Конспект занятия по познавательному развитию «Царица Зима» (старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Петурова Лидия Андреевна

Конспект занятия по познавательному развитию

«Царица Зима»

(старшая группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsaritsa_zima.docx409.5 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад №50 комбинированного вида»

МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

Рузаевского муниципального района

Конспект занятия по познавательному развитию

«Царица Зима»

(старшая группа)

C:\Users\Stanislav\Desktop\230901-svetik.jpg

                                                                                Воспитатель: Петурова Л.А.

                                               г. Рузаевка 2018г.

Программное содержание: уточнить и расширить знания детей о характерных признаках зимы. Закрепить умение находить и узнавать зимующих птиц, учить видеть особенности их поведения зимой, упражнять в умении различать деревья. Дать детям знания о помощи людей растениям и птицам в зимних условиях. Воспитывать эстетическое видение природы, бережное отношение к ней. Помочь детям понять, что лес-это единая экосистема, в которой важен каждый, даже самый маленький элемент.

Материалы и оборудование: деревья, вырезанные из бумаги: березы, сосны, ели. Картинки с изображением животных и птиц; мультимедийное оборудование; белая ткань, сосновое масло; разрезные картинки.

Активизация словаря: березовая роща, сосновый бор, смешанный лес.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель предлагает отгадать загадку :

                                                                  Тройка-тройка прилетела,

                                                                   Скакуны в той тройке белой,

                                                                    А в санях сидит царица

        Белоока, белолица

        Как махнула рукавом,

        Все покрыла серебром.

        (Зима)

Воспитатель. О каком времени года эта загадка?

Дети. О зиме.

Воспитатель. Правильно! О зиме-царице, которая прилетела га тройке скакунов. Что это за тройка скакунов?

Дети. Это три зимних месяца: декабрь, январь, февраль.

        Воспитатель показывает зимние пейзажи на экране мультимедийного оборудования.

Воспитатель. Вот она, зимушка-зима, красавица, матушка!

Вопросы к детям:

-Как изменилась природа зимой?

-Какая погода зимой?

-Как зимуют растения?

-Почему мы не встречаем  насекомых?

-Почему не слышно птиц зимой?

-Как называют птиц, которые улетели в теплые края? (Перелетные.)

-Почему улетели птицы? ( Нет насекомых, нечем питаться.)

-Как называют птиц, которые остались зимовать? (Зимующие.)

-Как готовятся к зиме дикие животные? ( Рассказать о медведе, волке, лисе, зайце, белке, еже.)

- Как люди заботятся о птицах и зверях зимой?

Воспитатель обобщает ответы детей, обращая их внимание на экран мультимедийного проектора.

Воспитатель предлагает детям почитать стихи о зимнем лесе.

                                  Зимний лес

Зимний лес- это сказочный сон.

В нем волшебностью веет повсюду.

Тишиной очарует вас он,

Серебро вдруг подарит, как другу.

Им осыплет вас щедро с высот,

Лучом солнца поманит игриво,

И узорами снежных красот

Покорит ваше сердце, как диво.

Бахромой серебристой сверкая,

Манит лес своей сказкой тебя.

Я в плену у него, понимая,

Он –источник всех тайн бытия.

                                                         (Е.Шканова)

Зимнее утро

                                                    (отрывок)

Под голубыми небесами        Прозрачный лес один чернеет,

Великолепными коврами,        И ель сквозь иней зеленеет,

Блестя на солнце, снег лежит;        И речка подо льдом блестит.

        А. Пушкин

Воспитатель обращает внимание детей на пришедшего к ним гостя. Это Незнайка.

Незнайка. Здравствуйте, ребята! Я вот пришел к вам за помощью. Хотел пойти в лес, а не знаю, что это такое?

Воспитатель. Давайте поможем Незнайке: расскажем, что такое лес. Только мы с вами сейчас путешествовали по зимнему лесу, который подарила нам Царица зима. А мы расскажем Незнайке о лесе вообще: в любое время года. Для начала соберем вот эти разрезные картинки!

(Дети приходят к столам, соединяют части разрезных картинок. У них получается березовая роща и сосновый бор.)

Воспитатель. Какой лес у вас получился?

