«Человек и северный олень»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Формировать знания детей о животном Севера-олень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 23.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Корликовская общеобразовательная средняя школа»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие»
Тема «Человек и северный олень»
Цель: Формировать знания детей о животном Севера- олень.
Задачи:
Образовательные
- учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; - формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над ее содержанием (с помощью вопросов воспитателя); - активизировать мыслительную деятельность, расширять словарный запас детей.
Воспитательные
- воспитывать потребность заботится о животных;
- воспитывать патриотические чувства, любовь к малой Родине.
Развивающие
- развивать умение находить взаимосвязь живых организмов со средой обитания (эксперимент); - развитие слухового внимания, памяти, мышления;
- развитие диалогического общения, умения слушать и высказываться;
- развивать ловкость, меткость в игре.
Материал:
1.Подборка фотографий «Северные олени»
3.Картина с изображением лося;
4. Фотоальбом «Природа нашего края»
5. Чашки с клюквой;
6. Ватман;
7. Картинки с изображением различных предметов (в том числе имеющих отношение к оленю);
8. Магниты.
Для эксперимента:
1.Лепешки из теста толщиной 1,5 см;
2. «Столы» (крышки от банки, прикрепленные с помощью пластилина карандашами, колпачки от фломастеров, пробки от пластиковых бутылок).
Для игры:
- Фигурги оленей- 10 шт.
- Веревка- 2 шт.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, я хочу вам рассказать одну легенду (на фоне играют спокойные хантыйские напевы):
«Будто в стране северного ветра живут счастливые люди. И нипочем им ни темные ночи, ни снег, ни вьюга, ни мороз. И одежда у них из звериных шкур, и едят они звериное мясо, но дух их не звериный, а человечий. Летом нипочем людям в оленьих шкурах ни комариный рой, ни гнус, ни болота, ни великая вода, ни дремучий бор…Эти счастливые люди-ханты»
Так живут люди Севера. Основная их профессия – оленевод. Как вы думаете, чем они занимаются?
Ответы детей: Они разводят, выращивают, откармливают оленей.
Воспитатель: Все верно, оленеводы - разводят, выращивают, откармливают оленей. Заботятся о том, чтобы они были сыты, для этого надо переезжать с места на место в поисках пищи. А любят олени лакомиться ягодами, грибами, ягелем (это такой мох).
А как вы думаете, на чем переезжают оленеводы с одного места на другое?
Дети: На оленях.
Воспитатель: А вы знаете, как называются большие сани, которые прицепляют к оленям? (их называют нарты)
Дети: нарты
Воспитатель: Да, олени - транспорт и пища, и одежда для народа ханты. Олень - самолет, и пароход и машина «Мерседес», только с рогами и копытами.
Физминутка
У оленя дом большой, он сидит, глядит в окошко.
Зайка по полю бежит, в дверь к нему стучит:
«Тук-тук, дверь открой, там в лесу охотник злой».
«Зайка, зайка, забегай! Лапку мне давай».
(Руки над головой – изображаем крышу дома.
Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой поддерживаем правую.
Бег на месте.
Топот ногами, руки на поясе.
Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой.
Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево.
Зазывание движения рукой.
Протягиваем руки с открытой ладонью)
Воспитатель: Народная мудрость гласит:
Оленю лучшая мерка – в дороге проверка. В дальнем, тяжелом пути можно узнать, какой олень сильный и выносливый.
Давайте рассмотрим картину, и попробуем составить рассказ об олене, какой он, северный олень?
Ответы детей: Шерсть густая. На голове красивые, ветвистые рога. В ноябре месяце олени сбрасывают свои рога, но потом они отрастают снова. Ноги у них короткие, хвост маленький. К зиме олени жиреют, что позволяет им переносить сильные морозы.
