Проект "Мир Моря"
методическая разработка по окружающему миру по теме
Проект для воспитания экологической культуры и развития познавательных исследовательских и творческих способностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 29.72 КБ |
vospitatel.pptx | 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Проект
В средней группе
«Мир Моря»
Воспитатель: Серебрякова Ирина Владимировна
МАДОУ №1 «Петушок»
Тип проекта: краткосрочный, исследовательский.
Продолжительность: 1 неделя
Участники проекта: Воспитатель, дети.
Актуальность:
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Общение с природой положительно влияет на человека: делает его добрее, мягче, пробуждает в нем лучшие чувства. Вокруг нас много ещё неизведанного и прекрасного. Особый интерес у детей вызывает загадочный мир подводных обитателей. Часто дети задают вопросы связанные с морем, с его обитателями, с образом их жизни, с их особенностями. Хотелось бы познакомить детей с этим загадочным и таинственным миром. В ходе реализации проекта дети получат знания об обитателях морей и океанов. Будет удовлетворен интерес детей к данной теме, воспитано чувство любви к природе, желание узнавать больше интересного, беречь и охранять её.
Цель: Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных исследовательских и творческих способностей детей. Познакомить детей с разными видами водоемов (море, река, озеро) и многообразием их обитателей. Воспитывать положительное отношение ко всем без исключения видам водных обитателей и растений.
Задачи:
- расширять представления детей об обитателях морских глубин, формировать умение размышлять;
- развивать логическое мышление, умение на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения;
- развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;
- развивать способность вслушиваться в звуки природы;
- развивать познавательный интерес, творческие способности;
- использовать различные нетрадиционные художественно – графические техники;
- воспитывать любовь к природе, желание сохранять богатства морей и океанов.
Формы и методы работы: наблюдения, игры, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц и поговорок, рисование, аппликация, лепка.
Продукт проектной деятельности:
- Создание мини-музея «Ракушка»
- Фотографии, картинки, рисунки.
Работа с родителями:
- Создание книги «Мир Моря»
- рекомендации родителям по отдыху с детьми на море
Презентация проекта: создание презентации проекта; оформление выставок.
Этапы реализации проекта.
I. Организационный:
- Изготовление картотеки игр и наблюдений с детьми;
- Сбор и анализ литературы;
- Подбор материала для познавательной и творческой деятельности с детьми;
- Беседы «Море в опасности», «Морские обитатели», «Рыбы – кто они?», «Морские растения», «Все о ракушках», «Кем быть?».
- Наблюдения «Аквариумные рыбки», «Черепаха»
- Разработка плана реализации проекта
II. Практический
- Чтение художественной литературы;
- Г. Х. Андерсен «Русалочка»
- А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
- скандинавская народная сказка «Волшебная рыба»
- норвежская народная сказка «Почему вода соленая»
- С. Сахарнов «Как краб кита из беды выручал»
- Г. Косова «Азбука подводного мира»
- С. Баранов «Дельфины»
- В. Орлова «Для чего морю наряды?»
- Чтение и заучивание стихотворений о море и морских обитателях
- Морской конёк
- Заучивание пословиц и поговорок о море:
- В море раз побудешь, век не забудешь.
- В море дорог много.
- Море шутить не любит.
- Море кого любит, а кого губит.
- Море любит смелых да умелых.
- Перед морем все равны.
- Учись, матрос,— капитаном будешь.
- Рассматривание картин, фотографий и иллюстраций
- Познавательные занятия
- Занятие рисование «Аквариумные рыбки»
- Занятие лепка «Морская звезда»
- Занятие конструирование из ракушек «Рыбка»
- Занятие коллективная аппликация «Морские обитатели»
- Дидактические игры:
- «Мир моря»
- «Зоологическое лото»
- «Отгадай загадку»
- «Распутай путаницу»
- Подвижные игры:
- «Море волнуется»
- «Водяной»
- «Рыбак и рыбки»
- Сюжетно – ролевая игра:
- «Путешествие на корабле»
III. Заключительный:
- Выставка мини-музея «Ракушка»
- Выставка рисунков
- Выставка оригами
- Выставка книги «Мир Моря»
Приложение
Морской конёк
В море, в зарослях игривых,
Вьется пламя огонька –
Раздувают воды гриву
Норовистого конька.
Видит он любую норку,
За добычей смотрит зорко,
Не зевай, глупыш-рачок:
От врага – один скачок.
Дидактические игры:
«Мир моря»
Цель: познакомить детей с богатым животным миром морей и океанов, способствует развитию ассоциативной памяти.
