знаете такую рыбу?

Д.: Да, это морской конек.

В.: Это  морской конёк. А почему так называется?

Д.: Похож на конька.

В.: Да, изгиб его шеи напоминает изгиб шеи лошади, поэтому его так назвали. Но когда он плывёт, он вытягивается и становится больше похож на иголку, чем на коня. А почему называется морской?

Д.: Потому - что живет он в море.

В.: Правильно, молодцы. Есть ещё одно животное в море, в названии которого упоминается название одного зверя лесного. Посмотрите и догадайтесь, на кого он похож?

Д.: Это морской ёж.

В.: Правильно, молодцы. В названиях многих морских и океанических зверей присутствует слово «морской». По этим названиям можно сразу понять, на кого похоже то или иное животное. (показ слайдов)

Д.: Морская звезда, морской огурец, морская черепаха и др.

(Воспитатель включает звукозапись крик дельфинов)

В.: Вы слушите чей- то крик, вы догадались кто кричит?

Д.: (предположения)

В.: Это крик дельфинов. Они очень любят играть, и зовут нас поиграть в свою любимую игру «Море волнуется раз…». Предлагаю немного отдохныть и вместе поиграть.

Водящий - Воспитатель отворачивается и говорит:

«Море волнуется раз,

море волнуется два,

море волнуется три,

морская фигура на месте замри!»

(Игроки в это время раскачиваются и кружатся, расставив в руки стороны.

При слове «замри», замирают в позе, изображая любой предмет или животное, имеющее отношение к морской тематике. Это могут быть: корабль, краб, дельфин, пират, чайка и т.д.

Далее ведущий подходит к кому-то из игроков и дотрагивается до него «оживляя» фигуру. Игрок начинает двигаться, показывает свое «представление», так, чтобы ведущий узнал что за фигуру изображает игрок.)

В: Ребята пока мы с вами играли здесь был ураган. Некоторые карточки из домиков разлетелись. Помогите, пожалуйста собрать их. (раздаются  разрезные картинки на группы по 2-3 человека).

В: Кого вы собрали, птицу, рыбу или зверя?

Д.: Морского зверя (дельфина, касатку или кита)

В: Наше путешествие заканчивается. Пора прощаться с морскими жителями, займем места в батискафе.

(Дети садятся на места)

В: Ребята вам понравилось путешествие? Названия каких рыб вы запомнили? С какими обитателями вы познакомились?

(Дети отвечают)

В: Вот мы и приплыли, наше путешествие окончено, но я думаю, что мы еще отправимся в путешествие к морским обитателям и узнаем много интересного. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашем путешествии, вы расскажете своим друзьям и родителям.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения ОД по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) с детьми подготовительной группы. Тема: «Природа дарит чудеса»

Конспект проведения ОД по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) с детьми подготовительной группы.Тема: «Природа дарит чудеса»...

Конспект итоговой организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомлению с окружающим и рисование) в старшей группе на тему: «Путешествие в весенний лес»

конспект занятия в старшей группе "Путешествие в весенний лес". В непосредственной образовательной деятельности дети закрепляют знания    о  времени года весна, о диких животн...

Конспект занятия по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим миром» для детей подготовительной группы на тему: «Интересные предметы»

Формирование представления детей о рукотворном и природном мире;осознанию того, что предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов природы...

Конспект ООД по познавательному развитию: Ознакомление с окружающим миром для детей подготовительной группы на тему: «История железнодорожного вокзала Красного Села»

Цель : формирование у детей чувства любви, патриотизма к своему родному городу. Задачи: - Воспитывать любовь к родному городу;Расширять представления детей о достопримечательностях свое...

Конспект СООД по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) для детей подготовительной группы на тему «РАННЯЯ ВЕСНА».

Конспект  СООД по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) для детей подготовительной группы на тему«РАННЯЯ ВЕСНА»....

Конспект занятия по познавательному развитию: ознакомлению с окружающим миром с детьми подготовительной группы (6-7 лет) Тема: «Таинственный мир океана».

Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов. Задачи:  -Продолжать знакомить детей с морскими животными, некоторыми представителями (кит, акула, дельфин...