КОНСПЕКТ нод «Путешествие на морское дно» (познавательное развитие раздел «Ознакомление с окружающим миром» («Здравствуй мир!»)). Подготовительная группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Программное содержание: Продолжать формировать представление детей о природе как о едином целом, уточнить и расширить их представления о морских обитателях
Задачи:
Познавательное развитие: Познакомить и закрепить знания о морских обитателях, развивать интерес к особенностям их жизни, систематизировать знания детей об обитателях морских водоемов. Развитие навыков получения и усвоения информации.
Развитие мыслительных процессов: зрительное и слуховое восприятие, память, логика, аналитическое мышление, творческие способности.
Формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.
Социально-коммуникативное развитие: развивать у детей потребность соблюдать правила речевого общения: не перебивать говорящего, быть внимательным слушателем, заинтересованным и вежливым собеседником, тактично задавать вопросы, вежливо отвечать на вопросы; развить внимание и интерес к сообщениям взрослого и сверстников, понимания их содержания, уважительного отношения к мнению других.
Развивать умение работать в группе; формировать навыки контроля и самоконтроля. Воспитывать интерес к окружающей природе, способность любоваться еѐ красотой. Бережно относиться к животным.
Речевое развитие: Формировать навыки общения. Развитие связной диалогической и монологической речи.
Развивать умение грамотно формулировать свои вопросы; умение отвечать на вопросы взрослых или сверстников полным, развёрнутым ответом, излагать собственное мнение; развивать умение излагать свои мысли в спокойной, доброжелательной манере, не торопясь, не повышая голоса.
Обогащать словарный запас детей посредством знакомства с новыми словами.
Физическое развитие: обогащать двигательный опыт детей
Художественно-эстетическое развитие: продолжать знакомить с красотой подводного животного мира при помощи иллюстраций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
i-zdrastvuy_mir.docx | 37.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад №134 «Жемчужинка»
города Чебоксары ЧР
КОНСПЕКТ
нод «Путешествие на морское дно»
(познавательное развитие раздел «Ознакомление с окружающим миром»
(«Здравствуй мир!»)). Подготовительная группа
Выполнила : Расстригина Наталия Геннадьевна
2018 г.
КОНСПЕКТ
нод «Путешествие на морское дно»
(познавательное развитие раздел «Ознакомление с окружающим миром»
(«Здравствуй мир!»)). Подготовительная группа
Программное содержание: Продолжать формировать представление детей о природе как о едином целом, уточнить и расширить их представления о морских обитателях
Задачи:
Познавательное развитие: Познакомить и закрепить знания о морских обитателях, развивать интерес к особенностям их жизни, систематизировать знания детей об обитателях морских водоемов. Развитие навыков получения и усвоения информации.
Развитие мыслительных процессов: зрительное и слуховое восприятие, память, логика, аналитическое мышление, творческие способности.
Формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.
Социально-коммуникативное развитие: развивать у детей потребность соблюдать правила речевого общения: не перебивать говорящего, быть внимательным слушателем, заинтересованным и вежливым собеседником, тактично задавать вопросы, вежливо отвечать на вопросы; развить внимание и интерес к сообщениям взрослого и сверстников, понимания их содержания, уважительного отношения к мнению других.
Развивать умение работать в группе; формировать навыки контроля и самоконтроля. Воспитывать интерес к окружающей природе, способность любоваться еѐ красотой. Бережно относиться к животным.
Речевое развитие: Формировать навыки общения. Развитие связной диалогической и монологической речи.
Развивать умение грамотно формулировать свои вопросы; умение отвечать на вопросы взрослых или сверстников полным, развёрнутым ответом, излагать собственное мнение; развивать умение излагать свои мысли в спокойной, доброжелательной манере, не торопясь, не повышая голоса.
Обогащать словарный запас детей посредством знакомства с новыми словами.
Физическое развитие: обогащать двигательный опыт детей
Художественно-эстетическое развитие: продолжать знакомить с красотой подводного животного мира при помощи иллюстраций.
Методы и приемы:
1) Показ презентации «Морские обитатели»
2) Художественное слово
3) Беседа
4) Вопрос-ответ.
5) Дидактическая игра
6) Физкультминутка
7) Проблемная ситуация
8) Поощрение
Индивидуальная работа: с малоактивными детьми Алеша И., Лена Я.,Люда Г.
