"Проект "Зеленая аптека"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Забота о здоровье ребенка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.
Исследованиями отечественных и зарубежных ученых установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_-zelenaya_apteka.docx | 199.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Центр развития ребенка «Умка»
Экологический проект
«Зелёная аптека»
Воспитатели подготовительной группы «Гномики»
Малькова Надежда Николаевна
Экологический проект «Зеленая аптека»
Участники проекта: Воспитатели, дети подготовительной группы, их родители.
Срок реализации проекта: долгосрочный (ноябрь – май)
Проблема: Ограниченные возможности детей в общении с природой. Недостаток знаний о лекарственных растениях и их влиянии на здоровье человека.
Описание проекта.
Актуальность.
Забота о здоровье ребенка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.
Исследованиями отечественных и зарубежных ученых установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы.
Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах, правильного сбора. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями мы решили разработать экологический проект «Зелёная аптека»
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили узнать, какие лекарственные растения растут в России.
Цель проекта:
- Познакомить детей с ценностью лекарственных растений, их полезностью для здоровья.
Задачи проекта:
- Создать условия для ознакомления детей с миром целебных трав, правилами их сбора, применение для оздоровления организма.
- Закрепить представления детей о лекарственных и дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.
- Воспитывать бережное отношение к растениям.
- Развивать игровое творчество, смекалку;
- Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, сказки, загадки о лекарственных растениях и их пользы для здоровья.
- Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.
Ожидаемый результат:
- Воспитанники группы, узнав, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, будут бережнее к ним относится, возникнет мотивация к оздоровлению собственного организма силами природы. У родителей возникнет потребность к созданию в среде, окружающей ребенка, условий для выращивания лекарственных растений.
- Презентация альбома «Лекарственные растения»
- Альбом детских рисунков «Наши зеленые помощники».
- Сформируется бережное отношение к природе, природному наследию нашего края, растениям, помогающим здоровью человека
Первый этап
подготовительный
№ | Формы работы, проводимые на 1 этапе: | Дата проведения | Участники |
1 | Подбор методической и художественной литературы. экспонатов, картин. | ноябрь | Воспитатели, родители |
2 | Подбор дидактических пособий, карточек по теме | ноябрь | Воспитатели |
3 | Разработка анкеты для родителей | ноябрь | Воспитатели |
4 | Разработка плана работы с родителями | ноябрь | Воспитатели |
5 | Определение тематики мероприятий. | ноябрь | Воспитатели, родители |
6 | Подбор музыкального репертуара | ноябрь | Воспитатели |
7 | Разработка сценариев, экологических викторин, развлечений. | ноябрь | Воспитатели |
8 | Знакомство с литературой по теме | ноябрь | Воспитатели, воспитанники |
9 | Анализ актуальности темы для детей данной группы | ноябрь | Воспитатели |
10 | Анализ заболеваний | ноябрь | Воспитатели |
Второй этап.
основной
№ | Формы работы | ||
С детьми | |||
1 | Беседы по экологии: “Кто любит цветы, тот не может быть злым” “Что где растет, когда цветет” Экологически занятия: “Лекарственное растение рядом” «Лекарственные растения ЯНАО» “Зеленая аптека” “Растения- помощники человека” | В течение года | Воспитатели, воспитанники |
2 | Беседы - викторины
| В течение года | Воспитатели, воспитанники |
3 | НОД:
| В течение года | Воспитатели, воспитанники |
4 | Игры-путешествия «В Царстве лекарственных растений». | январь | Воспитатели, воспитанники |
5 | Игра «Письмо лекарственному растению» | февраль | Воспитатели, воспитанники |
6 | Игра «Разведка в царстве лекарственных растений» | март | Воспитатели, воспитанники |
7 | Копилка названий лекарственных растений - «Именная книга» | В течение года | Воспитатели, воспитанники, родители |
8 | «Жалобная книга» природы. Записать в книгу «жалобы», поступающих растений, растущих на лугу. | В течение года | Воспитатели, воспитанники |
9 | Творческие выставки: Выставка рисунков
| В течение года | Воспитатели, воспитанники |
10 | Аппликация
| В течение года | Воспитатели, воспитанники |
