"Пустыня - удивительное место на земле"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 29 «Рябинка»
КОНСПЕКТ
образовательной деятельности
«Пустыня – удивительное место на Земле»
в подготовительной группе
Разработан: воспитателем
Столяровой А.Д.
2018г.
г.Саров
Цель: Развитие познавательной инициативы и самостоятельности у детей в процессе ознакомления с природной зоной «пустыня».
Задачи:
- Систематизировать и расширять представления детей о природной зоне «пустыня» (особенностях климата, растительного и животного мира).
- Развивать интерес к познанию особенностей приспособления растений и животных к жизни в пустыне через экспериментирование.
- Развивать логическое мышление, способность видеть причинно-следственные связи в природе.
- Создавать условия для проявления самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности.
- Стимулировать творческое воображение.
Словарная работа: природная зона «пустыня», обитатели, барханы, песчаная буря, «корабль пустыни», дромадер, саксаул, засухоустойчивый, оазис, верблюжья колючка, «перекати-поле».
Пособия и оборудование: фотовыставка, аудиозапись «Звуки пустыни», лэпбук, мольберт, схемы обозначений, столы для экспериментирования, клеёнки, ёмкости для песка, одноразовые стаканчики с песком, палочки, с одной стороны надеты пробки, фартуки, табличка «Лаборатория».
Предварительная работа: чтение с подробным разбором и анализом рассказа Г.Снегирева «Караван», «В пустыне», Л. Тарасенко «Корабль пустыни», рассматривание иллюстраций к произведению, просмотр презентации «Пустыня и ее обитатели», детских познавательных энциклопедий «Пустыня и ее обитатели», «Животный и растительный мир Земли». Беседа «Где у саксаула листья?», зарисовка схемы пустынного растения. Сбор детских вопросов познавательного характера о пустыне. Создание лэпбука «Пустыня и её обитатели», выбор условных обозначений заданий лэпбука, обучение правилам развивающих игр, самостоятельные игры детей. Опытническая деятельность детей: «Из чего состоит песок?», «Как появляется песок?», зарисовки детьми результатов опытов. Организация персональной выставки ребёнка «В пустыне».
Последующая работа: добавление в лэпбук зарисовок результатов опытов по приспособленности животных и растений в пустыне, выставка творческих работ детей «Путешествие в пустыни», самостоятельное экспериментирование с песком.
Ход образовательной деятельности:
Виды детской деятельности, образовательные области | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Организационный момент, эмоциональный настрой Мотивация к деятельности | Дети, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся. Скажите, пожалуйста, какое у вас сейчас настроение? Мотивация. А я с утра испытываю огромный интерес, ведь сегодня у нас необычный день – день путешествий. А вы хотите совершить воображаемое путешествие в одну из природных зон нашей планеты Земля. (Да) А вот куда? Ответить на этот вопрос нам поможет фотовыставка. Давайте подойдём поближе и рассмотрим её. | Здороваются. Ответы детей. Становятся полукругом |
Основная часть Коммуникативная деятельность, ОО «Речевое развитие» Познавательно-исследовательская деятельность, ОО «Познавательное развитие» Игровая деятельность, ОО «Социально-коммуникативное развитие» Коммуникативная деятельность, ОО «Речевое развитие» Познавательно-исследовательская деятельность, ОО «Познавательное развитие» Познавательно-исследовательская деятельность, ОО «Познавательное развитие» Коммуникативная деятельность, ОО «Речевое развитие» | Рассматривание фотовыставки. Расскажите что вы видите на фотографиях? На фотовыставке фотографии обитателей природной зоны пустыня. Воспитатель помогает сформулировать предложение: «Я вижу скорпиона – обитателя природной зоны пустыня». Каких еще обитателей природной зоны пустыни вы знаете? Какой