Словестная работа: Вести в активный словарь: Браконьер, акваланг, батискаф, кит, акула, дельфин, скат, рыба-удильщик, морской конёк, морской ёж.
Материалы к занятию:
мягкие модули (для постройки «батискафа»); карточки с изображением рыб, птиц и зверей, знакомых и незнакомых детям: скат, летучая рыба, морской конёк, касатка, дельфин, пингвин, утка, морж, рыба-игла, камбала, морской ёж, рыба-клоун, тюлень, несколько картинок с лесными зверями: лиса, заяц, ёж (по количеству детей).
Три «домика» с обозначением символа рыб, птиц и зверей, 3 мольберта, дидактическая игра «Сложи картинку».
Предварительная работа: чтение сказки «Доктор Айболит» Корней Чуковский, «Конёк-Горбунок» Ершова, рассматривание иллюстраций в книгах о морских жителях, чтение рассказов об обитателях моря, морских путешествиях.
Литература:
1.Образовательная программа развития познавательно-исследовательской деятельности детей раннего и дошкольного возраста (от 2 до 7 (8) лет) «Здравствуй, мир!» (А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, И.В. Маслова, Ю.И. Наумова)
Ход занятия:
В: Доброе утро! А что это значит?
Значит, по-доброму новый день начат!
Доброе утро! Как добрая птица - ласково, нежно в окно к нам стучится!
Ребята возьмем в ладошки свою любовь, нежность, хорошее настроение и будем пересаживать свою «любовь» как птичку из гнёздышка в гнёздышко, чтобы она погрелась у каждого в руках, тихонечко приговариваем: «Я люблю тебя».
Вот последнее гнёздышко – моё. Мы выпустим любовь в воздух, пусть летает вокруг нас! Пусть царит везде доброта!
В: Ребята, вы любите путешествовать?
Д: Да!
В: А где мы с вами уже путешествовали?
Д: Путешествовали по Европе, Азии, в Северной и Южной Америке, Африке, Австралии, Антарктиде.
В.: Каких птиц и зверей мы встречали в Антарктиде?
Д.: Мы встречали пингвина, касатку, моржа, тюленя.
В: Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие – на морское дно. Вам интересно узнать и познакомиться с обитателями морских глубин?
Д: Да!
В: Но сначала давайте потренируемся в плавании и нырянии. Встаньте свободно, чтобы друг друга не задеть и повторяйте за мной.
(Дети выполняют ритмические упражнения «Поплаваем»)
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.
В: Я вижу, вы все подготовились к морскому путешествию, тогда можно отправляться. Но прежде предлагаю поиграть в игру «Птица, рыба или зверь». Возьмите по одной карточке, которые лежат на столе. (Дети берут на столе карточки с изображением птицы, рыбы или зверя).
В: Вам надо разойтись по группам к своим домикам с символическим обозначением птицы, зверя, рыбы - иначе вас поймают браконьеры. Кто такие браконьеры?
Д.: Браконьеры это люди которые убивают зверей…
В: Да, браконьер – человек, который охотится или ловит рыбу в запрещенных местах или запрещенным способом, а также заниматься незаконной вырубкой леса. Повторите, пожалуйста, вместе.
Д.: Баконьер - человек, который охотится или ловит рыбу в запрещенных местах или запрещенным способом.
(Дети расходятся по группам)
В.: Все ли верно пришли в домики разберемся вместе. Птицы нашли домик правильно, а пингвин это тоже птица?
Д.: Да это водоплавающая птица.
В.: Звери – правльно, а вот морские обитатели меня смущают.
В.: Я немножко помогу и расскажу о морских обитателях, а вы во время моего рассказа слушайте внимательно и сами ответите на вопросы, хорошо?
Д.: Хорошо
В.: Как вы думаете, дельфин и акула очень похожи: они оба ныряют на дно, верно? А кит и морж, прячутся на суше. Верно?
Д.: Нет, вы все не правильно говорите.
В: Что–то, действительно, я напутала. Мы вместе разберёмся, и для этого отправимся в путешествие. А на чем же нам опуститься на морское дно?
Д: На подводной лодке.
