Исследовательско–творческий проект в средней группе «Веселые ребята» «Удивительные приключения Капитошки»
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
Методы и средства реализации проекта: содержание данного проекта реализуется через оптимальное соотношение познавательной и опытно-экспериментальной деятельности, обусловленное собственной активностью детей, ориентированной на экологически грамотное поведение и деятельность в природе, в процессе взаимодействия со взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Удивительные приключения Капитошки» | 47.3 КБ |
Предварительный просмотр:
БДОУ г. Омска «Детский сад №236»
Исследовательско–творческий проект
в средней группе
«Веселые ребята»
«Удивительные приключения
Капитошки»
Воспитатели:
Парпура Елена Алексеевна
Чувашова Анна Викторовна
Содержание
1. Пояснительная записка.
1.1. Паспорт проекта.
Продолжительность проекта: краткосрочный (3 месяца).
Тип проекта: исследовательско-творческий.
Место реализации: БДОУ г. Омска «Детский сад №236»
Образовательная область: «Познание».
Основной вид деятельности: познавательно–исследовательская.
Области интеграции: «Речевое развитие», «Музыкальное развитие», «Коммуникативно-личностное развитие».
По форме реализации: групповой.
По содержанию: открытый.
Методы и средства реализации проекта: содержание данного проекта реализуется через оптимальное соотношение познавательной и опытно-экспериментальной деятельности, обусловленное собственной активностью детей, ориентированной на экологически грамотное поведение и деятельность в природе, в процессе взаимодействия со взрослыми.
Участники проекта: дети группы «Веселые ребята», воспитатели Парпура Е.А., - первой квалификационной категории и Чувашова А. В., родители.
Возраст детей: 4-5 лет
Количество детей: 32 ребенка.
1.2 Актуальность
«Есть чудесная водица, без нее нам не прожить,
Не умыться, не напиться и здоровыми не быть!
Что же это за водица, кто ответит на вопрос?»
Мир детей – это удивительный мир почемучек. Наши дошколята очень активные и любознательные, они прирожденные исследователи! У них всегда много вопросов, на которые так хочется услышать интересный, исчерпывающий ответ, и подтверждение тому – безмерное любопытство и интерес к воде, ее «волшебным» свойствам. И не удивительно, ведь вода - это одно из первых веществ, с которым дети начинают играть и экспериментировать, познавать окружающий мир, именно вода дает ребенку первую возможность для познания удивительного, необыкновенного, порой необъяснимого мира неживой природы, а знания, добытые самостоятельно всегда являются более интересными, осознанными и прочными. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Для удовлетворения детского любопытства и развития познавательного интереса, было решено, на базе БДОУ г. Омска «Детский сад №236» организовать и провести исследовательско-творческую работу с детьми группы «Веселые ребята», в рамках реализации проекта «Удивительные приключения Капитошки». Участие детей в проекте позволило им самостоятельно выявить свойства воды, узнать, что в ее состав входит кислород, развить познавательную активность и элементарные навыки опытно – экспериментальной деятельности.
Новизна проекта заключается в том, что в основу работы положен прием погружения в проблему, которая решается через непосредственное добывание детьми фактов путем познавательно – исследовательской деятельности. Также, данный проект, составлен в соответствии с требованиями ФГОС.
1.3. Цели и задачи проектной деятельности
Объект исследования: вода.
Цель проекта: формирование представлений о свойствах воды.
Задачи проекта:
Образовательные:
- дать представления о значимой роли воды на Земле для всех живых существ (человека, животных, растений);
- выявить свойства воды (льется, принимает свойство сосуда, в который мы ее наливаем, жидкая, но если заморозить, становится твердой, прозрачной, не имеет вкуса);
- познакомить с составом воды (кислород);
- учить детей видеть и выделять проблему эксперимента;
- отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
Развивающие:
- развивать наглядно-образное мышление;
- развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость;
- развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность.
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к объектам и явлениям не живой природы;
- воспитывать интерес к познавательно – исследовательской деятельности;
- воспитывать бережное отношение к воде (воду нужно беречь, после того как помыли руки, необходимо закрывать кран).
