"Пустыня - удивительное место на земле"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 29 «Рябинка»

КОНСПЕКТ

образовательной деятельности

«Пустыня – удивительное место на Земле»

в подготовительной группе

Разработан: воспитателем

Столяровой А.Д.

2018г.

г.Саров

Цель: Развитие познавательной инициативы и самостоятельности у детей в процессе ознакомления с природной зоной «пустыня».

Задачи:

  1. Систематизировать и расширять представления детей о природной зоне «пустыня» (особенностях  климата, растительного и животного мира).
  2.  Развивать интерес к познанию особенностей приспособления растений и животных к жизни в пустыне через экспериментирование.
  3. Развивать логическое мышление, способность видеть причинно-следственные связи в природе.  
  4. Создавать условия для проявления самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности.
  5. Стимулировать творческое воображение.

Словарная работа: природная зона «пустыня», обитатели, барханы, песчаная буря, «корабль пустыни», дромадер, саксаул, засухоустойчивый, оазис,  верблюжья колючка, «перекати-поле».

Пособия и оборудование:  фотовыставка, аудиозапись «Звуки пустыни», лэпбук, мольберт, схемы обозначений,  столы для экспериментирования, клеёнки, ёмкости для песка, одноразовые стаканчики с песком,  палочки, с одной стороны надеты пробки, фартуки, табличка «Лаборатория».

Предварительная работа: чтение с подробным разбором и анализом рассказа  Г.Снегирева «Караван», «В пустыне», Л. Тарасенко  «Корабль пустыни», рассматривание иллюстраций к произведению, просмотр презентации «Пустыня и ее обитатели»,  детских познавательных энциклопедий «Пустыня и ее обитатели», «Животный и растительный мир  Земли». Беседа «Где у саксаула листья?», зарисовка схемы пустынного растения. Сбор детских вопросов познавательного характера о пустыне. Создание лэпбука «Пустыня и её обитатели», выбор условных обозначений заданий лэпбука, обучение правилам развивающих игр, самостоятельные игры детей. Опытническая деятельность детей: «Из чего состоит песок?», «Как появляется песок?», зарисовки детьми результатов опытов. Организация персональной выставки ребёнка «В пустыне».

Последующая работа: добавление в лэпбук зарисовок результатов опытов по приспособленности животных и растений в пустыне, выставка творческих работ детей «Путешествие в пустыни», самостоятельное экспериментирование с песком.

Ход образовательной деятельности:

Виды детской деятельности, образовательные области

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный момент, эмоциональный настрой

Мотивация к деятельности

Дети, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Скажите, пожалуйста, какое у вас сейчас настроение?

Мотивация.

А я с утра испытываю огромный интерес, ведь сегодня у нас необычный день – день путешествий.

А вы хотите совершить воображаемое путешествие в одну из природных зон нашей планеты Земля. (Да) А вот куда? Ответить на этот вопрос нам поможет фотовыставка. Давайте подойдём поближе и рассмотрим её.  

Здороваются.

Ответы детей.

Становятся полукругом

Основная часть

Коммуникативная деятельность, ОО «Речевое развитие»

Познавательно-исследовательская деятельность, ОО «Познавательное развитие»

Игровая деятельность, ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Коммуникативная деятельность, ОО «Речевое развитие»

Познавательно-исследовательская деятельность, ОО «Познавательное развитие»

Познавательно-исследовательская деятельность, ОО «Познавательное развитие»

Коммуникативная деятельность, ОО «Речевое развитие»

     Рассматривание фотовыставки.

Расскажите что вы видите на фотографиях?

На фотовыставке  фотографии  обитателей природной зоны пустыня. Воспитатель помогает сформулировать предложение: «Я вижу скорпиона – обитателя природной зоны пустыня».

Каких еще обитателей природной зоны пустыни вы знаете? Какой же общей темой связанны все эти фотографии?

Вы правильно угадали: мы совершим воображаемое путешествие в природную зону «пустыня». Кто может объяснить, что такое пустыня?

