Бумага и ее свойства
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект ОД "Бумага и ее свойства" для детей старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности
«Бумага и ее свойства»
Цель: расширение представлений детей о бумаге и ее свойствах.
Задачи: развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи; учить делать выводы на основе эксперимента; развивать познавательную активность и интерес в процессе исследовательской деятельности; развивать мелкую моторику; воспитывать взаимопомощь и умение выслушивать товарищей.
Ведущая образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое, социально-коммуникативное развитие.
Материалы для занятия: коробка с бумажными предметами, листочки бумагиразного вида размером15/15см для игры «Найди на ощупь», материалы для проведения опытов, корзинка с цветами, выполненными в технике оригами, плоская прозрачная емкость с водой для сюрпризного момента.
Предварительная работа: беседы о происхождении бумаги, об использовании ее в повседневной жизни, рассматривание энциклопедий, иллюстраций по теме, сбор коллекции «Виды бумаги».
1. Организационный момент
Утренний ритуал (дети стоят в кругу)
-Доброе утро (каждому из детей)
-Доброе утро, вся Земля (все вместе)
2. Ход занятия
Появляется Инопланетянин (роль выполняет взрослый). В руках у него красивая коробка.
Инопланетянин:
- Доброе утро, Земляне! Мне нужна ваша помощь. На вашей планете я нашел интересные вещи, которых никогда раньше не видел. Не могли бы вы рассказать мне- что это такое и из чего это сделано (открывает коробку, выкладывает на стол предметы из бумаги: коробочку, тарелку, стакан, открытку, конверт, пакет, книгу, цветы, тетрадь, листочки для записи, блокнот)
Воспитатель:
- Доброе утро, Инопланетянин! Думаю, мы сможем тебе помочь. Правда, ребята?
- Посмотрите внимательно, из чего сделаны эти предметы? (ответы детей)
Мы с вами уже знаем, что бумага была не всегда. Расскажите инопланетянину: на чем в древние времена люди писали, рисовали (камни, дощечки, папирус)
- А из чего же делают бумагу? Кто помнит? (ответы детей)
• из древесины различных деревьев
• из некоторых растений
• из старой бумаги (макулатуры)
-Какие виды бумаги мы с вами знаем? (в помощь детям- коллекция различных видов бумаги, собранная ранее и оформленная на ватмане: печатная, газетная, цветная, обойная, туалетная, картон, оберточная, копировальная, денежная, наждачная и т. д)
-В чем различие разных видов бумаги (ответы детей)
Игровая деятельность
Игра «Найди на ощупь»
- Хотите поиграть? Мы с вами сейчас будем определять на ощупь плотность и фактуру бумаги. Помогать нам будут подушечки пальцев, а глаза завяжем платком.
Дети с завязанными глазами определяют, какая бумага (шероховатая, гладкая,тонкая, плотная, бархатная, гофрированная и т. д.)
- Ребята, посмотрите на предметы, которые принес Инопланетянин. Про какие из них можно сказать: бумажный (ответы детей- бумажный конверт, бумажный пакет, бумажный стаканчик); бумажная (салфетка, коробочка); бумажные (цветы, листки, игрушки)
-А как вы думаете: может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? Почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду (ответы детей)
-Давайте поиграем в игру «Бывает-не бывает». Если я назову предмет, который может быть сделан из бумаги- вы хлопаете в ладоши. Если нет-топаете. Будьте внимательны! (слова: книга, стол, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, велосипед, журнал)
- Молодцы!
-Как и все другие материалы, бумага тоже имеет определенные свойства. Хотите узнать- какие? Для этого мы с вами проведем несколько опытов. Занимайте места за столами.
На столах приготовлены подносы на каждого ребенка. На подносах: листочки бумаги разной плотности, разного цвета, вода в пластиковых емкостях.
Опыт 1.
-Давайте попробуем узнать- можно ли смять бумагу? Попробуйте, у всех ли бумага сомнется? (дети пробуют). А почему одну бумагу было легче смять, а другую- труднее (ответы детей). Какой можно сделать вывод? Бумага мнется. Чем толще и плотнее бумага, тем труднее ее смять.