1.4. Принципы, которыми руководствуется педагог, осуществляя данный проект
Обучение подчиняется определенным закономерностям, под которыми понимают всеобщее, существенные устойчивые связи между процессом обучения и более - широкими социальными процессами, а также внутренние связи между отдельными компонентами обучения, т.е. между его целью, содержанием, формами, средствами. Из выявленной дидактической закономерности вытекают некоторые основополагающие требования, соблюдение которых обеспечивает оптимальное функционирование обучения. Их называют принципами обучения.
Принцип сознательности и активности:
Этот принцип требует глубокого осмысливания детьми изучаемого материала, понимание его сущности, причин возникновения различных явлений, умения сознательно применять знания на практике.
Глубокое осознание материала требует: активного восприятия и усвоения инициативы и самостоятельности, внимания и дисциплины.
Осмыслить изучаемое - это значит уметь объяснить его и уметь выразить свои знания в словах и понятиях.
Под активностью понимаю, прежде всего, умственную активность, т.е. активность мыслей детей, а т. к. мысли находят выражение в речи, то об активности можно судить по их речевой активности:
- количество задаваемых детьми вопросов,
- ответы на вопросы,
- пересказать своими словами, высказывать свои мысли суждения.
О сознательности усвоения можно говорить тогда, когда знания у детей выражены в точной, ясной, яркой словесной форме.
Для реализации принципа сознательности и активности я делаю:
- добиваюсь понимания детьми целей и задач,
- привлекаю детей к формулированию правил и понятий,
- закрепляю знания на основе осмысленного повторения,
- ставлю детей в такие условия, чтобы они сознательно применяли на практике свои знания и умения.
Принцип наглядности заключается в том, что я создаю у детей ясное и конкретное представление об изучаемом предмете или явлении.
Значение наглядности: применение наглядности развивает мышление и речь облегчает переход от конкретного к образному помогает организовать восприятие и внимание.
Принцип наглядности реализую так:
- наглядность соответствует цели и задаче занятия,
- наглядность рационально сочетается со словом,
- занятие не перегружено наглядностью,
- четко выделяю главное и основное при показе, т.к. порой она содержит отвлекающие моменты,
- детально продумываю пояснения.
Принцип доступности означает - требования соответствия объема и степени трудности изучаемого материала возрастным и индивидуальным особенностям детей дошкольного возраста.
Реализую этот принцип так:
- определяю время для изучения,
- устанавливаю доступный для детей объем новых представлений, понятий, терминов,
- выбираю сложность практических заданий, приемов и методов обучения.
Для обеспечения доступности учебного материала при его изучении руководствуюсь следующими правилами:
- от известного к неизвестному,
- от близкого к далекому,
- от простого к сложному,
- от главного к второстепенному,
- от общего к частному,
- от конкретного к образному.
Принцип научности предполагает такое обучение, когда дети постоянно совершенствуют переход от явлений к сущности, от внешнего описания предмета к его сущности, от чувственного познания к понятийным формам мышления.
Развивая познавательно - исследовательскую деятельностью детей, соблюдаю следующие правила:
- обеспечиваю правильный переход мысли ребенка от явления к сущности, от внешних свойств к внутренним свойствам,
- нахожу возможность влияния научных знаний на развитие ребенка,
- использую учебный материал для глубокого объяснения действительности,
- знаю пути систематизации и обобщения представлений в процессе
формирования у детей научных понятий.
Принцип систематичности и последовательности означает внесение
порядка в изучении предметов и явлений, обеспечивающих преемственность предыдущего и последующего материала.
С учетом этого принципа последующее всегда основывается на предыдущем,
требует дальнейшего подкрепления. Правильное познание действительности
предполагает отражение в мышлении объективно - существенных связей
между предметами и явлениями, между процессами, которые происходят в
мире. Систематичность и последовательность тесно связаны с принципом сознательности и активности. Те знания, которые сообщаются последовательно и в системе усваиваются быстро и сознательно, а то, что дается сумбурно, требует для усвоения большого труда. Ум ребенка формирует не разрозненные знания и случайные явления, а систему этих понятий. Система знаний соотнесенных друг с другом и составляет единое целое. К.Д. Ушинский говорил: «Ум есть не что иное, как хорошо организованная система знаний».
