Экспериментирование с мелом. знакомство с микроскопом.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Ребёнку-дошкольнику по своей природе свойственна направленность на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями познаваемой действительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratoriya._mel.docx | 59.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Предметы с секретом. Мел.
Цель: познакомить детей со свойствами мела, его назначением. Учить обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы. Развивать познавательный интерес.
Материал и оборудование: лупы, пластиковые стаканчики, белые мелки, цветные мелки, стеклянная банка, тарелки, камешки разного размера.
Ход занятия.
Педагог вносит пакет с мелом и говорит детям, что в их лабораторию прислали новый материал для исследования. Сегодня «сыщикам» (ребятам) необходимо выявить его свойства и качества.
Педагог раздаёт детям кусочки мела, предлагает исследовать его и рассказать о выявленных свойствах и качествах.
Эксперимент 1. Мел тонет в воде.
Дети опускают кусочек мела в ёмкость с водой. От него начинают отходить пузырьки (воздух). При намокании мел темнеет.
Эксперимент 2. Крошим мел.
Дети кладут в ёмкость кусочек сухого мела и пытаются его раскрошить с помощью твёрдого предмета (камня, скалки и т.д.). Затем кладут в ёмкость кусочек мела смоченного в воде.
Вывод: мокрый мел крошится легче, чем сухой.
Эксперимент 3. Мел и вода.
Дети насыпают крошки мела в ёмкость с водой. Крупинки мела плавают на поверхности воды. Вывод: крупинки мела легче воды.
Затем размешиваем воду с мелом, вода окрашивается, а мел оседает на дне ёмкости.
Вывод: мел не растворяется в воде.
Эксперимент 4. Рассмотрим мел с помощью лупы.
Дети рассматривают крошки сухого мела через лупу, определяют, что мел состоит из мельчайших крупинок (пылинок).
Педагог рассказывает о том, что мел добывают из меловых гор. Это белая горная порода, которая образовалась за многие миллионы лет з остатков морских растений и ракушек. Мел применяется не только для рисования и письма на доске, его используют при изготовлении цемента, стекла, бумаги, резины, краски, удобрений для почвы, витаминной добавки.
В мел можно добавить цветной краситель и получить цветной мелок.
Эксперимент 5. Покрасим камешки.
Детям предлагают растворённым в воде мелом окрасить камешки. И оставить их сохнуть на подоконнике до следующей встречи сыщиков в лаборатории.
Вывод: на высохших камнях остаётся цветной налёт.
Подведение итогов.
Педагог проводит анализ и обобщение результатов экспериментирования.
Мел- твёрдый, но хрупкий материал, его легко сломать; состоит из мельчайших крупинок, тонет в воде, при намокании темнеет, крошится, не растворяется в воде, а смешивается с ней, слегка окрашивает её и оседает на дно.
Педагог благодарит сыщиков за помощь в расследовании дела.
Знакомство с микроскопом. Подробное изучение предмета с секретом (мела).
Цель: познакомить детей со строением микроскопа, научить готовить препараты для микроскопа. Дать понятие о правилах работы с микроскопом.
Материал и оборудование: микроскопы, предметные стёкла, покровные стёкла, пинцеты, пипетки, ёмкости с чистой водой, тарелочки с раскрошенным мелом.
Ход занятия.
Педагог говорит детям, что сегодня для сыщиков дано новое задание, им необходимо более подробно исследовать предмет с секретом (мел). Через лупу уже смотрели, а с помощью чего можно более подробно исследовать мел.
Дети догадываются, что это микроскоп. Педагог демонстрирует детям микроскоп и рассказывает о его строении.
1) Объектив - самая важная часть микроскопа! Потому что в нем спрятана одна маленькая, но важная деталь - линза! Ее еще называют – увеличительное стекло, вы наверняка слышали это название. Именно с помощью линзы, спрятанной в объективе, мы можем увидеть самые маленькие предметы, и даже рассмотреть из чего они состоят. Именно от линзы зависит качество изображения, то есть картинки, которую увидят ваши глазки.
- На сложных микроскопах, которыми пользуются ученые, бывает сразу несколько объективов, это сделали для того, чтобы было удобней работать, и увидеть один и тот же предмет с разным увеличением.