Ход игры: дети должны разложить карточки на игровом поле по среде их обитания.
«Зоологическое лото»
Цель: узнавать морских обитателей, размещать фишки с животными на необходимые окошки своих карточек.
«Отгадай загадку»
Цель: развивать у детей воображение, мышление, умение делать умозаключения, анализировать.
Ход игры: воспитатель или ребенок загадывает загадку, а дети, отгадав ее, должны аргументировать свой ответ.
«Распутай путаницу»
Цель: умение ориентироваться на листе бумаги, находить выход из морского лабиринта.
Ход игры: помочь морским обитателям найти своих детенышей, пройдя через лабиринты.
Подвижные игры:
«Море волнуется»
Цель: развивать фантазию, художественный вкус в придумывании морских фигур.
Ход игры: Ведущий отворачивается от остальных участников и говорит:
- Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!
В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего или отдает фант.
«Водяной»
Цель: развивать умение с закрытыми глазами угадывать своего товарища.
Ход игры: дети стоят в кругу, а ведущий - в центре с завязанными глазами должен определить, кто перед ним стоит.
«Рыбак и рыбки»
Цель: совершенствовать прыжки через скакалку, развивать ловкость и выносливость.
Ход игры: водящий становится в центр круга, образованного остальными участниками. «Рыбак» вращает скакалку так, чтобы она скользила по земле и описывала круги под ногами играющих. Участники - «рыбки» должны перепрыгивать через скакалку, чтобы не «попасться на удочку». Попавшаяся «рыбка» становится «рыбаком».
Конспект занятия «Золотая рыбка»
Цель: Изображение рыбки на основе овала и аккуратно закрашивание формы, добавление соответствующих деталей (хвостик, чешую, плавники, глаз).
Задачи: Уточнять представление о внешнем виде рыб.
Развивать чувство формы и цветовое восприятие.
Продолжать воспитывать интерес к сотворчеству с педагогом и с другими детьми в создании коллективной композиции.
Упражнять детей в подборе разных оттенков одного цвета.
Развивать чувство композиции (красиво располагать рыбок по цвету друг за другом).
Совершенствовать технические умения и навыки.
Продолжать развивать умение рассматривать и оценивать созданные изображения.
Демонстрационный материал: Иллюстрации с изображением рыб.
Предварительная работа: Кормление рыб в аквариуме и наблюдение за их поведением. Беседы о внешнем виде и образе жизни рыб. Рассматривание иллюстраций с изображением рыб. Чтение сказки А.С. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке»
Раздаточный материал: «Дно подводного мира» изображенного на листе бумаги синего цвета( форматом 35см на 55 см ,для коллективной работы), гуашь, набор кистей № 8, № 3 ,баночки с водой, салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель: Послушайте и отгадайте загадку.
Вильнёт хвостиком туда-сюда —
И нет её, и нет следа.
Дети: Рыбка.
Воспитатель: Послушайте, из какой сказки А. С Пушкина этот отрывок?
В третий раз закинул он невод,-
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой,- золотою.
Дети: Сказка о рыбаке и рыбке.
Воспитатель: О ком говорится в сказке?
Дети: О золотой рыбке. (Дети кратко пересказывают сюжет сказки.)
Воспитатель: А где живет золотая рыбка?
Дети: В подводном мире.
Воспитатель: Давайте заглянем в подводный мир! Что там происходит? Как там красиво: на песчаном дне разноцветные камешки, водоросли зеленые под водой изгибаются. А это кто плывет? Золотая рыбка.(Показ заготовки для коллективной работы)
Воспитатель: Какого цвета рыбка? Большая или маленькая? А как вы думаете, что помогает рыбке плавать?
Дети: Хвост, плавники.
Когда рыбка плывет, её хвостик двигается из стороны в сторону.
(Воспитатель показывает движения рыбки рукой и предлагает детям тоже сделать рукой так, как рыба хвостом).
Воспитатель: Как вы думаете, рыбка нас видит?
Дети: Да, ведь у неё есть глаза.
Воспитатель: На что похоже её глаза?
Дети: На маленькие черные бусинки.
Воспитатель. А вы хотите поиграть в рыбок?
Физкультурная минутка:
У реки росла рябина (присев постепенное выпрямление туловища, руки вверх покачивая).
А река текла, рябила (плавными движениями рук впереди).
Посредине глубина (наклоны вперед, руки прямые).
Там гуляла ры-би-на (ходьба).
Эта рыба – непростая (прыжки).
Называется – золотая (ходьба на месте).