В: Да, можно, но она большая. Я предлагаю путешествовать на батискафе, он чуть поменьше чем подводная лодка и больше подходит для наших исследований. Вместе повторим Батискаф. Занимайте места.
(Дети садятся на «батискаф», построенный из мягких модулей. Просмотр на экране презентации).
В: Посмотрите, как красиво морское дно, какие там необычные жители. Это скат, а это морская змея – она очень ядовитая. А это осьминог. Наш батискаф остановился, давайте поближе познакомимся с подводными жителями. Если мы выйдем из батискафа, что нам поможет дышать под водой?
Д: Акваланги нам помогут дышать.
В: Да, акваланги. Мы не сможем без специального приспособления свободно дышать как рыбы. Потому что мы дышим лёгкими, а не жабрами. Многие из вас думают, что в море живут только рыбы. Но это не так. В море живет много зверей, хотя внешне они очень напоминают рыб. Вспомните моржа и тюленя. Чем они отличаются от рыб?
Д.: И морж и тюлень очень похожи на рыб, но живут на суше…
В.: Да - живут на суше, а в море только охотятся. Они не могут долго находится под водой, потому что дышат воздухом.
В.: Первые живые существа на Земле появилися в воде и могли дышать под водой, как рыбы. Но вскоре вода стала отступать, появилась суша, и некоторые животные приспособились дышать воздухом. В море таких животных, кроме тюленя и моржа, много. Это и касатка, а где мы встречались с ней?
Д.: Касатку встречали в Антарктиде.
В.:… и кит, и дельфин. Кит – самое крупное животное в мире. Он весит больше 50 слонов.
В.: В какой сказке мы встречали этого героя?
Д.: Кита мы встречали в сказках: «Доктор Айболит» Корней Чуковский, «Конёк-Горбунок» Ершова.
В.: В сказке «Конек-горбунок» говорится: «Чудо-юдо-рыба-кит». Такое выражение конечно встретишь только в сказке, потому что кит это не рыба, он дышит не жабрами, а лёгкими. И хотя кит может долго находится под водой, всё же ему необходимо подниматься на поверхность, чтобы вдохныть воздух.
В.: А что вы слышали о дельфинах?
Д.: Дельфины спасают людей, которые тонут. Они выступают в дельфинарии.
В.: Да, но это ещё не все. Из всех обитателей Мирового океана дельфины самые сообразительные. Они с удовольствием играют с человеком и легко поддаются дрессировке. Во время войны дельфины могли донести у себя на спине мины к кораблям врага, жертвуя собой ради жизни многих людей. Дельфина по праву можно назвать первым другом человека в море.
Д.: Значит, все эти животные: и касатка, и кит, и дельфин - морские звери. Ребята вы догадались какие звери морские должны перейти в другой домик. Рома и Тимофей переставьте правильно карточки.
В.: Как вы думаете могут ли эти морские звери уплыть на дно во время урагана и спокойно его переждать?
Д.: Нет, им нужен воздух, чтобы дышать.
В.: Конечно, поэтому они просто уплывают подальше от непогоды. А вот рыбы прекрасно дышат под водой, поэтому прячутся …(где)
Д.: на дне.
В.: Рыбы очень разнообразны и по цвету, и по форме, и по размеру. А какие самые опасные рыбы?
Д.: Опасными рыбами являются акулы.
В.: Да, это самые большие хищники из рыб. У них есть интересные родственники, посмотрите как они называются, вы знаете?
Д.: Это скаты.
В.: Что вы знаете о скатах?
Д.: …
В.: Они живут в более глубоких местах поэтому их тело приобрело плоский вид – так лежащие на дне скаты становятся незаметны. Другие скаты с помощью электрического заряда могут охотиться на свою жертву. Как вы думаете как называюся такие скаты?
Д.: Электрические скаты.
В.: Правильно. На большие глубины солнечный свет не проникает, поэтому есть рыбы, которые сумели этим воспользоваться, - они имеют усики, кончики которых светятся в темноте как лампочки. Рыбёшки подплывают ближе к свету, и рыба – удильщик их ловит: даже никуда не плавая. Добыча сама заплывает ему в рот. Вместе повторим – рыба-удильщик.
В.: В море встречаются рыбы. На рыб вовсе не похожие. Посмотрите вы знаете такую рыбу?
Д.: Да, это морской конек.