Одно из особенностей детской психики является то, что приобретенные знания носят очень обособленный, локальный характер и часто ребенок не способен соотнести свои знания со своим жизненным опытом, с теми сведениями, которыми он уже располагает. Поэтому необходимость использования принципа систематичности и последовательности вытекает из существенных особенностей в нервной деятельности человека, заключается в том, что мозг лучше усваивает то, что находится в определенной системе.
Условия реализации таковы:
- правильно планирую всю учебную работу и в целом всего процесса,
- рационально распределяю материал по занятиям,
- логично выстраиваю каждое занятие и свое объяснение,
- глубоко знаю возможности воспитанников.
Принцип прочности знаний, умений и навыков означает необходимость вооружения детей такими знаниями, умениями, навыками, которые быстро и точно воспроизводятся, надолго сохраняются в памяти, умело применяются на практике, поэтому в обучение для обеспечения прочности усвоения материала использую повторения.
Повторение провожу систематически и своевременно, вношу разнообразие, обращаю внимание на главное в повторении, устраняю неясности и ошибки, возникшие в процессе повторения, углубляю имеющиеся знания. Исходя, из выше изложенного, можно сделать следующий вывод: обеспечить сознательное и активное усвоение знаний помогает наглядность. Прочно усваивается то, что подвергнуто переработки сознанием, осмысленно и правильно выражено в речи. Сознательное усвоено может быть лишь то, что доступно детям, т.е. соответствует их возрастным и индивидуальным особенностям, а также уровню подготовки. Систематизированные знания усваиваются прочно.
1.5. Характеристика возрастных психологических особенностей детей, на развитие которых направлен проект.
Характеристика возрастных особенностей:
Ребенок в возрасте 4-5 лет уже имеет определенный опыт наблюдений природных объектов и явлений: на участке детского сада, в ближайшем парке, лесопарке, лесу; опыт контактов с животными (котенком, собакой, черепахой, птичками, разнообразными насекомыми). Ребенок начинает отделять себя от окружающего мира, в том числе мира живой и неживой природы. Дети могут подолгу рассматривать заинтересовавшие их объекты и явления природы: гусениц, божью коровку, жука; играющих котят; журчащий ручеек, падающие снежинки и т. п. Это позволяет им делать «открытия» типа: жук, божья коровка от прикосновения улетают, а гусеница только уползает или падает; одни из насекомых летают, другие — ползают, третьи — плавают в воде.
Постепенно при активном взаимодействии и экспериментировании; дети начинают познавать новые свойства природных объектов и отдельных явлений: гусенице подставляют веточку, колючку, руку, кладут ее на землю, на песок; в текущий ручеек бросают разные предметы — бумажки, палочки, камешки и т. д. и наблюдают, что с ними происходит (ползает, плавает, тонет и т. п). Ребенок начинает понимать простые связи между погодными явлениями и их последствиями (во время дождя сыро, лужи, нельзя гулять и т. д.). Наблюдения за изменениями в природе по постоянным признакам (становится холодно, желтеют листья, идет дождь, светит солнце, тает снег, бегут ручьи, появляются первые цветы и др.) развивают у детей обобщенные представления о временах года.
Собственные мироощущения ребенка помогают ему понять состояния животных, растений (котенку холодно зимой на улице, птицы зимой голодные, их нужно подкармливать и т. п.). Ребенок пятого и особенно шестого года жизни может правильно оценить и свое настроение, и похожее состояние животного. Он распознает «намерения» животных по их выразительному поведению (собака оскалилась и рычит — «может укусить»; крутится у ног волчком и повиливает хвостиком — «ждет, чтобы погладили» и т. п.). Ребенок начинает понимать, что не только он, но и все другие живые существа (рыбки, кошки, птички и т. д.) хотят, есть, что без воды растения плохо растут и могут засохнуть. У него возникает сочувствие живому, переходящее в попытки содействия, помощи. Он способен любоваться цветами, животными, пейзажами, радоваться тому, что птичка весело поет, у растения зеленые, сочные лисья, и т. п.
