Конспект НОД в подготовительной группе на тему "Вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности на тему: «Вода» в подготовительной группе.
Цель: формировать самостоятельную поисковую деятельность детей.
Задачи:
Образовательные:
уточнить и расширить знания детей о воде, её свойствах; продолжать знакомить детей с круговоротом воды в природе;
учить детей на основе экспериментирования, исследований и наблюдений делать простейшие умозаключения о свойствах и качествах воды и взаимосвязей в природе.
Развивающие:
Развивать познавательные интересы, потребности и способности детей на базе обогащённого сознания и сформированного эмоционально – чувственного опыта.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу.
Методы и приёмы:
Наглядный: рассматривание схем: «Круговорот воды в природе», «Кому нужна вода?», «Какая бывает вода?», материалы для лаборатории, изображения на экране телевизора – озера, значки «Юный друг природы».
Словесные: беседа, чтение пословиц, рассказывание, отгадывание загадок, напоминание, «метод педагогической оценки».
Игровые: приход героев – Незнайки, Водяного, игра «Весёлые капельки», указка для игры с капелькой, значки «Юный друг природы».
Практические: действия детей (работа в лаборатории), отгадывание загадок, рассказывание истории про капельку, чтение пословиц,
Метод проблемного обучения: создание и решение проблемной ситуации.
Приёмы активизации мыслительной деятельности детей: переключение видов деятельности детей на занятии; введение героев – Незнайки и Водяного, использование ТСО, введение художественного слова, опора на опыт детей, установка на самостоятельный поиск решения проблемы на основе имеющегося опыта.
Словарная работа:
Активизация: глобус, суша, вода, растворяется в воде, круговорот воды, сосулька, снежинка, пар, туман.
Обогащение: выталкивающая сила воды, фильтрация.
Закрепление: (тема лексического запаса, имеющего у детей).
Предварительная работа: чтение стихотворений о воде, инее, льде, росе, дожде, снеге О.Троепольской, «Град» Е.Серова, «Пар» Н.Михайловой, энциклопедии «Чудо повсюду» Т.Нуждиной, отгадывание загадок, рассматривание иллюстративного материала о воде; игры с детьми «Мы – капельки», «Ручеёк».
Материалы и оборудование: глобус, схемы: «Круговорот воды в природе», «Кому нужна вода?», «Какая бывает вода?», указка с капелькой, шапочки-маски солнышка, ветерка; ткань (тучка, речка); костюм Водяного, Незнайки, пакет с мусором, банка с грязной водой, значки «Юный друг природы» по количеству детей.
Лаборатория: банки с чистой водой, банка пустая с натянутой марлей, розетки (сахар, соль, пластмассовая мозаика, рис, жёлудь, металлические скрепки, кусочки стекла), чайные ложки, салфетки, белые халаты (по количеству детей), белые скатерти для столов.
Ход нод.
- Ребята, слышите, к нам кто-то стучится. Как вы думаете, кто это может быть? (ответы детей). В группу заходит Незнайка с глобусом, который ему подарил Знайка. А вот что это такое и для чего, Незнайке неизвестно. Он просит детей, чтобы они ему помогли разобраться.
(Дети подходят к глобусу, рассматривают его вместе с Незнайкой).
- Что это такое? (наша планета Земля, но в очень уменьшенном виде).
- Что мы на ней видим? (горы, пустыни, лесные массивы и множество водоёмов).
Незнайка: Я бы назвал нашу планету не Земля, а Вода.
- Ребята, почему Незнайка так думает? (потому, что вода занимает большее пространство на земном шаре, чем суша).
Незнайка: Так много воды, и кому она нужна?
2. Кажется, много воды вокруг нас, но ведь и необходимость в ней очень большая.
Ребята, так кому же нужна вода? (ответы детей).
Рассматривание схемы №1 «Кому нужна вода?» (дети доказывают Незнайке и делают вывод, что вода нужна всем живым организмам на Земле).
Питьевую воду люди добывают из-под земли, берут из горных рек и даже выпаривают из солёного моря.
3.О ценности воды люди сложили пословицы. Кто из вас знает пословицы о воде? Давайте, расскажем их Незнайке.
Не плюй в колодец, сгодится воды напиться.
Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.
По которой реке плыть, ту воду и пить.
Пора придёт и вода пойдёт.
Под лежачий камень вода не течёт.
- Ребята, что ещё мы можем рассказать Незнайке о воде? (ответы детей).
Ребёнок: Давайте, пригласим Незнайку в нашу лабораторию…
4.- Да, сегодня, мы с вами будем лаборантами и проведём опыты с водой, узнаем о ней много интересного (дети и Незнайка надевают белые халаты и проходят в лабораторию).
Опыты:
- Опустите в воду кусочек сахара. Посмотрите, что случилось с сахаром? (он растворился в воде).
- А теперь опустите соль и размешайте её ложечкой. Куда делась соль? (она растворилась в воде).
- Поместите в банку с водой ложечку риса и помешайте. Что мы видим? (рис не растворился в воде).
- А теперь опустите в воду: пластмассовую мозаику, желудь. Что случилось с предметами? (они плавают на поверхности).
- Попробуйте нажать на них ложечкой сверху. Что происходит? Почему они с такой силой вырываются на поверхность воды? (вода их выталкивает).
- Так какой силой обладает вода? (выталкивающей).
- Как вы думаете, подействует ли выталкивающая сила воды на металлическую скрепку, кусочек стекла? (ответы детей).