В.: Это морской конёк. А почему так называется?
Д.: Похож на конька.
В.: Да, изгиб его шеи напоминает изгиб шеи лошади, поэтому его так назвали. Но когда он плывёт, он вытягивается и становится больше похож на иголку, чем на коня. А почему называется морской?
Д.: Потому - что живет он в море.
В.: Правильно, молодцы. Есть ещё одно животное в море, в названии которого упоминается название одного зверя лесного. Посмотрите и догадайтесь, на кого он похож?
Д.: Это морской ёж.
В.: Правильно, молодцы. В названиях многих морских и океанических зверей присутствует слово «морской». По этим названиям можно сразу понять, на кого похоже то или иное животное. (показ слайдов)
Д.: Морская звезда, морской огурец, морская черепаха и др.
(Воспитатель включает звукозапись крик дельфинов)
В.: Вы слушите чей- то крик, вы догадались кто кричит?
Д.: (предположения)
В.: Это крик дельфинов. Они очень любят играть, и зовут нас поиграть в свою любимую игру «Море волнуется раз…». Предлагаю немного отдохныть и вместе поиграть.
Водящий - Воспитатель отворачивается и говорит:
«Море волнуется раз,
море волнуется два,
море волнуется три,
морская фигура на месте замри!»
(Игроки в это время раскачиваются и кружатся, расставив в руки стороны.
При слове «замри», замирают в позе, изображая любой предмет или животное, имеющее отношение к морской тематике. Это могут быть: корабль, краб, дельфин, пират, чайка и т.д.
Далее ведущий подходит к кому-то из игроков и дотрагивается до него «оживляя» фигуру. Игрок начинает двигаться, показывает свое «представление», так, чтобы ведущий узнал что за фигуру изображает игрок.)
В: Ребята пока мы с вами играли здесь был ураган. Некоторые карточки из домиков разлетелись. Помогите, пожалуйста собрать их. (раздаются разрезные картинки на группы по 2-3 человека).
В: Кого вы собрали, птицу, рыбу или зверя?
Д.: Морского зверя (дельфина, касатку или кита)
В: Наше путешествие заканчивается. Пора прощаться с морскими жителями, займем места в батискафе.
(Дети садятся на места)
В: Ребята вам понравилось путешествие? Названия каких рыб вы запомнили? С какими обитателями вы познакомились?
(Дети отвечают)
В: Вот мы и приплыли, наше путешествие окончено, но я думаю, что мы еще отправимся в путешествие к морским обитателям и узнаем много интересного. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашем путешествии, вы расскажете своим друзьям и родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проведения ОД по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) с детьми подготовительной группы. Тема: «Природа дарит чудеса»
Конспект проведения ОД по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) с детьми подготовительной группы.Тема: «Природа дарит чудеса»...
Конспект итоговой организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомлению с окружающим и рисование) в старшей группе на тему: «Путешествие в весенний лес»
конспект занятия в старшей группе "Путешествие в весенний лес". В непосредственной образовательной деятельности дети закрепляют знания о времени года весна, о диких животн...
Конспект НОД Познавательное развитие.Ознакомление с окружающим миром с детьми подготовительной группы "Если хочешь быть здоров"
Систематизировать знания детей о здоровом образе жизни....
Конспект занятия по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим миром» для детей подготовительной группы на тему: «Интересные предметы»
Формирование представления детей о рукотворном и природном мире;осознанию того, что предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов природы...
Конспект ООД по познавательному развитию: Ознакомление с окружающим миром для детей подготовительной группы на тему: «История железнодорожного вокзала Красного Села»
Цель : формирование у детей чувства любви, патриотизма к своему родному городу. Задачи: - Воспитывать любовь к родному городу;Расширять представления детей о достопримечательностях свое...
Конспект СООД по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) для детей подготовительной группы на тему «РАННЯЯ ВЕСНА».
Конспект СООД по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) для детей подготовительной группы на тему«РАННЯЯ ВЕСНА»....
Конспект занятия по познавательному развитию: ознакомлению с окружающим миром с детьми подготовительной группы (6-7 лет) Тема: «Таинственный мир океана».
Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов. Задачи: -Продолжать знакомить детей с морскими животными, некоторыми представителями (кит, акула, дельфин...