Высокая эмоциональная отзывчивость, эмпатийность детей старшего дошкольного возраста позволяет активно формировать экологически ценный опыт общения с животными и растениями, стимулировать и поощрять гуманные проявления в поведении и деятельности в природе, воспитывать радостные переживания от нравственно положительного поступка.
Характеристика психологических особенностей:
Социальная ситуация развития ребенка 4-5 лет характеризуется появлением новой формы общения с взрослым: в не ситуативно-познавательной. Ребенку уже мало просто внимания взрослого, ему уже недостаточно одной совместной деятельности. Содержание общения становится в не ситуативным, т.е. выходящим за рамки непосредственно данной ситуации. Благодаря развитию речи дошкольник уже может общаться не только по поводу того, что прямо сейчас перед глазами, но и по поводу того, что только представляется. Общение в 4-5 лет становится более отвлеченным, «теоретическим». Ребенок начинает задавать массу вопросов, детей этого возраста иногда называю "почемучками". Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения - познавательный. Взрослый для ребенка 4-5 лет источник знаний, способный ответить на все вопросы.
Ведущей деятельностью является игра. Она в середине дошкольного детства проходит иначе, чем у младших дошкольников, становиться совместной Содержанием игры являются отношения между людьми, роли, которые дети на себя взяли. Роли ярко очерчены и выделены. В 4-5 лет дети называют роль до начала игры. Конфликты, возникающие в игровой деятельности, чаще всего вызываются распределением ролей: кто кем будет. Появляются игровые действия, которые передают отношение ребенка к другим участникам игры. Действия в игре становятся свернутыми, короткими, уходят повторы, одно действие сменяется другим. Игровое действие выполняется уже не ради самого действия, а ради отношения к другому играющему в соответствии с взятой на себя ролью. Детские сюжетно – ролевые игры имеют различные темы, с которыми ребенок хорошо знаком по собственному жизненному опыту, отличаются большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, вводимых и реализуемых в игре правил. Многие предметы натурального характера заменяются условными, возникает символическая игра. Особая роль отводиться в игре точному соблюдению правил и субординационных отношений. Здесь впервые появляется лидерство, у детей начинают развиваться организаторские умения и навыки. В особый класс выделяются игры – соревнования, в которых привлекательным моментом для детей становиться выигрыш или успех. Предполагается, что именно в таких играх формируется и закрепляется у детей старшего дошкольного возраста мотивация достижения успеха.
Становление жизненного мира. Появляется сложность внутреннего мира. Дифференцируются линии онтогенеза, ведущие к будущим различным типам жизненного мира взрослого человека.
Особенности познавательной сферы.
Восприятие. Во время перехода от среднего к старшему дошкольному возрасту, под влиянием продуктивной, конструкторской и художественной деятельности у ребенка складываются сложные виды перцептивной аналитика синтетической деятельности, способности мысленно расчленять видимый предмет на части и затем объединять их в единое целое, прежде чем подобного рода операции будут выполнены в практическом плане. Новое содержание приобретают и перцептивные образы, относящиеся к форме предметов. Помимо контура выделяется и структура предметов, пространственные особенности и соотношения его частей. Совершенствование перцептивных действий и овладение новыми «типами» таких действий обеспечивает прогресс изменение восприятия от младшего до старшего дошкольного возраста, т. е. приобретение им большей точности, расчлененности. Усвоение перцептивных действий ведет за собой развитие и совершенствование познавательной способности детей старшего дошкольного возраста.
Внимание. Характеризуется нарастанием элементов произвольности. С началом формирования произвольного внимания связаны внутренне регулируемое восприятие и активное овладение речью. На первых этапах перехода от непроизвольного к произвольному вниманию важное значение, имеют средства управляющие ребенком. Ребенок будет в состоянии произвольно управлять своим вниманием, если в поле его зрения оказываются сигналы, указывающие ему на то, что необходимо удерживать в поле внимания.
В развитии произвольного внимания ребенку помогают рассуждения вслух. Если дошкольника 4-5 летнего возраста просить постоянно говорить или называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, ребенок будет вполне в состоянии произвольно и в течение достаточно длительного времени удерживать свое внимание на тех или объектах или их деталях.