же общей темой связанны все эти фотографии? Вы правильно угадали: мы совершим воображаемое путешествие в природную зону «пустыня». Кто может объяснить, что такое пустыня? Обобщает ответы детей: Совершенно верно. Пустыня – бескрайние просторы песка, где очень жарко днем (+58 градусов). Песок накаляется так, что в нем можно сварить яйцо. А с наступлением темноты температура воздуха может опуститься до нуля градусов. Такие колебания не выдерживают даже самые твердые горные породы, которые трескаются и превращаются в песок. Слышите, как поднимается ветер, и шумит песок? Включается фонограмма шума ветра в пустыне. Путешествующие в пустыне люди, несмотря на сильную жару, надевают одежду с длинными рукавами, а на голову – платок, и даже закрывают рот и нос, чтобы песок не попал в легкие (показывает личным примером – закрывает платком рот и нос). Звук шума ветра в пустыне усиливается. Чувствуете, как усиливается ветер? Скорее закрывайте рот и нос платками, мы отправляемся в наше путешествие по пустыне. Игровая ситуация - имитация движений под звуки ветра. Идти становится совсем невозможно – ничего не видно, ветер сбивает с ног. Нужно бурю переждать. Заводит детей на стульчики перед лэпбуком. Пока мы прячемся от песчаной бури, предлагаю обратится к нашему лэпбуку, который мы с вами придумали и смастерили вместе. А зачем мы это делали? В лэпбуке мы собрали разную информацию о пустыне в виде игр и заданий. Посмотрите, вот карман, на котором нарисован знак вопроса «?» - что же это означает? Правильно, здесь у нас загадки. Кто из вас помнит загадку о пустыне, которые вы готовили? Загадывание загадок детьми: Целый день в жаре идёт,Ест колючки и не пьёт.Чай, ковры, шелка и дыниПронесёт через пустыню,После – выпьет влаги прудДруг кочевника – (верблюд)Он на ёжика похож,Только корнем в землю врос.Нет ушей, ни ног, ни глаз,Но, зато колючки класс!У него цветочек красный,Как красив цветущий – (кактус)А в другихкарманах – разные игры. Кто помнит, как они называются («Четвертый лишний», «Узнай по силуэту», «Разрезные картинки», «Угадай по части», «Узнай и назови», «Игры с точками», «Приспособленность к пустыне»). Какая игра у вас самая любимая? Кто хочет провести игру с ребятами? Игровая ситуация – ведущий ребёнок проводит игру с другими детьми. Ребята, послушайте, пока мы с вами играли, в пустыне прошла песчаная буря и всех обитателей пустыни засыпала. Кто же очутился под большим слоем песка? Хотите узнать? Предлагаю угадать животных, спрятавшихся в песок, на ощупь. Кто хочет попробовать? Развивающая игра «Угадай на ощупь» Молодцы, всех угадали. Ребята, а вы знакомы с тем, как приспосабливаются к жизни в жаркой пустыне животные и растения? Молодцы, много интересных фактов знаете о жизни обитателей пустыни. А хотите проверить некоторые из фактов с помощью опытов (Да). Тогда предлагаю пройти за столы и провести научный эксперимент, доказывающий, что наши рассуждения верны, а, за одно и заполнить карман лэпбука зарисовками результатов опытов о приспособленности обитателей пустыни к жаркому климату. Согласны? Надевайте фартуки и вспоминайте правила безопасности при работе с песком (не тереть грязными руками глаза, не подносить руки ко рту, пользоваться влажными салфетками для протирания рук). Экспериментирование. 