Конспект НОД в старшей группе на тему:"Возвратим осени память"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект НОД в старшей группе на тему "Возвратим осени память" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Возвратим осени память"30.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Возвратим Осени память».

Цель: формировать знания детей об осени, как о времени года.

Программное содержание.

Образовательные задачи:

закреплять представление детей о приметах осени;

изменениях, происходящих осенью в растительном и животном мире;

формировать саморегуляцию дошкольников.

Развивающие задачи:

развивать воображение, память для создания образов по теме;

уметь выразительно с помощью пантомимики и речи показывать образы; выразительно читать стихи; проявлять творческую индивидуальность; эмоционально окрашивать свое отношение к происходящему;

активно использовать знания об осенних явлениях, полученных ранее.

Воспитательные задачи:

воспитывать умение любоваться красотой осенней природы, наблюдательность, бережное и чуткое отношение к природе и окружающему миру;

желание  оказывать помощь.

Методы и приемы:

Наглядный: просмотр фотографий детей, коллаж на тему: «Дикие животные летом», письмо от Осени, осенние листочки для поддувалок, игрушки – белочка, лисичка, заяц, ежик, эмблемы.

Словесные: беседа, рассказывание, указания, напоминание, «метод педагогической оценки», отгадывание загадок.

Игровые: получение письма от героя, инсценировки, пальчиковые игры,слова – превращения.

Практические: действия детей, движения, пение, чтение стихотворений, пальчиковые игры, поддувалки с листьями, отгадывание загадок.

Метод проблемного обучения: создание и решение проблемной ситуации.

Приемы активизации мыслительной деятельности детей:  переключение видов деятельности детей на занятии; использование ТСО, введение игровых приемов, введение художественного слова, опора на опыт детей, установка на самостоятельный поиск решения проблемы на основе имеющегося опыта.

Словарная работа:

Активизация: осенние периоды – ранняя, золотая, поздняя;   фрукты, ягоды, грибы; перелетные птицы, осенние листья – берёзовые, кленовые, осиновые, рябиновые; дикие животные – белочка, лиса, ёж, заяц.

Обогащение: память, эмблема.

Закрепление: (тема лексического запаса, имеющегося у детей).

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, сюжетных картин на осеннюю тематику, составление описательных рассказов об осени, заучивание стихотворений, пение песен, загадывание загадок, игры с пальчиками на тему: «Осень», дидактические игры: «С какого дерева листок», фотографирование детей.

Материалы и оборудование:

Для воспитателя: конверт с письмом от Осени,  картинки  - условные обозначения(осени, осенних листьев, фруктов, ягод, грибов, птиц; диких животных – белочка, лиса, еж, заяц), коллаж на тему «Дикие животные летом», на экране телевизора – осенние фотографии детей, запись голоса Осени.

Ход нод.

1.Дети занимаются игровой деятельностью.

Ребенок подходит к воспитателю и показывает место, у окна, где лежит конверт.

- Ребята, как вы думаете, от кого это может быть послание? (от Осени).

Почему, вы так решили? (она нам уже присылала письма в таких конвертах, на конверте осенний листочек, это точно послание от Осени).

Воспитатель вместе с детьми рассматривают конверт, находят на нем «капельки».

- Как вы думаете, что это может быть? (капельки дождя, слезы Осени).

Слезы Осени? А почему она может плакать? (с ней, что то случилось).

- Что же может случиться с нашей красавицей Осенью? (она заболела, она заблудилась, ее похитили…)

Как же нам узнать, что на самом деле с ней произошло? (давайте, откроем конверт, и прочитаем, что там написано).

- Давайте откроем (открываем конверт).

Да, действительно, в конверте письмо. Сейчас его прочитаем.

«Здравствуйте, мои друзья!

И пишу вам снова я.

Горько слезы проливаю,

Вас я часто вспоминаю.

Знаю, вы все любите меня,

Помогите  мне тогда.

Злой волшебник, злой колдун…

Он меня заколдовал,

Память у меня украл.

Дружно все мне помогите,

Память мне скорей верните.

С уважением к вам, друзья, Осень».

- Ребята, так что же произошло с Осенью?

(злой волшебник заколдовал ее, украл у нее память).

- А что такое память? (размышления детей).

Что же нам тогда делать? (нужно Осени помочь, возвратить ей память).

На мольберте выставляются картинки осени.

