Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе «Приметы весны»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Эрина Анна Константиновна

Формирование и систематизация знаний детей о характерных признаках весны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе «Приметы весны»

Вид детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы.

 Цель: формирование и систематизация знаний детей о характерных признаках весны.

Задачи:

Образовательные: обобщать ранее полученные знания и навыки при составлении описательного рассказа по картине, выполненной детьми, продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями о весне (загадки, заклички).

Развивающие: развивать и активизировать словарный запас детей по теме, развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к природе.

Материалы и оборудование

Демонстрационный – изображение весны, капельки из картона с заданиями, птицы перелетные и зимующие из картона, задания на листах «Насекомые», охрана природы, геометрические фигуры из картона для конструирования птиц.

Предварительная работа: рассматривание альбомов и иллюстраций в книгах, разучивание стихов, проведение вечеров загадок, наблюдение за природой на прогулках.

Ход занятия.

Воспитатель. Дети, у нас сегодня гости, поздоровайтесь с ними.

Дети. Здравствуйте.

Воспитатель.

 Кто-то бросил нам в окошко,

Посмотрите, письмецо.

Может это лучик солнца,

Что щекочет нам лицо.

Может это воробьишко, пролетая, обронил,

Или кот письмо как мышку

На окошко заманил.

Письмо адресовано нам в детский сад и в нашу группу. Дети, а какой номер нашего детского сада и номер нашей группы?

Дети. Детский сад № 19, группа № 9.

Воспитатель. (открывает письмо и читает)

«Здравствуйте дорогие дети. Пишет вам Весна. В прошлом году вы были маленькие, а в этом подросли. Хочется мне вас немного проверить. Что вы знаете обо мне. Порадуйте меня».

- Дети, порадуем весну своими знаниями?

Дети. Да, порадуем. Мы много знаем.

Воспитатель. Дети смотрите, капелька висит, Весна загадывает вам загадки, отгадаем? (снимает закрепленный картон в виде капельки и загадывает детям загадки) .

Дети. Да.

Воспитатель. (читает загадки, лист капелька №1) .

  1. Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает? (Весна)

Воспитатель. Правильно весной. А кто знает пословицы о весне? (Дети читают пословицы о весне. Журавль прилетел – тепло принес. Весенний день год кормит. Посеешь в пору – соберешь зерна гору).

  1. В тёплых солнечных сапожках,
    С огонёчком на застёжках,
    По снегам бежит мальчишка
    Снег пугает, шалунишка:
    Только ступит - стаял снег,
    Раскололся лёд у рек.
    Охватил его азарт.
    А мальчишка этот - ... (Март) 

Воспитатель. Правильно, март. Древние славяне называли март березозол .

  1. Мишка вылез из берлоги,
    Грязь и лужи на дороге,
    В небе жаворонка трель
    В гости к нам пришёл ...(Апрель)

Воспитатель. В старину апрель называли цветень.

  1. Зеленеет даль полей,
    Запевает соловей.
    В белый цвет оделся сад,
    Пчёлы первые летят.
    Гром грохочет. Угадай,
    Что за месяц это? (Май)

Воспитатель. Правильно, май. В старину май называли травень. А почему?

Ответы детей.

Воспитатель. Ах, какие молодцы, справились. Ребята, в старину «Весну» зазывали закличками. Это небольшие стихи, которыми люди просили весну прийти. У меня такая закличка тоже есть (дети произносят ее вместе с воспитателем).

Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
С льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом богатым!
 

Воспитатель. А вот еще капелька (читает капельку № 2) .

Долгая была зима,

А вот и я пришла, Весна.

Дети, вы знаете стихи о  весне?

Дети. Да (рассказывают стихи) .

Воспитатель. Вот это чудеса, и с этим заданием справились прекрасно. Так, так, так. Вот капелька еще (Капелька № 3) .

«Интересно мне узнать, какие вы приметы знаете обо мне, Весне?»

(Воспитатель приглашает детей к панно, на котором незавершенная картина весны) .

Ребята, подойдите к этому столу и выберите приметы весны. Подумайте хорошенько, не ошибитесь.

Дети. (собирают картину из деталей) .

Воспитатель. (помогает затрудняющимся детям). Вот, наша картина закончена. Ребята, давайте составим про весну рассказ, используя приметы и расскажем его. Но начинать каждое предложение нужно со слова весной.

Дети составляют короткий рассказ.

Воспитатель. Молодцы ребята, какой интересный рассказ о весне у вас получился. Теперь на нашей картине настоящая весна. Но чего-то не хватает, без чего не бывает весны?

Дети. Без птиц.