1 опыт «Почему у растений пустыни длинные корни?» Стёпа сказал, что у растений пустыни длинные корни. А как вы думаете для чего растениям пустыни такие длинные корни? Посмотрите на стакан с песком, в который мы вчера налили воды, для того, чтобы посмотреть, как песок впитывает воду. Потрогайте сверху песок. Какой он? (сухой, рассыпчатый). Что произошло? (песок высох, вода испарилась) А весь ли песок высох, как вы думаете? Если внимательно посмотреть, то можно увидеть, что на дне ещё остался сырой песок, он немного темнее сухого. Но чтобы наверняка убедиться в этом, опустите свой пальчик на дно стаканчика. Какой можно сделать вывод? Кто хочет выбрать подходящую схему к этому опыту и объяснит свой выбор. Вывод: Чтобы достать воду, которая находится глубоко – глубоко под песком, растения пустыни имеют очень длинные корни (с 15 – этажный дом) 2 опыт «Легко ли верблюду шагать по песку?» Как вы думаете легко ли верблюду шагать по песку и почему он не проваливается? Возьмите палочку и её острым концом пошагайте по песку. Что происходит? (легко проваливается, так как узкая поверхность) А теперь переверните её другим концом с широкой поверхностью и походите по песку. Проваливается в песок? Почему нет? (у пробки широкая поверхность). Какой можно сделать вывод? (Ответы детей) Давайте и к этому опыту найдём подходящую схему и объясним свой выбор. Подведение итогов. Давайте подведем итог: в ходе научного эксперимента мы выяснили, что: 1) Вода в пустыне находится на большой глубине и поэтому у растений пустыни длинные корни. 2) У верблюда широкая ступня с мозолистыми подушками, которая не проваливается в песок и помогает ему шагать по пустыне. Предлагаю зарисовки опытов для нашего лэпбука сделать в группе, а сейчас протрите руки салфетками, снимите фартуки и подходите ко мне в круг. | Подходят к фотовыставке, рассматривают объекты, отвечают полным развернутым предложением. Ответы детей Пустое место земли, это место где всегда жарко, редко идут дожди, где очень мало растений и животных. Проходят к стульям. Ответы детей Отгадай загадки. Два ребенка загадывают загадки, остальные отгадывают. Ответы детей. Один ребёнок проводит игру с другими детьми. 2-3 ребенка Ответы детей. У растений длинные корни, вместо листьев колючки, окраска животных под цвет песка, у верблюда длинные реснички, узкие ноздри, широкая и мозолистая ступня, есть горб. Надевают фартуки, помогают друг другу завязывать тесьму. Вода сохранилась на дне стакана. 1 ребёнок У детей ёмкости с песком. Короткие палочки. С одной стороны надеты пробки. 1 ребёнок находит среди других схем. |
Заключительная часть Музыкальная деятельность, ОО «Художественно-эстетическое развитие» | Рефлексия. Скажите мне, какие открытия для себя вы сегодня сделали, что нового узнали, путешествуя по пустыне? Понравилось наше путешествие? Действительно, природная зона «пустыня» - удивительное место на Земле. На этом наше воображаемое путешествие заканчивается. А в завершении предлагаю всем поучаствовать в музыкальном видеоклипе о пустыне. | Ответы детей. Дети танцуют. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности на тему "Удивительное место на Земле - Антарктида"
Познакомить детей с удивительным местом на земле - Антарктидой....
Конспект образовательной деятельности на тему "Удивительное место на Земле - Америка"
Познакомить детей с континентами - Северная и Южная Америка....
Проект: "Удивительное место на Земле-Сибирь!"
Создана модель использования регионального компонента в образовательном процессе ДОУ.Наработан материал участниками образовательного процесса вариативной части образовательной программы дошкольного об...
конспект проведения досуга Тема: «Удивительное место на земле» (путешествие в прошлое п.Зеленоборск) для подготовительной группы
Важность патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», в Конце...
НОД "Удивительное место на Земле (Африка)"
Ребята знакомятся с удивительным, загадным материком - Африка. А помогает им Слоненок, который рассказывает о своей родине, знакомит с флорой и фауной этих мест....
Конспект НОД по познавательному развитию "Удивительное место на Земле"
Рекомендовано воспитателям ДОУ....
Конкурсное мероприятие с детьми "Удивительное место на земле. Чудеса Ямала"
Занятие с детьми подготовительной группы об удивительных обьектах на Ямале....
- Мне нравится (2)