Дети поют:

          Где ты, где ты?

          Милая Осень?

          Мы тебя все очень ждем.

          И сегодня мы поможем

          Память мы тебе вернем.

Чтобы Осень знала, что мы спешим ей помочь, давайте прикрепим себе эмблемы.

- А вы знаете, что обозначает слово эмблема? (отличие, условный знак…)

- Какая эмблема может быть  у нас? (осенние листочки).

Да, осенние листочки хорошо подходят. Давайте, с ними поиграем.

Дети поют:

          Падают, падают листья,

          В нашем саду листопад

          Желтые, красные листья

          По ветру вьются, летят.

(Выполняют движения руками, имитируя листопад).

Поддувалки с листочками. Прикрепляют себе эмблемы.

Пальчиковая игра «Осенний букет».

Раз, два, три, четыре, пять

- Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы, (разгибают по одному пальчику, начиная с мизинца).

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Осени нашей букет отнесем (соединяют пальцы в замок).

- Ребята, какие листочки вы себе выбрали, как эмблему помощника Осени?

(березовый, кленовый, осиновый, рябиновый).

Да, замечательные у вас осенние эмблемы! Теперь, видно, что вы помощники Осени. Осень нас услышит и все вспомнит.

-Теперь,  полюбуемся ее красотой, посмотрим, как она дарила нам хорошее настроение.

Звучит П.И Чайковский «Времена года. Ноябрь». На экране дети рассматривают свои осенние фотографии, любуются красотой осенней природы.

 - Ребята, сколько периодов есть у Осени? (три).

Назовите их (ранняя, золотая, поздняя).

Какую Осень мы сейчас видели на экране? (раннюю, золотую).

- А какая Осень у нас сейчас, на дворе? (поздняя).

Да, Осень может быть разной. Какой?

Игра с листочком (золотой, богатой, щедрой, волшебной, прекрасной, багряной, грустной, дождливой…) Передают листик друг другу и называют приметы осени.

 - Что происходит, когда наступает это прекрасное время года?

(Выставляется картинка с фруктами).

Ребенок читают стихотворения:

Осень добрая приходит

И подарки нам приносит

Яблоки душистые

Персики пушистые

Груши золотистые.

Фрукты сладкие, как мед

Сами просятся к нам в рот.

(Выставляется картинка с ягодами).

Ребенок читает стихотворение:

Поспевает брусника,

Стали дни холодней

И от птичьего крика

В сердце только грустней.

- Ребята, вы сказали, что поспевает брусника, а какие еще ягоды можно найти в осеннем лесу?(клюкву, чернику, голубику, ежевику…)

Выставляется картинка с изображением грибов.

Дети поют:

В руки возьмем по корзинке,

В лес за грибами пойдем.

Пахнут пеньки и тропинки

Вкусным осенним грибком.

 Пальчиковая игра «Грибы»

(пальчики разгибают с мизинца).

Топ-топ – пять шагов,

И в корзинке пять грибов.

Мухомор красный – гриб опасный.

А второй – лисичка, рыжая сестричка.

Третий гриб – волнушка, розовое  ушко.

А четвертый гриб – сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый, ешь его смело!

 - Ребята, а какие еще грибы не попали в корзинку?

(Опята, маслята, грузди, сыроежки, подберезовики…)

 -Молодцы!

Выставляется картинка с изображением птиц.

Дети поют и имитируют движения птиц.

Птицы на юг улетают,

Гуси, грачи, журавли…

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

Курлы – курлы – курлы!

 - А как называют птиц, которых Осень отправляет в теплые края? (перелетные).

 - Почему они туда улетают?

(Потому, что пропадают мошки, жучки, комары, червячки, и им нечего есть).

А дикие гуси и утки улетают потому, что замерзают болота, речки и озера.

А теперь, поможем Осени вспомнить, что происходит в лесу с дикими зверями. С какими?  Узнаете, когда отгадаете загадки.

«Рыжий, маленький зверек, по деревьям скок да скок»  (белочка).

Выставляется картинка белочки.

Ребенок берет в руки игрушку белочки и произносит: «Вокруг себя повернусь, и в белочку превращусь».

 - Целый день я все скакала,

Осенью ведь дел немало:

Выбрать на зиму дупло,

Чтобы было в нем тепло,

Застелить его ковром –

Теплым пухом, мягким мхом.