11 | Чтение художественной литературы, стихов, загадок, пословиц, поговорок, примет. | В течение года | Воспитатели, воспитанники |
12 | Игровая деятельность
| В течение года | Воспитатели, воспитанники |
Работа с родителями | |||
1 | Совместная подборка литературы | ноябрь | Воспитатели, родители |
2 | Совместное проведение мероприятия «Чай, чай – выручай!» | март | Воспитатели, родители. воспитанники |
3 | Приобщение к изготовлению наглядных пособий, альбомов, коллажей | В течение года | Воспитатели, родители. воспитанники |
Работа с педагогами | |||
1 | Проведение викторин | В течение года | Воспитатели, воспитанники |
2 | Проведение развлекательных мероприятий на заданную тему во взаимодействии с другими группами | В течение года | Воспитатели, воспитанники |
Третий этап
оценочный
№ | Формы работы | Дата проведения | Участники |
1 | Экологические викторины: Цель: закрепить знания детей о растениях нашего края. Викторина “Знатоки целебных трав” | апрель | Воспитатели, воспитанники |
2 | Презентация альбома «Лекарственные растения » | Апрель - май | Воспитатели, воспитанники |
3 | Презентация детских рисунков «Наши зеленые помощники». | Апрель - май | Воспитатели, воспитанники. родители |
4 | Изобразить свой лекарственный цветок. Сочинить рассказ или сказку о лекарственном растении и их влиянии на здоровье | Апрель - май | Воспитатели, воспитанники, родители |
5 | Анализ заболеваний в группе | Апрель | Воспитатели |
6 | Анализ проведенных мероприятий | Апрель | Воспитатели |
Список используемых источников:
Литература:
1. Бондаренко Т. Экологические занятия с детьми 6 – 7 лет, (практическое пособие для воспитателей), Воронеж, 2002.
2. Саморукова П. Как знакомить дошкольников с природой (пособие для воспитателей детского сада), Москва, 1983.
3. Головина Татьяна Григорьевна – учитель-логопед
4. Провозина Н.В – воспитатель д/с
5. Yandez.ru – интернет-ресурсы
Перспективное планирование
Месяц | Тема | Цели и задачи | Оборудование |
декабрь | 1. “Кто любит цветы, тот не может быть злым” 2.Дидактическая игра «Вершки – корешки» – 3. НОД «Полезные растения». – развитие речи 4. “Лекарственное растение рядом” - занятие по экологии 5. Беседа “Планета целебных растений” занятие по экологии Копилка названий лекарственных растений - «Именная книга» | Цель: обогащение детей знаниями, побуждение в детях желания беречь природу. Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части дикорастущих съедобных трав используются в пищу. Цель: познакомить детей с лекарственными растениями. Составить рассказ о растении. Цели: знакомство детей с растениями, которые находятся на грани исчезновения и занесённых не только в Красную книгу России, но и в Красную книгу ЯНАО Цель: обогащение детей знаниями, побуждение в детях желания беречь природу. | Картинки о природе. Презентация о растениях и их среде обитания. Презентация о дикорастущих съедобных травах; Картинки по теме Картинки по теме, презентация Презентация об исчезающих видах растений Картинки по теме, презентация, стихотворения ямальских поэтов |
Январь | 1“Что где растет, когда цветет” Аппликация “Луговой цветок” Беседа: “Растения - помощники человека” Игра-путешествие «В Царстве лекарственных растений Дидактическая игра «Узнай по описанию». Аппликация Коллективная работа “Мир такой прекрасный” Копилка названий лекарственных растений - «Именная книга» | Цель: обогащение детей знаниями, побуждение в детях желания беречь природу. Цель: развитие мелкой моторики. Закрепление сенсорных эталонов. Цель: обогащение детей знаниями, побуждение в детях желания беречь природу. Виртуальное путешествие в лес - объект экологической тропинки, экскурсия детей в царство, выполнение экологических правил Закрепить знания о лекарственных растениях ЯНАО Развивать мелкую моторику, воображение, прививать любовь к прекрасному | Картинки с изображением цветов, растений. Презентация «Что где растет, когда цветет»
Большой цветной конверт, лист бумаги для письма, поделки, рисунки, аппликации, выполненные детьми. Картинки с изображением лекарственных растений, стихотворения. Презентация Картинки по теме, презентация Картинки по теме, цветная бумага, клей. Ножницы; Подбор иллюстраций по теме |