От младшего к старшему дошкольному возрасту внимание детей прогрессирует. Дошкольники способны сосредоточивать внимание на одном и том же изображении 15 – 20с. В дошкольном детстве уже наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей, это зависит от типа их нервной деятельности, от физического состояния и условий жизни. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые, причем разница в устойчивости их внимания может достигать полутора-двух раз.
Память. В среднем возрасте, доминирующей является непроизвольная, зрительно – эмоциональная память, но уже прослеживается постепенное формирование элементов произвольной памяти. Совершенствование произвольной памяти у старших дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных мнемических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Множество таких задач возникает в игровой деятельности, поэтому разнообразные детские игры предоставляют ребенку богатые возможности для развития памяти. У большинства нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память. Эти дети сравнительно легко запоминают и без особых усилий воспроизводят виденное, слышанное, но только при условии, если оно вызвало у них интерес и сами дети были заинтересованы в том, чтобы что – то запомнить. Благодаря такой памяти дошкольники быстро совершенствуют речь, научаются пользоваться предметами домашнего обихода, неплохо ориентируются в обстановке, узнают виденное или услышанное. Таким образом, можно сделать вывод, память в среднем дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию.
Воображение играет исключительную роль в психической жизни дошкольника. Отдельные предпосылки воображения складываются еще в раннем возрасте, однако наиболее интенсивно оно развивается именно, а дошкольном возрасте. Дошкольник создает в игре воображаемую ситуацию, развивает ее, экспериментирует. Значительный шаг в развитии воображения связан с усвоением речи, задержки в речевом развитии всегда ведут к недоразвитию воображения ребенка. К 4-5 годам в процесс воображения включается планирование. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет его, видит результат, а затем планирует следующий шаг. Можно сказать, что изменяется системное место воображения в общей структуре сознания ребенка. Ребенок дошкольного возраста становится способен действовать в плане общих представлений.
Мышление ребенка 4-5 лет перестает быть наглядно - действенным, оно освобождается от непосредственной ситуации, появляются элементы наглядно – образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти. Это дает возможность прослеживать связи предметов, которые не даны в непосредственном опыте. Ребенок может устанавливать простые причинно - следственные отношения между событиями и явлениями. В данном возрасте психические процессы становятся более опосредованными, в качестве специфических средств восприятия выступают сенсорные эталоны, а в качестве средств образного мышления - наглядные модели. Этот возраст переломный в опосредовании психических процессов, в 4-5 лет резко возрастает речевая опосредованность мышления и восприятия. Для данного возрастного отрезка характерно значительное увеличение активности и самостоятельности в познавательной деятельности детей.
Речь начинает выполнять функции планирования и регуляции деятельности, ситуативность речи, характерная для детей раннего возраста, уступает место контекстной речи, понимание которой слушающим не требует соотнесения высказывания с ситуацией, у ребенка среднего дошкольного возраста появляется и развивается более сложная, самостоятельная форма речи – развернутое монологическое высказывание, эгоцентрическая речь превращается во внутреннюю. К 4-5 годам дети овладевают правилами грамматики родного языка без особых затруднений и без специального обучения. Речь 4-5 летнего ребенка уже включает сложные предложения. Появляются первые развернутые формы диалогической речи. Беседуя друг с другом, дети адресуют друг другу свои высказывания. Между 4-5 годами возрастает частота правильных ответов на специальные вопросы. В возрасте 4-5 лет язык становиться для самого ребенка предметом анализа, он пытается понять его, говорить о нем. Средний дошкольный возраст характеризуется появлением графической символики постепенно превращающейся в мнемотехнические знаки – примитивные указатели для смысловой памяти. Простой детский рисунок, в сущности, является своеобразной символьно-графической предпосылкой письменной речи ребенка. Описанные процессы и результаты развития речи существенно зависят от социокультурного уровня, от географической местности и многих других условий. Из общей характеристики данного возрастного отрезка становится понятно, что в 4-5 лет многие психические процессы и особенности дошкольника приобретают свое качественное своеобразие.