     К зиме готовлю я запас:

     Грибы, ягоды, орехи…

     Чтоб зимой не голодать.

     Где ж еду в мороз  достать?

И меняю свой наряд.

Была рыжая, теперь

Шубка гуще и светлей.

- Спасибо, тебе, белочка.

Загадка про лисичку:

«Хитрая плутовка, рыжая головка…»

Выставляется картинка лисы.

Выходит ребенок и озвучивает лисичку.

- А я зимы не боюсь. Осенью в шубку теплую ряжусь.

Хвост, красивый какой – мне он нравится самой!

Живу в норе. Там сплю, отдыхаю.

А затем, охотиться начинаю.

Ищу мышку полевую или живность какую.

Хочу зайца поймать,

Но мне его очень трудно догнать,

Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем.

Загадка про ежика:

«Сердитый недотрога живет в глуши лесной, иголок очень много, а нитки не одной».

Выставляется картинка ежа.

Выходит ребенок, берет в руки игрушку ежа и говорит слова:

- вокруг себя повернусь, и в ежика превращусь.

     На зиму я запасов не делаю. Когда наступают холода, забираюсь в свой теплый уютный домик и сплю до той поры, пока не пригреет весеннее солнышко и не растает снег. Буду спать, и мне приснится, как бродил по лесу я, мышей и лягушек ловил, ящериц, жучков и червей… А осенью объедался ягодами да грибами. Трудился – не ленился!

Загадка про зайца:

«И ушаст, и глазаст, и пугаться горазд».

Выставляется картинка зайца.

Выходит ребенок и рассказывает про зайца.

- Я зайка, расскажу, как живется мне в лесу.

Осенью, я ребята линяю. Шубку новую надеваю.

Под кусточком присяду, спрячусь под сосной,

Не увидит, не узнает зверь меня лесной!

Я хотя я не трус, но всего, всего боюсь.

Осенью мне хорошо, еды хватает.

А вот зимой очень трудно бывает,

Потому, что еды не хватает.

А питаюсь я корой, ягодой замерзшей.

Что под снегом заяц найдет – все ему впрок пойдет.

   Выставляется коллаж на тему «Дикие животные летом».

- Ребята, мы с вами рассматривали этот коллаж, и знаем, что делали лесные звери летом. Так, какие же изменения происходят со зверями осенью?

(Они меняют свои шубки на теплые и  пушистые. Чтобы не замерзнуть зимой. У белочки и зайца меняется и цвет шубки. Ежик и медведь ложатся в спячку. Ежик в норку, а медведь в берлогу).

 - Все, что происходит в это время года, мы Осени напомнили.

На экране появляется Осень. Звучит ее голос:

Спасибо, мои верные друзья!

Память возвратилась вновь моя.

За помощь вас благодарю,

Песню с вами я спою.

   Дети поют песню «Осень, как рыжая кошка».

3. Рефлексия.

 - Кому мы сегодня помогли? (Осени).

 - Что сделали? (возвратили ей память).

 - Нравится ли вам оказывать помощь?

 - Почему? (это хорошие поступки, доброе дело).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД в старшей группе на тему: «Золотая осень».

Конспект занятия для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Золотая осень» по художественно-эстетическому развитию, направленный на воспитание у детей интереса к живописи и классической м...

Инновационная деятельность. Конспект НОД в старшей группе на тему «Художница-Осень»

Конспект районного мероприятия в рамках инновационной деятельности....

Конспект занятия в старшей группе на тему: "Приметы осени".

Конспект занятия в старшей группе на тему: "Приметы осени"....

Конспект целевой прогулки. Старшая группа. Октябрь. Тема: « Золотая осень»

Конспект целевой прогулки.Старшая группа.Октябрь.Тема: « Золотая осень»...

Конспект НОД в старшей группе на тему: «Поздняя осень»

Програмное содержание: Расширять и обогащать представления детей о характерных признаках осени. Формировать представления об изменениях в природе в ноябре. Воспитывать любовь к природе....

Конспект занятия в старшей группе по теме: «Волшебница осень»

Цель: обобщить знания детей по теме «Осень».Задачи:Образовательные:• уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;• активизировать словарь детей по теме занят...

Конспект занятия для старшей группы на тему "Поздняя осень" . Рисование с использованием нетрадиционной техники рисования – кляксография

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29374018","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]  Конспект занятия для старшей группы на тему "Поздняя осень"...