статья «Кукла в развитии творческо – дизайнерских способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ».
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

Никонова Татьяна Вячеславовна

Игра с куклой не только очень удивительна, но и познавательна. Действия с куклой формируют у ребёнка  с ОНР  связную монологическую речь, обогащают словарь, способствуют грамматически правильному построению предложений, а также   помогают  воплощать свои фантазии в создании разных моделей кукольной одежды, которые способствуют развитию дизайнерских наклонностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_ns_portal.docx17.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Кукла в развитии творческо – дизайнерских способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ».

Воспитатель Никонова Татьяна Вячеславовна

ГБОУ СОШ №10 СПДС «Ягодка»

        На современном этапе развития педагогической науки исследователи пришли к выводу, что необходимо искать новые способы художественного выражения, в основе которых  лежит культурно – созидательная деятельность.

На сегодняшний день много  внимания уделяется новому направлению художественного воспитания детей дошкольного возраста – детскому дизайну, который даёт широкий простор детскому творчеству.

      Детский дизайн – это новая и малоизученная деятельность, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности ребёнка. Возросшие культурные потребности людей в современном мире, возможности детей и концепция дошкольного образования определили введение этой деятельности в образовательный процесс. Одной из важнейших задач работы является создание для каждого ребёнка разносторонней развивающей среды, способствующей его самореализации.

       Исследования современной педагогики и психологии, а также практика наших детских садов доказывают, что на дошкольный возраст  падает начало развития творческих способностей детей. Воображение старших дошкольников приобретает всё более активный характер. Для детей с ОНР занятие творческой деятельностью позволяет скомпенсировать неуверенность, замкнутость,  затруднение в общении со сверстниками и взрослыми.

       Огромную роль в психическом и творческом развитии дошкольника с ОВЗ (ОНР) играют образные игрушки – куклы, пупсы и другие игрушки. Такие предметы помогают развивать навыки общения малыша, воображение, удовлетворять его эмоциональные потребности, по мере включения их в различные ролевые игры.

       Игра с куклой не только очень удивительна, но и познавательна. Действия с куклой формируют у ребёнка  с ОНР  связную монологическую речь, обогащают словарь, способствуют грамматически правильному построению предложений, а также   помогают  воплощать свои фантазии в создании разных моделей кукольной одежды, которые способствуют развитию дизайнерских наклонностей детей.

       Занятия по развитию дизайнерских способностей у детей мы начали с организации  выставки «Какие вы разные, куклы», в ходе которой детям было предложено определить, чем отличаются куклы друг от друга. Среди названных отличий (размер, цвет волос, материал, из которого изготовлена кукла) было отмечено, что все куклы одеты в различную одежду. Дети познакомились с тем, что модели одежды кукол, также как и людей, придумывают дизайнеры, т.е. специалисты по созданию одежды. Просмотр  презентации на тему: «Многообразен  и удивителен мир одежды» дал детям более полное представление о профессии дизайнера одежды.  У ребят сложилось понимание того, что дизайн – это современное искусство художественного конструирования, сознательные и интуитивные действия по решению проблемы, которая никогда не может иметь единственного правильного решения.

      Стоит отметить, что «Детский дизайн» определяется  как общественно – полезное художественно – декоративное творчество, способствующее обогащению специфически детских форм деятельности и общения. Детский дизайн направлен на раскрытие у детей с ОНР эмоциональной отзывчивости, индивидуальности, на повышение их творческого потенциала  без нажима и давления со стороны взрослого, основанного на сотрудничестве и сотворчестве с использованием только гуманных методов и приёмов.

      Первые шаги в искусство дизайна очень просты и не требуют от ребёнка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя мир материй. Постепенно к детям придёт необходимый опыт, сформируются навыки, и он с лёгкостью выполнит большую, сложную работу самостоятельно. В ходе своей  деятельности маленький мастер делает множество любопытных открытий, добивается личных достижений и испытывает удовлетворение от созданного продукта. Хотя объективно он не создаёт ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит субъективный характер.  

      В процессе работы над развитием дизайнерских способностей детей предлагалось выполнение следующих заданий: рисование на тему: «Наряд для любимой куклы», «Укрась платье»,  «Одежда будущего»; пластилинография «На бал к Золушке»; аппликация из ткани «Костюм для Буратино». Для развития творческого воображения детей была предложена подборка журналов, демонстрирующих модели одежды.