- Давайте проверим. (Дети проводят опыты, делают выводы, Незнайка удивляется…)
- Почему выталкивающая сила воды подействовала на пластмассовую мозаику и желудь и не подействовала на скрепку и стекло? (ответы детей).
(Дети и Незнайка снимают халаты, уходят из лаборатории, садятся на стульчики около доски).
5. –Ребята, вода в природе проходит очень длинный путь. Я сейчас расскажу вам историю про капельку, а помогать мне будете вы (рассказывают).
«Жила-была маленькая водяная капелька, которая очень любила путешествовать. Сначала она путешествовала высоко-высоко, проплывая в небе пушистым облачком. Потом облачко набухло, потемнело, стало тучей и пролилось на землю дождиком. Дождевая капелька просочилась через землю в ручеёк, быстрые журчащие воды ручейка перенесли её в речку. Как приятно и забавно было резвиться в прохладных речных волнах… Но тут пригрело солнышко, стала капелька лёгкой, воздушной. Подхватил её проказник ветерок, поднял высоко-высоко в небо и усадил обратно на облачко. Но эта история про водяную капельку никогда не закончится, потому что капелька не любит долго оставаться на облачке и повторяет своё путешествие вновь и вновь… Вот такая забавная история.
(Во время рассказа используется схема «Круговорот воды в природе» и указка с капелькой).
6.- Ребята, давайте поиграем вместе с Незнайкой в игру «Весёлые капельки».
(Дети выходят на ковёр, на котором лежит ткань – «речка»).
- Я дотронусь до вас своей волшебной палочкой и вы превратитесь в героев истории. (Распределяются роли, дети надевают шапочки-маски).
Жили в тучке капельки,
Шалунишки маленькие.
Скучно на небе сидеть,
Сверху на землю глядеть.
В виде дождика спустились,
В речке, озере резвились.
Вот проснулось солнце,
Глянуло в оконце
И нагрело всё вокруг.
Тут проказник ветерок
Налетел и дунул.
Вдруг лёгкие, воздушные,
Ветерку послушные
Поднялися капли вверх
И наверх вернулись.
Лёгкой тучкой обернулись.
7. – Эти водяные капельки такие затейницы. Они всё время стараются поменять свою внешность и предстают перед нами то в одном, то в другом виде… А в каком, вы узнаете из загадок:
С крыши твёрдый гвоздь торчит.
Только солнышко взойдёт,
Гвоздь растает, потечёт.
(Сосулька).
Что за звёздочки резные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке.
(Снежинки).
С воды поднимается,
Вьётся, извивается,
В небо устремляется.
(Пар).
Седой дедушка у ворот
Всем глаза заволок.
(Туман).
- Так, в каком виде бывает вода? (Рассматривание схемы «Какой бывает вода?»).
(Ответы детей).
8. Под музыкальное сопровождение входит Водяной. В одной руке у него банка с грязной водой, а в другой – пакет с мусором. Он поёт:
Я – Водяной, я – Водяной! Никто не водится со мной…
- Ой, куда это я забрёл? Здравствуйте, ребята! Я вижу с вами и Незнайку. Как хорошо, что я с вами встретился, поделюсь тогда с вами своей бедой.
Я охраняю родники и мускулы мои крепки,
Но люди извели меня, боюсь теперь их как огня!
Когда приходят отдыхать, покоя мне уж не видать.
Они уйдут своей тропою, а я от горя плачу, вою,
Ногами топочу, «не загрязняйте!» - всем кричу.
(На экране телевизора появляется изображение озера, на берегу которого валяется мусор – пакеты, бумага, бутылки, обёртки от конфет…)
Вот видите, ребята, только недавно ушли отдыхающие с берегов моего озера, а сколько мусора оставили. Мусор то я в пакет собрал, а что делать с грязной водой? Кто теперь мне поможет, ведь погибнут, погибнут все обитатели моего озера.
- Ребята, что же делать? (нужно помочь Водяному и всем обитателям озера).
Как? (у нас есть лаборатория, нужно постараться очистить воду).
Незнайка: Я буду вам тоже очень помогать.
- Вот сейчас, мы этой проблемой и займёмся, а ты Водяной посмотришь.
(Дети и Незнайка надевают халаты и в лаборатории фильтруют воду из банки Водяного). Очищенную банку вручают ему.
Водяной: Спасибо, ребята! Теперь мои друзья, обитатели водоёма, спасены. Вы славно потрудились в своей лаборатории, и за это я посвящаю вас в юных друзей природы. Дарю вам вот эти значки (раздаёт значки детям). А мне нужно торопиться, до свидания, ребята!
Незнайка: Да, теперь, я точно знаю, что вода нужна всем и без неё не прожить. Спасибо, вам ребята за ваши знания и умения. Я тоже многому научился. До свидания, друзья.
Рефлексия.
- Кому мы сегодня помогли? (Водяному).
- Кого учили, что вода нужна всем? (Незнайку).
- А важно ли то, что мы сегодня делали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект ООД в подготовительной группе. Образовательная область – познавательное развитие. Занятие-прогулка в подготовительной группе «Экскурсия в осенний лес»
Конспект требует хорошей подготовки. Но я считаю что нужно вносить какое-то разнообразие в занятия с дошкольниками. Результат будет положительным....
Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы
Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...
Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи (подготовительная группа)
МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы.Воспитатель: Смирнова М. Б., март 2...
Конспект занятия в подготовительной группе На тему « путешествКонспект занятия в подготовительной группе На тему « путешествие в лес осенью»ие в лес осенью»
Конспект занятия в подготовительной группе ...
Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы.
Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы. Подготовила Педагог-психолог:Винничук Ирина Мирославовна Цель занят...