Февраль | НОД развитие речи «Лекарственные растения – средства оздоровления организма». «Лекарственные растения ЯНАО Игра «Письмо лекарственному растению» Викторина “Растения- помощники человека” Беседа – викторина “Лекарственное растение нашего региона” Копилка названий лекарственных растений - «Именная книга» | Цель: знакомство детей с многообразием лекарственных растений, правилах сбора, хранения и применения, составить рассказ о растении Цель: обогащение детей знаниями, побуждение в детях желания беречь природу. Цель – определить готовность ребенка помогать и заботиться о природе. Цель: Воспитание нравственных качеств у ребенка. Закрепить знания о лекарственных растениях | Картинки с изображением лекарственных растений, алгоритм составления рассказа в картинках Карта ЯНАО, картинки Презентация о растениях, рассказ «Сестра милосердия» Картинки по теме, альманах «Северный край» |
март | Беседа - викторина “Знатоки лечебных трав” Игра «Разведка в царстве лекарственных растений» Коллективная работа “Уголок лекарственных растений ЯНАО” Ролевая игра «Команда спасателей». Копилка названий лекарственных растений - «Именная книга» | Закрепить знания о лечебных травах Это игра в разведчиков. Первый этап. Маршрут детей проходит через экологическую тропу. Объект «Луг» Цель – сформировать представления о растениях, произрастающих на лугу, как лекарственных растениях. Цель практического этапа – нанесение растений на карту (луг). Развивать интерес к растениям, которые растут в нашем крае; развивать мелкую моторику Учить детей помогать товарищам в трудную минуту | Презентация Картинки с изображением луга, цветные карандаши, альбомы Картинки с изображением лекарственных растений ЯНАО, клей. Ножницы Презентация |
апрель | Творческие выставки: Выставка рисунков “Наши друзья – лекарственные растения” “Волшебные растения” Портрет “Растение улыбается” Викторина “Знатоки целебных трав” Презентация альбома «Лекарственные растения » Копилка названий лекарственных растений - «Именная книга» | Закрепить знания о лекарственных растениях Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях. Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях нашего края. | Альбомы, краски |
Анализ заболеваний в группе | Апрель | Воспитатели |
Анализ проведенных мероприятий | Апрель | Воспитатели |
Приложение
БЕССТРАШНАЯ ТРАВКА
В лесу еще сыро, серые глыбы снега слезятся ручейками, а на опушке, среди прошлогодней травы, сверкают крохотные фонарики мать-и-мачехи. Она первой накрыла сладкий стол для насекомых. Спешат к ранним цветкам шмели и пчелы. Ранний мед, как известно, самый целебный.
С приближением весны просыпается мать-и-мачеха, растение включает механизм развития — и стебелек двинулся вверх. От дыхания мать-и-мачехи снег растаял, образовался ледяной купол. Чем не парничок? А как только солнце разрушило ледяной домик, мать-и-мачеха раскрыла свои душистые цветы. Случаются и весенние заморозки, но травка не боится их — она вся покрыта густым войлочным опушением.
С. П. Мацюцкий
Этот цветок так торопится, что не успевает выпустить листья. Люди варят из этих цветов отвары и лечатся от кашля. Понюхав его, вы почувствуете запах меда. Поэтому пчелы, бабочки спешат к ним напиться сладкого нектара». Но вот проходит время цветов и наступает пора больших зелёных листьев. С изнанки они мягкие, светлые, бархатные, потрешь о щеку – и станет тепло. Это мать – говорят люди. Зато снаружи листья твердые, скользкие, приложишь к щеке – почувствуешь холод. Это – мачеха. Листья заваривают кипятком и пьют отвар при кашле.
С. П. Мацюцкий
Румынская сказка о Ромашке.
Давно это было. Правил тогда страной храбрый и могучий король Михай. На самом высоком месте стоял его замок, окруженный стенами и глубоким рвом - неприступным он был для врагов. Любимым занятием для короля была охота - лихо скакал он по полям и лесам со своими верными слугами. "Тру-ру-ру", - трубили рога, и звонким лаем заливались королевские гончие. Случалось, уезжал король на войну - и никакие враги не смели нарушить границ его государства.
Но был Михай на охоте или воевал - всегда торопился он поскорее вернуться в свой замок: уж очень любил он свою молодую королеву - прекрасную Аницу, и никогда не расставался с нею надолго. Не только король - все придворные восхищались доброй и весёлой королевой, и все слуги и служанки - до самого последнего поварёнка - любили её и старались во всём угодить.
Но однажды, возвращаясь с охоты, глянул король Михай на высокую башню, где его всегда ждала Аница, и не увидел там никого: мрачным и тихим был замок, даже птицы смолкли вокруг, и деревья стояли, не шелохнувшись. Въехал король со свитой в ворота, и тут кинулась ему навстречу старая нянюшка королевы: - Ах, слегла, заболела наша милая Аница, не может шагу ступить, головы поднять.