Опыт 2.
Теперь возьмите цветную бумагу, сложите листок пополам, четко выделите линию сгиба. Затем разверните листок и попробуйте эту линию удалить. Получилось это у вас (ответы детей). Какой можно сделать вывод? Бумага гнется.
Опыт 3.
Давайте проверим- можно ли разорвать бумагу? Вся ли бумага порвалась? Какую легче разорвать- плотную или тонкую? (ответы детей). Сделаем вывод. Бумага рвётся. Плотная бумага рвется с трудом.
-Устали? Давайте отдохнем и поиграем.
Пальчиковая гимнастика.
Мы бумагу режем, режем,
Мы бумагу рвем, рвем,
Мы бумагу клеим, клеим,
Мы бумагу мнем, мнем.
Опыт 4.
- А для следующего опыта нам понадобится вода. Опустите листочки бумаги в воду. Что случилось? Все листочки намокли? Какие намокли быстрее? Попробуйте достать из воды тонкую бумагу. Что с ней происходит? (ответы детей). Толстая бумага намокает? Конечно, только для этого нужно больше времени. Какой сделаем вывод? Бумага намокает.
Опыт 5.
- Бумага легко воспламеняется и горит. Это свойство бумаги вы пока исследовать не будете. Как вы думаете-почему? (ответы детей). Верно, это очень опасно. Можно получить ожог, может случиться пожар. Я сама проведу этот опыт, а вы будете наблюдать.
- Понравилась ли вам наша сегодняшняя работа? Что интересного вы узнали о бумаге? Как мы используем бумагу в детском саду? (рисуем, пишем, делаем аппликацию и т. д)
- А нужно ли бумагу беречь? Почему?
- Молодцы! А теперь давайте спросим у нашего гостя: помогли ли мы ему разобраться с неизвестными предметами7
Инопланетянин:
- Большое спасибо, ребята! Вы мне очень помогли. Я расскажу на своей планете всё, что узнал сегодня.
Воспитатель:
- А на прощание у меня есть для вас сюрприз! Любите сюрпризы? Я принесла сегодня целую корзинку цветов. Только вот они еще не распустились. А хотите увидеть, как цветы начнут распускаться? Опустите их в воду. (лепестки в воде раскрываются)
- Посмотри, Инопланетянин, скоро весна, и на нашей планете распустятся красивые цветы. Прилетай еще к нам в гости!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/17/picture-59014-1421480349.jpg)
НОД педагога с детьми старшей логопедической группы с интеграцией познавательных областей.Тема "Бумага и ее свойства"
Занятие интегрированное, можно провести в рамках "Дня открытых дверей". Используется презентация, которую представляет ребенок. Цели презентации: знакомство со с...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/25/picture-208618-1361796815.jpg)
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности области «Познание» с интеграцией в областях «Коммуникация» и «Художественное творчество» на тему «Бумага и её свойства» для старшего дошкольного возраста
Содержание конспекта: экпериментальная деятельность, задания по развитию речи и аппликация на заданную тему...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/28/picture-328529-1382947032.jpg)
Конспект занятия из раздела предметный и социальный мир для детей младшего дошкольного возраста "Бумага и её свойства"
Цель занятия - знакомство детей со свойствами предметов, развитие умений и навыков работы с разными предметами с учётом их свойств и назначения....
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/08/picture-380529-1646737201.jpg)
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема: Знакомство с бумагой и её свойствами.
Дети на занятии знакомятся с бумагой и её свойствами....
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/22/picture-593473-1716357295.jpg)
Конспект занятия "Бумага и её свойства"
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников Благодаря использованию различных игровых приемов, общей сюжетной линии, смене видов деятельности и положительной эмоц...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/09/picture-478073-1415545190.jpg)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе по теме: «Знакомство с бумагой и ее свойствами».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитиюречи в подготовительной группе по теме: «Знакомство с бумагой и еесвойствами»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/13/picture-687221-1444746289.jpg)
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Бумага и ее свойства"
Познакомить детей с основными свойствами бумаги....