- Как вы думаете, почему можно увидеть один и тот же предмет с разным увеличением?
- Потому что линзы бывают разной силы, или мощности. Слабые линзы увеличивают предмет совсем немного, а сильные - очень хорошо, так хорошо, что видно буквально все! Даже микробы! А они, как вы уже знаете, нашим глазкам совсем не видны.
2) Окуляр - это часть микроскопа, которое находится к нашим глазкам ближе всего. Окуляр закрыт стеклышком. Это сделано для того, чтобы защитить объектив и линзу от пыли. Объектив и окуляр - как братья, всегда дружат и работают вместе.
- Давайте покажем окуляр с помощью наших ладошек (соединить ладонь в круг и посмотреть сквозь него).
3) Посмотрите, эта часть микроскопа называется - тубус! На что он похож? Верно, на трубку! Тубус – это полая, то есть пустая трубка, которая соединяет объектив и окуляр между собой на определенном расстоянии и под определенным углом, таким, чтобы было удобно рассматривать предметы под микроскопом!
- ТУБУС - это тоннель, который помогает окуляру и объективу дружить! Мы с вами тоже можем его показать! (сделать из обоих ладоней трубки, и соединить их под углом –получился окуляр и тубус)
4) Предметный столик – это место, куда кладется тот предмет, который мы хотим рассмотреть.
- Как мы можем показать предметный столик? Верно, с помощью прямой ладошки.
5) Отражающее зеркало – это специальное зеркало, которое используют для освещения рассматриваемого предмета. Это необычное зеркало, оно не похоже на зеркала, которые есть у каждого из нас дома. Отражающее зеркало собирает лучики света, которые исходят от лампы, окна и направляет их на рассматриваемый нами предмет, освещая его.
6) А эта часть микроскопа называется – штатив! Именно к нему прикрепляют все остальные части микроскопа.
- Как можно показать штатив? (встать ровно, не двигаться)
У микроскопа есть маленькие помощники:
пинцет - с его помощью мы берем и переносим маленькие кусочки разных предметов, чтобы их не сломать и не испортить;
предметное стекло - нужно для того, чтобы класть на него различные предметы, которые хочется рассмотреть;
покровное стекло - покровным стеклом накрывается предмет, лежащий на предметном стекле.
Педагог предлагает детям рассмотреть с помощью микроскопа крошки мела, а для этого нужно самостоятельно изготовить препарат для микроскопа.
Эксперимент 1. Изготовление препарата.
Дети берут двумя пальцами за края предметное стекло, с помощью пинцета кладут на середину стекла крошки мела. Затем, используя пипетку, капают на материал 1-2 капли воды, накрывают предмет покровным стеклом.
Эксперимент 2. Рассмотрим мел через микроскоп.
Дети кладут препарат на предметный столик и закрепляют его с помощью зажимов. Затем смотрят в окуляр и подкручивают с помощью винтов предметный столик, выставляя его на удобную позицию.
Подведение итогов.
Педагог проводит анализ и обобщение результатов экспериментирования.
Дети вместе с педагогом называют части микроскопа, рассказывают, что они увидели, глядя в окуляр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД Знакомство с микроскопом
В процессе НОД дети знакомятся с микроскопом, учатся элементарным навыкам обращения с прибором.Дети сравнивают разные объекты, рассматриваемые под...
Конспект непосредственно- образовательной деятельности с детьми раннего возраста. «Экспериментирование с веществами . Знакомство со снегом»
Интеграция образовательных областей :познавательное развитие ,Социально-коммуникативное развитие ,речевое развитие...
Конспект занятия на тему : "Знакомство с микроскопом"
План- конспект занятия по окружающему миру на тему: "Знакомство с микроскопом". в подготовительной группе....
Презентация "Знакомство с микроскопом"
Презентация для подготовительной группы...
Конспект занятия по познавательному развитию: «Знакомство с микроскопом» и презентация
Конспект занятия по познавательному развитию: «Знакомство с микроскопом»Презентация к занятию: «Знакомство с микроскопом»...
Конспект занятия по познавательному развитию (экспериментированию) "Секреты мела"
Конспект занятия по познавательному развитию )экспериментированию) в подготовительной группе на тему "Сектеры мела"....