1.6 Результат проекта
Дети:
имеют элементарные представления:
- для поддержания жизни вода нужна всем живым существам (человеку, животным, растениям);
- знают свойства воды (льется, принимает свойство сосуда, в который мы ее наливаем, жидкая, но если заморозить, она станет твердая, прозрачная, не имеет вкуса);
- имеют представления, что в состав воды входит кислород;
- умеют видеть и выделять проблему эксперимента;
- умеют отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
Родители:
- установлены партнерские отношения между родителями и педагогами;
- даны рекомендации по подбору интересного познавательного и наглядного материала;
- педагогическое просвещение родителей;
- подготовлена консультация «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста в семье».
Педагоги:
- повышение уровня педагогической компетентности;
- профессиональный рост;
- повышение качества работы с детьми и родителями;
- оснащение познавательно - исследовательской мини лаборатории «Капитошка» необходимыми материалами и оборудованием, для проведения опытов по изучению свойств воды.
2. Этапы реализации проекта
2.1 Организационный
Выявление знаний детей о воде, ее роли в жизни животных, растений, человека, ее свойствах и составе в ходе проведенных бесед, ознакомления с художественной литературой (русская народная сказка «По щучьему велению»).
Вопросы для диагностирования детей старшего дошкольного возраста
1. Имеют представления о том, что вода для поддержания жизни нужна всем живым существам (человеку, растениям, животным).
2. Имеют представления о свойствах воды (прозрачная, без запаха, может быть теплой и холодной и т.д.).
3. Знают о том, что вода не имеет цвета, запаха, формы.
4. Знают, что вода имеет вес, какие предметы легче, какие тяжелее воды.
5. Имеют представления о том, что в состав воды входит кислород.
6. Знают о том, что краска растворяется в воде.
7. Знают о том, что вода окрашивается.
8. Имеют представление о том, что вода отстаивается.
Анализируя результаты, мы выявили, что высокого уровня знаний по вопросам темы проекта не имеет ни один ребенок, так как все обследуемые дети показали низкий уровень по следующим вопросам: знают о том, что в состав воды входит кислород и вода имеет вес. Ни один ребенок не сказал, что вода окрашивается, но предлагали свои варианты ответов (станет красной, синей).
2.2 Основной этап
В целях систематизации воспитательно-образовательного процесса с детьми мной был разработан календарно–тематический перспективный план
Перспективный план реализации проекта
срок проведения | мероприятие | цель | работа с родителями | работа с педагогами |
Декабрь | Презентация «Вода вокруг нас» | Показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. | Анкетирование родителей на тему: «Как вы относитесь к детскому экспериментированию?» Привлечение родителей к оснащение познавательно - исследовательского уголка «Капитошка» необходимыми материалами и оборудованием, для проведения опытов по изучению свойств воды. Мастер-класс для родителей по детскому экспериментированию | Педагогическая копилка: знакомство педагогов с картотекой опытов и экспериментов формирующих представления детей о свойствах воды |
Опыт: «Прозрачная вода» | Подвести к обобщению «чистая вода – прозрачная», «грязная – непрозрачная» познакомить детей с понятием «вода отстаивается» | |||
Режимные моменты, Опыт: «У воды нет вкуса и запаха» | Дать представление о том, что вода не имеет вкуса | |||
Опыт: «Тонет, не тонет» | Познакомить с тем, что вода имеет свой вес. Показать детям, какие предметы тяжелее воды, а какие легче | |||
Опыт: «Вода принимает форму» | Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет. Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита. | |||
Январь | Беседа: «Эта волшебница вода» | Познакомить детей с различными природными явлениями: дождь, снег, иней. Показать разнообразие воды в окружающей среде. | консультация «Игры с водой в домашних условиях » | Консультация «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность» |
Прослушивание аудиозаписей «Звуки природы», «Шум моря», «Прибой», «Музыка дождя», | Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, различать на слух явления неживой природы. | |||
д/и: «Путешествие капельки» | Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе. | |||
Опыт: «Круговорот воды в природе» | Закрепить представления детей о круговороте воды в природе | |||
Опыт: «Разноцветная водичка» | Дать представление о том, что вода не имеет цвета, но ее можно красить | |||
Февраль | Проблемная ситуация «Почему воду нужно беречь?»