Обобщает ответы детей:

Совершенно верно. Пустыня – бескрайние просторы песка, где очень жарко днем

(+58 градусов). Песок накаляется так, что в нем можно сварить яйцо. А с наступлением темноты температура воздуха может опуститься до нуля градусов. Такие колебания не выдерживают даже самые твердые горные породы, которые трескаются и превращаются в песок.

Слышите, как поднимается ветер, и шумит песок?

Включается фонограмма шума ветра в пустыне.

Путешествующие в пустыне люди, несмотря на сильную жару, надевают одежду с длинными рукавами, а на голову – платок, и даже закрывают рот и нос, чтобы песок не попал в легкие (показывает личным примером – закрывает платком рот и нос).

Звук шума ветра в пустыне усиливается.

Чувствуете, как усиливается ветер? Скорее закрывайте рот и нос платками, мы отправляемся в наше путешествие по пустыне.

Игровая ситуация - имитация движений под звуки ветра.

Идти становится совсем невозможно – ничего не видно, ветер сбивает с ног. Нужно бурю переждать.

Заводит детей на стульчики перед лэпбуком.

Пока мы прячемся от песчаной бури, предлагаю обратится к нашему  лэпбуку, который мы с вами придумали и смастерили вместе. А зачем мы это делали?

В лэпбуке мы собрали разную информацию о пустыне в виде игр и заданий. Посмотрите, вот карман, на котором нарисован знак вопроса «?» - что же это означает?

Правильно, здесь у нас загадки. Кто из вас помнит загадку о пустыне, которые вы готовили?

Загадывание загадок детьми:

Целый день в жаре идёт,
Ест колючки и не пьёт.
Чай, ковры, шелка и дыни
Пронесёт через пустыню,
После – выпьет влаги пруд
Друг кочевника – (верблюд)
Он на ёжика похож,
Только корнем в землю врос.
Нет ушей, ни ног, ни глаз,
Но, зато колючки класс!
У него цветочек красный,
Как красив цветущий – (кактус)

А в другихкарманах – разные  игры. Кто помнит, как они называются («Четвертый лишний», «Узнай по силуэту», «Разрезные картинки», «Угадай по части», «Узнай и назови», «Игры с точками», «Приспособленность к пустыне»). Какая игра у вас самая любимая? Кто хочет провести игру с ребятами?

Игровая ситуация – ведущий ребёнок проводит игру с другими детьми.

Ребята, послушайте,  пока мы с вами играли, в пустыне прошла песчаная буря и всех обитателей пустыни засыпала. Кто же очутился под большим слоем песка? Хотите узнать? Предлагаю угадать животных, спрятавшихся в песок, на ощупь. Кто хочет попробовать?

Развивающая игра «Угадай на ощупь»

Молодцы, всех угадали.  Ребята, а вы знакомы с тем, как приспосабливаются к жизни в жаркой пустыне животные и растения?

Молодцы, много интересных фактов знаете о жизни обитателей пустыни. А хотите проверить некоторые из фактов с помощью опытов (Да).

Тогда предлагаю пройти за столы  и  провести научный эксперимент,  доказывающий, что наши рассуждения верны, а, за одно и заполнить карман лэпбука зарисовками результатов опытов о приспособленности обитателей пустыни к жаркому климату. Согласны? Надевайте фартуки и вспоминайте правила безопасности при работе с песком (не тереть грязными руками глаза, не подносить руки ко рту, пользоваться влажными салфетками для протирания рук).

Экспериментирование.

 1 опыт «Почему у растений пустыни длинные корни?»

Стёпа сказал, что у растений пустыни длинные корни. А как вы думаете для чего растениям пустыни  такие длинные корни?