-А на какое животное, обитающее в лесу, очень похож олень? (на лося)
Действительно, эти животные очень похожи между собой, но есть у них очень интересное отличие. Давайте попробуем его найти? (обсуждение)
У северного оленя более широкие копыта. Для того, чтобы выяснить для чего оленю такие копыта, мы с вами проведем эксперимент.
Экспериментирование:
необходимо приготовить небольшие лепешки из теста на каждого ребенка. Также, каждой паре детей раздается по два заранее заготовленных «стола» с узкими ножками и более широкими. «Стол» — это крышка от банки, на внутренней стороне которой прикреплены с помощью пластилина четыре остро заточенных карандаша или четыре фломастера с колпачками. » Стол» с карандашами условно называется ЛОСЬ, «стол» с фломастерами — ОЛЕНЬ. Каждый из полученных «столов» дети ставят на лепешку — СНЕГ. Сверху на столы кладутся одинаковые грузы. После этого «столы» убираются и рассматриваются следы, оставленные опорами.
Воспитатель: Дети, что вы заметили? На снегу остались следы? Опишите мне следы ЛОСЯ. (острые, глубокие). А у ОЛЕНЯ? (неглубокие, почти незаметные). А как вы думаете, почему? (Дети высказываются, пытаются сделать вывод опыта)
Воспитатель: Зачем оленю широкие копытца?
Ответы детей: Чтобы он не проваливался в снег и не вяз в болотистых местах.
Воспитатель: чем меньше площадь опоры, то есть чем уже копыта, тем они глубже проваливаются в снег. Олени хорошо передвигаются по снегу, не проваливаются, так как копытца глубоко рассечены и могут легко расходиться в стороны.
Вот мы провели эксперимент и узнали, зачем оленю широкие копыта. А ханты сразу обратили внимание на оленьи копыта, приручили их и стали использовать в качестве транспорта, и своих детей с детства учат управлять оленями, вылавливать и загонять их. Обучают их этому занятию, конечно, с помощью разных игр. Я тоже вам предлагаю поиграть сейчас в одну из народных игр «Ловля оленей».
Описание игры:
На расстоянии 2 м. от черты устанавливаются макеты оленей. Дети становятся за черту и друг за другом пытаются закинуть веревку с петлей. Задача ребенка — накинуть аркан на «оленя», проявив ловкость и меткость.
После игры дети усаживаются за столом.
Итог
Воспитатель: На столе лежат картинки, вам необходимо выбрать только те, которые помогут нам вспомнить то, о чем мы сегодня узнали на занятии.
Дети выбирают картинки и прикрепляют магнитами к ватману.
Воспитатель: Ребята, помните я вам говорила, что олени любят полакомиться ягодой? Все эти ягоды богаты витамином С, который укрепляет организм и помогает ему бороться с простудой. Для вас, ребята, я приготовила немного витамина С, спрятанного в клюкве.
Воспитатель угощает детей ягодой (клюквой) из национальной посуды из бересты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированное занятие с детьми среднего дошкольного возраста "Здравствуй, северный олень!"
интегрированное занятие с детьми среднего дошкольного возраста по разделу ознакомение с окружающим на тему "Здравствуй, северный олень!"...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе №2 «Северные олени»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе №2«Северные олени»...
Совместная деятельность детей и педагогов с использованием здоровьесберегающих технологий "Северные олени" по физической культуре
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе по мотивам сказки "Снежная королева"...
Составление рассказа по картине «Северные олени» (конспект занятия по образовательной области «Коммуникация» (развитие речи) в подготовительной группе)
разработка конспекта занятия...
Северный олень
Аппликация из ткани, бархата...
Проект "Северный олень"
Знакомим детей с тундрой и ее обитателями...
Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству с использованием регионального компонента во второй младшей группе: "Здравствуй, северный олень!"
Програмное содержание:-Познакомить детей с северным оленем, проживающем на Крайнем Севере.-Учить различать и называть оленя-Находить, показыать и называть части тела оленя.-Формировать умение выделять...