Рыбка плавает в водице ( плавными движениями рук впереди)
Рыбке весело играть ( прыжки)
Рыбка, рыбка озорница
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула, (прогнуться назад и потянуться)
Глазиком нам подмигнула.
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла. (Дети изображают резвящихся рыбок)
Воспитатель: Золотая рыбка что-то сообщить нам хочет. Видите, белые пузыри от ее губ вверх поднимаются. Ой, беда, беда! Растеряла рыбка своих сестричек золотых рыбок. Ей грустно без них. Ребята надо помочь рыбке!
Воспитатель: Хотите научиться рисовать красками Золотую рыбку? (показ нарисованного образца рыбки)
Подумайте, какая форма лежат в основе ее изображения?
Дети: Овал.
Воспитатель: А что ещё есть у рыбки?
Дети: Хвостик, чешуя, плавники, глаза.
Воспитатель: Попробую нарисовать рыбку, для работы возьму большую кисточку и желтого цвета гуашь. Нарисую сверху дугу и снизу дугу так, чтобы получился овал. В одном месте дуги должны пересекаться, это будет хвостик рыбки. ( Показ последовательности рисования).
Воспитатель: Овал аккуратно закрашиваю. И даю подсохнуть.
Воспитатель: Затем беру кисточку поменьше и рисую рыбке хвостик, плавники.
Воспитатель: Что ещё надо добавить рыбке?
Дети: Чешуйки и глазки.
Воспитатель: Правильно. Рыбке обязательно надо прорисовать чешую. (показ)
Воспитатель: Вот у меня получилась золотая рыбка.
А сейчас Вы попробуйте нарисовать Золотой рыбке ее сестричек, как запомнили. Но сначала разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика: « Рыбки»
Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде (сложить пальцы щепоткой, совершая волнообразные движения всей рукой – от плеча до кисти):
То сожмутся (очень плотно сжать пальцы),
Разожмутся (растопырить пальчики в стороны),
То зароются в песке (сложить пальчики вместе и поочередно совершать движения руками, как будто раскапываете песок).
Воспитатель: Пальчики размяли, приступаем к рисованию рыбок.
( Дети рисуют золотых рыбок. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь, обращает внимание, как дети набирают краску, правильно ли держат кисть)
Воспитатель: Молодцы, красивых рыбок нарисовали! Ребята, посмотрите, Золотая рыбка обрадовалась, что нашлись ее сестрички. Она благодарит вас за оказанную помощь. Они могут исполнить ваши желания.
Воспитатель: Правильно, если стараться и много трудиться, то все получиться. Молодцы!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных исследовательских и творческих способностей детей. Познакомить детей с разными видами водоемов (море, река, озеро) и многообразием их обитателей. Воспитывать положительное отношение ко всем без исключения видам водных обитателей и растений.
Задачи расширять представления детей об обитателях морских глубин, формировать умение размышлять; развивать логическое мышление, умение на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения; развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое; развивать способность вслушиваться в звуки природы; развивать познавательный интерес, творческие способности; использовать различные нетрадиционные художественно – графические техники; воспитывать любовь к природе, желание сохранять богатства морей и океанов.
Этапы реализации проекта
Знакомство с картой и глобусом
Знакомство с художественной литературой
Дидактическая игра «Мир Моря»
Дидактическая игра « Р аспутай путаницу»
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на корабле»
Ручной труд Создание мини-музея «Ракушка»
Мини-музей «Ракушка»
Художественное творчество
Работа с родителями Книга «Мир Моря»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно тематическое планирование по программе "Возле моря я живу, море я своё люблю"
Программа расчитанна для детей старшего дошкольного возраста....
О, море, море!
В занятии отражена любимая нами взрослыми и детьми тема МОРЯ....
Конспект НОД в подготовительной группе "Море, море, жизнь на дне", с использованием здоровьесберегающих технологий
Базовая образовательная область "Музыка", интеграция образовательных областей: "Физическая культура", "Познание", "Социализация" , "коммуникация"....
Учебно-методическое пособие "Море слева, море справа"
Пособие развивает восприятие и наблюдательность детей 5-6 лет. Используется для ознакомлением с окружающем миром....
Комплексное занятие в подготовительной к школе группе из цикла"Уроки моря"Тема "Мир моря"
Занятие направлено на развитие познавательной деятельности,для расширения знаний о море и морских организмов....
Паспорт проекта "Море, море - мир бездонный..."
В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социо-культурным потенциалом, что позволяет обеспечить проектная...
«Чёрное море – любимое море мое».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего возраста с использованием ИКТ...