Конспект НОД в старшей группе на тему:"Возвратим осени память"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект НОД в старшей группе на тему "Возвратим осени память"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Возвратим осени память" | 30.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Возвратим Осени память».
Цель: формировать знания детей об осени, как о времени года.
Программное содержание.
Образовательные задачи:
закреплять представление детей о приметах осени;
изменениях, происходящих осенью в растительном и животном мире;
формировать саморегуляцию дошкольников.
Развивающие задачи:
развивать воображение, память для создания образов по теме;
уметь выразительно с помощью пантомимики и речи показывать образы; выразительно читать стихи; проявлять творческую индивидуальность; эмоционально окрашивать свое отношение к происходящему;
активно использовать знания об осенних явлениях, полученных ранее.
Воспитательные задачи:
воспитывать умение любоваться красотой осенней природы, наблюдательность, бережное и чуткое отношение к природе и окружающему миру;
желание оказывать помощь.
Методы и приемы:
Наглядный: просмотр фотографий детей, коллаж на тему: «Дикие животные летом», письмо от Осени, осенние листочки для поддувалок, игрушки – белочка, лисичка, заяц, ежик, эмблемы.
Словесные: беседа, рассказывание, указания, напоминание, «метод педагогической оценки», отгадывание загадок.
Игровые: получение письма от героя, инсценировки, пальчиковые игры,слова – превращения.
Практические: действия детей, движения, пение, чтение стихотворений, пальчиковые игры, поддувалки с листьями, отгадывание загадок.
Метод проблемного обучения: создание и решение проблемной ситуации.
Приемы активизации мыслительной деятельности детей: переключение видов деятельности детей на занятии; использование ТСО, введение игровых приемов, введение художественного слова, опора на опыт детей, установка на самостоятельный поиск решения проблемы на основе имеющегося опыта.
Словарная работа:
Активизация: осенние периоды – ранняя, золотая, поздняя; фрукты, ягоды, грибы; перелетные птицы, осенние листья – берёзовые, кленовые, осиновые, рябиновые; дикие животные – белочка, лиса, ёж, заяц.
Обогащение: память, эмблема.
Закрепление: (тема лексического запаса, имеющегося у детей).
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, сюжетных картин на осеннюю тематику, составление описательных рассказов об осени, заучивание стихотворений, пение песен, загадывание загадок, игры с пальчиками на тему: «Осень», дидактические игры: «С какого дерева листок», фотографирование детей.
Материалы и оборудование:
Для воспитателя: конверт с письмом от Осени, картинки - условные обозначения(осени, осенних листьев, фруктов, ягод, грибов, птиц; диких животных – белочка, лиса, еж, заяц), коллаж на тему «Дикие животные летом», на экране телевизора – осенние фотографии детей, запись голоса Осени.
Ход нод.
1.Дети занимаются игровой деятельностью.
Ребенок подходит к воспитателю и показывает место, у окна, где лежит конверт.
- Ребята, как вы думаете, от кого это может быть послание? (от Осени).
Почему, вы так решили? (она нам уже присылала письма в таких конвертах, на конверте осенний листочек, это точно послание от Осени).
Воспитатель вместе с детьми рассматривают конверт, находят на нем «капельки».
- Как вы думаете, что это может быть? (капельки дождя, слезы Осени).
Слезы Осени? А почему она может плакать? (с ней, что то случилось).
- Что же может случиться с нашей красавицей Осенью? (она заболела, она заблудилась, ее похитили…)
Как же нам узнать, что на самом деле с ней произошло? (давайте, откроем конверт, и прочитаем, что там написано).
- Давайте откроем (открываем конверт).
Да, действительно, в конверте письмо. Сейчас его прочитаем.
«Здравствуйте, мои друзья!
И пишу вам снова я.
Горько слезы проливаю,
Вас я часто вспоминаю.
Знаю, вы все любите меня,
Помогите мне тогда.
Злой волшебник, злой колдун…
Он меня заколдовал,
Память у меня украл.
Дружно все мне помогите,
Память мне скорей верните.
С уважением к вам, друзья, Осень».
- Ребята, так что же произошло с Осенью?
(злой волшебник заколдовал ее, украл у нее память).
- А что такое память? (размышления детей).
Что же нам тогда делать? (нужно Осени помочь, возвратить ей память).
