НОД " Откуда хлеб пришел"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Обухова Татьяна Александровна

занятие можно использовать в музейной педагогике  знакомство с хлебом полезен для педагогов старших групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokumentekskursiya_v_muzey_hleba.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  эксскурсия  в музей «Хлеба»

Образовательная область « Познавательное развитие»

Тема: «Откуда к нам пришел хлеб?»

Разработчик

Воспитатель первой

квалификационной категории:

Обухова Т.А.

Г. Городец

2017-2018г.

Цель: Формирование познавательного интереса к появлению хлеба на нашем столе, ее последовательности;

Задачи:

О.О. Познавательное развитие : Формировать у дошкольников представления о музее.

Формировать представления детей о хлебе, как одном из величайших богатств на земле.  Познакомить детей с историей  возникновения хлеба. Обобщать и систематизировать представления о процессе изготовления хлеба. Дать представление о том, как на наших столах появляется хлеб, какой длинный путь он проходит, прежде чем мы его съедим.

 О.О. Речевое развитие:    Развивать диалогическую речь, закреплять умение слушать ответы товарищей. Закрепить названия профессий людей, производящих хлеб. Закреплять умение    образовывать слова  из имен существительных  в  прилагательные.

О.О. социально-коммуникативное:

Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду человека.

Предварительная работа: заучивание пословиц, поговорок, загадок о хлебе;

чтение художественной литературы М.М.Пришвин, «Лисичкин хлеб», М.Глинская, «Хлеб», А.Митяев, «Мешок овсянки»;

рассматривание серии сюжетных картин «Урожай».

 

Материалы и оборудование:   презентация, сушки по количеству детей кукла мякиш.

                                     Ход Образовательной Деятельности:

Воспитатель: Родина… Это край, где мы родились, где мы живем. Это наш дом, это все то, что нас окружает. Россия… Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы…

Глубоки у нас моря,

Широки у нас поля

Изобильная, родная

Щедрая моя земля!

Верно, говориться, что земля щедрая, ведь она дает нам богатый урожай зерна, овощей и фруктов, в лесах растет много грибов, ягод, орехов и лекарственных трав. И все эти богатства земля дарит людям. На щедрой земле и люди живут щедрые. Русский человек издавна славится своим хлебосольством. Какой продукт был самым главным, самым почтительным на Руси? Без него не обходился ни один праздник? отгадаете загадку

«Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет».

Д:  (Хлеб.)

Воспитатель: правильно, Я предлагаю вам сегодня побывать в музее хлеба. И для этого мы должны все закрыть глазки и произнести волшебные слова.

Дети вместе с воспитателем произносят «волшебные» слова

Знают все, кто ест:

Хлеб не надоест!

Хлеб наша главная еда

Всегда!

Рыба – водица,

Ягода – трава,

А хлеб, как говорится,

Всему голова!

Дети вместе с воспитателем произносят «волшебные» слова

Воспитатель: Вот, ребята, мы с вами находимся в мини музее хлеба. Здесь очень много интересных вещей, но как, же нам во всем этом разобраться?

А я знаю, что нам делать! Мы попросим о помощи моего доброго друга – Мякиша. Он нам поможет и расскажет из чего и как пекут хлеб.

Звучит музыка

Появляется кукла Мякиш

Слайд2

Мякиш :   Россия издавна славилась хлебом. Хлеб – непременный участник и повседневной еды,   и праздничного застолья. Представить нашу жизнь без хлеба, без вкусной мягкой булки на столе просто невозможно. Об этом говорят пословицы и поговорки. Вспомните поговорки о хлебе.

Д:“Без соли, без хлеба – половина обеда”,

«Будет хлеб, будет песня»

“Гречневая каша – матушка наша, хлебушек ржаной - отец наш родной”

«У кого хлеб родится, тот всегда веселиться»

“Худ обед, когда хлеба нет”. 

 

 А вы, знаете , как люди  научились добывать хлеб?

Д:нет

 Мякиш : Тогда рассаживайтесь по удобнее на стульчики , я вам расскажу.

 Слайд 3

Было это давным-давно. Как говорят учёные, более 15 тысяч лет назад. Первобытные люди ещё не умели приручать животных и выращивать растения. Постоянно бродили они по полянам и по лесам и собирали съедобные травы, корни и плоды, чтобы не умереть с голоду. И вот именно тогда человек впервые начал собирать и выращивать хлебные злаки, которые были предками наших современных ржи, пшеницы, ячменя и овса.  

Слайд  4

Мякиш : В старину мужчины брали косы, женщины – серпы и шли в поле. Колосья срезали и собирали в снопы. Снопы складывали в высокие скирды, напоминающие стога с сеном. Колосья молотили, очищали от шелухи, складывали в мешки и убирали в помещение для хранения зерна – их называли амбары.  Ребята  ,посмотрите на зерна пшеницы, овса, ржи   какие они одинаковые или разные?( Рассматривание зерен в мини музее)

Д: разные

Воспитатель: верно, у пшеницы зерно короткое , а у ржи длинее, у овса зерна вытянутые  

Слацй5

 Мякиш:  труд земледельца очень трудный .Ребята, а вы знаете как выращивают хлеб в наши  дни?»