Лучших лекарей призвал Михай. Уж как только они не лечили королеву, но ей не становилось лучше. И тогда вспомнила старая нянюшка, что ещё в детстве лечила её мать отваром из ромашки - и средство это помогало и детям, и взрослым. Взяла нянюшка корзинку и отправилась в лес. Там, где было посветлее, росло множество этих цветов. Склонилась она к одному: - Скажи мне, цветочек, белый лепесточек, золотая серединка, можешь ли ты вылечить нашу королеву? - Не могу, - отвечает цветок. - Нет у меня такой силы.
Дальше идёт нянюшка, снова ромашки увидела: - Белые цветочки, резные листочки, скажите, ответьте, можете ли вы нашу королеву излечить? - Нет, - закачались ромашки, - нет, не дано нам такой силы. Ты пойди-ка дальше - там, на пустыре, на сорном месте, растут наши сестры - те цветы, что умеют лечить.
Дошла-добрела нянюшка до того пустыря, до того сорного места. Смотрит: и здесь ромашки, только не такие крупные и высокие, как в лесу, а вовсе невзрачные, но тоже - с золотыми макушечками. - Что, бабушка, за помощью к нам пришла? - тихо зашелестели цветы. - Сама ли больна, или кто другой? И когда рассказала старая женщина, в чём дело, цветы тут же отозвались: - Мы можем, можем - вылечим, поможем.
Обрадовалась нянюшка, целую корзинку цветов набрала, идёт домой, торопится. Приготовила она целебный отвар, стала им поить Аницу - потихоньку, украдкой, чтобы знаменитые лекари не заметили, да её, тёмную старуху, не прогнали. День ото дня всё лучше становилось королеве, а через неделю она и вовсе поправилась!
СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ
Цветок этот в народе зовут сестрой милосердия. О целебных свойствах ромашки известно с давних времен. Утешит в беде, поднимет больного, порадует ароматным букетом — вот она какая, ромашка. Стоит посреди поляны в белом чепчике, словно предлагает в фаянсовой чашечке спасительную настойку. Аптечную ромашку можно узнать по запаху, он напоминает аромат яблок.
Если в лесу, у костра вас начнут одолевать комары — бросьте пучок ромашки в огонь, вмиг исчезнут.
Художественные произведения для ознакомления дошкольников с одуванчиком.
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик
Первый, молодой!
У него чудесный
Золотистый цвет,
Он большого солнца
Маленький портрет!
О. Высоцкая
Одуванчик — очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке — одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит — одуванчик поднимет головку кверху, приблизится к закату — одуванчик не спускает с заката взгляда. И так всю жизнь, пока не поседеет. А станет седым, распушится — и полетят по ветру пушинки - парашютики с семенами, увидят хорошую полянку, опустятся, зернышко спрячется в какую-нибудь впадинку и пролежит до весны.
Рассказ: Михаил Пришвин "Золотой луг"
У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел, он — впереди, я — в пяту.
«Серёжа!» — позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони и от этого луг становится опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия: "Путешествие в зеленую аптеку"
Лечение растениями зародилось в глубокой древности. Для того чтобы заниматься этим весьма непростым делом, надо научиться узнавать лекарственное растение в лицо.Знакомство детей с некоторыми лекарс...
Сценарий театрализованной сказки "Лесная аптека" для детей 4-7лет
Сценарий стихотворной сказки, доступной для постановки детьми с ограниченными возможностями в возрасте от4 до 7 лет....
Экскурсия в аптеку.
Продолжаем знакомить детей с трудом взрослых. Развиваем речь детей,расширяем словарный запас....
Зеленая Аптека. Фитотерапия
Материал для ширмыФитотерапия — это лечение растениями. Еще лет двести назад другого нельзя было, и придумать: фармацевтической промышленности просто не существовало…....
Ролевая игра "Аптека" с математическим содержанием
Цель игры: - практическое применение знаний о количественном составе числа из единиц в пределах 10, устное называние разных вариантов составления и разложения числа, - производство устно действий « ...
Зеленая аптека
Несколько советов по укреплению здоровья и красоты с помощью комнатных растений...
Сценарий развлечения "Лесная аптека на службе человека"
Сценарий развлечения для детей подготовительной группы. Дети узнают, как же могут помочь обыкновенные травы здоровью человека....