Воспитатель. Правильно, без птиц. (Звучит фонограмма голоса птиц). Послушайте, ребята, как весело щебечут птицы. Наверное, весна нас услышала. И в лес пришла с весёлым щебетаньем птиц. Посмотрите капелька висит.( Капелька № 4). На ней загадка. Назовите ребята птицу, которая первой прилетает весной?

Всех прилётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день на вскач

А зовётся птица... (грач).

- Правильно, грач.  А каких перелетных птиц вы знаете? Почему их так называют?

Дети. Грач, аист, кукушка, скворец и т.д. Перелетных птиц так называют, потому что они осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются.

Воспитатель. Игра «Хорошо-плохо». Что хорошего в том, что птицы улетают от нас? (они не замерзают зимой, а в теплых краях им тепло). А что плохого в том, что птицы улетают от нас? (мы не видим птиц, не слышим их пения).

Воспитатель. А теперь приготовили пальчики.

Пальчиковая игра «Весна»
Весна пришла по снежному, 
По влажному ковру (загибаем по одному пальцу на каждой руке).
Рассыпала подснежники (трем ладошки друг о друга),
Посеяла траву (раздвигаем и сдвигаем пальцы рук).
Теперь зовет со всех сторон (руки согнуть в локтях, пальцы открыты)
Гусей, стрижей и аистов
Кукушек и скворцов (загибаем по одному пальцу на каждой руке).

Воспитатель. Давайте поиграем. У птицы есть: голова, туловище, хвост... У птицы нет: (шерсти, чешуи, клыков...). На столах лежат два кружочка – синий и зеленый. Синий кружочек – зимующие птицы. Зеленый – перелетные птицы! Нужно разложить птиц около нужных кружков.

Игра «Выбери» 

Воспитатель. Что это за птицы? Давайте назовем их. А как вы догадались? Что делают птицы, вернувшись на родину?

Дети. Вьют гнезда.

Воспитатель. Из чего строят птицы гнезда? Где они строят гнезда?( в траве, на земле, под окном).  Кого выводят журавли? (журавлят). Кого выводят грачи, скворцы гуси, утки, аисты ... (ответы детей). Молодцы! И с этим заданием вы справились на отлично. Чтобы дальше выполнять задания я предлагаю поиграть в игру.
«Веснянка» 

Солнышко, солнышко
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло (идут по кругу).
Побежал в саду ручей (бегут по кругу),
Прилетело сто грачей (летят по кругу),
А сугробы тают, тают (медленно приседают),
А цветочки подрастают (тянутся на цыпочках, руки вверх).

Воспитатель. Мы с вами рисовали, лепили птиц. А сейчас выложим их из геометрических фигур. Выбирайте нужные фигуры. Какие птицы у вас получились? Ребята, все теплее становится с каждым днем. А кого едят птицы?

Дети. Насекомых.

Воспитатель. А вот еще капелька. Задание: какие насекомые спрятались на картинке.(Капелька № 5).

Дети называют насекомых.

Воспитатель. Какие сообразительные, молодцы. А вот еще капелька. (Капелька № 6). Какие поступки детей вам больше всего нравятся? А кто из детей поступает неправильно? После занятия мы раскрасим картинки.

(Раздается стук в дверь, воспитатель открывает, на пороге почтальон принес посылку от весны) .

Воспитатель. Дети, а весна прислала нам посылку, тут и письмо.

«Дети, вы меня очень порадовали своими знаниями. Я наблюдала за вами в окошко. И так как вы прекрасно со всем справились, вам от меня сюрприз. Желаю вам быть и дальше такими умными и послушными.

Весна».

Весна прислала вам в шкатулке угощение..

- Дети, сегодня мы с вами изучали приметы весны. А что мы сегодня еще с вами делали?

Дети. Собирали картину весны, рассказывали стихи, весну закликали...

Воспитатель. Что больше всего вам понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель. Как хорошо что вам всем что-то понравилось. Вы порадовали наших гостей и меня своими знаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (с элементами аппликации) « Цветы для мамы»

Цель: С помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности.Задачи:Обучающие: Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, со...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности детей старшей группы . Тема: «Волшебная капелька». Технология исследовательской деятельности.

В конспекте представлены цель, задачи и ход непрерывной образовательной деятельности детей старшей группы на тему "Волшебная капелька" с использованием технологии исследовательской деятельно...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе «Звуки весны»

Подражание детьми звукам весны с помощью голоса и инструментов....

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Роспись дымковской игрушки конь» Образовательные технологии: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, формирование эстетической направленност

Непрерывная образовательная деятельность осуществляется с детьми старшей группы, в возрасте от 5 до 6 лет, группа общеразвивающей направленности.Реализация содержания программы в образовательных облас...

Конспект непрерывно образовательной деятельности в старшей группе «Витаминка» по рисованию «Весна»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 4 Г.КАМЕНКИ КАМЕНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ                     ...