Д: С начало зерно нужно  посеять

 Слайд6

  мякиш: Скажите, как называется эта машина? И что она делает? (Эта машина называется «сеялка», она сеет зерно в землю)

Слайд 7

Мякиш: Ребята, а что нужно для того чтобы зерна проросли? (Солнце, вода, удобрения.)  Солнышко согрело зерна, дождик полил, люди удобрили поле, и наши зерна превратились во что? (В колосья.) В нашем музее тоже есть колосья посмотрите на них как они выглядят ( рассматривание колосьев)

Слайд 8-9

                            Психогимнастика  «Колос растет».

Воспитатель: Представьте, что мы в поле. Вы превратились в маленькие зернышки, которые сажаю в землю. (Дети садятся на корточки на паласе.) Тёплое солнышко пригревало землю, дождик поливал. Зернышки росли, росли и стали колосками. (Дети медленно поднимают руки вверх.) Колоски тянуться к солнышку. (Дети напрягают руки.) Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски. (Дети расслабляются, роняют голову, опускают руки, плечи, туловище опускается на пол.) Но вот полил дождик, ожили колоски, снова тянуться к солнышку. В поле выросли замечательные колоски. (Дети улыбаются друг другу.)

Слайд 10

Мякиш: А как называют машины, которыми собирают колосья?

Д: (Комбайны).

Воспитатель:А кто управляет комбайном?

Д:(Комбайнер)

Слайд 11

Мякиш : А это что за домик, куда отвозят собранное зерно? (Мельница.  А для чего она нужна?

Д:(На мельнице зерно перемалывают в муку)

 Ребята, в старину зерно везли на мельницу где зерно перемеливали в муку ( рассматривание макета  мельницы  в музее) мельницы были водяные и она вращалась с помощью воды, и ветряные они работали с помощью ветра.

физминутка

Крутим мельницу вперед:

Раз, два, три, четыре, пять.

А потом наоборот

Будем мельницу вращать.

(Вращение прямыми руками вперед назад)

Мякиш: а в современном мире куда везут зерно?

Д: на мукомольный завод

Слайд12

 Мякиш: А потом что происходит? (Муку везут на хлебозавод. Там из нее делают хлебобулочные изделия).

 Кто выпекает хлеб?

Д: (пекарь)

Мякиш:  правильно ,А вы знаете как в старину пекли хлеб?

Д:Нет

Слайд13-14-15-16-17-18-19-20-21-22

Мякиш : изготовлением хлеба занимались только женщины. Посмотрите в нашем музее есть макет русской избы .  В каждом доме была печь  хлеб пекли в печи ,  с начало  стали опару смешивали воду с мукой и ставили в теплое место. Когда опара поднималась на ней замешивали тесто. Затем тесто вымешивали в ручную  .Когда печь  истопилась в нее сажали хлеб на деревянной лопате  ххлеб вынимали испечи получался вот такой ( показываю муляжи хлеба )

Воспитатель:  Спасибо ,тебе Мякиш за интересную экскурсию по музею. Ребята, вы узнали сколько труда надо затратить, чтобы получить хлеб! Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Ведь хлеб – всему голова!

    Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему хлеб бывает белый и черный, и имеет разный вкус? (Ответы детей)

Оказывается, все дело в том, из какого зерна вырос колосок.

Игра «Какой колосок»

Колосок из зерна пшеницы (какой?) – пшеничный.

Колосок из зерна ржи (какой?) – ржаной.

Колосок из зерна овса (какой?) – овсяный.

Колосок из зерна гречихи (какой?) – гречишный.

Колосок из зерна ячмень (какой?) – ячменный.

Колосок из зерна кукурузы (какой?) – кукурузный.

                   Интерактивная технология "Интервью".

Мы сегодня узнали много нового интересного.

Предлагаю поиграть в игру «Журналисты»

Можно сегодня корреспондентом буду я.

Я хочу взять у вас интервью.

Активизация необходимых знаний детей.

- Что вы сегодня узнали?

- Какой путь от зерна до хлеба?

-Люди каких профессий нужны, для того чтобы хлеб был у нас на столе?

                               Рефлексия, угощение сушками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи на тему: « Откуда хлеб пришел».

      I.            Чтение стихотворения А. Балина «Хлеб»      II....

Презентация " Откуда хлеб пришел?"

Презентация к конспекту И.А. Морозова Ознакомление с окружающим миром 5-6 лет....

Конспект занятия в подготовительной группе для детей с тяжелым нарушением речи ОНР по лексической теме: «Откуда хлеб пришел?»

Уточнение и закрепление представление детей о выращивании хлеба, развитии связной речи....

Проект "Откуда хлеб пришел"

Продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы в рамках детского экспериментирования; находить характерные признаки субъектов природы, дать представление о выращив...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему "Откуда хлеб пришел""

Задачи занятия:-уточнять знания детей о хлеборобах, хлебе и его пути к нашему столу;-продолжать обогащение словаря, формирование грамматического строя, развитие связной речи;-воспитывать бережное отно...

Презентация "Как хлеб на стол попал"(приложение к конспекту занятия "Откуда хлеб пришел")

Презентация состоит из 18 слайдов, последовательно рассказывающих о долгом пути хлеба от поля до нашего стола....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных представлений о хлебе у детей старшего дошкольного возраста "Откуда хлеб пришел на стол".

Итоговое занятие по формированию целостной картины мира о хлебе у детей старшегог дошкошьного возраста "Откуда хлеб пришел на стол".....