Посмотрите на стакан с песком, в который мы вчера налили воды, для того, чтобы посмотреть, как песок впитывает воду. Потрогайте сверху песок. Какой он? (сухой, рассыпчатый). Что произошло? (песок высох, вода испарилась) А весь ли песок высох, как вы думаете? Если внимательно посмотреть, то можно увидеть, что на дне ещё остался сырой песок, он немного темнее сухого. Но чтобы наверняка убедиться в этом, опустите свой пальчик на дно стаканчика. Какой можно сделать вывод?

 Кто хочет выбрать  подходящую схему к этому опыту и объяснит свой выбор.

Вывод: Чтобы достать  воду, которая находится глубоко – глубоко под песком, растения пустыни имеют очень длинные корни (с 15 – этажный дом)

2 опыт «Легко ли верблюду шагать по песку?»

Как вы думаете легко ли верблюду шагать по песку и почему он не проваливается?

Возьмите палочку и её острым концом пошагайте по песку. Что происходит? (легко проваливается, так как узкая поверхность) А теперь переверните её другим концом с широкой поверхностью и походите по песку.  Проваливается в песок? Почему нет? (у пробки широкая поверхность). Какой можно сделать вывод? (Ответы детей)

         Давайте и к этому опыту найдём подходящую схему и объясним свой выбор.

Подведение итогов.

Давайте подведем итог: в ходе научного эксперимента мы выяснили, что:

1) Вода в пустыне находится на большой глубине и поэтому у растений пустыни длинные корни.

2) У верблюда широкая ступня с мозолистыми подушками, которая не проваливается в песок и помогает ему шагать по пустыне.

Предлагаю зарисовки опытов для нашего лэпбука сделать в группе, а сейчас протрите руки салфетками, снимите фартуки и подходите ко мне в круг.

Подходят к фотовыставке, рассматривают объекты, отвечают полным развернутым предложением.

Ответы детей

Пустое место земли, это место где всегда жарко, редко идут дожди, где очень мало растений и животных.

Проходят к стульям.

Ответы детей

Отгадай загадки.

Два ребенка загадывают загадки, остальные отгадывают.

Ответы детей.

Один ребёнок проводит игру с другими детьми.

2-3 ребенка

Ответы детей.

У растений длинные корни, вместо листьев колючки, окраска животных под цвет песка, у верблюда длинные реснички,  узкие ноздри, широкая и мозолистая ступня, есть горб.

Надевают фартуки, помогают друг другу завязывать тесьму.

Вода сохранилась на дне стакана.

1 ребёнок

У детей ёмкости с песком. Короткие палочки. С одной стороны надеты пробки.

1 ребёнок находит среди других схем.

Заключительная часть

Музыкальная деятельность, ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Рефлексия.

Скажите мне, какие открытия для себя вы сегодня сделали, что  нового узнали, путешествуя по пустыне? Понравилось наше путешествие?

Действительно, природная зона «пустыня» - удивительное место на Земле.

На этом наше воображаемое путешествие заканчивается.

А в завершении предлагаю всем поучаствовать в музыкальном видеоклипе о пустыне.

Ответы детей.

Дети танцуют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности на тему "Удивительное место на Земле - Антарктида"

Познакомить детей с удивительным местом на земле - Антарктидой....

Конспект образовательной деятельности на тему "Удивительное место на Земле - Америка"

Познакомить детей с континентами - Северная и Южная Америка....

Проект: "Удивительное место на Земле-Сибирь!"

Создана модель использования регионального компонента в образовательном процессе ДОУ.Наработан материал участниками образовательного процесса вариативной части образовательной программы дошкольного об...

конспект проведения досуга Тема: «Удивительное место на земле» (путешествие в прошлое п.Зеленоборск) для подготовительной группы

Важность патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в   государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации  на 2016-2020 годы», в Конце...

НОД "Удивительное место на Земле (Африка)"

Ребята знакомятся с удивительным, загадным материком - Африка. А помогает им Слоненок, который рассказывает о своей родине, знакомит с флорой и фауной этих мест....

Конкурсное мероприятие с детьми "Удивительное место на земле. Чудеса Ямала"

Занятие с детьми подготовительной группы об удивительных обьектах на Ямале....