      Полученный результат – первая и очень важная ступенька детского творчества. Создание изделий своими руками  - это универсальное  образовательное средство, способное уравновесить интеллектуальную деятельность маленького человека.

      Задача воспитателя – развить творческие способности ребёнка, целенаправленное воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию. На первоначальном этапе в роли дизайнера выступили воспитатели, которые показали детям, как создаются модели одежды из  лоскутков ткани разной фактуры и цветовой гаммы без использования ниток и иголок. В качестве украшений использовали тесьму, ленты, кружева. В дальнейшем задача воспитателя заключалась в том, чтобы заинтересовать и привлечь детей к данному виду деятельности. Дети с удовольствием включились в процесс создания разных моделей одежды для кукол  (праздничная, домашняя, спортивная). Заинтересованность детей к дизайну одежды росла постепенно и повседневно. Они пополняли сундучок «Волшебных тканей» кусками материй, принесёнными из дома, и включались в процесс моделирования одежды во время свободной самостоятельной деятельности.

      Для вовлечения родителей в данный процесс было дано домашнее задание по созданию моделей кукольной одежды на выпускной бал. Эти модели были представлены на групповой выставке «До свидания, детский сад».

      Мы убедились, что в процессе дизайнерской деятельности у детей раскрывается творческий потенциал посредством художественно – конструктивного дизайна, а также совершенствуется  наглядно – образное мышление, художественный и эстетический вкус, чувство стиля. У дошкольников поднимается  на новый уровень развитие воображения, фантазии, творческого  мышления, повышается познавательная активность,  развивается мелкая моторика, пространственное ориентирование, восприятие; совершенствуются навыки работы с различными материалами. Не исключена возможность, что среди наших воспитанников появятся знаменитые модельеры: Зайцевы, Юдашкины, Коко Шанель.                  

      В результате нашей работы воспитанники стали замечать красоту одежды окружающих людей, проявлять более устойчивый интерес к дизайну, повысилась  их творческая активность. Дети научились создавать задуманный образ в своём воображении и воплощать его в практической деятельности, добиваясь конечного  результата. У ребят активизировалась разные стороны речи, общение со сверстниками стало носить более активный характер, моторика рук стала уверенной и точной.

      В сотрудничестве с другими детьми стала более ярко проявляться  индивидуальность каждого ребёнка и  особенности техники исполнения. Художественные эмоции и интересы детей, возникшие  в процессе продуктивной поисковой деятельности, способствовали  успешному формированию у них творческого мышления. Формирование первоначальных навыков дизайна даёт толчок к развитию эстетического вкуса, художественного творчества. Дети проявляют интерес к украшению окружающей среды, одежды, интерьера и т.п.

      Л. С. Выготский сказал: «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создаёт что-либо новое». Опираясь на высказывание Л. С. Выготского, следует отметить, что детский дизайн представляет огромный потенциал  и даёт большие возможности для развития воображения,  фантазии  и творческих способностей дошкольника.

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационное направление в развитии музыкально - двигательных способностей у детей дошкольного возраста "Как найти волшебные яблочки"

Совместное физкультурное развлечение детей раннего возраста с родителями.Данный методический материал помогает обогащать двигательный опыт, развивает координацию, ориентировку в пространст...

Доклад (обобщение опыта) «Развитие элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста»

Направить ребенка в нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим. ...

Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр и пособий

По утверждению специалистов, дошкольный возраст – синзетивный период для формирования музыкальных способностей. Все дети от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому. От...

ПДС «Наглядное моделирование как эффективное средство развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей у детей дошкольного возраста»

В статье раскрывается тема использование наглядного моделирования как средство развития логического мышления, сущность и функции метода моделирования, алгоритм обучения моделированию. Освещена тема мо...

Презентация «Развитие творческих креативных способностей у детей дошкольного возраста».

laquo;Развитие  творческих  креативных  способностей  у детей дошкольного возраста»...

«Наглядное моделирование как эффективное средство развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей у детей дошкольного возраста»

Моделирование развивает у детей инициативность, самостоятельность, пространственное нестандартное мышление, а также видение результата своей деятельности через небольшой промежуток времени....

Консультация для педагогов «Развитие творческих двигательных способностей у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных здоровьесберегающих технологий»

Детям совершенно так же, как и взрослым,хочется быть здоровыми и сильными,только дети не знают, что для этого надо делать.Объяснить им, и они будут беречься....