| Научить детей экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде, как к природному ресурсу. Объяснить детям, откуда берётся вода в кране. | семинар – практикум «Познавательно-исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста» | Рекомендации для педагогов по проведению опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста |
Опыт: «Кислород в воде» | Познакомить с составом воды (кислород), развивать смекалку, наблюдательность любознательность | |||
Опыт: «Лёд – твёрдая вода, тает в тепле». | Привести детей через эксперимент к самостоятельному выводу лёд – это замёршая вода, тает от тепла. | |||
Образовательная Деятельность «Волшебница вода» | Закрепить представления детей о свойствах воды |
Заключение
Анализируя проект, мы пришли к выводу, что данный проект актуален для реализации в группе детей среднего дошкольного возраста.
Этот проект значим для всех его участников: у детей будут сформированы навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы и применении своих навыков в играх и практической деятельности. Расширен запас знаний и представлений о свойствах воды и ее составе, об окружающем мире. Между родителями и педагогами будут установлены тесные и продуктивные партнерские взаимоотношения. У родителей воспитанников группы сформирован положительный интерес к познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, реализованный проект, в котором дети являются участниками от зарождения идеи, проведения опытов и фиксирования результатов, самостоятельно добывают знания с помощью познавательно – исследовательской деятельности, отвечает не только современным принципам и стандартам дошкольного образования, но и способствует в дальнейшем развитию полноценной, творческой, гармонично развитой личности.
Список литературы.
- Основная образовательная программа БДОУ г.Омска «Детский сад №236»
- Гризик Т. «Познавательное развитие детей 4-5 лет».
- Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду» (средняя группа).
- «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Л.Н.Прохоровой.
- «Добро пожаловать в экологию» О.А.Воронкевич.
- «Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет» Н.Н.Поддьяков.
- Скоролопова О.А. «Вода».
- Уланова Л.А. «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок 3-7 лет».
- Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду Н.В. Нищева.
- Веракса Н.Е. Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»
- Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника (опыты, эксперименты, игры) Н.В.Нищева.
- Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения/февраль/2015/Формирование у дошкольников представлений о неживой природе.
- Журнал Дошкольное образование/ март/2016/Свойства воды.
- Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007.6. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2013.
- Паршукова, И.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду / Н.Л. Паршукова //.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект в средней группе детского сада "Удивительный мир космоса".
Проект формирует целостностную картину мира, обогащает знания детей о космосе и его покорителях, развивает воображение, мелкую моторику рук и конструктивные навыки....
Познавательно-исследовательский, творческо-информационный проект в старшей группе «Зимушка-зима!»
Актуальность проекта: Актуальность в том, чтобы сформировать у детей элементарные представления о зимних природных явлениях, забавах, о том, как животные готовятся к зиме, о птицах, зимующих рядо...
Познавательно – исследовательский проект в младшей группе «Капелька воды или приключения Капитошки»
Дети в возрасте от 3 до 4 лет учатся исследовать объекты окружающей среды. Актуальность проекта сочетает в себе средства и способы развития познавательных, творческих и речевых способностей ребенка....
Физкультурный досуг в средней группе "Веселые ребята!"
Физкультурный досуг в средней группе "Веселые ребята!"...
Музыкальное занятие в средней группе детского сада «Удивительные приключения капельки воды» (синестические игры)
Синестическое восприятие выражается в том, что перечисленные группы явлений непроизвольным образом приобретают в субъективном мире человека как бы параллельное качество в виде дополнительн...
Исследовательско-творческий педагогический проект в младшей группе «Снежинка-красавица».
Тип проекта: воспитательныйВид проекта: исследовательский с элементами творчества.Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели.Длительность проекта: краткосро...
краткосрочный проект в средней группе "Аккуратные ребята"
Нет задачи важнее, чем вырастить здорового человека. Необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитании к личной гигиене, формировать у малышей навыки охраны личного здоровь...