На мольберте выставляются картинки осени.
Дети поют:
Где ты, где ты?
Милая Осень?
Мы тебя все очень ждем.
И сегодня мы поможем
Память мы тебе вернем.
Чтобы Осень знала, что мы спешим ей помочь, давайте прикрепим себе эмблемы.
- А вы знаете, что обозначает слово эмблема? (отличие, условный знак…)
- Какая эмблема может быть у нас? (осенние листочки).
Да, осенние листочки хорошо подходят. Давайте, с ними поиграем.
Дети поют:
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
(Выполняют движения руками, имитируя листопад).
Поддувалки с листочками. Прикрепляют себе эмблемы.
Пальчиковая игра «Осенний букет».
Раз, два, три, четыре, пять
- Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы, (разгибают по одному пальчику, начиная с мизинца).
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Осени нашей букет отнесем (соединяют пальцы в замок).
- Ребята, какие листочки вы себе выбрали, как эмблему помощника Осени?
(березовый, кленовый, осиновый, рябиновый).
Да, замечательные у вас осенние эмблемы! Теперь, видно, что вы помощники Осени. Осень нас услышит и все вспомнит.
-Теперь, полюбуемся ее красотой, посмотрим, как она дарила нам хорошее настроение.
Звучит П.И Чайковский «Времена года. Ноябрь». На экране дети рассматривают свои осенние фотографии, любуются красотой осенней природы.
- Ребята, сколько периодов есть у Осени? (три).
Назовите их (ранняя, золотая, поздняя).
Какую Осень мы сейчас видели на экране? (раннюю, золотую).
- А какая Осень у нас сейчас, на дворе? (поздняя).
Да, Осень может быть разной. Какой?
Игра с листочком (золотой, богатой, щедрой, волшебной, прекрасной, багряной, грустной, дождливой…) Передают листик друг другу и называют приметы осени.
- Что происходит, когда наступает это прекрасное время года?
(Выставляется картинка с фруктами).
Ребенок читают стихотворения:
Осень добрая приходит
И подарки нам приносит
Яблоки душистые
Персики пушистые
Груши золотистые.
Фрукты сладкие, как мед
Сами просятся к нам в рот.
(Выставляется картинка с ягодами).
Ребенок читает стихотворение:
Поспевает брусника,
Стали дни холодней
И от птичьего крика
В сердце только грустней.
- Ребята, вы сказали, что поспевает брусника, а какие еще ягоды можно найти в осеннем лесу?(клюкву, чернику, голубику, ежевику…)
Выставляется картинка с изображением грибов.
Дети поют:
В руки возьмем по корзинке,
В лес за грибами пойдем.
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибком.
Пальчиковая игра «Грибы»
(пальчики разгибают с мизинца).
Топ-топ – пять шагов,
И в корзинке пять грибов.
Мухомор красный – гриб опасный.
А второй – лисичка, рыжая сестричка.
Третий гриб – волнушка, розовое ушко.
А четвертый гриб – сморчок,
Бородатый старичок.
Пятый гриб – белый, ешь его смело!
- Ребята, а какие еще грибы не попали в корзинку?
(Опята, маслята, грузди, сыроежки, подберезовики…)
-Молодцы!
Выставляется картинка с изображением птиц.
Дети поют и имитируют движения птиц.
Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли…
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
Курлы – курлы – курлы!
- А как называют птиц, которых Осень отправляет в теплые края? (перелетные).
- Почему они туда улетают?
(Потому, что пропадают мошки, жучки, комары, червячки, и им нечего есть).
А дикие гуси и утки улетают потому, что замерзают болота, речки и озера.
А теперь, поможем Осени вспомнить, что происходит в лесу с дикими зверями. С какими? Узнаете, когда отгадаете загадки.
«Рыжий, маленький зверек, по деревьям скок да скок» (белочка).
Выставляется картинка белочки.
Ребенок берет в руки игрушку белочки и произносит: «Вокруг себя повернусь, и в белочку превращусь».
- Целый день я все скакала,
Осенью ведь дел немало:
Выбрать на зиму дупло,
Чтобы было в нем тепло,
Застелить его ковром –
Теплым пухом, мягким мхом.
К зиме готовлю я запас:
Грибы, ягоды, орехи…
Чтоб зимой не голодать.