Дети. Березовая роща-лес, где растут одни березы.

Воспитатель. А у вас?

Дети. Сосновый бор- лес, где растут одни сосны.

Воспитатель. А в лесу растут разные деревья: береза, ель, сосна, осина, лиственница? Как назвать такой лес?

Дети. Смешанный лес.

Воспитатель. В этом лесу растут разные травы и кустарники.

( Дети составляют разрезную картинку и получается смешанный лес.)

Воспитатель. Чтобы получился настоящий лес-нужно поселить в нем животных, птиц и насекомых.

Незнайка. Вот насекомые-то мне и не нужны! Не нужно их поселять в мой лес! (Закрывает картинку руками.) Будут меня кусать.

Дети. А без насекомых в лесу не будут жить птицы и другие животные, которые ими питаются, например, ежики.

Воспитатель предлагает детям выбрать среди картинок насекомых, животных и птиц и «расселить» их в лесу.

                         Физкультминутка

                  Руки подняли и помахали-

                   Это деревья в лесу.

                   Локти согнули, кисти встряхнули-

                    Ветер сбивает росу.

                    Плавно руками помашем-

                    Это к нам птицы летят.

                    Как они сядут, покажем-

                    Крылья мы сложим назад.

         (Дети выполняют движения по тексту)

Незнайка. Я теперь боюсь идти в лес! Я там заблужусь! Вырубить надо половину деревьев.

Дети. Что ты, Незнайка! Деревья рубить нельзя! Деревья нам помогают очищать воздух!

Незнайка. Ребята, а почему вы любите лес?

Дети. В лесу хорошо! Приятно общаться с птицами, животными, растениями, наблюдать за ними!

Воспитатель. Лес-это общий дом для растений и животных. Животные делают норы, птицы-гнезда. Леса бывают разные: смешанные, где растут разные деревья. В березовых рощах растут одни березы. Это светлые леса. В сосновом бору-одни сосны, там приятно пахнет смолой. (Дает детям понюхать сосновое масло.) Хвойные, сосновые леса темные, это тайга. Лес по-разному выглядит в разное время года, но он всегда красив, даже зимой.

Воспитатель. Ребята, а теперь представьте, что вы в зимнем лесу. Какие краски вы использовали, чтобы изобразить зимний лес?

Дети. Белые, голубые, розовые.

Воспитатель. А какими красивыми словами можно назвать зиму?

Дети. Царица, волшебница, чародейка, красавица, матушка.

Воспитатель. А почему зиму называют матушка?

Дети. Потому что она заботится о природе, укутывает все белым одеялом, чтобы природа отдохнула, набралась сил.

Незнайка. Вот это да! А я и не знал, что зиму называют еще и матушкой! Оказывается, зима нужна природе, чтобы она отдохнула!

Воспитатель. В природе ничего не происходит зря. Все происходит в свое время и все к месту. И все-все-все в природе взаимосвязано! Берегите природу, ребята! Изучайте ее!

Помните! Нужно не только самому бережно относиться к природе и ее богатствам, но и останавливать других, тех, кто относится к природе потребительски, не бережет ее.

Дерево, трава и птица

Не всегда сумеют сами защищаться.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию «Перелетные птицы» /СТАРШАЯ ГРУППА/

конспект занятия по познавательному развитию  «Перелетные птицы»  /СТАРШАЯ  ГРУППА/...

Конспект занятия по познавательному развитию детей в старшей группе «В гостях у сказки»

Знакомство детей с мини музеем сказок; Закрепление знакомых сказок...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы. к презентациям К дню матери

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы. к презентациям К дню матери - часть 2 и часть 1...

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы. Тема занятия: «Звали меня югорцем, Землю мою- Югрой!»

Конспект занятияпо познавательному развитиюс детьми старшей группы.Тема занятия:«Звали меня югорцем, Землю мою- Югрой!»...

План - конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы Викторина «Все о птицах»

План - конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группыВикторина «Все о птицах»...

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Путешествие в страну Любознайка»

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики....

Конспект занятия по познавательному развитию " Здравствуй весна" Старшая группа

Конспект занятия по познавательному развитию "Весна"...