Где ж еду в мороз достать?
И меняю свой наряд.
Была рыжая, теперь
Шубка гуще и светлей.
- Спасибо, тебе, белочка.
Загадка про лисичку:
«Хитрая плутовка, рыжая головка…»
Выставляется картинка лисы.
Выходит ребенок и озвучивает лисичку.
- А я зимы не боюсь. Осенью в шубку теплую ряжусь.
Хвост, красивый какой – мне он нравится самой!
Живу в норе. Там сплю, отдыхаю.
А затем, охотиться начинаю.
Ищу мышку полевую или живность какую.
Хочу зайца поймать,
Но мне его очень трудно догнать,
Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем.
Загадка про ежика:
«Сердитый недотрога живет в глуши лесной, иголок очень много, а нитки не одной».
Выставляется картинка ежа.
Выходит ребенок, берет в руки игрушку ежа и говорит слова:
- вокруг себя повернусь, и в ежика превращусь.
На зиму я запасов не делаю. Когда наступают холода, забираюсь в свой теплый уютный домик и сплю до той поры, пока не пригреет весеннее солнышко и не растает снег. Буду спать, и мне приснится, как бродил по лесу я, мышей и лягушек ловил, ящериц, жучков и червей… А осенью объедался ягодами да грибами. Трудился – не ленился!
Загадка про зайца:
«И ушаст, и глазаст, и пугаться горазд».
Выставляется картинка зайца.
Выходит ребенок и рассказывает про зайца.
- Я зайка, расскажу, как живется мне в лесу.
Осенью, я ребята линяю. Шубку новую надеваю.
Под кусточком присяду, спрячусь под сосной,
Не увидит, не узнает зверь меня лесной!
Я хотя я не трус, но всего, всего боюсь.
Осенью мне хорошо, еды хватает.
А вот зимой очень трудно бывает,
Потому, что еды не хватает.
А питаюсь я корой, ягодой замерзшей.
Что под снегом заяц найдет – все ему впрок пойдет.
Выставляется коллаж на тему «Дикие животные летом».
- Ребята, мы с вами рассматривали этот коллаж, и знаем, что делали лесные звери летом. Так, какие же изменения происходят со зверями осенью?
(Они меняют свои шубки на теплые и пушистые. Чтобы не замерзнуть зимой. У белочки и зайца меняется и цвет шубки. Ежик и медведь ложатся в спячку. Ежик в норку, а медведь в берлогу).
- Все, что происходит в это время года, мы Осени напомнили.
На экране появляется Осень. Звучит ее голос:
Спасибо, мои верные друзья!
Память возвратилась вновь моя.
За помощь вас благодарю,
Песню с вами я спою.
Дети поют песню «Осень, как рыжая кошка».
3. Рефлексия.
- Кому мы сегодня помогли? (Осени).
- Что сделали? (возвратили ей память).
- Нравится ли вам оказывать помощь?
- Почему? (это хорошие поступки, доброе дело).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД в старшей группе на тему: «Золотая осень».
Конспект занятия для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Золотая осень» по художественно-эстетическому развитию, направленный на воспитание у детей интереса к живописи и классической м...
Инновационная деятельность. Конспект НОД в старшей группе на тему «Художница-Осень»
Конспект районного мероприятия в рамках инновационной деятельности....
Конспект занятия в старшей группе на тему: "Приметы осени".
Конспект занятия в старшей группе на тему: "Приметы осени"....
Конспект целевой прогулки. Старшая группа. Октябрь. Тема: « Золотая осень»
Конспект целевой прогулки.Старшая группа.Октябрь.Тема: « Золотая осень»...
Конспект НОД в старшей группе на тему: «Поздняя осень»
Програмное содержание: Расширять и обогащать представления детей о характерных признаках осени. Формировать представления об изменениях в природе в ноябре. Воспитывать любовь к природе....
Конспект занятия в старшей группе по теме: «Волшебница осень»
Цель: обобщить знания детей по теме «Осень».Задачи:Образовательные:• уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;• активизировать словарь детей по теме занят...
Конспект занятия для старшей группы на тему "Поздняя осень" . Рисование с использованием нетрадиционной техники рисования – кляксография
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29374018","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] Конспект занятия для старшей группы на тему "Поздняя осень"...